Литература в 7-ом классе на основе авторской программы М.В. Черкезовой
Автор: Обручкова Зинаида Петровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Большеяльчикская СОШ им.Г.Н.Волкова Яльчикского района Чувашской Республики" Населённый пункт: с Большие Яльчики Наименование материала: Рабочая программа Тема: Литература в 7-ом классе на основе авторской программы М.В. Черкезовой Раздел: полное образование
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 7 классе для школ с родным (нерусским ) языком обучения
создана
с учётом требований федерального компонента государственного стандарта
основного
общего образования, на основе авторской программы М.В Черкезовой.
Учебник для реализации программы: Литература.7 кл.: учебник –хрестоматия для школ с родным
(нерусским)
и
русским
(неродным)
языком
обучения/
авт.-сост.
М.Б.Ганженко,
М.В.Черкезова,
А.Д.Жижина и др.; под ред. Проф. М.В.Черкезовой.- 10-е изд.- М .: Дрофа, 2014.
Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий
пять разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню
подготовки
учащихся;
перечень
учебно-методического
обеспечения,
календарно-тематическое
планирование.
Цели курса:
-
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,
национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
способной, осознавая свою принадлежность к родной культуре, уважительно относиться к русской
литературе (культуре), к культурам других народов;
—
формирование
потребности
в
самостоятельном
чтении
произведений
русской
литературы;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственных и эстетических ценностях, о
выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, о произведениях литератур
народов России и зарубежной литературы; овладение умениями анализировать художественные
произведения с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, выявлять в
них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;
—
формирование
представления
о
специфике
литературы
в
ряду
других
видов
искусств,
эстетической восприимчивости к произведениям иноязычной и инокультурной русской литературы;
эстетического вкуса на основе освоения русских художественных текстов, умений сопоставлять их с
художественными текстами родной литературы, выявлять сходство и различия, обусловленные
особенностями образно-эстетической системы обеих литератур;
—
овладение
умениями
формулировать
собственное
отношение
к
изученным
литературным
произведениям,
давать
им
обоснованную
оценку,
в
отдельных
случаях
—
собственную
интерпретацию;
— развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на русском языке на
основе изучения произведений русской литературы, понимание русского слова в его эстетической
функции, овладение стилистически окрашенной русской речью;
— овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.
Задачи изучения литературы в 7 классе:
*
развитие интереса к чтению, обогащение представлений о специфике литературы как искусства
слова;
* духовно-нравственное
образование
учащихся
в
процессе
изучения
произведений
русской
литературы;
*развитие умений анализировать художественный текстс опорой на теоретико-литературные знания;
*формирование речевой культуры и коммуникативной компетенции.
Общая характеристика учебного курса
Учебный предмет «Литература» — часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с
предметом
«Русский
язык».
Русская
литература
является
одним
из
основных
источников
обогащения
русской
речи
учащихся,
формирования
их
речевой
культуры
и
коммуникативных
навыков.
Изучение
языка
художественных
произведений
способствует
пониманию
учащимися
эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Изучение
литературных
произведений
на
широком
общекультурном
фоне
поможет
учащимся
воспринять
русскую
литературу
как
существенную
часть
русской
культуры,
а
также
учесть
этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, реализуется принцип
диалога культур.
В школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения соотношение литературного
материала (художественных произведений) с историко - и теоретико-литературными знаниями
оказывается
несколько
иным,
в
сравнении
с
русской
школой,
поскольку
определенный
объем
сведений историко - и теоретико-литературного характера учащиеся приобретают в курсе родной
литературы.
Изучение русской литературы учащимися школ с русским (неродным) и родным (нерусским)
языком обучения, имея много общего с изучением русской литературы учащимися русских школ,
характеризуется ярко выраженной спецификой. Национальная специфика опосредованно влияет на
восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с
русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные
особенности родной для учащихся литературы.
Специфичен и отбор содержания литературного образования для данного типа школ. Перечни
произведений, предлагаемых для изучения в школах с русским (неродным) и родным (нерусским)
языком обучения включены в фундаментальное ядро, обязательны для изучения в обоих типах
учебных заведений и входят в систему итогового контроля. Однако, наряду с произведениями,
включенными в фундаментальное ядро, в программе есть обзоры, содержание которых жестко не
регламентировано. В предлагаемой рабочей программе для школ с русским (неродным) и родным
(нерусским) языком обучения произведена замена отдельных произведений, которые включены в
обзоры
для
школ
с
русским
(родным)
языком
обучения.
