Автор: Савкова Анастасия Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ Сахзаводская СОШ структурное подразделение - "Детский сад"
Населённый пункт: пос. Сахзаводской, Ливенский р-н., Орловская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Раздел: дошкольное образование
МБОУ Сахзаводская СОШ
Структурное подразделение «Детский сад»
Проект в старшей группе Б «Колобок»
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ
НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Подготовила: Савкова А.С.
2018
«И в десять, и в семь и в пять
Все люди любят рисовать
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.»
В. Берестов
«Творчество»
(креативность)
–
активная,
целенаправленная деятельность,
в
результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя
свой замысел самостоятельно находя средство для его воплощения. Используя креативный
подход, необходимо стремиться, чтобы дети «открывали» что-то новое, появлялись новые
продукты творчества.
Целью преобразования в сложившейся педагогической практике находит отражение
в ряде значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития
дошкольного образования:
В
Федеральном
законе «Об
образовании
Р.
Ф.» (от
29.12.2012г.
№
273
–
Ф.
З.)вступивший в силу 01.09.2013г.
- Ст. 12. п. 1 «Содержание образования должно обеспечивать развитие способностей
каждого человека, формирование и развитие его личности.»
В
условиях
ФГО С
дошкольного
образования
о собую
з н ач и м о с т ь
приобретает развитие
творче ских
спо собно сти. Развитие в
н а ш и х
д е т я х
качеств творческой личности - одна из важнейших задач современного ДОУ. Творить
вместе с детьми, уважать решения детей – вот главная задача родителей и педагогов.
Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это
время
происходят
прогрессивные
изменения
во
многих
сферах,
совершенствуются
психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение,
активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие
личности
ребёнка,
реализуются
его
потенциальные
возможности
и
первые
проявления творчества.
Мелкая моторика рук, это комплекс упражнений, в которые вовлечены маленькие
мышцы.
Такие
движения
требуют
специального
развития
и
навыков,
т.
к.
это
небезусловные рефлексы. Учёные всего Мира уже давно доказали взаимосвязь между
частыми движениями пальцев рук и головного мозга в целом. Об этом знали ещё во II
Веке до нашей эры Китайские целители. Восточные учёные пришли к выводу, что каждый
палец несёт влияние на определенные внутренние органы.
На
мой
взгляд, изобразительная
деятельность является
едва
ли
не
самым
интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих
рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, наиболее доступным
видом работы
с
детьми
является
изобразительная
деятельность,
художественно
–
продуктивная деятельность,
создаю щая
услов ия
для
вовлечения
ребёнка
в
собственное творчество и имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей,
раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Как
показывает
практика,
очевиден
тот
факт,
что
традиционных
подходов
в
решении
проблемы развития
творческих
способностей, учитывая
потенциал
нового
п о кол е н и я ,
н ед о с т аточ н о
д л я р а з в и т и я
р е ч и
д е т е й.
М е ж д у
т е м ,
применение нетрадиционных
техник
способствует о б о г а щ е н и ю
з н а н и й
и
представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов
действий с ними.
Важно,
что
чем
активнее
проявляются
и развиваются в
воспитательном
процессе творческие способности ребёнка, тем активнее и успешнее будет его жизненная
позиция и правильная речь в дальнейшем.
Я, для себя сформулировала этапы работы по данному направлению:
I. Подготовительный этап:
Анализ психолого-педагогической и методической литературы о развитие творческих
способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной
деятельности
Организация и пополнение развивающей среды;
Проведение
диагностики развития
творческих
способностей
детей дошкольного
возраста;
П од б о р
и
с и с т е м ат и з а ц и я ф о р м
о р г а н и з а ц и и
д е т е й,
м е т о д о в
и
приемов, способствующих развитию творческих способностей детей.
Разработка перспективного плана по изобразительной деятельности.
Составление плана взаимодействия с родителями и педагогами.
II. Основной этап:
Реализация
намеченных
мероприятий
с
детьми
(непосредственно
образовательная
деятельность, совместная деятельность);
Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами.
III. Заключительный этап:
Диагностика, оформление и
а н а л и з
р е з ул ьт ат о в ,
п од в е д е н и е
и т о г о в ,
прогнозирование дальнейшей деятельности.
Изучив и проанализировав авторские разработки, методические пособия таких, как:
И.
А.
Лыковой «Изобразительная
деятельность
в
детском
саду»,
Т.
С.
Комаровой
«Изобразительная
деятельность
в
детском
саду»;
Г .
Н .
