Автор: Остапенко Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №15 "Серебряное копытце"
Населённый пункт: Город Сургут, Тюменской области
Наименование материала: Проект
Тема: "Что за чудо эти сказки"
Раздел: дошкольное образование
«Что за чудо эти книжки!»
Актуальность:
Залог хорошего воспитания каждого ребенка – активное участие в этом процессе,
прежде всего, родителей.
По мнению специалистов, деятельность, общение педагогов и родителей должно
базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются
основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения,
поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи.
Именно по этой причине многие детские сады ориентированы на поиск новых форм и
методов
работы,
которые
позволяли
бы
учесть
актуальные
потребности
родителей,
способствовали
формированию
активной
родительской
позиции.
В
современных
социально-экономических
условиях, родители
вынуждены
большую
часть
времени
отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность.
Следовательно, у родителей остается меньше времени для занятий с ребенком,
организации
его
досуга.
Кризисная
ситуация
в
семье
ведет
к
нарушению
детско-
родительских
отношений.
Как
показывают современные
исследования, у
многих
родителей
появилась
потребность
в
«хорошем
ребенке».
Авторитарность
родителей
приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроениям взрослых в семье,
отрицая
свои
настроения
и
переживания.
А это, ведет к нарушению мироощущения
ребенка и возникновению проблем личностного роста. Ребенок не понимает, любим ли
он,
положительно
ли
к
нему
относятся
близкие
и,
как
следствие
этого,
возникает
нарушение
половой
идентификации, дефицит
чувства
собственного
достоинства,
безынициативность, чувство вины. Все эти сложности в детско-родительских отношениях
говорят
о
необходимости инновационной,
целенаправленной,
систематической
и
специально организованной работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении.
Цель: создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ и
семьи,
дающей
новое
качество
образования,
переход
на
личностное
взаимодействие
педагога и родителей в процессе воспитания ребенка.
Задачи:
Способствовать
активизации
творческой
инициативы
родителей
воспитанников
ДОУ;
Гармонизация
и
укрепление
детско-родительских
отношений
в
процессе
творческой деятельности;
Привлечение родителей к активному участию в творческой деятельности ДОУ;
Популяризация и укрепление статуса гармоничной, активной семьи
Совершенствовать
уровень
накопленных
практических
навыков
через
продуктивную деятельность.
Тип проекта:
по доминирующему методу: практико-ориентированный
по характеру контактов: социально-психологический;
по содержанию: открытый, детско-взрослый, фронтальный, краткосрочный.
Проблема: если в ДОУ будут внедряться перспективные технологии взаимодействия с
семьей, то:
будут
созданы
условия
для
гармонизации
детско-родительских
отношений
и
развития познавательного интереса детей.
родители повысят уровень педагогических знаний в области воспитания детей, а
так
же
будут
активными,
заинтересованными
участниками
воспитательно
–
образовательного процесса и в целом в жизни детского сада;
Методы и средства реализации проекта:
Содержание данного проекта позволяет реализовать принцип оптимального соотношения
между процессами развития, детерминированные действиями взрослого и процессами
саморазвития,
обусловленными
собственной
активностью
детей,
которые
строятся
на
помощи, взаимном сотрудничестве.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
Поскольку
деятельность
в
рамках
предлагаемого
нами
проекта
рассчитана
на
непосредственное участие в ней родителей, нам очень важно знать, что хотят видеть,
делать
сами
родители,
к
чему
у
них
есть
интерес
и
стремление.
Для
этого
мы
организовали
круглый
стол,
интервьюирование
и
беседы д л я родителей
и
детей,
определили тему для дальнейшей разработки, результаты которой и легли в основу нашей
дальнейшей совместной деятельности. В основу работы с детьми был заложен принцип
«погружения
в
тему»,
проблему.
Используя
проблемные
задания
познавательно-
исследовательской
направленности,
педагоги
при
активном
участии
родителей
предоставляли
детям
возможность
получать
новые
знания
об
окружающей
действительности, побуждали и развивали интерес к разным видам детской деятельности,
формировали нравственные чувства.
Для закрепления положительных результатов, организовали презентацию продукта
совместного творчества детей и родителей на конкурсной основе.
Предполагаемые результаты:
повышение
педагогической
культуры
родителей, формирование
у
них
педагогических
умений
и
навыков,
рефлексивного
отношения
к
себе
как
к
воспитывающим взрослым;
создание книги-самоделки с придуманной сказкой;
обобщение и распространение опыта совместного детско-родительского творчества
в виде «Книги сказок» придуманных воспитанниками и родителями.
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители .
Работа педагогов по подготовке проекта:
постановка целей задач на основе изученных проблем;
беседа и интервьюирование родителей и детей;
составление плана проекта;
оформление «Книжка малышка» придуманных родителями и детьми.
План работы по реализации проекта
Формы работы
Задачи
Участники
Подготовительный
этап
Интервью для
родителей
«Как вы проводите
свободное время с
детьми?»
Выяснение затруднений в вопросах
воспитания детей.
Воспитатели
Круглый стол для
родителей «Там, на
неведомых дорожках»
Повысить интерес родителей к
сотрудничеству. Поднять уровень
информационной подготовленности
родителей в вопросах воспитания
детей.
