Напоминание

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы


Автор: Обручкова Зинаида Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Большеяльчикская средняя общеобразовательная школа им.Г.Н.Волкова Яльчикского района Чувашской Республики"
Населённый пункт: с Большие Яльчики
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Большеяльчикская средняя общеобразовательная школа им. Г.Н.Волкова Яльчикского района Чувашской Республики» Обобщение опыта работы ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Докладчик: Обручкова Зинаида Петровна, учитель русского языка и литературы с. Большие Яльчики-27 марта 2013
В современном мире в системе воспитания подрастающего поколения наиболее актуальными становятся вопросы нравственности. К сожалению, мир книги практически закрыт для современных детей, отсутствует интерес к классической литературе, способствующей духовно-нравственному воспитанию. Шедевры мирового искусства затмили телевидение и Интернет, которые не подвержены цензуре: дети « проглатывают» то, что предлагается в доступном для всех режиме. Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять пустоту детских сердец на своих уроках. Разумеется, воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую нагрузку несут в воспитательном плане гуманитарные дисциплины, а особенно – русский язык и литература. Это предметы, позволяющие учителю на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания. Литература – единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Я убеждена, что нравственное воспитание на уроках литературы способствует воспитанию чувства долга, доброты, уважения к старшим. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Работая на уроках русского языка над специально подобранными текстами, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, о выборе профессии, можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию. На таких уроках происходит развитие речевых интеллектуальных сторон личности ученика, что обеспечивается активным участием и работой всего класса. В своей деятельности я использую знания теоретических основ преподаваемых и смежных дисциплин, государственного образовательного стандарта, общей и возрастной психологии, прогнозирую результаты обучения, учитывая реальные возможности учащихся и имеющиеся резервы. Веду постоянный самостоятельный поиск возможных приемов и способов обучения и воспитания. Стараюсь отбирать методы, средства, формы обучения на основе личностно- ориентированного подхода. На уроках русского языка главным для меня является повышение грамотности учащихся. Моя задача заключается в подборе обучающего дидактического материала, работе со связанным текстом воспитательного характера как на уроках по развитию речи, так и при изучении лексического, орфографического и синтаксического программного материала. Для этого я использую как последние справочники, тесты, сборники упражнений, так и известные высказывания классиков, политиков, философов, психологов, ученых. Стараюсь, чтобы обучающий дидактический материал соответствовал возрастным особенностям, интересам учащихся тех классов, в которых работаю. Так, например, в 8 классе для активизации внимания в течение уроков провожу слуховые диктанты, составленные из пословиц, поговорок о чести, совести, пользе учения: Глаза честного – его весы. Слепая ненависть - плохой советчик. Ученье без уменья – не польза, а беда. Ум – одежда, которая никогда не износится. Примерами из высказываний известных писателей провожу закрепление словарной работы в 9 классе. Так, трудно запоминаемое слово «интеллигент» поясняю не только по словарю, но и отрывком из текста Василия Шукшина: «Явление это – интеллигентный человек – редкое. Это – неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда необходимо – для созвучия – «подпеть» могучему басу мира сего, это постоянный разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «Что есть правда?».
И сочувствие, сопереживание судьбе окружающего народа. Неизбежное, мучительное. Если это все в одном человеке – он интеллигент…» Подобные тексты не оставляют равнодушными учащихся. Особенно эффективны такие уроки, на которых звучат стихи, помогающие формированию не только духовного мира, но и в целом отношению к жизни. Так, на уроках русского языка в 8 классе при изучении односоставных предложений учащимся предлагается работа над поэтическим словом, которое является выражением личного, сокровенного, общечеловеческого. Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у школьников зависит не только от нашего воздействия, оно складывается постепенно и во многом зависит ещё от того, какой обучающий материал использует учитель на уроках и как его преподносит. На уроках литературы каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем. Поэтому стараюсь строить уроки по законам искусства (художественный анализ произведения) – закону трёх О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Большое внимание на уроках я также уделяю изучению художественного произведения в историческом контексте. Активно использую следующие методы: самостоятельная работа школьников с источниками информации, разработка алгоритма действий по проблеме, метод использования чужих и формирование своих идей, метод перестановки, презентация исследовательских проектов. В целях духовно-нравственного воспитания на уроках литературы провожу уроки- исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Так, например, изучая «Слово о полку Игореве» в 9 классе, мы с учениками не говорим только о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, но не упускаем и важные рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне как об одном из самых смертных грехов человека. Говоря об образе князя Игоря, выступившего отдельно от остальных князей против половцев, чтобы добыть себе славы и чести, мы отмечаем, что гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии (Напоминаю: войско князя Игоря было разбито, сам он попал в плен, а присмирённые раннее половцы снова стали разорять русские земли). В беседе же с десятиклассниками о Базарове по роману И.