Д а в ы д о в о й
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» и др., а также передовой опыт
работы
с
детьми,
накопленный
на
современном
этапе
педагогами-практиками,
я
заинтере сова лась
возмож но сть ю
применения нет радиционных
п р и е м о в
изобразительной деятельности для развития речи в работе с дошкольниками. Так я нашла
очень много интересных идей и методик, поставила перед собой цель работы, которая
будет
заключаться в
развитии
речи
дошкольников
посредством использования
традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.
Для достижения этой цели я выдвинула следующие задачи:
1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал
и
технику изображения,
самостоятельно
определять
замысел, способы
и
формы
его
воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы
рисования,
понимать
значимость
своей работы,
испытывать
радость
и
удовольствие
от творческой работы.
2. Развивать
детское
творчество,
наглядно
-
образное
мышление, творческое
в о о б р а ж е н и е
и
худ ож е с т в е н н ы й
в ку с , творческое
воображение,
п у т ё м
создания творческих ситуаций
в
художественно-изобразительной
деятельности,
умение
ориентироваться на листе бумаги.
3 .
В о с п и т ы в а т ь
у детей эстетиче ское
отношение
к
ок ружа юще му
миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.
4.
Создавать
в
группе
благоприятные
психолого-педагогические
условия
для творческой самореализации каждого ребёнка.
5. Взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной
с педагогом деятельностью детей
6 .
П р и в л е к а т ь
к творческому экспериментированию
с изобразительными
материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и
в
новых
условиях,
использованию
разнообразных изобразительных техник
и
их
сочетаний;
7. Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной
художественной деятельности;
8.
Вовлекать
родителей
в
совместную творческую
деятельность,
повышать
их
педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.
Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого. А это значит,
что руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что
представляет
собой творчество
вообще,
и
особенно
детское,
знание
его
специфики,
умения
тонко,
тактично
поддерживая
инициативу
и
с а м о с тоя т е л ь н о с т ь
ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Также немаловажно создание условий для художественно – эстетического развития
детей, так как развитие в том числе речи ребенка зависит от того, как осуществляется
процесс
его
воспитания,
как
организовано
пространство,
в
котором
он
растет
и
совершенствуется,
в
каком
окружении
он
находится
-
разнообразном,
насыщенном,
неординарном, изменяющемся.
Активность в разных видах деятельности: среда в дошкольном учреждении, по
сравнению с обычной семейной обстановкой, должна быть интенсивно развивающей,
стимулирующей
возникновение
и развитие познавательных
интересов
ребенка,
его
волевых качеств, эмоций, чувств. Создание предметно - пространственной развивающей
среды:
с
этой
целью
мы,
вместе
с
родителями
создали
для детей благоприятные
условия, «Центр творчества», чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка к
креативности,
также
наличие
предметно
- развивающей среды
для
продуктивной
художественно-творческой деятельности:
Цветной мел, пластилин, наборы красок, фломастеров, карандашей;
Наборы с трафаретами для аппликации и рисования;
Цветная и белая бумага, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры;
Наклейки, ткани, самоклеющаяся плёнка;
Клейстер, клей – карандаш, стаканчики для воды, салфетки для кисточек; Доска,
мольберт, магнитная доска;
Нестандартное
оборудование
(тычки,
трубочки
для
выдувания,
ватные
палочки,
штампики, кисти, поролон, печатки, клише и др.) ;
Развивающие
игры,
а л ь б о м ы
п о
о з н а к о м л е н и ю
с
д е к о р а т и в н о -
прикладным творчеством, видами и жанрами искусства);
Книжки-раскраски, иллюстративный материал и т. д.
Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект
неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие многообразие материалов
для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает
заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.
Успех
обучения нетрадиционным техникам
во
многом
зависит
от
того,
какие
методы
и
приемы
использует
педагог,
чтобы
донести
до детей определенное
содержание, сформировать
у
них
знания,
умения,
навыки.
Обратимся
к
современной
классификации методов, авторами которой являются И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин.
Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения:
1) информационно-рецептивный
метод,
который
включает
в
себя
приёмы
рассматривания и показа образца воспитателя;
2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это
метод
упражнений,
доводящий
навыки
до
автоматизма.
Он
включает
в
себя
прием
повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;
3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком
-
либо
моменте работы
на
занятии,
т.
е.
педагог
предлагает
ребёнку
выполнить
часть работы самостоятельно;
4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и
фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо
часть, а всю работу.
Мною замечено, что нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что
в
процессе
всех
видов изобразительной
деятельности (рисования,
лепки,
аппликации)
ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое
он создал сам, огорчается, если что-то не получается.
Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания,
уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он
осмысливает
новые
качества
предметов,
овладевает
изо
навыками,
умениями,
новыми нетрадиционным техникам, учится осознанно их использовать. А главное то,
что нетрадиционное рисование
играет
важную
роль
в
общем
психическом развитии
ребенка.
