Напоминание

"ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ РУССКОГО КОМПОЗИТОРА ХХ ВЕКА В.ГАВРИЛИНА В РЕПЕРТУАРЕ УЧАЩИХСЯ ДМШ И ДШИ"


Авторы: Латыпова Наиля Галимзяновна, Кулеева Лилия Ахметовна
Должность: преподаватели по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО г.Казани "ДМШ №1 им.П.И.Чайковского"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ РУССКОГО КОМПОЗИТОРА ХХ ВЕКА В.ГАВРИЛИНА В РЕПЕРТУАРЕ УЧАЩИХСЯ ДМШ И ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Преподаватели МБУДО г.Казани

«Детская музыкальная школа № 1 им. П.И.Чайковского»

Латыпова Н.Г. (преподаватель фортепиано

высшей квалификационной категории),

Кулеева Л.А. (преподаватель фортепиано

высшей квалификационной категории)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЫДАЮЩЕГОСЯ РУССКОГО

КОМПОЗИТОРА ХХ ВЕКА

В.ГАВРИЛИНА В РЕПЕРТУАРЕ УЧАЩИХСЯ ДМШ И ДШИ

Музыка выдающегося русского композитора В.Гаврилина очень яркая, самобытная, зани-

мает достойное место в истории нашей культуры и, конечно же, заслуживает большего внима -

ния и изучения ее на начальном этапе музыкального образования, т.е. в репертуаре ДМШ. Хо-

тим обратить внимание на циклы: «Деревенские эскизы», «Портреты», «Танцы», включенные в

сборник «Пьесы для фортепиано», изданный в 1976г.

Все пьесы программны: точные названия дают дополнительную возможность для пробу-

ждения фантазии, понимания, более точного образного представления. Музыка очень интерес -

ная, талантливая, самобытная, яркая и очень понятная, несмотря на все сложности музыкально -

го языка, который очень богат и разнообразен.

В музыке циклов явно ощущается два стилевых направления творчества В.Гаврилина: к

первому направлению относятся произведения, близкие по содержанию, по интонационному

строю русской народной музыке, произведения очень русские по духу. Здесь важно отметить то,

что эта связь не исключает использование современных средств музыкального языка, а наобо-

рот, возникает при помощи этих средств («Деревенские эскизы»); ко второму направлению от-

носятся произведения, очень современные и по содержанию и по музыкальному языку, в них

В.Гаврилин использует самые новейшие приемы письма («Портреты»).

В мелодиях многих пьес слышна живая интонация человеческого голоса, для этих пьес ха -

рактерна вокальная фразировка. Каждая интонация очень выразительная, выпуклая, говорящая.

Это относится в первую очередь к «Деревенским эскизам». В пьесах цикла «Портреты», рисую-

щих конкретные, реальные характеры, преобладает инструментальность. Для всех пьес харак -

терны метро-ритмическое многообразие, (однако частые смены метра не нарушают единства,

цельности), современные гармонии, наложение одной гармонии на другую, приемы полито -

нальности, красочное использование педали, широкое и смелое использование всей клавиатуры.

Музыка полна искренности, проникновенности, очень выразительна. Она трогает, вызывает от -

клик у исполнителя и слушателя. Очень ценна авторская редакция. Тщательно и подробно пока -

зана фразировка; многочисленные авторские ремарки, разнообразные динамика, штрихи – все

это очень помогает педагогу и ученику понять замысел композитора. Пьесы могут быть включе-

ны в репертуар средних и старших классов ДМШ.

ЦИКЛ «ДЕРЕВЕНСКИЕ ЭСКИЗЫ»

В цикле четыре пьесы. В музыке явно чувствуется народный русский дух, да и само назва -

ние подчеркивает это. В каждой пьесе цикла совершенно очевидно ощущается близость к рус -

ской песне. Композитор здесь использует все средства выразительности современного музы -

кального языка: многообразие метро-ритмов, разнообразие гармоний, приемы политональности.