Это
—
произведения,
отражающие
этническое многообразие России, контакты русского населения с другими народами, населяющими
Россию. В школе с родным (нерусским) языком обучения отдельные произведения, сложные для
нерусских учащихся в языковом отношении, предложены в сокращении.
Место предмета в базисном учебном плане школы :
Базисный план школы предусматривает изучение курса в VII классе в количестве 102 часов (в
неделю-3ч.), хотя по программе Черкезовой ему отведено лишь 68 ч. Из 102 часов на контрольные
работы выделено часов, на отдельные уроки развития речи - ч., на внеклассное чтение- ч.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, краткий, выборочный, с использованием образных
средств
или
цитат
из
текста),
выразительное
чтение,
развёрнутый
ответ
на
вопрос,
анализ
произведения,
комментирование,
характеристика
литературного
героя,
инсценирование,
защита
проектов, сочинения по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
-
итоговый
(за
полугодие):
тест,
включающий
задания
с
выбором
ответа,
проверяющий
начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса
В познавательной сфере
*адекватное восприятие и анализ художественного текста;
* знание содержания изученных текстов, основных теоретико-литературных понятий, связанных с
прочитанными литературными произведениями, художественных текстов, рекомендуемых для
заучивания наизусть;
* умение выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
характеризовать героев;
* умение сопоставлять разные произведения в плане общности темы, проблемы, жанра, сравнивать
героев литературных произведений;
* умение сопоставлять произведения русской и родной литературы, близкие по тематике,
проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и национально обусловленные различия.
В эстетической сфере:
* определение принадлежности произведения к одному из литературных родов и жанров;
понимание образной природы словесного искусства;
* умение характеризовать особенности сюжета, композиции, осознавать роль изобразительно-
выразительных средств в литературном произведении;
* сопоставление русского оригинала с переводом на родной язык с целью выявления своеобразия
русского оригинала;
* умение воспринимать литературное произведение как явление словесного искусства.
В ценностно- ориентационной сфере:
* осмысление духовно- нравственных проблем, раскрываемых в произведениях русской
литературы;
* понимание вневременного и наднационального значения духовно- нравственных ценностей,
заложенных в литературных произведениях, выявление современного звучания произведений
русской классики;
*определение авторской позиции и своего отношения к ней;
* умение выражать своё отношение к прочитанному;
* сопоставление духовно-нравственных ценностей русской литературы, нравственных идеалов
русского народа с духовно- нравственными ценностями и нравственными идеалами своего народа,
выраженными в произведениях родной литературы.
В коммуникативно- речевой сфере:
* адекватное восприятие произведений русской литературы;
* выразительное чтение произведений (или фрагментов), в том числе выученных наизусть, с
соблюдением норм русского литературного произношения;
* выделение смысловых частей текста и составление плана эпического произведения;
* умение отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
* объяснение значения отдельных слов и выражений средствами русского языка;
* перевод отдельных выражений, фрагментов произведений русской литературы на родной язык;
* овладение различными видами пересказа эпических произведений и их фрагментов;
* умение строить письменные и устные высказывания в связи с изученными произведениями
русской и родной литературы, участвовать в диалоге;
* участие в обсуждении тем и проблем, поднимаемых авторами произведений, умение понимать
чужую точку зрения, аргументировать собственную позицию и формулировать выводы;
* написание изложений по изученным эпическим произведениям;
* написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Содержание программы
I.Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет» (фрагмент «Смерть Олега от своего коня»)
II. Из русской литературы XIXвека
В.А.Жуковский «Светлана», «Море»
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»,
«19 октября», «Кавказ», «Станционный смотритель».
М.Ю.Лермонтов «Поэт», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Смерть поэта».
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова».
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова - внука» (глава «Первая весна в деревне»)
И.С.Тургенев «Роза», «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти
Ю.П.Вревской»,
«Порог» («Стихотворения в прозе»), «Живые мощи»
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос», «Размышления у парадного подъезда»
А.К.Толстой «Василий Шибанов»
М.Е.Салтыков-Щедрин «Коняга»
Н.С.Лесков «Кадетский монастырь»
Л.Н.Толстой «Отрочество»
В.М.Гаршин «Красный цветок».