Ведь
самоценным
является
не
конечный
продукт
–
рисунок,
а развитие
личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация
в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник приводит:
- снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
- чувство фактурности и объёмности;
- развивает мелкую моторику рук (а соответственно и речевые качества);
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Считаю,
что
одной
стороны,
педагоги
совершенствуют
свои творческие
способности,
накапливая
теоретический
и
практический опыт
решения
проблемы,
с
другой
– непосредственно
работая
с
дошкольниками,
совершенствуют
знания
и
углубляют способности
в
процессе
сотворчества.
Главное
для
педагога,
помнить
ряд правил:
поощрять
самостоятельные
мысли
и
действия
ребенка,
если
они
не
причиняют явного вреда окружающим; не мешать желанию ребенка сделать, изобразить
что-то по-своему; уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была. Поэтому,
предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и
вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в
ходе занятий, свободной деятельности детей. Применяю безоценочность в отношении к
детскому творчеству, то есть не применяю явной системы оценок продуктов ребенка,
лишь обсуждаю отдельные содержательные моменты этих работ, не сравниваю с другими
детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами.
К методам моего воздействия, которые стимулируют детей к творчеству, прежде
всего, относятся наглядные и словесные методы и их взаимосвязь, а также практические
методы.
С
детьми
можно
проводить
беседы,
которые
помогают
мне
обратить
внимание детей
на
главное,
учат
ребят
эмоционально
воспринимать
художественные
образы. С этой целью я также использую поэтическое слово, так как в нём иными
художественными
средствами
переданы
настроение,
характер
персонажа,
явления
природы.
У детей
необходимо
формировать представление
о
различном
подходе
в
передаче
образа
и
поэтому,
во
время
беседы,
мы
рассматриваем
разные
варианты изображения. Целесообразно, что перед проведением бесед устраиваем в группе
небольшие
экспозиции
репродукций
картин,
скульптуры
малых форм,
графики,
декоративно
–
прикладного
искусства.
Устраиваем
также
тематические
выставки,
итоговые беседы и итоговые выставки.
Использую тематическое литературное, музыкальное, фольклорного и игрового
материала позволяет сделать мне занятия доступными, интересными, содержательными и
познавательными. Развитию творчества способствует организация наблюдений в природе.
У детей развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что в природе цвета
очень различные (не просто белый, синий, красный, а есть многообразие оттенков). В
своих
рисунках
дети
используют
эти
оттенки.
Необходимо
с
детьми
анализировать
предметы, обращая их внимание не только на основные части, но и второстепенные,
подмечая выразительность очертания.
С детьми, мы играли в игры и выполняли упражнения для развития речевых и
творческих способностей дошкольников:
Упражнения
и развивающие
игры
из
серии «Учись
играя» - способствующие
всестороннему гармоничному развитию, закреплению знания о цвете, освоению детьми
свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов;
Игры
на развитие мелкой
моторики
-
пальчиковые
игры,
игровые
упражнения
на развитие умений
создавать
предметы
с
помощью
счётных
палочек,
(игровые
ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»);
Упражнения, способствующие
развитию у м е н и й
с в я з ы в а т ь
э л е м е н т ы
рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения;
Составила перспективный план работы, составила «банк» комплексных занятий по
изо. деятельности с нетрадиционными техниками рисования в старшей группе.
Подобрала:
-
наборы
картинок
(предметные,
сюжетные,
картины;
-
игры
на развитие мелкой
моторики пальцев рук;
- развивающие, дидактические и настольно – печатные игры;
- детскую художественную литературу; энциклопедии.
Составила в методическую копилку:
- комплексы пальчиковых игр и упражнений;
- нетрадиционные техники рисования в детском саду;
- загадки, физминутки, считалки;
- комплексные занятия с нетрадиционными техниками рисования;
- «Советы психолога».
Итак, чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие речевых и творческих
способностей
детей,
нужно
представлять,
что
это
такое.
Это
комплексное
понятие,
включающее
несколько
составляющих,
на
которых
педагоги
и
родители
и
должны
акцентировать внимание: стремление к открытиям; умение познавать;
• активность;
• фантазия;
• инициативность;
• стремление к познанию;
• умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;
• живость ума;
• умение изобретать и открывать;
• свобода воображения;
• интуиция;
• умение на практике применять полученные знания, опыт;
• открытия и изобретения.
Важно, было заинтересовать родителей, познакомить их с системой работы по
развитию творческих способностей в изобразительной деятельности.
Проведенные с детьми занятия мною были скомпонованы в небольшой фотоотчет.
Большая раскраска «Пасхальный кулич»
Морские черепашки из фисташковой скорлупы
Медвежата, нарисованные одноразовой вилкой
Петушок из бумаги
Поделки из разноцветных макарон