Авторы: Крылова Лидия Васильевна, Негреева Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 83"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: логопедическое занятие
Тема: Звуки М-МЬ, буква М
Раздел: дошкольное образование
Занятие
Тема: Звуки М – МЬ, буква М
Цель: Произношение и различение звуков М – МЬ, звуковой анализ слов типа «мак, тим». Составление схем звукового
состава. Правило написания большой буквы. Согласование глаголов с личными местоимениями: я, мы, они. Активиза-
ция глагольной лексики. Знак-во с буквой М, чтение слогов. Большая буква в словах.
Оборудование: буква М, кассы, фишки, мальчик в зеленной и синей рубашке с колокольчиками и без них, листы со
слогами для чтения, кукла Маша.
Ход занятия
1) Организационный момент. Психогимнастика.
- вы помните сказку «Три медведя»?
- изобразите сердитого медведя.
- покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку? Как обрадовались возвращению Машеньки её родители?
2) Знакомство с темой - показать куклу.
Это Машенька из сказки «Три медведя». Сегодня она к нам в гости пришла.
- с какого звука начинается имя этой девочки? (М) Какой это звук?
- найдите среди этих мальчиков этот звук М (по характеристике)
- посмотрите, у звука М есть родной брат, звук МЬ, найдите его.
- придумайте слова, где бы был этот звук М.
3) Различение звуков М – МЬ, игра «Наоборот».
- сейчас Машенька будет называть вам твердый слог, а вы скажите наоборот – мягкий.
Ам – амь ма – мя мать – мять
Ом – омь мо – ме мыло – Мила
Ум – умь му – мю мыл – мил
Ым – ымь мы – ми мал – мял
- Машенька огорчилась что сломала стульчик Мишутки. Она решила пойти к медведям и отнести им подарки, и попро-
сить прощения. Помогите ей подобрать подарки медведям. В их названиях должны быть звуки М – МЬ ( мед, малина,
машинка, пирамидка, мозаика, матрешка, гармонь, …).
- активизация глагольной лексики.
Мы с Машенькой в лес … (пойдем), на машинке … (поедем), бегом … (побежим), тропинку обязательно … (найдем), к
домику … (придем), подарки … (отнесем, подарим, отдадим, вручим).
-
какой звук произносится в конце всех этих слов? (М).
-
с Машей выполнить действия. Логопед говорит про себя, ребенок про себя и дети – про ребенка и Машу.
Я иду – мы идем – они идут
Я стою – мы стоим – они стоят
Я беру, я мету, я подношу, я дарю, ялежу.
4) Знакомство с буквой М
Взялись за руки друзья П куда – то торопилась
И сказали: «Ты да Я – Посредине провалилась,
Это Мы, а между тем П не П теперь совсем -
Получилась буква М. Она стала буквой М.
Предложить 2-ум детям взяться за руки и образовать букву М.
5) Звуковой анализ, преобразование слов, чтение.
мак так там Тима
- чтение слов, а так же слогов.
Ут, уп, ум, ат, ап, ам, ит, ип, им, эт, эм.
-
знакомство с правилом написания большой буквы в именах. На доске выложены Тома, Тима, мама.
6) Итог занятия.