Мелодия очень свободная, гибкая, интонационно очень выразительная, вокального происхожде-

ния. Такты имеют чисто формообразующее значение, мелодия и гармония развиваются очень

свободно, «ломая» границы такта. Но, несмотря на все эти сложности, музыка очень ясная и по -

нятная, потому что все подчинено раскрытию содержания этой очень русской музыки. Во всем

цикле прослеживается сквозная сюжетная линия развития, что подтверждается не только общим

содержанием, но и интонационным и гармоническим единством: через весь цикл проходят об-

щие интонации, гармонии, ритмы, приемы письма. Каждая пьеса как бы рождается из предыду-

щей и продолжает ее образное содержание. При работе над циклом мы пользовались определен-

ной программой, при составлении которой отталкивались в первую очередь, конечно, от самой

музыки и от связи ее с вокальным циклом автора на военную тематику, что помогает ученику

лучше понять содержание музыки.

«В старом доме» - самая светлая по настроению и содержанию пьеса. Очень выразитель-

на мелодия, для нее характерна вокальная фразировка – отсюда очень живая, говорящая интона-

ция, что свойственно для мелодического языка всего цикла; живой человеческий голос слышит-

ся в каждой пьесе. С первых же тактов мелодии звучат интонации секунды, которые пройдут че-

рез весь цикл и в последующей пьесе превратятся в интонации плача, стона. Интересен гармо -

нический язык пьесы – диссонирующие гармонии с несколькими секундами на одной педали,

наслаиваясь одна на другую, звучат очень светло, красочно. Это красочное ostinato создает ощу-

щение света, тепла, надежности, чего-то очень родного и близкого. Возможно это светлые

воспоминания детства, которое прошло в старом доме. Очень интересно соединение независи-

мых партий обеих рук: мелодии и сопровождения. Они несут в себе два начала: в сопровожде -

нии - это светлое настроение, а в мелодии, также очень светло звучащей, нисходящие интона -

ции секунды – интонации грусти, которые получат развитие в последующих пьесах цикла. И

ритмическое оформление этих двух линий очень своеобразное и интересное: в сопровождении

абсолютно не ощущается тактового деления, а мелодия – очень свободная, гибкая, длинная,

льющаяся на большом дыхании, в структурном отношении ясно членится на мотивы, которые, в

основном, располагаются в рамках такта. Заканчивается пьеса в левой руке Ре мажорной квин -

той, а в мелодии – си минорным квартсекстаккордом. От всей пьесы веет настроением тихой,

светлой грусти.

«Баю-баю- баюшки» - дальнейшее образное развитие цикла. Мы представили, что это по -

следняя ночь, последняя колыбельная перед разлукой, поэтому интонации малой нисходящей

секунды – интонации печали, грусти занимают большое место в первой половине пьесы. Во

второй половине хроматические интервалы уступают место диатоническим (из окончания пье -

сы «В старом доме») – просветляется характер, хотя вдруг неожиданно дважды врывается ак -

корд из восьми малых секунд как тревожное предчувствие грядущей беды. Заканчивается свет-

лым До мажором, но с секундой си-до. Довольно сложный размер семь четвертей, но это легко,

удобно ложится на слова баю-баю-баюшки.

«Частушка» - драматический центр цикла. Мы слышим здесь диалог, разговор при

расставании, можно представить картину прощания. Здесь, опять-таки, чисто вокальная мело-

дия, в ней явно слышится диалог двух голосов. В сопровождении – непрерывное ostinato, кото-

рое придает тревожный, беспокойный, трепетный характер. Благодаря непрерывности этого os-

tinato вся пьеса исполняется как бы на одном дыхании. Музыка «Частушки» очень глубока, се-

рьезна, искренна, очень печальна. Заканчивается пьеса повисающим доминантовым звуком, зву-

чащим очень одиноко, вопросительно.

«Загрустили парни». В музыке этой пьесы много экспрессии. Вступление Appassionato

передает взволнованную, напряженную атмосферу. В основной части Lamento в сопровождении

- вновь ostinato, в мелодии настойчиво повторяются секундовые интонации плача, жалобы, сто-

на, тот же размер 5/8. Здесь ощущается явная интонационная, гармоническая и ритмическая

связь с предыдущими пьесами и особенно с первой – «В старом доме». Загрустили парни,

оторванные от родного дома, по родным и близким. После кульминационного третьего предло -

жения Lamento следует просветленный Ре мажор (опять-таки с секундой) – из окончания первой

пьесы. Но в конце вновь возвращается ostinato и трижды повторяются секундовые интонации

скорби. Заканчивается си минорным секстаккордом. Остается ощущение незавершенности,

недосказанности и это характерно для окончаний всех пьес цикла. Интонационная, гармониче-

ская, ритмическая связь между пьесами, и особенно между первой и последней, обрамляет весь

цикл и придает стройную, неразрывную форму всему циклу.

