Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Автор: Обручкова Зинаида Петровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Большеяльчикская средняя общеобразовательная школа им.Г.Н.Волкова Яльчикского района Чувашской Республики" Населённый пункт: с Большие Яльчики Наименование материала: статья Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Большеяльчикская средняя
общеобразовательная школа им. Г.Н.Волкова Яльчикского района Чувашской Республики»
Обобщение опыта работы
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Докладчик: Обручкова Зинаида Петровна,
учитель русского языка и
литературы
с. Большие Яльчики-27 марта 2013
В
современном
мире
в
системе
воспитания
подрастающего
поколения
наиболее
актуальными становятся вопросы нравственности. К сожалению, мир книги практически
закрыт
для
современных
детей,
отсутствует
интерес
к
классической
литературе,
способствующей духовно-нравственному воспитанию. Шедевры мирового искусства затмили
телевидение и Интернет, которые не подвержены цензуре: дети « проглатывают» то, что
предлагается
в
доступном
для
всех
режиме.
Как
сохранить
в
детских
душах
верность
общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять
пустоту детских сердец на своих уроках.
Разумеется, воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно
большую нагрузку несут в воспитательном плане гуманитарные дисциплины, а особенно –
русский язык и литература. Это предметы, позволяющие учителю на каждом уроке уделять
внимание вопросам духовно-нравственного воспитания. Литература – единственный учебный
предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы.
Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности
школьника является неоспоримым фактом. Я убеждена, что нравственное воспитание на
уроках литературы способствует воспитанию чувства долга, доброты, уважения к старшим.
Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга.
Работая на уроках русского языка над специально подобранными текстами, в которых речь
идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, о выборе профессии,
можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать
нравственный выбор, формировать нравственную позицию. На таких уроках происходит
развитие речевых интеллектуальных сторон личности ученика, что обеспечивается активным
участием и работой всего класса.
В своей деятельности я использую знания теоретических основ преподаваемых и смежных
дисциплин, государственного образовательного стандарта, общей и возрастной психологии,
прогнозирую результаты обучения, учитывая реальные возможности учащихся и имеющиеся
резервы. Веду постоянный самостоятельный поиск возможных приемов и способов обучения
и воспитания. Стараюсь отбирать методы, средства, формы обучения на основе личностно-
ориентированного подхода.
На уроках русского языка главным для меня является повышение грамотности учащихся.
Моя
задача
заключается
в
подборе
обучающего
дидактического
материала,
работе
со
связанным текстом воспитательного характера как на уроках по развитию речи, так и при
изучении лексического, орфографического и синтаксического программного материала. Для
этого я использую как последние справочники, тесты, сборники упражнений, так и известные
высказывания классиков, политиков, философов, психологов, ученых.
Стараюсь,
чтобы
обучающий
дидактический
материал
соответствовал
возрастным
особенностям, интересам учащихся тех классов, в которых работаю.
Так, например, в 8 классе для активизации внимания в течение уроков провожу слуховые
диктанты, составленные из пословиц, поговорок о чести, совести, пользе учения:
Глаза честного – его весы.
Слепая ненависть - плохой советчик.
Ученье без уменья – не польза, а беда.
Ум – одежда, которая никогда не износится.
Примерами из высказываний известных писателей провожу закрепление словарной работы
в 9 классе. Так, трудно запоминаемое слово «интеллигент»
поясняю не только по словарю, но и отрывком из текста Василия Шукшина:
«Явление это – интеллигентный человек – редкое. Это – неспокойная совесть, ум, полное
отсутствие голоса, когда необходимо – для созвучия –
«подпеть» могучему басу мира сего, это постоянный разлад с самим собой из-за проклятого
вопроса «Что есть правда?».
И сочувствие, сопереживание судьбе окружающего народа. Неизбежное, мучительное.
Если это все в одном человеке – он интеллигент…»
Подобные тексты не оставляют равнодушными учащихся.
Особенно эффективны такие уроки, на которых звучат стихи, помогающие формированию
не только духовного мира, но и в целом отношению к жизни. Так, на уроках русского языка в
8
классе
при
изучении
односоставных
предложений
учащимся
предлагается
работа
над
поэтическим
словом,
которое
является
выражением
личного,
сокровенного,
общечеловеческого.
Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у школьников зависит не только
от нашего воздействия, оно складывается постепенно и во многом зависит ещё от того, какой
обучающий материал использует учитель на уроках и как его преподносит.
На уроках литературы каждое художественное произведение, изучение которого входит в
программу
школьного
курса
литературы,
содержит
множество
нравственных
проблем.
Поэтому
стараюсь
строить
уроки
по
законам
искусства
(художественный
анализ
произведения) – закону трёх О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.
Большое внимание на уроках я также уделяю изучению художественного произведения в
историческом контексте.
Активно
использую
следующие
методы:
самостоятельная
работа
школьников
с
источниками информации, разработка алгоритма действий по проблеме, метод использования
чужих и формирование своих идей, метод перестановки, презентация исследовательских
проектов. В целях духовно-нравственного воспитания на уроках литературы провожу уроки-
исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе
рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за
свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
Так, например, изучая «Слово о полку Игореве» в 9 классе, мы с учениками не говорим
только о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, но не упускаем и
важные рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне как об одном из самых
смертных
грехов
человека.
