Напоминание

РОЛЬ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


Автор: Романова Ирина Михайловна
Должность: заведующий практикой
Учебное заведение: ГБПОУ НО "Арзамасский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РОЛЬ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ

Романова И.М.

ГБПОУ НО «Арзамасский медицинский колледж»

Компетенция – способность осуществлять какую-либо деятельность – как

привычную, так и новую – на основе органического единства знаний, умений, опыта

отношений.

Особое внимание обращается на необходимость употребления термина

«компетенция»,

а

не

«компетентность»,

трактуемую

как

адекватное

поведение

специалиста в организации.

Профессиональные компетенции, формируемые на производственной практике,

можно

представить

в

виде

формулы:

компетенция

=

знание

+

опыт.

Основой

является опыт студентов – опыт, полученный на учебной практике в кабинетах

доклиники,

и

новый

опыт,

приобретенный

в

лечебно-профилактических

учреждениях, в ходе производственной практики.

Различают три основных типа компетенций:

- технические, относящиеся к сфере профессиональной деятельности (например,

выполнение внутримышечных инъекций по алгоритму);

-

сквозные,

которые

необходимы

для

эффективной

трудовой

деятельности

в

различных сферах деятельности ( например, организовывать рабочее место, умение

эффективно общаться с пациентом и т.д.);

-

новые

базовые

компетенции,

которые

дополняют

умения

и

необходимы

для

получения

новых

знаний

и

адаптации

имеющихся

знаний

к

современным

требованиям, для профессионального роста и повышения

собственной трудовой

мобильности,

через

обучение

в

течение

всей

жизни.

Основным

заказчиком

компетентностного подхода являются, прежде всего, работодатели, которые хотят

видеть

в

выпускнике

колледжа,

помимо

традиционных

требований,

сформированные ключевые компетенции:

- коммуникабельность, умение общаться с пациентом;

- умение решать проблемы, умение принимать решения в зависимости от ситуации;

- чувство коллективизма;

- обучаемость.

Хороший специалист - это, прежде всего человек, имеющий специальную

профессиональную

подготовку,

но

это

ещё

и

человек

команды,

готовый

ответственно принимать самостоятельные решения, инициативный, способный

к

изменениям. Производственная практика позволяет понять сущность и социальную

значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Умение

организовывать собственную деятельность, принимать решения в стандартных и

нестандартных

ситуациях

и

нести

за

них

ответственность,

т.е.

формировать

ключевые компетенции успешного специалиста необходимые в профессиональной

деятельности.

Успешность студента как будущего профессионала формируется именно при

прохождении практики, когда теоретические знания и отработка манипуляций на

фантомах

и

муляжах

трансформируются

в

компетентности

по

оказанию

медицинской помощи конкретному пациенту, что позволяет заложить фундамент

будущей

успешности.

Практика

в

ЛО

способствует

формированию

не

только

профессиональных компетенций, но и социально-культурных и морально-этических

качеств медицинских работников, которые несут особую миссию в обществе.

Практиче ско е

обучение

со стоит

из

учебной

и

п р о и з в од с т в е н н о й

(профессиональной) практики. В ходе первой производственной практики должна

формироваться и демонстрироваться такая

модель организации труда среднего

медицинского

работника,

которая

обеспечивает

оптимальную

социально-

психологическую адаптацию студентов к будущей профессии, создает атмосферу,

позволяющую раскрыть

сущность работы

медицинского работника, побуждает

интерес

к

профессии,

обеспечивает

высокую

мотивацию

в

профессиональной

подготовке студентов.

В

ходе

практики

студент

овладевает

умениями

(компетенциями),

которые

рассматриваются как сложные структурные образования личности, включающие

чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные ее качества,

обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в

изменяющихся

условиях ее протекания. Умение – высшее человеческое качество, формирование

которого является конечной целью образовательного процесса, его завершением.

Умение формируются на основе освоенных в предшествующем опыте студентов

знаний и навыков.

Умения классифицируются:

- по направленности (игровые, учебные, трудовые, профессиональные);

-

по

уровням

организации

деятельности

(А.М.Новиков)

(операционные,

тактические, стратегические);

- по уровням овладения (А.М.Новиков, К.К. Платонов):

*

первоначальное

умение

осознание

цели

действия

и

поиск

способов

его

выполнения, ярко выражен характер проб и ошибок;

*

частично

умелые

действия

(овладение

умениями

в

выполнении

отдельных

приемов, операций) , проявление творческих элементов деятельности;

* умелая деятельность – творческое использование знаний и навыков с осознанием

не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения, овладение

умениями на уровне тактики трудовой деятельности;

* мастерство – овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности,

творческое использование умений.

В настоящее время лечебные организации желают получить специалистов не

только с определенным запасом знаний и умений, но и со способностью действовать

в

различных

проблемных

ситуациях

и

обладающих

такими

качествами,

как

гуманность, толерантность, искренность, креативность.

Этому

способствуют

сформированные

профессиональные

компетенции,

полученные в ходе учебной и производственной практики.



В раздел образования