Автор: Габец Татьяна Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Ровненская СОШ
Населённый пункт: с. Ровное
Наименование материала: Открытое занятие
Тема: Динамическое чтение
Раздел: начальное образование
НЕПРЕРЫВНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
ПЕДАГОГА
-ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Т.Н. Габец
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ровненская средняя
общеобразовательная школа
Нельзя быть счастливым, не умея читать. Плохое чтение, заниженная по
отношению
к
оптимальной
скорость
влекут
за
собой
почти
все
беды
школьной системы, т.е. скорость чтения является самым важным фактором из
числа
влияющих
на
успеваемость,
поддержание
интереса
на
уроках,
усидчивость, удовольствие от чтения книг. Нечитающий ребёнок, подросток
– это катастрофа школы, общества. Нельзя ли хотя бы в какой-то мере
изменить существующее положение? Оказывается, можно. Нужно научить
учащихся
быстро
читать.
Многолетний
опыт
показывает,
что
дети
продолжают хорошо учиться в старших классах. Если начальную школу они
закончили, имея навык чтения 100-170 слов.
Чтобы повысить технику и осознанность чтения, я предлагаю пользоваться
нетрадиционным методом обучения чтению- методом динамического чтения.
Динамическое чтение-это чтение глазами, когда читаются не буквы и слоги,
не слова, а целые группы слов, блоки.
Начинать
работу
можно
в
любом
классе
в
любое
время.
Единственное
условие-читать каждый день.
С чего начать? Прежде всего выявить факторы, мешающие быстрому чтению:
1.
Регрессия-возвратные движения глаз.
2.
Малое поле зрения (научить глаз двигаться вертикально), шире глядеть.
3.
Неумение найти главное в тексте.
4.
Использование смысловой догадки
Для дальнейшей работы предлагаю следующие задания:
1.Найти лишнюю букву: у о а и с э е ы ю я
м л м л м л п м л м л м л
2. Найти лишнее слово:
Река заяц
Ручка медведь
Ручей горох
Речка ёжик
Ручеёк овца
3. Раздели слова на две группы:
Корова, соловей, коза, заяц, горох, ёжик, медведь, ворона.
Постепенно
задания
усложняются
Очень
хорошо
развивают
поле
зрения
таблицы
Шульте.
Таблицу
можно
изготовить
самим
или
с
помощью
родителей. У каждого ученика карточка, в каждую клетку которой вписаны
цифры от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 25.
В конце первого класса можно вводить следующие упражнения: «чтение-
спринт», «чтение-разведка», чтение со счётом слов.
Чтение-спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для них
скорости читают про себя незнакомый для них текст, плотно сжав губы и
зубы.
А
после
прочтения
отвечают
на
сформулированные
перед
чтение
вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей,
быстрей,
ещё
быстрей»,
добавляя
при
этом:
«Читать
нужно
всё».
Это
упражнение рекомендую проводить перед чтением вслух каждого текста.
При обучении «чтению-спринт» пользуюсь памяткой:
Памятка
1.
Плотно сожми губы и зубы.
2.
Читай только глазами.
3.
Читай как можно быстрее.
4.
Ответь на вопросы к тексту.
Чтение-разведка заключается в том, что учащиеся на максимальной для них
скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные
перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению,
но и умению ориентироваться в тексте.
При обучении «чтению-разведка » пользуюсь памяткой:
Памятка
1.
Плотно сожми губы и зубы.
2.
Поставь пальцы на начало и конец строки.
3.
Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на
вопросы.
Чтение со счётом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для
них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и
его содержание, а после окончания подсчёта числа слов назвать это число и
ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту.
Цель
этого
упражнения-загрузить
уши
учащихся
посторонней
работой-
подсчётом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить про
себя текст. Они приучаются читать только глазами. К этому упражнению
применяю следующую памятку:
Памятка
1.
Плотно сожми губы и зубы.
2.
Читай только глазами.
3.
Читай как можно быстрее, считая про себя слова текста.
4.
Ответь на вопросы к тексту.
Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих
упражнений
и
в
том,
что
после
первого
самостоятельного
знакомства
с
текстом
читают
его
вслух
выразительно,
уверенно
пользуясь
смысловой
догадкой.
Наряду с основными упражнениями я использую и другие:
1.
Упражнение «Финиш». Методика работы такая же, как и при «Чтении-
спринт», только читаем до указанного слова или выражения.
2.
Чтение
с
речевыми
помехами.
Ученик
читает
про
себя
текст.
Одновременно напевая знакомую песенку или декламируя наизусть
стихотворение.
3.
Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).
4.
Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу
заранее выученный ритм, дети должны читать глазами незнакомый
текст. А после прочтения ответить на вопросы по содержанию.
5.
Чтение страницы текста при условии, что закрыто 5 букв слева, потом 5
букв
справа,
затем
5
букв
слева
и
5
букв
справа
одновременно.
Учащиеся догадываются, о чём там написано.
Совершенствование
техники
чтения
про
себя-
лучший
фундамент
совершенствования техники чтения вслух. На каждом уроке можно
использовать такие приёмы и методы:
1.
Чтение за диктором.
2.
Чтение в парах, групповое чтение.
3.
Чтение с отрывом взгляда от текста (посмотреть в окно).
4.
Чтение с переходом на незнакомый текст.
5.
Жужжащее чтение.
6.
Чтение в темпе скороговорки.
Преимущество указанных методов заключается в том. Что они оживляют
урок
вызывают
интерес
к
самому
процессу
чтения,
являются
одним
из
способов повышения качества обучения.
Закончить хочется словами: «Давайте читать!!! Читать с каждым днём всё
быстрее и быстрее, совершенствуя навыки чтения, быстрого чтения. Быстрое
чтение- мощный и современный инструмент познания окружающего нас
мира.
На
уроках
русского
языка
большая
проблема
в
том,
что
дети
пишут
безграмотно, не умеют проверять написанное, применять изученные правила,
не
могут
запомнить
написание
словарных
слов.
Из
опыта
работы
двух
последних лет хочу сказать, что хороший результат даёт работа в парах (в
парах
сменного
состава)
по
методике
ВТ(взаимотренажа).
Такая
работа
нравится
детям
и
они
с
удовольствием
отрабатывают
любое
правило,
словарные слова и ЗСП (упражнения, раскрывающие значение, строение и
правописание слов).
Перед началом работы дети получают карточку, где напечатан небольшой
теоретический материал, помогающий вспомнить правило, а потом карточку
для
ВТ.
Например
по
теме
«Проверяемые
безударные
гласные
в
корне»
карточка выглядит так:
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно:
И э м е н и т ь
с л о в о
п о
принципу:
Один – много: река – реки;
Много – один: леса-лес;
Что
делал?
Что
делать?
Что
делает?: писать
–
пишет.
Подобрать
однокоренное
слово,
в
котором
проверяемая гласная была бы под ударением:
Слово
–
предмет
(имя
существительное):
светло – свет;
Слово – признак (имя прилагательное): добро –
добрый;
Слово
с
ум е н ь ш и т е л ь н о - л а с кат е л ь н ы м
значением: зима – зимушка.
Звезда – звёзды
Сосна - сосны
Столбы - столб
Коржи - корж
Ловил – ловить - ловит
Смотрел – смотреть - смотрит
Молотить - молот
Ленивый - лень
Встречать - встречный
Опоздать - поздний
Светить - светит
Водить - водит
Птенец - птенчик
Перо - пёрышко
Спиши,
вставляя
пропущенные
буквы,
рядом
запиши
проверочное
слово:
Сб.гать –
з.лотая –
уд.вительный –
схв.тил –
ск.зал –
посм.треть –
гр.бы –
стр.на –
ст.кло –
увл.кался -
Спиши,
вставляя
пропущенные
буквы,
рядом
запиши
проверочное
слово:
К.лосья –
Пом.гаем –
З.лёный –
Об.жаться –
Г.ворить –
Сн.гири –
Отв.чать –
Зам.хать –
Засм.ялся –
Ск.зать -
Литература: журнал «Начальная школа»,2009г., №6, статья Н.Л Быстровой
«Обучение динамическому чтению».