Напоминание

Подготовка дошкольника к учебной деятельности в семье


Автор: Левенец Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ № 48
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Подготовка дошкольника к учебной деятельности в семье
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовка дошкольника к учебной деятельности в семье

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены

новые

программы,

изменилась

их

структура.

Все

более

высокие

требования

предъявляются

к

детям,

идущим

в

первый

класс.

Развитие

в

школе

альтернативных

методик

позволяет

обучать

детей

по

более

интенсивной

программе.

Многие дети хотят стать учащимися начальных классов, однако не все

одинаково хорошо подготовлены к выполнению новых обязанностей.

От того, как ребёнок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его

адаптации,

вхождения

в

режим

школьной

жизни,

его

учебные

успехи,

его

психическое самочувствие.

Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и

психолого-педагогической

подготовкой.

Психологическая

готовность

к

школе

возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного

педагогического

руководства,

то

есть

специально

организованных

занятий

с

ребенком.

Психологическая

подготовка

детей

к

школе

в

семье

совершенно

необходима.

Выделяются

следующие

условия

полноценного

психического

развития ребёнка и его подготовку к учебному труду:

Главное требование — это постоянное сотрудничество ребёнка с другими

членами семьи.

Следующим

условием

успешного

воспитания

и

развития

является

выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей

начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно

сформировать у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о

школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает

желание

учиться,

создает

положительное

отношение

к

школе.

Далее

нужно

подготовить

дошкольника

к

неизбежным

трудностям

в

учении.

Сознание

преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим

возможным неудачам.

Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к

школе

имеет

его

собственная

деятельность.

Поэтому

их

роль

в

подготовке

дошкольника

к

школьному

обучению

не

должна

сводиться

к

словесным

указаниям;

взрослые

должны

руководить,

поощрять,

организовывать

занятия,

игры, посильный труд ребёнка.

Еще

одно

необходимое

условие

подготовки

к

школе

и

всестороннего

развития

ребёнка

(физического,

умственного,

нравственного)

переживание

успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых

он обязательно встретится с успехом. Успех должен быть реальным, а похвала

заслуженной.

Особое

значение

в

психологическом

развитии

дошкольника

имеет

обогащение

эмоционально-волевой

сферы,

воспитание

чувств,

умение

ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче

всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои

достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие.

Это является одним из показателей психологической готовности к школьному

обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция

на порицание и одобрение.

Формирование

познавательных

интересов,

обогащение

деятельности

и

эмоционально-волевой

сферы

предпосылки

успешного

овладения

дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь

развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок

способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его

интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.

При

подготовке

к

обучению

в

школе

родители

должны

учить

ребёнка

сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого у дошкольника

нужно

формировать

умение

внимательно слушать

книгу,

рассказ

взрослого,

правильно

и

последовательно,

излагать

свои

мысли,

грамотно

строить

предложения.

Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему

читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять.

После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка

анализировать

суть

прочитанного,

воспитывать

ребёнка

нравственно,

а

кроме

того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова.

Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Также

в

формировании

культуры

речи

детей

пример

родителей

имеет

большое значение. С ребёнком следует разговаривать, не употребляя в речи слова

«паразиты», которыми в нынешнее время так заполнена разговорная речь. Чётко

произносить слова, правильно ставить ударения, окончания слов. Таким образом,

в

результате

усилий

родителей,

с

их

помощью,

ребёнок

учиться правильно

говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления

и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в

школе при изучении математики, языка. Ребёнок, играя, учится планировать свои

действия, и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной

деятельности.

Нужно

ребенка

учить

так

же,

рисовать,

лепить,

вырезать,

наклеивать,

конструировать. Делая это, дошкольник переживает радость творчества, отражает

свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование,

лепка дают возможность научить ребёнка видеть, анализировать окружающие

предметы,

правильно

воспринимать

их

цвет,

форму,

величину,

соотношение

частей, их пространственное соотношение. Одновременно у ребёнка формируется

умение

действовать

последовательно,

планировать

свои

действия,

сравнивать

результаты

с

тем,

что

задано,

задумано.

И

все

эти

умения

тоже

окажутся

чрезвычайно важными в школе.

Воспитывая

и

обучая

ребёнка,

следует

помнить

о

том,

что

нельзя

превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не

нужное

самому

ребёнку.

Общение

с

родителями,

в

том

числе

и

совместные

занятия, должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.

Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них

умения жить и трудится в коллективе. Общение детей — необходимый элемент

подготовки

к

школе,

а

обеспечить

наибольшую

возможность

его

реализации

может в первую очередь детский сад.

Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи

выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все

родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить

полную,

всестороннюю

подготовку

своего

ребёнка

к

школьному

обучению,

усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад,

показывают

уровень

готовности

к

школе

ниже,

чем

дети,

которые

ходили

в

детский

сад.

Родители

"домашних”

детей

не

всегда

имеют

возможность

посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по

своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные

учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду.

Литература:

1.

Безруких,

М.М.

«Портрет

будущего

первоклассника»

//

«Дошкольное

воспитание» - № 2 -2003 г. – С. 47-51.

2.

Божович, Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте» -

Переиздание: СПб – 2008г.

3.

Майгурова, Е.В. «Психологическая готовность к школе» // «Воспитатель»

№ 4 – 2009г. – С. 61-66.

4.

Тимофеева,

Л.Л.

«Формирование

умения

решать

учебную

задачу

у

старших дошкольников» // «Воспитатель» № 7 – 2010г. – С. 49-53.

5.

Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. «Шестилетний ребенок. Психологическая

готовность к школе» - М:МГУ – 2005г.

Воспитатель первой категории МДОБУ № 48

Левенец Оксана Николаевна



В раздел образования