Напоминание

Проект "Посидим у самовара"


Автор: Кокорина Марина Валентиновна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБОУ ОСОШ №1 СП "Детский сад "Ладушки"
Населённый пункт: поселок Октябрьский, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Посидим у самовара"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект для детей средней группы «Капелька»

«Посидим у самовара»

1.

Тема: «Посидим у самовара»

2.

Постановка проблемы:

Актуальность: Многие праздники, в том числе и в детском саду, завершаются чаепитием.

Чаепитие…. А что это такое? А откуда оно взялось? А как пили чай в старину? Ответы на

эти вопросы не знают порой и взрослые, не говоря уже о детях… В настоящее время наши

традиции с большим успехом становятся забытыми, что в итоги становится большим

минусом в дальнейшем становлении человека как патриота. Поэтому важной задачей для

педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста становится почитание

старинных обычаев и традиций. Как объяснить детям, что традиции присущие нашей

стране - это частичка именно русского народа, а не какого-нибудь другого? Как доказать,

что именно мы, а не кто-то еще должны чтить, помнить и пронести через года наши

обычаи?

Причины:

Дети видят предметы старины – самовар, кухонную утварь, только в книжках,

когда педагог знакомит с художественной литературой, в повседневной жизни

ребенок не сталкивается.

Родители с детьми не посещают музеи, выставки, не рассказывают детям, как

жили их бабушки и дедушки в свое время, в старину.

У детей отсутствует интерес к предметам старины, русским традициям.

Проблема: Недостаток знаний у детей 4-5 лет о традициях русского чаепития.

В

связи

с

этим

нами

был

разработан

и

реализован

проект

«Русский

самовар»

для

ознакомления с традициями русского чаепития, где детям предоставляется возможность

побывать

в

прошлом,

познакомиться

со

старинными

предметами,

попить

чаю

из

настоящего русского самовара.

3.

Цель проекта:

Ознакомление дошкольников с традициями русского чаепития.

Задачи:

Способствовать расширению представлений детей о самоваре,

как о предмете

народного быта через различные виды деятельности, показать его уникальность как

символа русского гостеприимства; познакомить детей с народной традицией –

чаепитием, обогатить словарь детей новыми словами (самовар, традиция, чаепитие,

выпечка и др.)

Развивать

интерес

к

предметам

старины,

русским

традициям,

творческие

способности, эстетические и нравственные чувства

Воспитывать любовь к близким, уважение к старшим и традициям народа, желание

быть гостеприимными.

4.

Участники проекта: средняя группа «Капелька», дети 4-5 лет, воспитатели, родители,

музыкальный руководитель

5.

Срок реализации: 4 месяца (декабрь 2013-март 2014).

6.

Используемые

ресурсы: мультимедийный

проектор;

иллюстрации

картинки

с

изображением

самовара,

чаепития;

мультимедийные

презентации

с

фото

самоваров;

произведения К. Чуковского «Муха - Цокотуха», «Федорино горе»; стихи, частушки,

рассказы и загадки про посуду.

7.

Предварительная работа:

Изучение темы.

Пополнение развивающей среды дидактическими играми «Моя родина - Россия»,

«Собери самовар».

Подбор методической литературы, иллюстраций, книг с рассказами, стихами про

самовар.

Организация

экскурсии

«Русская

изба»,

«История

самовара»

в

районном

краеведческом музее.

Создание презентации «Какие разные самовары».

Знакомство родителей с проектом «Посидим у самовара».

8.

Календарный план выполнения проекта:

Содержание

сроки

Совместная работа с детьми

1.

Беседа «Самовар – символ достатка и семейного благополучия», «С чем мы

любим пить чай?».

2.

Чтение

сказок,

рассказов,

стихов

про

самовар,

частушек,

пословиц

и

поговорок. (Приложение 1)

3.

Организованная образовательная деятельность «У самовара не скучаем –

разговор ведем за чаем» (социальный мир), «Вот так чудо самовар».

4.

Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий о самоваре.

5.

Заучивание частушек, стихотворений, загадок про самовар.

6.

Разучивание песни «Наш красавец самовар» сл. М. Пляцковского муз. Е

Птичкина. (Приложение 2)

7.

Подвижная

игра

«Крутобокий

самовар»,

«Пыхтит

на

кухне

самовар».

(Приложение 3).

8.

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у самовара».

9.

Изготовление на кружке «Умелые ручки» работы из соленого теста «Самовар

– символ гостеприимства».

10. Художественное творчество

- лепка «Чашки для самовара», «Калачи -

баранки».

11.

Экскурсия

в

районный

краеведческий

музей

«Русская

изба»,

«История

самовара». (Приложение 4)

12. Развлечение «В гости к Самовар Самоварычу», «Посиделки у самовара» c

родителями.

13. Хоровод и пляски под русские народные песни.

14. Дидактические игры «Собери самовар», «Моя родина Россия», словесные

игры «Подскажи словечко».

15.

Праздник «Масленица».

Работа в группе

1.

Создание мини-музея в группе «Самовар, мой самовар». (Приложение5)

2.

Оформление

выставки

литературных

произведений,

где

непосредственно

есть самовар.

3.

Оформление дидактических игр, альбома «Самовар и традиция чаепитие».

Работа с родителями

1.

Помощь

в

оформлении

мини-музея

в

группе

«Самовар,

мой

самовар»,

изготовление самоваров своими руками из различного материала совместно с

детьми дома.

2.

Помощь в оформление альбома «Самовар и традиция чаепитие», подбор

иллюстраций, фотографий.

3.

Подбор

и

заучивание

с

детьми

загадок,

частушек,

стихотворений

про

декабрь –

март

самовар.

4.

Консультации

для

родителей

«Приобщение

детей

к

истокам

русской

национальной культуры», «Истории чаепития на Руси», «История самовара»

9.

Планируемые результаты:

У детей появился интерес к русским традициям, самовару, узнали, что такое самовар,

кухонная утварь, познакомились с традициями чаепития

Родители более активно принимают участие в мероприятиях детского сада, совместно с

педагогами посещают краеведческий музей, собирают экспонаты для выставки, помогают

воспитателям в создании РППС группы.

10. Планируемые продукты:

Созданы накопительные папки про самовар, куда вошли рисунки, фотографии,

конспекты разных видов игровой деятельности детей.

Презентация проекта на родительском собрании, совете педагогов. (Приложение 7)

Создание музея «Русский самовар»

11. Условия реализации проекта:

Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала, русских народных

костюмов.

Желание родителей и педагогов детского сада участвовать в реализации проекта.

Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.



В раздел образования