Автор: Лысенкова Инна Ивановна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5"
Населённый пункт: г.Богородска Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Занятие для формирование психологической готовности к школьному обучению в подготовительной группе «Путешествие в фиолетовый лес».
Раздел: дошкольное образование
Занятие для формирование психологической готовности
к школьному обучению в подготовительной группе
«Путешествие в фиолетовый лес».
Цель: развивать аудиальное восприятие, внимание, слуховую память,
логическое мышление, координацию движений, творческое мышление,
формировать представление о необходимости правил развитие чувства
сопереживание к другим, освоение приёмов, позволяющих сдерживать
эмоции, развитие школьной мотивации.
Ход занятия
Психолог: здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть. Сегодня к нам за
занятие пришел житель фиолетового леса ёжик Тим. Давайте поздороваемся
с ним “волшебными ладошками”
Игра «Волшебные ладошки»
Дети вместе с психологом образуют круг, поднимают вверх ладони,
ударяют ими друг о другу и называют своё имя.
Психолог: ёжик Тим узнал, что все ребята 1сентября собираются идти в
школу, и он тоже очень хочет побывать в школе, а так как он ни разу не
посещал детский сад, то хотел бы спросить у вас, ребята о том:
-Какие правила нужно там соблюдать.
-Как общаться с другими детьми и учителем?
-Есть ли в нашей группе правила? Какие?
-Эти правила одинаковые?
Конечно, вы правы! Есть правила одинаковые, и для детского сада, и для
школы. Давайте сейчас попробуем определить с вами, какие правила
необходимы для школы, какие - для детского сада, а какие подходят и там, и
там.
Скажите, ребята, а если бы не было правил в школе, что бы происходило?
А что происходит, когда мы не хотим выполнять правила?
Какими мы становимся?
Что было бы, если бы мы вели себя таким образом?
Для того, чтобы справляться с таким поведением, необходимо учиться быть
сдержанным.
Кто знает зачем надо сдерживаться?
Молодцы! Я думаю, что нам удалось помочь ёжику Тиму.
Упражнение “Cитуации”
Психолог: Давайте попробуем научиться быть сдержанными, уметь
успокаиваться, когда это нужно.
Для этого существуют различные приёмы.
Сейчас я вам прочитаю о ситуациях, в которых оказывались разные герои.
Послушайте и постарайтесь определить, как ребята сдерживались и что им
помогло.
“Саша хотел играть и прыгать, но время уже было идти домой. Он
хотел было покапризничать, но вспомнил, что он уже совсем большой,
и его капризы будут выглядеть глупо и смешно. Тогда он крепко
зажмурился и изо всех сил представил, как он оттряхивает ладошки и
коленки, говорит всем друзьям “ до свидания” и отправляется к дому.
Мысленно сосчитав до 3, он открыл глаза и сделал всё так, как он
представил в своей фантазии: попрощался в друзьями и пошел домой,
на сердце у него было легко и весело!”
“Катя хотела посмотреть передачу для взрослых и не желала ложиться
спать, да еще и убирать все игрушки! Ведь она так здорово устроила
больницу в гостиной комнате. Не смотря на уговоры взрослых, у неё
дрожали губы и из глаз катились слёзы, еще чуть-чуть и она совсем
зарыдает! Вот папа уже нахмурился, и мама не довольна. Кажется,
будет ссора. И вдруг Катя представила, что в комнате появилась
маленькая фея, который подлетела к ней близко-близко, и чтобы никто
не услышал, шепнула на ухо: “Катя, давай я помогу тебе всё убрать,
ведь завтра мы сможем сделать всё еще лучше и интереснее! Не стоит
ссориться с родителями. Перестань капризничать и пожелай всем:
“доброй ночи” Ты только улыбнись и всё станет совсем по-другому!”
Катя послушала фею, улыбнулась своим родителям. Они все вместе
убрали игрушки и через 10мин девочка уже лежала в кровати,
счастливая и ждала новой встречи с феей”
Вам понравились истории?
А как вам удавалось уйти от ссоры? (дети высказываются)
Ёжику Тиму очень понравились эти рассказы, и теперь он предлагает вам
посетить его волшебный, Фиолетовый лес.
А чтобы наше путешествие не было скучным, он приготовил для вас игры
и задания.
Упражнение “Слушай внимательно”
Психолог диктует слова с установкой на запоминание:
Кошка, слон, чеснок, вода, гусь, парта, слон, метро, облако, линейка,
арбуз, слон, ёж, зонт, экран.
Затем дети должны сказать какое слово встречается чаще других.
Упражнение “Подбери пары”
Психолог диктует поочередно несколько слов и просит назвать два слова,
образующих логическую пару.
Книга, замок, часы, ключ, лес.
Нос, рыба, альбом, каша, карандаш.
Мяч, шапка, лампочка, тетрадь, шарф.
Линейка, шарик, игла, таблетка, нитки.
Чайка, стрекоза, чашка, булавки, блюдце.
Кисточка, машина, шоколад, юбка, краски.
Кружка, гвозди, телевизор, фонарик, молоток.
Дети называют пары слов и объясняют свой выбор.
Разминка “считай и делай”
Дети выполняют упражнение весте с психологом:
Один – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Психолог: а сейчас ёжик Тим предлагает вам вместе побывать в сказке, в
Фиолетовом лесу.
Игра “сказка” репка.
Психолог: Ребята, вы все знаете сказку про репку, а в Фиолетовом лесу она
зашифрована. И сейчас вы попробуете её оживить.
Детям предлагается схематическое изображение героев сказки в виде
геометрических фигур разного размера. Задача детей расставить на
ковогрофе фигуры в правильной последовательности.
Психолог: молодцы ребята! У нас получилась сказка.
Игра с коврографом “Добрые слова”
.
Психолог: Ёжик Тим сейчас поведал мне, что в его Фиолетовом лесу,
случилось пока мы играли в игры:
Солнце загустило, от того, что никто давно не говорил ему добрых слов, не
хвалил.
Оно расстроилось и ушло за облако, а вместе с ним и все жители спрятались,
стало темно и грустно.
Давайте поможем вернуть радость в фиолетовый лес, а для этого произнесите
добрые слова
(с каждым словом появляется новое животное. Облака постепенно
исчезают.)
Радостно и красиво стало в фиолетовом лесу. У всех стало весёлое
настроение. Вы подарили счастливые улыбки солнышку, всем жителям леса,
и друг другу.
Солнышко решило отблагодарить вас за помощь. Оно каждому послало
тёплый лучик добра прямо в сердечко. Положите правую руку на грудь и
почувствуйте это тепло, которым можно поделиться со всеми окружающими.
Ребята, вам понравилось? Путешествие в фиолетовый лес м ёжиком Тимом?
А что больше всего запомнилось? Какое у вас сейчас настроение?
Я хочу, чтобы вы забрали с собой это настроение и пусть оно будет с вами
весь день.
А ёжик Тим прощается с вами и ждёт вас еще в гости, в свой волшебный,
фиолетовый лес.
До новых встреч!