Напоминание

"Роль игры в социализации детей дошкольного возраста"


Автор: Юрченко Анна Павловна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №129
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Роль игры в социализации детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 129

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Роль игры в социализации детей дошкольного возраста»

Подготовила: педагог-психолог ДОУ №129

Юрченко Анна Павловна

2018

Цель: повышение уровня профессиональных знаний педагогов ДОУ в вопросе

социализации детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги, сегодня, в рамках темы нашей консультации предлагаю вам

поближе

ознакомиться

с

проблемой

социализации

дошкольников,

и

важностью

игры

в

социализации.

Все мы работаем по новому федеральному государственному стандарту, вступившему

в силу 1 сентября 2013 года, и он утверждает основные принципы, одним из которых

является

«создание

благоприятной

социальной

ситуации

развития

каждого

ребенка

в

соответствии

с

его

возрастными

и

индивидуальными

особенностями».

Решение

задач

развития

детей

должно

быть

направлено

на

приобретение

опыта

в

следующих

видах

деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. И

именно важную роль игры в социализации наших воспитанников мы с вами рассмотрим

поподробнее.

Что же такое социализация?

Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация

человека

на

протяжении

всей

жизни

в

процессе

усвоения

и

воспроизводства

культуры

общества.

Социализация

происходит

в

условиях

стихийного

взаимодействия

человека

с

окружающей

средой,

а

так

же

в

процессе

воспитания

(семейного,

религиозного,

социального). Ее сущность состоит в том, что она формирует человека, как члена того

общества, к которому он принадлежит.

Рассмотрим процесс социализации личности по теории Сергея Иосифовича Гессена,

отечественного педагога.

Он рассматривал его как три ступени.

на первой ступени, поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном

возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация

ребёнка.

Именно

в

игре

он

развивается

и

самореализуется,

усваивая

и

воспроизводя

культуру

общества,

социальные

нормы

и

ценности

того

общества, к которому он принадлежит;

во второй период активного познания ребенком мира, по мнению психологов,

именно

в

игре

ребенок

строит

свои

первые

модели

окружающего

мира,

усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и

характер. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся

общению.

на

третьей

ступени

происходит

формирование

гендерной,

семейной,

гражданской

принадлежности,

патриотических

чувств,

ч у в с т ва

принадлежности

к

мировому

сообществу.

Наиболее

эффективная

форма

социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности

Что же представляет собой процесс социализации дошкольников?

Это

одна

из

главных

составляющих

успешности

ребенка

в

дальнейшей

жизни!

Именно в этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания

собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения,

понятия ценностей, соответствующие социуму, в котором они растут. Налаживается связь

между основными сферами существования детей и их психикой, влияющая и на развитие

психики.

Недостаточность

социализации

сказывается

не

только

на

недостаточной

информированности

детей

по

поводу

правильности

поведения,

но

и

грозит

неверной

ориентацией развития личности, проблемами в эмоциональной сфере.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в

целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам

и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те

стороны

психики,

от

которых

впоследствии

будут

зависеть

успешность

его

учебной

и

трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Уже

на

ранних

и

младших

возрастных

ступенях

именно

в

игре

дети

имеют

наибольшую

возможность

быть

самостоятельными,

по

своему

желанию

общаться

со

сверстниками реализовывать и углублять свои знания и умения.

Надежда Константиновна Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры

имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них –

серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Очень

точно

об

игре,

как

о

средстве

коррекции

написал Алексей

Николаевич

Леонтьев:

«Ведущей

мы

называем

такую

деятельность,

в

связи

с

которой

происходят

главнейшие

изменения

в

психике

ребенка

и

внутри

которой

развиваются

психические

процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». В ходе

игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых,

постоянно

усложняющихся

задач.

Ребенок,

следуя

правилам

игры,

должен

быстро

сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его

действия должны удовлетворить остальных участников игры.

Не забывайте, что игра обладает мощными развивающими характеристиками! Она

влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно

же, воображения. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа

на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные

развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели

нравственного поведения.

Давайте рассмотрим причины, по которым

игра является громадным катализатором развития ребенка!

