Напоминание

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ


Автор: Савкова Анастасия Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ Сахзаводская СОШ структурное подразделение - "Детский сад"
Населённый пункт: пос. Сахзаводской, Ливенский р-н., Орловская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБОУ Сахзаводская СОШ

Структурное подразделение «Детский сад»

Проект в старшей группе Б «Колобок»

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ

НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Подготовила: Савкова А.С.

2018

«И в десять, и в семь и в пять

Все люди любят рисовать

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всё нарисуем, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.»

В. Берестов

«Творчество»

(креативность)

активная,

целенаправленная деятельность,

в

результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя

свой замысел самостоятельно находя средство для его воплощения. Используя креативный

подход, необходимо стремиться, чтобы дети «открывали» что-то новое, появлялись новые

продукты творчества.

Целью преобразования в сложившейся педагогической практике находит отражение

в ряде значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития

дошкольного образования:

В

Федеральном

законе «Об

образовании

Р.

Ф.» (от

29.12.2012г.

273

Ф.

З.)вступивший в силу 01.09.2013г.

- Ст. 12. п. 1 «Содержание образования должно обеспечивать развитие способностей

каждого человека, формирование и развитие его личности.»

В

условиях

ФГО С

дошкольного

образования

о собую

з н ач и м о с т ь

приобретает развитие

творче ских

спо собно сти. Развитие в

н а ш и х

д е т я х

качеств творческой личности - одна из важнейших задач современного ДОУ. Творить

вместе с детьми, уважать решения детей – вот главная задача родителей и педагогов.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это

время

происходят

прогрессивные

изменения

во

многих

сферах,

совершенствуются

психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение,

активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие

личности

ребёнка,

реализуются

его

потенциальные

возможности

и

первые

проявления творчества.

Мелкая моторика рук, это комплекс упражнений, в которые вовлечены маленькие

мышцы.

Такие

движения

требуют

специального

развития

и

навыков,

т.

к.

это

небезусловные рефлексы. Учёные всего Мира уже давно доказали взаимосвязь между

частыми движениями пальцев рук и головного мозга в целом. Об этом знали ещё во II

Веке до нашей эры Китайские целители. Восточные учёные пришли к выводу, что каждый

палец несёт влияние на определенные внутренние органы.

На

мой

взгляд, изобразительная

деятельность является

едва

ли

не

самым

интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих

рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, наиболее доступным

видом работы

с

детьми

является

изобразительная

деятельность,

художественно

продуктивная деятельность,

создаю щая

услов ия

для

вовлечения

ребёнка

в

собственное творчество и имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей,

раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Как

показывает

практика,

очевиден

тот

факт,

что

традиционных

подходов

в

решении

проблемы развития

творческих

способностей, учитывая

потенциал

нового

п о кол е н и я ,

н ед о с т аточ н о

д л я р а з в и т и я

р е ч и

д е т е й.

М е ж д у

т е м ,

применение нетрадиционных

техник

способствует о б о г а щ е н и ю

з н а н и й

и

представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов

действий с ними.

Важно,

что

чем

активнее

проявляются

и развиваются в

воспитательном

процессе творческие способности ребёнка, тем активнее и успешнее будет его жизненная

позиция и правильная речь в дальнейшем.

Я, для себя сформулировала этапы работы по данному направлению:

I. Подготовительный этап:

Анализ психолого-педагогической и методической литературы о развитие творческих

способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной

деятельности

Организация и пополнение развивающей среды;

Проведение

диагностики развития

творческих

способностей

детей дошкольного

возраста;

П од б о р

и

с и с т е м ат и з а ц и я ф о р м

о р г а н и з а ц и и

д е т е й,

м е т о д о в

и

приемов, способствующих развитию творческих способностей детей.

Разработка перспективного плана по изобразительной деятельности.

Составление плана взаимодействия с родителями и педагогами.

II. Основной этап:

Реализация

намеченных

мероприятий

с

детьми

(непосредственно

образовательная

деятельность, совместная деятельность);

Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами.

III. Заключительный этап:

Диагностика, оформление и

а н а л и з

р е з ул ьт ат о в ,

п од в е д е н и е

и т о г о в ,

прогнозирование дальнейшей деятельности.

Изучив и проанализировав авторские разработки, методические пособия таких, как:

И.

А.

Лыковой «Изобразительная

деятельность

в

детском

саду»,

Т.

С.

Комаровой

«Изобразительная

деятельность

в

детском

саду»;

Г .

Н .