Данная трактовка, конечно, субъективна, но музыка цикла, как нам кажется, дает возмож-

ность так ее понимать.

ЦИКЛ «ПОРТРЕТЫ»

Цикл состоит из трех пьес: «Капризная», «Мальчик гуляет, мальчик зевает…» и «Беззабот -

ный».

«Мальчик гуляет, мальчик зевает…» - веселый, игривый марш, написанный в трехчаст-

ной форме с небольшим вступлением и заключением. Музыка марша очень хорошо передает ра -

достное, приподнятое настроение мальчика во время прогулки. В гармоническом и ритмическом

плане все ясно и просто. Несколько сложнее в ритмическом отношении середина, где происхо -

дят неожиданные смены ритма (видимо, какое-то небольшое приключение).

«Беззаботный» - очень интересная пьеса. Здесь смелые, диссонирующие гармонии, посто-

янная смена метра: 4/4, 3/4, 3/8, 5/8, 6/8, 12/8, 7/8, 4/8; разнообразные ритмы, неожиданные ак-

центы, синкопы создают образ беззаботного, веселого, шаловливого мальчишки, с удовольстви-

ем откликающегося на неожиданные события, происходящие с ним. Для исполнения пьесы

необходимо очень смелое и свободное владение всей клавиатурой, гибкость и быстрое переклю -

чение при неожиданных сменах метро-ритма.

ЦИКЛ «ТАНЦЫ»

Цикл состоит из четырех пьес. Обратимся к двум танцам: «Воспоминание о вальсе» и

«Последний танец». Образы этих танцев близки друг другу по некоторой своей утонченности,

изысканности, при этом, музыкальный язык понятен и доступен.

«Воспоминание о вальсе». Пьеса написана в трехчастной форме. В крайних частях как бы

всплывают в памяти интонации легкого, хрупкого вальса – в мелодии повисают короткие, неза-

вершенные, ностальгические мотивы. Необычно построение мелодической линии (при сохране -

нии обычной вальсовой трехдольности) – интересно применена синкопа - мотив начинается со

третьей доли, автор подчеркивает ее знаком – (tenuto), а заканчивается, повисает на первой доле.

Музыкальная ткань, составленная из большого количества мелких мотивов и пауз, использова -

ние широкого диапазона клавиатуры в мелодии и в сопровождении создает впечатление воздуш-

ности, пространства, ощущение некоторой нереальности.

Трудность пьесы – в обилии коротких мотивов, которые не должны дробить, разрывать ме-

лодическую линию. В среднем разделе появляется реальный вальс, светлый и мечтательный,

для которого автор, после ностальгического до# минора, переводит действие в параллельный

Ми мажор. Довольно трудна в фактурном плане середина; левая рука, партия которой написана

на двух строчках, должна свободно владеть клавиатурой широкого диапазона.

«Последний танец» - этой пьесой завершается цикл «Танцы». Характер пьесы печален и

трагичен. Музыка танца соответствует его названию. Именно – последний танец. По музыкаль-

ному языку довольно близок «Воспоминанию о вальсе» - те же короткие, незавершенные, пови-

сающие интонации, в которых слышится обреченность. Снова мы встречаемся с широким ис-

пользованием всей клавиатуры, с очень свободной сменой метра, почти через каждые 1-2 такта

меняются размеры: 4/4, 5/4, 3/4, 6/4, 3/2 и только в последних шести тактах устанавливается по -

следний размер 4/4, что подчеркивает какую-то определенность. Несмотря на частые смены

метра, внешнюю раздробленность музыкальной ткани, должно сохраниться единое движение

танца.

В заключение хочется отметить, что анализ представленных пьес явился результатом прак -

тической работы авторов, в классах которых данные пьесы с удовольствием исполнялись их

учениками на уроках по специальности, а также в различных концертных выступлениях.



В раздел образования