III. Из русской литературы XX века
В.Г Короленко «Слепой музыкант»
М.Горький «Детство», «В людях»
В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», «Строго воспрещается»
С.А.Есенин «Не ветры осыпают пущи…», «Не бродить, не мять в кустах
багряных…», «Шел Господь пытать людей в любови…», «Песнь о собаке»,
«Низкий дом с голубыми ставнями…»
А.А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Клятва»,
«Мужество», «Родная земля», «Лотова жена»
В.Ф.Тендряков «Весенние перевертыши»
А.А.Вознесенский «Тбилисские базары»
Б.Ш.Окуджава «Молитва», «Песенка об открытой двери»
IV. Из литературы народов России.
Г.Тукай «О, эта любовь!», «На могильный камень любимой»
V. Из зарубежной литературы.
М.де Сервантес Сааведра «Дон Кихот»
Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»
Ф.Шиллер «Перчатка»
Перечень учебно-методического обеспечения
Базовый учебник
-Литература.7 кл.: учебник –хрестоматия для школ с родным (нерусским) и русским (неродным)
языком обучения/ авт.-сост. М.Б.Ганженко, М.В.Черкезова, А.Д.Жижина и др.; под ред. Проф.
М.В.Черкезовой.- 10-е изд.стереотип. - М .: Дрофа, 2014.
Для учителя:
-Н.В.Егорова. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.:
Просвещение, 2008.
Электронные пособия
-«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 классы».
-«Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия» 2015».
- «Интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ. Литература».
Календарно- тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
№
уро
ка
Тема урока
Кол
ичес
тво
часо
в
Элементы содержания
Дата
1
Введение. Литература в
поисках смысла жизни.
1
Литература в поисках смысла жизни.
2
Древнерусская литература:
возникновение, каноны,
традиции и жанры.
1
Поучительный характер древнерусской
литературы. Её значение, возникновение,
каноны, традиции и жанры.
3
Повесть временных лет
(фрагмент «Смерть Олега от
своего коня»).
1
Русская летопись и ее значение в культурной
жизни народа. Представление о роли судьбы в
жизни человека в рассказе о смерти князя Олега.
Фатализм в мировосприятии древних. Представ-
ление о роли судьбы в жизни человека в родном
фольклоре учащихся
4
Вн/чт.«Поучение»
Владимира Мономаха.
1
Нравственные проблемы произведения.
5
Вн/чт. « Повесть о Петре и
Февронии Муромских".
1
Нравственные проблемы произведения.
6
Р/р. Сочинение «Каково
назначение человека на
земле».
1
Р.Р Сочинение «Каково назначение человека на
земле»
7
В.А.Жуковский. Рассказ о
поэте.
1
Романтизм.
8
«Светлана». Романтическое
воссоздание картин
народного русского быта.
1
Баллада как лироэпический жанр.
Романтическое воссоздание картин народного
русского быта.
9
«Светлана». Образ мира,
противостоящего царству
зловещего рока.
1
Образ стабильного и прекрасного мира.
Трактовка несчастья как «лживого сна», а
счастья — как «пробужденья». Образ мира, про-
тивостоящего царству зловещего рока.
10
«Море». Метафорическое
отождествление жизни
человека и природы.
1
Метафорическое отождествление жизни
человека и природы. Философская наполнен-
ность символического образа моря, таящего
«глубокую тайну бытия». Композиция
стихотворения, выражающая романтическое
противопоставление земного и небесного.
Изобразительно- выразительные средства.
11
А.С.Пушкин. Интерес
Пушкина к истории.
1
Рассказ о поэте. Лирика. Лирический герой.
Понятие о жанре, стиле, художественном
приёме, стихотворном размере. Рифма.
Двусложные размеры.
12
А.С.Пушкин «Песнь о вещем
Олеге» и её летописный
источник.
1
Сопоставление с текстом летописи
(конкретизация черт, присущих кудеснику и
Олегу). Образ кудесника как прообраз
пушкинского идеала поэта (правдивость, непод-
купность, знание высшей правды — основные
его черты). Противопоставление князя и
кудесника как представителей земной власти и
высшей истины.