Д а в ы д о в о й

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» и др., а также передовой опыт

работы

с

детьми,

накопленный

на

современном

этапе

педагогами-практиками,

я

заинтере сова лась

возмож но сть ю

применения нет радиционных

п р и е м о в

изобразительной деятельности для развития речи в работе с дошкольниками. Так я нашла

очень много интересных идей и методик, поставила перед собой цель работы, которая

будет

заключаться в

развитии

речи

дошкольников

посредством использования

традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.

Для достижения этой цели я выдвинула следующие задачи:

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал

и

технику изображения,

самостоятельно

определять

замысел, способы

и

формы

его

воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы

рисования,

понимать

значимость

своей работы,

испытывать

радость

и

удовольствие

от творческой работы.

2. Развивать

детское

творчество,

наглядно

-

образное

мышление, творческое

в о о б р а ж е н и е

и

худ ож е с т в е н н ы й

в ку с , творческое

воображение,

п у т ё м

создания творческих ситуаций

в

художественно-изобразительной

деятельности,

умение

ориентироваться на листе бумаги.

3 .

В о с п и т ы в а т ь

у детей эстетиче ское

отношение

к

ок ружа юще му

миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4.

Создавать

в

группе

благоприятные

психолого-педагогические

условия

для творческой самореализации каждого ребёнка.

5. Взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной

с педагогом деятельностью детей

6 .

П р и в л е к а т ь

к творческому экспериментированию

с изобразительными

материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и

в

новых

условиях,

использованию

разнообразных изобразительных техник

и

их

сочетаний;

7. Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной

художественной деятельности;

8.

Вовлекать

родителей

в

совместную творческую

деятельность,

повышать

их

педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.

Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого. А это значит,

что руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что

представляет

собой творчество

вообще,

и

особенно

детское,

знание

его

специфики,

умения

тонко,

тактично

поддерживая

инициативу

и

с а м о с тоя т е л ь н о с т ь

ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Также немаловажно создание условий для художественно – эстетического развития

детей, так как развитие в том числе речи ребенка зависит от того, как осуществляется

процесс

его

воспитания,

как

организовано

пространство,

в

котором

он

растет

и

совершенствуется,

в

каком

окружении

он

находится

-

разнообразном,

насыщенном,

неординарном, изменяющемся.

Активность в разных видах деятельности: среда в дошкольном учреждении, по

сравнению с обычной семейной обстановкой, должна быть интенсивно развивающей,

стимулирующей

возникновение

и развитие познавательных

интересов

ребенка,

его

волевых качеств, эмоций, чувств. Создание предметно - пространственной развивающей

среды:

с

этой

целью

мы,

вместе

с

родителями

создали

для детей благоприятные

условия, «Центр творчества», чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка к

креативности,

также

наличие

предметно

- развивающей среды

для

продуктивной

художественно-творческой деятельности:

Цветной мел, пластилин, наборы красок, фломастеров, карандашей;

Наборы с трафаретами для аппликации и рисования;

Цветная и белая бумага, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры;

Наклейки, ткани, самоклеющаяся плёнка;

Клейстер, клей – карандаш, стаканчики для воды, салфетки для кисточек; Доска,

мольберт, магнитная доска;

Нестандартное

оборудование

(тычки,

трубочки

для

выдувания,

ватные

палочки,

штампики, кисти, поролон, печатки, клише и др.) ;

Развивающие

игры,

а л ь б о м ы

п о

о з н а к о м л е н и ю

с

д е к о р а т и в н о -

прикладным творчеством, видами и жанрами искусства);

Книжки-раскраски, иллюстративный материал и т. д.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект

неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие многообразие материалов

для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает

заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Успех

обучения нетрадиционным техникам

во

многом

зависит

от

того,

какие

методы

и

приемы

использует

педагог,

чтобы

донести

до детей определенное

содержание, сформировать

у

них

знания,

умения,

навыки.

Обратимся

к

современной

классификации методов, авторами которой являются И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин.

Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения:

1) информационно-рецептивный

метод,

который

включает

в

себя

приёмы

рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это

метод

упражнений,

доводящий

навыки

до

автоматизма.

Он

включает

в

себя

прием

повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком

-

либо

моменте работы

на

занятии,

т.

е.

педагог

предлагает

ребёнку

выполнить

часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и

фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо

часть, а всю работу.

Мною замечено, что нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что

в

процессе

всех

видов изобразительной

деятельности (рисования,

лепки,

аппликации)

ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое

он создал сам, огорчается, если что-то не получается.

Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания,

уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он

осмысливает

новые

качества

предметов,

овладевает

изо

навыками,

умениями,

новыми нетрадиционным техникам, учится осознанно их использовать. А главное то,

что нетрадиционное рисование

играет

важную

роль

в

общем

психическом развитии

ребенка.

