Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка в семейном кругу.
Автор: Сметова Юлия Вениаминовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 303 Населённый пункт: город Нижний Новгород Наименование материала: Консультация для родителей Тема: Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка в семейном кругу. Раздел: дошкольное образование
«Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка в семейном кругу.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много,
поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за
страну, в которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих
предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в
дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других
народов.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический
процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат,
природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним
не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к
формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует
общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и
достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Чувство Родины – оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым
близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с
родным домом и ближним окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш,
чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё
не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют
огромную роль в становлении личности патриота.
Россия – Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или
дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить
себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
Однако национальная гордость не должна переходить в тупое самомнение и
самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа,
на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной
ненависти, обособлению, культурному застою.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других
народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не
должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе,
языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем
озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой
частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример
взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших
членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной Войны, их
фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия,
как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой
подвиг» и так далее. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому,
что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.
Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты
памятники.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно
любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается
индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и по-новому
начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору,
художественным промыслам, декоративно прикладному искусству, в которых народ
оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито
веков.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие
в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет
детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Необходимо широко использовать все виды фольклора: сказки, песенки,
пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.д. В устном народном творчестве как
нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные
ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым
приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре
каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.
Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок,
выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках
метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки,
восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного
народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение
мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим
источником познавательного и нравственного развития детей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать
народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие
наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями,
поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно
связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их
целостности и многообразии.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя
душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным
искусством.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы
состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от
архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой
представляется нам стратегия развития личностной культуры ребёнка как основы его
любви к Родине.
Воспитать патриота совей Родины – ответственная и сложная задача, решение
которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая
работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского
сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать
положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по
патриотическому воспитанию.
Рекомендации для родителей:
Обращайте внимание ребёнка на красоту родного города.
Вместе с ребёнком принимайте участие в труде по благоустройству и
озеленению своего двора, улицы.
Учите ребёнка правильно оценивать свои поступки и поступки
других людей.
Читайте ему книги о культуре, традициях своего народа.
Поощряйте ребёнка за стремление поддерживать порядок,
примерное поведение в общественных местах.
Литература:
1.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и
детский фольклор. – М., 1999.
2.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. :
Детство-Пресс, 2004.
3.
Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего
дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 10.
4.
Потешки, считалки, небылицы. / Сост. А.Н. Мартынова. – М., 1989.
5.
«Народный театр» из библиотеки русского фольклора. // Сост. А.Ф.
Некрылова, Н.И. Савушкина. – М. – Сов. Россия.