13
«Песнь о вещем Олеге».
Смысл сопоставления Олега
и волхва.
1
Сопоставление с текстом летописи
(конкретизация черт, присущих кудеснику и
Олегу. Противопоставление князя и кудесника
как представителей земной власти и высшей
истины.
14
Мотивы любви и природы в
лирике А.С.Пушкина. Стих.
«На холмах Грузии…».
1
Лиризм, глубина и благородство чувств
лирического героя. Красота и мелодичность
стиха. Романсы русских композиторов на стихи
Пушкина.
15-
16
А.С.Пушкин. Лицейские
годы. «19 октября».
«Кавказ».
2
Тематика и проблематика стихотворения о
дружбе. Характеристики товарищей-лицеистов,
клятва верности в дружбе. Тревожная
тональность последних строф и оптимис-
тический характер всего стихотворения.
Величественный образ Кавказа в стихотворении.
Роль олицетворений и сравнений. Лирический
герой произведения.
17-
18
«Станционный смотритель».
Изображение «маленького
человека», его положение в
обществе. Призыв к
уважению человеческого
достоинства. Гуманизм
повести.
2
Сюжет, тема, идея, конфликт. Гуманизм повести.
Сочувствие простому «маленькому человеку».
Тема «отцов и детей». Непреходящее значение
нравственных проблем произведения. Точность
и краткость — черты стиля зрелого Пушкина-ре-
алиста.
19
Вн/чт. А.С.Пушкин.
«Барышня-крестьянка».
Любовь – смысл жизни.
1
Непреходящее значение нравственных проблем
произведения.
20
Р/р. Сочинение «Мой
Пушкин».
1
Р.Р Сочинение «Мой Пушкин».
21
М.Ю.Лермонтов. Личность
поэта. Основные мотивы
лирики поэта.
1
Рассказ о писателе. Основные мотивы лирики
поэта.
22
«Когда волнуется
желтеющая нива». Проблема
гармонии человека и
природы.
1
Философская проблематика стихотворения.
23
Стих. «Поэт» Тема судьбы
поколения, роли поэта и
назначения поэзии в жизни
общества.
1
Образ поэта в лермонтовской лирике. Тема
судьбы поколения, роли поэта и назначения
поэзии в жизни общества. Неприятие поэтом
светского общества. Трагическая судьба поэта.
Глубина чувств, трагическое ощущение судьбы
поэта в современном обществе.
24
Стих. «Смерть поэта».
Гневное обвинение высшей
знати в гибели великого
поэта.
1
История создания стихотворения. Отклик
Лермонтова на смерть Пушкина. Гневное
обвинение высшей знати в гибели великого
поэта. Изобразительно- выразительные
средства.
25
Р/р. Урок выразительного
чтения стих «Когда
волнуется желтеющая нива».
1
Изобразительно- выразительные средства.
26-
27
«Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
Калашникова». Эпическая
основа жизненной позиции
каждого из главных героев
произведения.
2
Эпическая основа. Жизненная позиция каждого
из главных героев произведения. Связь
произведения с устным народным творчеством.
Значение этой связи для определения авторской
позиции, постижения авторского замысла.
Художественное совершенство стиха поэмы, его
ритмико-интонационная структура в
соотнесении с поэтическими образами.
28
Р/р Сочинение –
рассуждение «Кто в «Песне
… является настоящим
героем и почему?»
1
Р.Р Сочинение – рассуждение «Кто в «Песне …
является настоящим героем и почему?»
29
Н.В.Гоголь. Страницы
истории.
1
Рассказ о писателе. Жанр исторической повести.
30
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба».
Эпоха и герои.
1
Эпический характер произведения, историче-
ские события, положенные в основу повести.
Нравы и обычаи Запорожской Сечи. Атмосфера
высокой героики, ощущение полноты и
насыщенности жизни, размах, широта души
казаков.
31
Товарищество и братство в
повести Н.В.Гоголя «Тарас
Бульба».
1
Тарас и его сподвижники. Черты былинных
героев в образах казаков. Высокий
патриотический пафос произведения. Чувство
духовного родства, товарищества —
отличительная черта героев повести: превос-
ходство духовного родства над кровным. Защита
родины, своей веры от вражеского
посягательства, готовность умереть за них.
