Авторы: Негреева Елена Владимировна, Крылова Лидия Васильевна
Должность: учитель-логопед, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 83"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: логопедическое занятие
Тема: Дифференциация звуков С-СЬ. Ударение
Раздел: дошкольное образование
Занятие
Тема: Дифференциация С – СЬ, ударение.
Цель: Закрепить правильное произношение звуков С-СЬ, дать понятие об уда-
рении, учить самостоятельно, выделять голосом ударный звук. Учить состав-
лять схемы 2-х сложных слов, закрепить обозначение твердых и мягких со-
гласных соответствующими фишками. Учить составлять предложения с
предлогами НА, ПОД, НАД. Уточнить понятие «предлог» (маленькое слово).
Учить ориентироваться в пространстве, активизировать в речи слова: справа,
слева, впереди, сзади. Развивать слух.
Оборудование: картинки со звуками С-СЬ на каждого ребенка, кассы, схемы,
панно «дерево», демонстрационные домики – схемы, кубик, картинки: замок –
замок, кружки – кружки , предметы на каждого из пособия «календарь приро-
ды».
Ход занятия
1. Организационный момент: садится тот, кто скажет слово со звуками С-СЬ
(по рядам).
2. Работа со звуками С-СЬ.
- Чем отличаются слоги АС-АСЬ. Определить твердый или мягкий звук в сло-
ве.
- Разделить слова - названия на слоги, определить их количество. (логопед
показывает домик с одним подъездом (с одним окошком), дети поднимают
соответствующие картинки).
- Выложить и прочитать слова из разрезной азбуки, составить к ним схемы.
КОСЫ, СИТО
3. Работа над грамматическим строем речи.
- Уточнить понятие, что предлог – это маленькое слово: НАД, ПОД, В, НА,
ПЕРЕД, ЗА…
- Логопед берет 2 кубика и выполняя действие говорит: «Этот кубик я кладу
НА стол, а этот ПОД стол».
Дает ребенку и предлагает тоже положить кубик … стол, …, (пропущен
предлог, поэтому непонятно куда надо положить кубик НА или ПОД стол).
Дать детям еще задание с предлогами НА и ПОД.
- Выставляется панно «дерево» и дети должны расположить фигурки вокруг
него, определяя словами, куда поставил свою картинку.
- Составление предложений из данных слов
Спит, кот, стул, на.
Столик, на, стоит, миска.
Скамейка, стоит, под, коляска.
Кусты, под, ягода, много.
Спать, собака, сосна, под.
4. Знакомство с ударением.
- Однажды два друга Саша и Сема сидели и рисовали. Саша нарисовал замок
и кружки, Сема замок и кружки. Так что нарисовал Саша? А что Сема? Похо-
жи ли их рисунки? А слова, которые обозначают их? Замок – замок; кружки –
кружки.
- В каждом слове мы ставим ударение. Что же это такое? Мы голосом ударя-
ем, на какой-то гласный звук в слове и в зависимости от этого слова звучат по-
разному. Вот послушайте.
Замок – замок кружки – кружки
Раздели – раздели заплачу – заплачу.
- Попробуйте сами изменить ударение в словах.
Хлопок, полки, пропасть, стоит, потом, пары, трусить, стрелки, мука.
Задание: - придумать слова со звуком С - СЬ
- составление предложений с предлогами
(пос. «календарь природы»).
- упражнять в постановке ударения в словах.