Ведь

самоценным

является

не

конечный

продукт

рисунок,

а развитие

личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация

в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник приводит:

- снятию детских страхов;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- учит детей работать с разнообразным материалом;

- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

- чувство фактурности и объёмности;

- развивает мелкую моторику рук (а соответственно и речевые качества);

- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Считаю,

что

одной

стороны,

педагоги

совершенствуют

свои творческие

способности,

накапливая

теоретический

и

практический опыт

решения

проблемы,

с

другой

– непосредственно

работая

с

дошкольниками,

совершенствуют

знания

и

углубляют способности

в

процессе

сотворчества.

Главное

для

педагога,

помнить

ряд правил:

поощрять

самостоятельные

мысли

и

действия

ребенка,

если

они

не

причиняют явного вреда окружающим; не мешать желанию ребенка сделать, изобразить

что-то по-своему; уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была. Поэтому,

предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и

вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в

ходе занятий, свободной деятельности детей. Применяю безоценочность в отношении к

детскому творчеству, то есть не применяю явной системы оценок продуктов ребенка,

лишь обсуждаю отдельные содержательные моменты этих работ, не сравниваю с другими

детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами.

К методам моего воздействия, которые стимулируют детей к творчеству, прежде

всего, относятся наглядные и словесные методы и их взаимосвязь, а также практические

методы.

С

детьми

можно

проводить

беседы,

которые

помогают

мне

обратить

внимание детей

на

главное,

учат

ребят

эмоционально

воспринимать

художественные

образы. С этой целью я также использую поэтическое слово, так как в нём иными

художественными

средствами

переданы

настроение,

характер

персонажа,

явления

природы.

У детей

необходимо

формировать представление

о

различном

подходе

в

передаче

образа

и

поэтому,

во

время

беседы,

мы

рассматриваем

разные

варианты изображения. Целесообразно, что перед проведением бесед устраиваем в группе

небольшие

экспозиции

репродукций

картин,

скульптуры

малых форм,

графики,

декоративно

прикладного

искусства.

Устраиваем

также

тематические

выставки,

итоговые беседы и итоговые выставки.

Использую тематическое литературное, музыкальное, фольклорного и игрового

материала позволяет сделать мне занятия доступными, интересными, содержательными и

познавательными. Развитию творчества способствует организация наблюдений в природе.

У детей развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что в природе цвета

очень различные (не просто белый, синий, красный, а есть многообразие оттенков). В

своих

рисунках

дети

используют

эти

оттенки.

Необходимо

с

детьми

анализировать

предметы, обращая их внимание не только на основные части, но и второстепенные,

подмечая выразительность очертания.

С детьми, мы играли в игры и выполняли упражнения для развития речевых и

творческих способностей дошкольников:

Упражнения

и развивающие

игры

из

серии «Учись

играя» - способствующие

всестороннему гармоничному развитию, закреплению знания о цвете, освоению детьми

свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов;

Игры

на развитие мелкой

моторики

-

пальчиковые

игры,

игровые

упражнения

на развитие умений

создавать

предметы

с

помощью

счётных

палочек,

(игровые

ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»);

Упражнения, способствующие

развитию у м е н и й

с в я з ы в а т ь

э л е м е н т ы

рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения;

Составила перспективный план работы, составила «банк» комплексных занятий по

изо. деятельности с нетрадиционными техниками рисования в старшей группе.

Подобрала:

-

наборы

картинок

(предметные,

сюжетные,

картины;

-

игры

на развитие мелкой

моторики пальцев рук;

- развивающие, дидактические и настольно – печатные игры;

- детскую художественную литературу; энциклопедии.

Составила в методическую копилку:

- комплексы пальчиковых игр и упражнений;

- нетрадиционные техники рисования в детском саду;

- загадки, физминутки, считалки;

- комплексные занятия с нетрадиционными техниками рисования;

- «Советы психолога».

Итак, чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие речевых и творческих

способностей

детей,

нужно

представлять,

что

это

такое.

Это

комплексное

понятие,

включающее

несколько

составляющих,

на

которых

педагоги

и

родители

и

должны

акцентировать внимание: стремление к открытиям; умение познавать;

• активность;

• фантазия;

• инициативность;

• стремление к познанию;

• умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;

• живость ума;

• умение изобретать и открывать;

• свобода воображения;

• интуиция;

• умение на практике применять полученные знания, опыт;

• открытия и изобретения.

Важно, было заинтересовать родителей, познакомить их с системой работы по

развитию творческих способностей в изобразительной деятельности.

Проведенные с детьми занятия мною были скомпонованы в небольшой фотоотчет.

Большая раскраска «Пасхальный кулич»

Морские черепашки из фисташковой скорлупы

Медвежата, нарисованные одноразовой вилкой

Петушок из бумаги

Поделки из разноцветных макарон



В раздел образования