32
Остап и Андрий –
сопоставительная
характеристика героев.
1
Сопоставительная характеристика героев.
Столкновение любви и долга в душах героев.
33
Художественные
особенности повести «Тарас
Бульба».
1
Деталь в прозаическом произведении.
34
Р/р. Подготовка к сочинению
по повести Н.В.Гоголя»Тарас
Бульба».
1
Подготовка к домашнему сочинению по повести
«Тарас Бульба».
35
К/р . Тестирование по
творчеству Пушкина,
Лермонтова, Гоголя.
1
Контроль знаний и умений.
36-
37
С.Т.Аксаков. «Детские годы
Багрова-внука». Восприятие
2
Рассказ о писателе. Восприятие героем
радостной картины преображающейся природы.
героем радостной картины
природы.
Поэтическое изображение тончайших оттенков
этого восприятия. Духовное взросление
маленького героя. Произведения родной
литературы о природе родного края.
38
И.С.Тургенев. Рассказ о
писателе. Стих. «Роза».
1
Рассказ о писателе. Торжество вечно
обновляющейся жизни, человек и смысл его
жизни на земле.
39
«Как хороши, как свежи
были розы…». Торжество
вечно обновляющейся
жизни, человек и его смысл
жизни на земле.
1
Торжество вечно обновляющейся жизни,
человек и смысл его жизни на земле. Гимн
всепобеждающей любви, молодости, вечно
обновляющейся жизни, непреходящей силе
прекрасного, вдохновению.
40
Стихотворения в прозе.
«Памяти Ю.П.Вревской»,
«Порог».
1
Понимание самопожертвования как высшего
смысла и счастья жизни. Великая сила и тайна
самопожертвования. Двойственность отношения
к подвигу самопожертвования: оценка его как
святости или как неразумности.
41
«Живые мощи». Трагическая
судьба героини рассказа и ее
духовное просветление.
1
Трагическая судьба героини рассказа и ее
духовное просветление, дающее силы перенести
тяжелые испытания.
42
Р/р Урок выразительного
чтения стих. в прозе
И.С.Тургенева «Русский
язык».
1
Выразительное чтение стихотворения в прозе.
43
Вн./чт. по рассказу
И.С.Тургенева «Бирюк».
1
Нравственные проблемы произведения.
44
Н.А.Некрасов. Жизнь и
творчество. Изображение
красоты, поэзии и тягот
крестьянского труда и быта в
поэме «Мороз Красный нос».
1
Изображение красоты, поэзии и тягот кресть-
янского труда и быта. Образ русской женщины,
идея страдания и терпения. Тема смерти в
поэме. Простое и мудрое отношение к смерти у
русского крестьянства. Фольклорные мотивы в
произведении.
45
«Размышления у парадного
подъезда». Боль поэта за
судьбу народа.
1
Сюжет стихотворения. Народные характеры и
судьбы. Размышления поэта о судьбе народа, его
унижении, страданиях, силе, терпении и покор-
ности. Образ повествователя. Глубокий лиризм
стихотворения, боль поэта за тяжелую долю
народа. Контраст в произведении.
46
К/р . Тестирование по
творчеству Аксакова,
Тургенева, Некрасова.
1
Контроль знаний и умений.
47
А.К.Толстой. «Василий
Шибанов». Обращение поэта
к русской истории и
фольклору.
1
Рассказ о поэте. Обращение поэта к русской
истории и фольклору.
48
«Василий Шибанов».Образ
Ивана Грозного. Поэтическое
изображение чувства любви
к Родине, верности, чувства
долга простого человека из
1
Обращение поэта к русской истории и фолькло-
ру. Образ Ивана Грозного. Нравственная пробле-
матика баллады. Поэтическое изображение
чувства любви к Родине, верности, чувства
долга простого человека из народа.
народа.
49
М.Е.Салтыков-Щедрин и его
сказки.
1
Рассказ о писателе. Своеобразие жанра
политической сказки.
50
«Коняга». Боль за судьбу
замученного русского
народа.
1
Противопоставление образов мужичка и Коняги
образам пустоплясов. Боль за судьбу
замученного русского народа.
51
Вн/чт. Салтыков-Щедрин
«Дикий помещик».