10 ПРИЧИН, ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ИГРАТЬ

В игре дети многое успевают: что-нибудь исследовать, самостоятельно найти себе

занятие и поскучать, вляпаться в неприятности и из них выпутаться, повитать в облаках и

найти новые увлечения, а также почитать те книги, которые хочется, а не те, которые задали.

Дети,

которые

много

играют,

психологически

более

стабильны

и

реже

страдают

психическими

заболеваниями.

Доля

детей,

страдающих

тревожным

расстройством

и глубокой депрессией, сегодня в 5-8 раз выше, чем в 1950-е, которые психологи называют

«золотым веком детских игр». За тот же период процент самоубийств среди молодых людей

от 15 до 24 лет увеличился больше чем в два раза, а среди детей до 15 лет — учетверился.

В игре дети учатся всему, что понадобится им во взрослой жизни. Причем в каждой

культуре

именно

тому,

что

нужно.

К

примеру,

в

некоторых

первобытных

обществах

охотников

и собирателей

практически

все

время

дети

проводят

за

игрой.

Они

играют

в выслеживание и охоту, в поиск и выкапывание съедобных корешков, в лазанье по деревьям,

приготовление еды, строительство хижин и долбленых каноэ. В Массачусетсе существует

особая школа — Садбери Вэлли. Там ученики целыми днями делают все, что захотят —

запрещено только нарушать некоторые школьные правила, призванные поддерживать мир

и порядок. Школа существует уже 45 лет, и за это время выпустила несколько сот человек. И

здесь

дети,

предоставленные

самим

себе,

стремятся

научиться

ровно

тому,

что

имеет

ценность в нашей культуре: читать, считать и пользоваться компьютерами — и делают это

с той же страстью, с которой дети охотников и собирателей учатся охотиться и заниматься

собирательством.

Игра

в

свободном

коллективе

обеспечивает

детям

возрастное

разнообразие.

Как

выяснили психологи, игра в смешанной возрастной группе лучше способствует образованию,

чем игра сверстников.

Игра помогает развивать творческое мышление и нестандартный подход к решению

проблем. В так называемых «Тестах творческого мышления Торренса», дети, которые много

играют в свободном режиме, показывают на 85 % лучший результат!

В игре дети учатся эмоционально и физически справляться с опасностями. Молодые

млекопитающие во время игры ставят себя в умеренно опасные ситуации: подпрыгивают,

усложняя

себе

приземление,

бегают

по краю

обрыва,

на опасной

высоте

перескакивают

с ветки на ветку. Человеческие дети, предоставленные сами себе, делают то же самое. Они

постепенно, шаг за шагом, подходят к самому сильному страху, который могут выдержать.

Игра учит контролировать негативные эмоции. Злость или раздражение в игре может

вызвать

случайный

или

намеренный

толчок,

дразнилка

или

собственная

слабость

и

неумелость.

Но дети,

которые

хотят

продолжить

игру,

учатся

контролировать

злость,

не выпускать ее наружу, а конструктивно использовать для защиты своих интересов.

Игра помогает детям брать на себя ответственность. Дети сами договариваются о

ролях в игре, сами принимают решение и сами, без вмешательства взрослых, справляются с

последствиями этих решений. Лишая детей игр, мы формируем зависимых и виктимных

людей, живущих с ощущением, что кто-то обличенный властью должен говорить им, что

делать.

Игра помогает расширять «пределы возможного», моделировать новые ситуации и

проигрывать их в безопасном окружении. В одном из экспериментов крысятам и детенышам

обезьян

позволяли

участвовать

в любых

социальных

взаимодействиях,

кроме

игр.

В результате оказавшись в не очень опасной, но незнакомой среде, они в ужасе замирали,

не в силах преодолеть страх, чтобы осмотреться. Столкнувшись с незнакомым животным

своего вида, они либо сжимались от страха, либо нападали, либо делали и то, и другое —

даже если в этом не было никакого практического смысла.

Т.о., мы можем подытожить, игра – лучший способ обретения социальных навыков.

Игроки всегда могут выйти из игры, если им не нравится играть. Поэтому каждый, кто хочет

продолжить

игру,

старается

удовлетворить

не только

свои,

но и чужие

потребности

и желания, учится договариваться, искать компромиссы и быть настойчивым, но не слишком

авторитарным – то есть приобретает те качества, которые понадобятся ему во взрослой

жизни.



В раздел образования