Тургенева «Отцы и дети» подвожу детей к выводу, что трагизм героя – в отсутствии нравственных ориентиров: отрицая все, он не может предложить взамен ничего. А идеал Тургенева – жизнь, идущая беспрерывно от прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность – любовь отцов к детям, наследующим лучшее в них. Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (изучается в 8 классе). Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает ребят при изучении рассказа Л.Толстого «После бала», понять смысл человеческой жизни помогает противопоставление Ужа и Сокола из «Песни о Соколе» М.Горького, завораживает ребят верность в любви в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта», призывает быть милосердным, иметь чувство сострадания повесть В.Железникова «Чучело», жить праведно и честно наставляет книга Ч.Айматова «Плаха». Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне, изучаемые в 11 классе. Именно в военной прозе сходятся проблемы долга и личной ответственности за судьбу Отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. Повести В.Быкова «Обелиск», В.Распутина «Живи и помни», Г.Бакланова «Навеки- девятнадцатилетние», Б.Васильева «А зори здесь тихие», В.Кондратьева «Сашка», поэма
Твардовского «По праву памяти», романы М.Булгакова «Белая гвардия», Л.Толстого «Война и мир», А.Толстого «Петр Первый»- произведения, поднимающие тему войны, Отечества, придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни. Ребята по-новому осмысливают, что значит мужество. И задача учителя здесь состоит в том, чтобы выпускники пришли к выводу: война – это не подвиг, не геройство, а проверка на человечность. Считаю, что выразительное чтение и анализ прочитанного являются одним из самых полезных видов работы на уроке, как языка, так и литературы. Вдумчивое чтение, передающее настроение героя и его чувства, владение интонацией текста помогают ребёнку понять внутренний мир героя, соотнести его поступки со своим мироощущением . «Читать так, чтобы все хотели слушать,»- ученики должны выделять эти слова как главные , когда готовятся к выразительному чтению. Даже одна реплика героя, прочитанная с нужной глубиной восприятия и правильной интонацией, требует повышенного внимания и заслуживает похвалы. Сами ученики отмечают такое чтение своими отзывами о герое: «Мне его стало жалко», «Я понял, почему он так сделал». Но, к сожалению, таких учеников в последние годы становится всё меньше и меньше. Хочется несколько слов сказать вот ещё о чём: первое, что является важным в работе филолога, - это создание атмосферы «творческого комфорта», «общего вдохновения» на уроке. Почему не все ученики пишут искренне? Возможно, боятся быть непонятым. У меня свой подход к творчеству учащихся: 1. Никогда не читаю вслух работы учеников (только по их желанию, но очень редко ). 2.Самые удачные мысли подчеркиваю в тексте и выношу на поля : «Молодец» или «+». 3. Сочинения на свободные темы предлагаю такие, которые увлекают ребят, являются актуальными для этого класса и доступными, побуждающими каждого к самоанализу, но не провоцирующие на излишнюю откровенность. Тем сочинений бывает не менее трех (на выбор ученика). 4. Каждая работа требует индивидуального подхода, поэтому комментарии (2-3 предложения) в виде пожелания, похвалы обязательно даю после проверенной работы, если работа выполнена учеником действительно самим, а не списана из дополнительных источников. Сочинения на свободную тему требуют выработки собственной позиции. Важным в своей работе я считаю то, что стандарта в выполнении ученической работы не делаю, потому как считаю, что нет и не может быть «неправильного собственного мнения», что умение высказываться свободно на любую тему просто является жизненной необходимостью. Сегодня для учителя важно передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира. Можно рассказать ученикам о природе вещей, научить ухаживать за растениями, можно научить их проводить химические и физические опыты. Но суть в ином. Смысл нашего пребывания на Земле – в любви ко всему видимому и невидимому, в служении ему. Поэтому, я думаю, что тот, кто способен понять основное правило нашего пребывания на Земле – внутренняя красота человека заключается в гармонии его мыслей и чувств – тот поймёт и другое: сохранить свою честь и достоинство и остаться с «незапятнанной совестью» очень важно для любого человека, независимо ни от условий его существования, ни от того дела, которым он занимается в своей жизни . Совесть – главное качество человеческой души, это чувство нравственной ответственности за своё поведение. И если мне вместе с другими участниками воспитательного и образовательного процесса удастся заложить это чувство (совестливость) в душах моих воспитанников, значит, я буду знать, что не зря вкладывала частичку своей души в каждого из них. Не это ли величайший подарок учителю?


В раздел образования