Обличение социальных
пороков.
1
Эзопов язык.
52
Н.С.Лесков. Биография
писателя. «Кадетский
монастырь».
Комментированное чтение.
1
Основа рассказа -достоверные события из жизни
Первого кадетского корпуса.
53-
54
«Кадетский монастырь».
Черты праведников в героях
рассказа.
2
Основа рассказа -достоверные события из жизни
Первого кадетского корпуса.. Черты пра-
ведников в героях рассказа. Воспитание в
подростках чувства чести и благородства,
товарищества и любви к отчизне.
55-
56
«Кадетский монастырь».
Воспитание в подростках
чувства чести и
благородства, товарищества
и любви к отчизне.
2
Воспитание в подростках чувства чести и
благородства, товарищества и любви к отчизне.
57
Вн/чт. Мое любимое
произведение Н.С.Лескова.
1
Рассказ о любимом произведении.
58
Л.Н.Толстой. Рассказ о
писателе.
1
Рассказ о писателе.
59
«Отрочество». Жанр
повести. Формирование
характера Николеньки
Иртеньева.
1
Жанр автобиографической повести. Формиро-
вание характера Николеньки Иртеньева. Его ост-
рая наблюдательность, стремление к правде,
добру. Внутренний монолог как средство
воссоздания духовного мира людей.
60-
61
В.М.Гаршин. «Красный
цветок». Тема страстного
сопротивления злу. Чувства и
духовный мир героя.
2
Обыденность и героизм в художественном мире
Гаршина. Тема страстного сопротивления злу.
Прославление великого подвига
самопожертвования. Символический образ
Красного цветка. Красный цветок как
воплощение мирового зла. Аллегорический
смысл рассказа. Глубокий психологизм и лиризм
повествования.
62
К/р . Тестирование по
творчеству Лескова,
Толстого, Гаршина.
1
Контроль знаний и умений.
63-
64
В.Г.Короленко. «Слепой
музыкант». Проблема
счастья в повести.
2
Прославление бескорыстной дружбы и чистой
любви. Психологизм повести. Роль искусства в
жизни человека.
65-
66
«Слепой музыкант».
Гимн человеку- победителю.
2
Гимн человеку- победителю.
67
Р/р. Сочинение «Нужны ли в
жизни сочувствие и
сострадание?»
1
Р/р. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие
и сострадание?»
68
М.Горький. Биография
писателя. «Детство».
Автобиографический
характер повести.
1
Рассказ о писателе. Автобиографический
характер повести.
69
«Детство». Изображение
«свинцовых мерзостей
жизни».
1
Изображение в повестях «свинцовых мерзостей
жизни». Противостояние героя злу и
несправедливости. Образ Акулины Ивановны:
ее доброта, поэтичность натуры, стойкость.
70
«В людях». «Яркое,
здоровое, творческое в
русской жизни».
1
Нравственное становление Алеши
71
Р/р. Подготовка к сочинению
«Золотая пора детства» в
произведениях Л.Н.Толстого,
М.Горького».
Р.Р. Подготовка к сочинению «Золотая пора
детства» в произведениях Л.Н.Толстого,
М.Горького»
72
Вн/чт. М.Горький. «Мои
университеты».
1
Нравственные проблемы произведения.
73
Слово о Маяковском.
«Строго воспрещается»
Сатира на бюрократический
стиль речи и общения.
1
Сатира на не всегда уместный бюрократический
стиль речи и общения. Противоречие между
«бумажными» законами и самой жизнью.
Неожиданные метафоры и рифмы как средство
создания комического эффекта. Глубокий
политический подтекст стихотворения.
74
В.В.Маяковский. «Хорошее
отношение к лошадям».
1
Сострадание, сочувствие, доброта как
естественные нормы жизни человека.
Гуманистический пафос стихотворения
75
Р/р. Выразительное чтение
стихов Маяковского.
Выразительное чтение стихов Маяковского.
76
С.А.Есенин. «Песнь о
собаке». Ответственность
человека за все живое на
земле.
1
Ответственность человека за все живое на
земле.
77
«Не ветры осыпают пущи…»
1
Влияние фольклорных традиций и христианской
образности в стихотворении. Прием
отрицательного параллелизма, развернутая
христианская символика.