Воспитатели
Домашнее задание
«Сказки на ночь»
Привлечение родителей к
активному участию в творческой
деятельности ДОУ;
Дети, родители.
Прослушивание и
Учить слушать прозу и поэзию,
воспитатель, дети.
анализ сказок о
доброте, добрых
делах и поступках.
понимать содержание текстов и
выражать к ним свое отношение.
Формировать нравственно-
эстетическое отношение к
окружающему миру, дружелюбие,
толерантность.
Беседа «Обычные и
необычные книги»
Побудить к сочинению творческих
сказок
. Воспитатель, дети
Домашнее задание
«Придумай сказку
сам»
Упражнять в умении сочинять
сказки, развивать творческое
воображение, память. Обогащать
родительско-детские отношения
опытом ведения совместного
речевого творчества.
Дети, родители
Конкурс «Самая
интересная сказка»
Развивать эмоциональный отклик на
придуманные сказки. Поддерживать
стремление ребенка активно
вступать в общение, высказываться.
Развивать индивидуальные
литературные предпочтения,
способность к умению
аргументировать свой выбор.
Развивать
толерантность( способность к
пониманию, принятию точки зрения
собеседника)
Воспитательи
Основной этап
Проектирование
книги
(беседа с родителями)
Проектирование
книги
Развивать творческие способности
ребенка в процессе создания ими
индивидуального проекта
иллюстраций книги. Закреплять
умение связно и последовательно
излагать сказку, выделять ключевые
слова. Совершенствовать умение
работать с мнемотаблицами.
Формировать умение
договариваться
Воспитатель, дети
Продуктивная
деятельность
«Заготовки к
иллюстрациям»
Развивать способность
ассоциировать образы с
различными материалами.
Формировать умения подбирать
соответствующий материал для
создания заготовок к объемным
иллюстрациям, аргументировать
свой выбор. Развивать мелкую
моторику рук. Развивать поисковую
деятельность, творческую
инициативу.
Воспитатели, родители
Завершающий этап
Продуктивная
деятельность
«Изготовление
пригласительных
открыток для
родителей»
Развивать чувство композиции,
цветовое восприятие и
художественный вкус. Развитие
мелкой моторики рук. Развивать
коммуникативные навыки при
объединении детей в творческие
группы.
Воспитатель, дети
Презентация продукта
совместного
творчества «Что за
чудо эти книжки?!»
Поддерживать творческую
активность и сплоченность
педагогов, родителей, детей.
Развивать творческую инициативу.
Укреплять семейные традиции.
Родители, дети, воспитатели.
Беседа и
изобразительная
деятельность «Мои
впечатления от
участия в проекте»
Предоставить детям и родителям
возможность рассказать о своих
впечатлениях, полученных в ходе
проекта, выразить свои мысли в
рисунке.
Родители, дети.
Оформление и
редактирование
«Книжка малышка»
Обобщение и распространение
результатов совместного творчества
детей и взрослых.
воспитатели.
Совместный
проект
с
родителями
«Создание
книжки-
малышки «В гостях у сказки»» (средняя группа)
Проект: создание книжки-малышки «В гостях у сказки».
Тип проекта: творческий.
Проект:индивидуальный, семейный. Предполагается активная помощь родителей.
Это способствует созданию атмосферы заинтересованности, сотрудничества и
сотворчества детей и родителей.
Образовательная область: «Познание»; «Коммуникация»; «Чтение художественной
литературы»; «Художественное творчество».
По срокам: краткосрочный, рассчитан на одну неделю.
Актуальность проекта: Поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с
художественной литературой:
• недостаточное внимание уделяется чтению художественной литературы родителями
детям.
• замена книги на мультфильмы и компьютер.
Введение в мир искусства и систему теоретических знаний о книжках-малышках
вооружит участников проекта художественными умениями и навыками в данной
области. Приобретённые навыки помогут развитию интереса к художественной
литературе воспитанников.
Цель проекта: пробуждение интереса к книгам путём создания книжки-малышки.
Задачи проекта:• Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям
художественной литературы.
• Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать
эмоции.
• Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах
деятельности (игровой, продуктивной, в общении).
• Дать информацию родителям о важности чтения художественных книг в развитии
ребенка.
Этапы работы над проектом:
• Работа с родителями: Формулирование и принятие цели работы;
На занятии была предложена тема: найти, прочитать и принести в группу книжки
серии «книжки-малышки». Просмотрев те книжки-малышки, что принесли
воспитанники, пришли к выводу: эти книжки интересны детям 4 -5 лет. Решили
сделать свои книжки-малышки.
• Работа педагогов: подбор необходимого материала по теме, в начале проекта
воспитатели провели с родителями диагностику «Что вы читаете дома с ребенком?».
Родителям предложено совместно со своими детьми оформить изо выставку «Мои
любимые сказки».
• Совместная деятельность родителей и детей: оформление и выставки «Книжки
малышки своими руками».
• Предполагаемые результаты: создание книжки-малышки «В гостях у сказки» .
• Презентация книжки-малышки.По итогам работы проводится выставка. Данный
вид работы способствует формированию процессуальных и результативных мотивов,
элементарных приёмов совместной деятельности. Интерес поддерживается за счёт
того, что дети воспринимают всё как игру и видят результат своей работы.