Автор: Городинская Маргарита Евгениевна
Должность: учитель черчения, ИЗО, технологии и руководитель кружок "Рукоделие"
Учебное заведение: МБОУ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Депутатская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов»
Населённый пункт: п.Депутатский
Наименование материала: статья
Тема: "И просто и красиво"
Раздел: дополнительное образование
«И просто и красиво»
Кружок
«Рукоделие»
Руководитель: Городинская Маргарита Евгениевна
Учитель первой квалификационной категории
Фантазии полёт и рук творенье,
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Зинаида Митрофановна Торопчина
(Из книги Л.Божко «Бисер. Уроки мастерства»)
В течение многих лет в Депутатской средней школе работает кружок
«Рукоделие». Наш посёлок находится на Севере Якутии за полярным кругом
. И здесь в суровом, холодном краю , мы создаём красивые рукотворные
изделия из самых различных материалов. Но основным материалом у нас
является бисер. Занятия кружка проходят два раза в неделю во второй
половине дня. Продолжительность составляет 60 минут. Наполняемость
группы до 10 человек. В ходе деятельности кружка используются различные
виды деятельности: коммуникативная, чтение, игровая, продуктивная.
Направление кружковой работы – обучение рукоделию школьников. Мы
работаем с различными материалами, в том числе и бисером. Бисер является
отличным материалом для занятий на развитие координации и мелкой
моторики рук ребенка. Кроме того, такие творческие занятия способствуют
развитию художественного вкуса, воображения, математических
способностей, абстрактного мышления. Не зря существует выражение, что
наш ум – на кончиках наших пальцев.
Для проведения кружковой работы были поставлены следующие цели и
задачи:
Цель: Создать условия для развития предпосылок ценностно-
смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становления
эстетического отношения к окружающему миру; формирования
элементарных представлений о видах искусства; реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей.
Задачи:
Создать условия для развития умения детей осваивать простые техники
бисероплетения (аппликация из бисера и пластилина, бусин на
проволоку, параллельное плетение и т.д.), составлять простые
композиции на плоскости.
Способствовать формированию умения использовать в работе
различные материалы: пластилин, леску, проволоку, картон, цветную
бумагу и т.д.
Создать условия для развития познавательного интереса к технике
бисероплетения.
Создать условия и помочь детям организовать выставки детских работ
по технике бисероплетение с применением других материалов.
Создать условия для развития мелкой моторики рук.
Воспитывать желание делать подарки своими руками, умение работать
в коллективе, оказывать друг другу помощь.
Формами реализации кружка являются: беседы, индивидуальная и
групповая работа, коллективно-творческая работа, дидактические и
подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстрации,
наблюдения, игры-задания, выставки.
Каждое занятие включало объяснение материала, но основное время
отводилось практической работе. Еще с каждым ребенком проводилась
индивидуальная работа. Особое внимание было уделено освещенности
помещения, знакомству детей с правилами безопасности труда.
При систематической работе – работа в кружке положительно сказалась на
формировании взаимоотношений между детьми, они научились помогать
друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им
радость, это полезное и увлекательное занятия для дошкольников.
Работа по данной методике показала, что занятия имеют большое значение
для гармоничного развития ребёнка. Они способствуют развитию у него
творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность,
внимание и воображение; воспитывают волю, развивают ручные умения,
чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композициями
из бисера, способствует воспитанию художественного вкуса у детей. На
занятиях развиваются движения пальцев рук, что является хорошей
подготовкой руки к письму.
Использование на занятиях различных видов творчества дает
возможность ребенку найти себя, и наиболее полно реализовать в нем свои
способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у
учащихся высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими
видами рукоделия и комбинируя их, учащиеся получают возможность
создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.
В этом заключается практическое значение программы.
Занятия кружка строятся с учётом местных традиций, характерных
ремесел и промыслов особенностей народного костюма и утвари.
На кружковых занятиях дети работают с бисером, так же используют в
свих работах ткань, бумагу, древесину, природные материалы и т.д. В
процессе обработки различных материалов уч-ся убеждаются в том, что
существуют общие принципы изготовления различных изделий. У детей
расширяется кругозор, развиваются творческие способности.
Из разнообразных материалов можно изготовить самые различные панно,
картины. Прежде чем приступить к работе, нужно подобрать всё необходимое
для этих изделий. Выбрать сюжет для работы, материал из которого будет
выполнена работа и необходимые инструменты. Основу делают из дерева в
рамке. Фоновый цвет может быть самый разнообразный, подходящий по
сюжету панно или картины. Затем необходимо изготовить необходимые
детали для работы, закрепить их и эстетически оформить.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные
обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования. Несмотря
на прогресс индустрии и глобальный промышленный рост, изделие,
выполненное своими руками, всегда будет цениться.