78
«Шел Господь пытать людей
в любви…». Евангельские
мотивы любви к ближнему,
сострадания и милосердия.
1
Глубокий гуманистический пафос
стихотворения. Евангельские мотивы
незаметной, непоказной любви к ближнему,
сострадания и милосердия.
79
«Не бродить, не мять в
кустах багряных…».
1
Р.Р Навыки работы со стихотворным текстом, с
научно-популярными текстами, усвоение
теоретических понятий.
80
«Низкий дом с голубыми
ставнями…». Любовь поэта
к родному краю.
1
Любовь поэта к родному краю. Неброские
картины родной природы.
81
Р/р. Сочинение. «Природа в
стихах Есенина».
1
Сочинение. «Природа в стихах Есенина».
82
Вн/чт. Урок выразительного
чтения стихов С.А.Есенина.
Выразительное чтение стихов.
83
А.А.Ахматова. Рассказ о
поэте. «Смуглый отрок
бродил по аллеям…».
1
Мысль об особом даре великого поэта,
способного оказать влияние на судьбу России.
Особая выразительность стиха, звукопись в
поэзии Ахматовой.
84
А.А.Ахматова «Не с теми я,
кто бросил землю…».
1
Глубокое внутреннее чувство любви к родине,
чуждое любому внешнему, показному
проявлению. Неприятие эмиграции.
85
«Клятва», «Мужество». Тема
родины, звучащая в стихах
военных лет.
1
Тема родины, с пронзительной силой звучащая в
стихах военных лет. Глубокая убежденность в
победе, недопустимость мысли о том, чтобы
покориться врагу. Сила и мужество лирического
героя. Сохранение русской речи как символа
непобедимости и величия русского народа.
86
«Родная земля». Отношение
к родной земле как к
святыне.
1
Отношение к родной земле как к святыне.
Многозначность слова-образа «земля» в
стихотворении. Своеобразие размера
стихотворения
87
«Лотова жена» (из цикла
«Библейские стихи).
Своеобразное осмысление
библейского мотива о
неотвратимости и
справедливости наказания за
ослушание Богу.
1
Своеобразное осмысление библейского мотива о
неотвратимости и справедливости наказания за
ослушание Богу. Поэтическое оправдание этого
поступка.
88
В.Ф.Тендряков. Биография
писателя. «Весенние
перевертыши».
1
Становление личности подростка.
89
«Весенние перевертыши».
Становление личности
подростка.
1
Становление личности подростка. Контрастное
сопоставление образов юных героев.
90
А.А.Вознесенский
«Тбилисские базары».
Полнота и радость
ощущения жизни.
1
Полнота и радость ощущения жизни.
Изобразительно- выразительные средства.
91
Б.Ш.Окуджава. Слово о
поэте и барде. «Молитва».
1
Изобразительно- выразительные средства.
92
Б.Ш.Окуджава .«Песенка об
открытой двери».
1
Изобразительно- выразительные средства.
93
Вн/чт. Песни на слова
русских поэтов XX века.
1
Чтение, анализ, сообщение.
94
Г.Тукай. Стих. цикла «О, эта
1
Тема, проблема произведения.
любовь!», « На могильный
камень любимой».
95-
96
С. М. де Сервантес. «Дон
Кихот». Образ главного
героя.
2
Философский роман. Стремление Дон Кихота к
возрождению золотого века. Столкновение
высоких идеалов и реальной действительности.
97
Ж.Б.Мольер «Мещанин во
дворянстве». Проблема
подлинной и мнимой
культуры.
1
Классическая комедия нравов. Комедийный
конфликт. Образ Журдена.
98
Ф.Шиллер «Перчатка». Идея
чести и человеческого
достоинства.
1
Романтический пафос баллады. Идея чести и
человеческого достоинства. Напряжённость
сюжета и неожиданность развязки.
99
Р/р. Сочинение – миниатюра
«Моё любимое
произведение, изученное в 7
классе».
1
Сочинение – миниатюра «Моё любимое
произведение, изученное в 7 классе».
100
Урок – игра по программе 7
класса.
1
Контроль знаний и умений.
101
К/р . Итоговое тестирование
1
Контроль знаний и умений.
102
Вн/чт. Книги для чтения
летом.
1
Рекомендация литературы на лето.