Говоря
об
образе
князя
Игоря,
выступившего
отдельно
от
остальных
князей против половцев, чтобы добыть себе славы и чести, мы отмечаем, что
гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие
трагедии
(Напоминаю:
войско
князя
Игоря
было
разбито,
сам
он
попал
в
плен,
а
присмирённые раннее половцы снова стали разорять русские земли).
В беседе же с десятиклассниками о Базарове по роману И.Тургенева «Отцы и дети» подвожу
детей к выводу, что трагизм героя – в отсутствии нравственных ориентиров: отрицая все, он
не может предложить взамен ничего. А идеал Тургенева – жизнь, идущая беспрерывно от
прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность – любовь отцов к детям,
наследующим лучшее в них.
Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит
повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (изучается в 8 классе). Мысль автора о моральной
ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает ребят при изучении рассказа
Л.Толстого «После бала», понять смысл человеческой жизни помогает противопоставление
Ужа и Сокола из «Песни о Соколе» М.Горького, завораживает ребят верность в любви в
трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта», призывает быть милосердным, иметь чувство
сострадания повесть В.Железникова «Чучело», жить праведно и честно наставляет книга
Ч.Айматова «Плаха».
Богатыми
возможностями
воспитательного
воздействия
на
учеников
обладают
произведения о Великой Отечественной войне, изучаемые в 11 классе.
Именно в военной прозе сходятся проблемы долга и личной ответственности за судьбу
Отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
Повести В.Быкова «Обелиск», В.Распутина «Живи и помни», Г.Бакланова «Навеки-
девятнадцатилетние», Б.Васильева «А зори здесь тихие», В.Кондратьева «Сашка», поэма
Твардовского «По праву памяти», романы М.Булгакова «Белая гвардия», Л.Толстого «Война и
мир»,
А.Толстого
«Петр
Первый»-
произведения,
поднимающие
тему
войны,
Отечества,
придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к
мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности
человеческой жизни. Ребята по-новому осмысливают, что значит мужество. И задача учителя
здесь
состоит в том, чтобы выпускники пришли к выводу: война – это не подвиг, не
геройство, а проверка на человечность.
Считаю, что выразительное чтение и анализ прочитанного являются одним из самых
полезных
видов
работы
на
уроке,
как
языка,
так
и
литературы.
Вдумчивое
чтение,
передающее
настроение
героя
и
его
чувства,
владение
интонацией
текста
помогают
ребёнку
понять
внутренний
мир
героя,
соотнести
его
поступки
со
своим
мироощущением . «Читать так, чтобы все хотели слушать,»- ученики должны выделять
эти слова как главные , когда готовятся к выразительному чтению. Даже одна реплика
героя, прочитанная с нужной глубиной восприятия и правильной интонацией, требует
повышенного внимания и заслуживает похвалы. Сами ученики отмечают такое чтение
своими отзывами о герое: «Мне его стало жалко», «Я понял, почему он так сделал». Но, к
сожалению, таких учеников в последние годы становится всё меньше и меньше.
Хочется несколько слов сказать вот ещё о чём: первое, что является важным в работе
филолога, - это создание атмосферы «творческого комфорта», «общего вдохновения» на
уроке. Почему не все ученики пишут искренне? Возможно, боятся быть непонятым. У
меня свой подход к творчеству учащихся:
1. Никогда не читаю вслух работы учеников (только по их желанию, но очень редко ).
2.Самые удачные мысли подчеркиваю в тексте и выношу на поля : «Молодец» или «+».
3. Сочинения на свободные темы предлагаю такие, которые увлекают ребят, являются
актуальными для этого класса и доступными, побуждающими каждого к самоанализу, но
не провоцирующие на излишнюю откровенность. Тем сочинений бывает не менее трех
(на выбор ученика).
4. Каждая работа требует индивидуального подхода, поэтому комментарии (2-3
предложения) в виде пожелания, похвалы обязательно даю после проверенной работы,
если работа выполнена учеником действительно самим, а не списана из дополнительных
источников.
Сочинения на свободную тему требуют выработки собственной позиции. Важным в
своей работе я считаю то, что стандарта в выполнении ученической работы не делаю,
потому как считаю, что нет и не может быть «неправильного собственного мнения», что
умение
высказываться
свободно
на
любую
тему
просто
является
жизненной
необходимостью.
Сегодня для учителя важно передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в
себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира.
Можно рассказать ученикам о природе вещей, научить ухаживать за растениями, можно
научить их проводить химические и физические опыты. Но суть в ином. Смысл нашего
пребывания на Земле – в любви ко всему видимому и невидимому, в служении ему.
Поэтому, я думаю, что тот, кто способен понять основное правило нашего пребывания на
Земле – внутренняя красота человека заключается в гармонии его мыслей и чувств – тот
поймёт и другое: сохранить свою честь и достоинство и остаться с «незапятнанной
совестью»
очень
важно
для
любого
человека,
независимо
ни
от
условий
его
существования, ни от того дела, которым он занимается в своей жизни . Совесть – главное
качество
человеческой
души,
это
чувство
нравственной
ответственности
за
своё
поведение.
И
если
мне
вместе
с
другими
участниками
воспитательного
и
образовательного процесса удастся заложить это чувство (совестливость) в душах моих
воспитанников, значит, я буду знать, что не зря вкладывала частичку своей души в
каждого из них. Не это ли величайший подарок учителю?