Автор: Романова Ирина Михайловна
Должность: заведующий практикой
Учебное заведение: ГБПОУ НО "Арзамасский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Раздел: среднее профессиональное
РОЛЬ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ
Романова И.М.
ГБПОУ НО «Арзамасский медицинский колледж»
Компетенция – способность осуществлять какую-либо деятельность – как
привычную, так и новую – на основе органического единства знаний, умений, опыта
отношений.
Особое внимание обращается на необходимость употребления термина
«компетенция»,
а
не
«компетентность»,
трактуемую
как
адекватное
поведение
специалиста в организации.
Профессиональные компетенции, формируемые на производственной практике,
можно
представить
в
виде
формулы:
компетенция
=
знание
+
опыт.
Основой
является опыт студентов – опыт, полученный на учебной практике в кабинетах
доклиники,
и
новый
опыт,
приобретенный
в
лечебно-профилактических
учреждениях, в ходе производственной практики.
Различают три основных типа компетенций:
- технические, относящиеся к сфере профессиональной деятельности (например,
выполнение внутримышечных инъекций по алгоритму);
-
сквозные,
которые
необходимы
для
эффективной
трудовой
деятельности
в
различных сферах деятельности ( например, организовывать рабочее место, умение
эффективно общаться с пациентом и т.д.);
-
новые
базовые
компетенции,
которые
дополняют
умения
и
необходимы
для
получения
новых
знаний
и
адаптации
имеющихся
знаний
к
современным
требованиям, для профессионального роста и повышения
собственной трудовой
мобильности,
через
обучение
в
течение
всей
жизни.
Основным
заказчиком
компетентностного подхода являются, прежде всего, работодатели, которые хотят
видеть
в
выпускнике
колледжа,
помимо
традиционных
требований,
сформированные ключевые компетенции:
- коммуникабельность, умение общаться с пациентом;
- умение решать проблемы, умение принимать решения в зависимости от ситуации;
- чувство коллективизма;
- обучаемость.
Хороший специалист - это, прежде всего человек, имеющий специальную
профессиональную
подготовку,
но
это
ещё
и
человек
команды,
готовый
ответственно принимать самостоятельные решения, инициативный, способный
к
изменениям. Производственная практика позволяет понять сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Умение
организовывать собственную деятельность, принимать решения в стандартных и
нестандартных
ситуациях
и
нести
за
них
ответственность,
т.е.
формировать
ключевые компетенции успешного специалиста необходимые в профессиональной
деятельности.
Успешность студента как будущего профессионала формируется именно при
прохождении практики, когда теоретические знания и отработка манипуляций на
фантомах
и
муляжах
трансформируются
в
компетентности
по
оказанию
медицинской помощи конкретному пациенту, что позволяет заложить фундамент
будущей
успешности.
Практика
в
ЛО
способствует
формированию
не
только
профессиональных компетенций, но и социально-культурных и морально-этических
качеств медицинских работников, которые несут особую миссию в обществе.
Практиче ско е
обучение
со стоит
из
учебной
и
п р о и з в од с т в е н н о й
(профессиональной) практики. В ходе первой производственной практики должна
формироваться и демонстрироваться такая
модель организации труда среднего
медицинского
работника,
которая
обеспечивает
оптимальную
социально-
психологическую адаптацию студентов к будущей профессии, создает атмосферу,
позволяющую раскрыть
сущность работы
медицинского работника, побуждает
интерес
к
профессии,
обеспечивает
высокую
мотивацию
в
профессиональной
подготовке студентов.
В
ходе
практики
студент
овладевает
умениями
(компетенциями),
которые
рассматриваются как сложные структурные образования личности, включающие
чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные ее качества,
обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в
изменяющихся
условиях ее протекания. Умение – высшее человеческое качество, формирование
которого является конечной целью образовательного процесса, его завершением.
Умение формируются на основе освоенных в предшествующем опыте студентов
знаний и навыков.
Умения классифицируются:
- по направленности (игровые, учебные, трудовые, профессиональные);
-
по
уровням
организации
деятельности
(А.М.Новиков)
(операционные,
тактические, стратегические);
- по уровням овладения (А.М.Новиков, К.К. Платонов):
*
первоначальное
умение
–
осознание
цели
действия
и
поиск
способов
его
выполнения, ярко выражен характер проб и ошибок;
*
частично
умелые
действия
(овладение
умениями
в
выполнении
отдельных
приемов, операций) , проявление творческих элементов деятельности;
* умелая деятельность – творческое использование знаний и навыков с осознанием
не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения, овладение
умениями на уровне тактики трудовой деятельности;
* мастерство – овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности,
творческое использование умений.
В настоящее время лечебные организации желают получить специалистов не
только с определенным запасом знаний и умений, но и со способностью действовать
в
различных
проблемных
ситуациях
и
обладающих
такими
качествами,
как
гуманность, толерантность, искренность, креативность.
Этому
способствуют
сформированные
профессиональные
компетенции,
полученные в ходе учебной и производственной практики.