Напоминание

"Развитие речи дошкольников в игровой деятельности."


Автор: Захарова Юлия Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №141" Авиастроительного района г.Казани
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие речи дошкольников в игровой деятельности."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи дошкольников в игровой деятельности

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития

ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное

поведение, активно развивается воображение, творчество, общая

инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не на

учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и

большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в

детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по

количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют

играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на

игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен

различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.

Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и

спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели

стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или

прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что

дошкольники не умеют и не хотят играть.

Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного

поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта

связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в

семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут

среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и

не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В

результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само

детство.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на

общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в

1

игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение,

воображение, сознание ребёнка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается

в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым

правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное

удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным,

превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически

единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и

творческую активность.

И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя,

понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Отношение

современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность)

существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых

игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве

случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они

перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального

взрослого или образом правильного поведения.

А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий

превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его

поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что

современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми,

учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако эти правила

исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и

приспосабливаться к ним.

Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они

добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми,

поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями

и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно.

Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных

2

детей игра перестаёт быть «школой произвольного поведения», но никакая

другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.

А ведь произвольность - это не только действия по правилам, это

осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя

свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их

поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от

окружающих взрослых.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами

организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются,

толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито

воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность

мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом

для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все

эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между

тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.

Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия

ребёнка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении

считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая

«готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному

школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями

в детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в

детстве.

Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый

пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на

его психическое развитие. Взрослый всегда является для ребенка не только

носителем средств и образцов действия, но и живой, уникальной личностью,

воплощающей свои индивидуальные мотивы и смыслы. Он является для

ребенка как бы олицетворением тех ценностных и мотивационных уровней,

которыми ребенок еще не обладает. На эти уровни он может подняться только

вместе со взрослым - через общение, совместную деятельность и общие

3

переживания. Можно полагать, что мотивация, как и всякая другая высшая

психическая функция, обнаруживает себя дважды: сначала как форма

взаимодействия и сотрудничества между людьми (т.е. как категория

интерпсихическая), а затем как собственное, внутреннее достояние субъекта

(как категория интрапсихическая). Однако способ передачи новой мотивации

имеет свою специфику. Здесь невозможно сообщение новой информации, или

усвоение через подражание, или демонстрация образцов действия. В этой

сфере действуют другие механизмы (эмоциональное заражение, вовлечение,

создание общего смыслового поля и др.), которые предполагают не только

«активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со

стороны взрослого, его субъективную включенность в общение с ребенком.

Это предъявляет к педагогам и воспитателям особые требования. Нужно не

просто соблюдать нормы и правила поведения, не просто владеть нужными

способами действий, но уметь открыть все это для ребенка, придать этому

значимость и привлекательность.

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является

подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и

мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают

всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем

людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей

сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым

непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель.

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик - всё является образцом для

детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с

подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении

детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.

Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у

детей желание самим что-нибудь рассказать.

Для дошкольников представление о стиле речи соотносится, прежде всего, с

представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения

4

говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность,

скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное

достоинство проявляются в определенном речевом поведении); кроме того,

совершенствование стилистического чутья ребенка является основным

средством его эстетического воспитания. Следовательно, обучение стилю речи

включает в себя определенные воспитательные задачи.

Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь

осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается

определенный стиль, т.е. он должен иметь соответствующие знания в области

лингвистики.

Воспитатель, работая над совершенствованием собственной культуры речи,

прежде всего, должен позаботиться о синонимическом богатстве ее

компонентов - лексики, грамматики, фонетики. Он должен уяснить, для чего

существует в языке такое множество лексических дублей, какие смысловые и

эмоциональные оттенки их отличают, когда уместно пользоваться ими в

собственной речи. Нужно развить в себе потребность постоянно обращаться к

словарям.

Воспитатель, старающийся повысить культуру речи, должен помнить и о

выразительных средствах морфологии - аффиксах-синонимах, а также

использовать в своей речи все богатство синонимов-флексий, синонимов-

предлогов, синонимов-союзов, синонимов - конструкций простых и сложных

предложений.

Знание синонимии родного языка поможет будущему педагогу не только

улучшить собственную речь, но и даст ему легкий и очень эффективный прием

обучения речи детей: если ребенок не понимает какого-то слова или какой-то

грамматической формы, достаточно бывает (конечно, в средней и старших

группах) предложить соответствующий синоним, чтобы он все понял.

В практике работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные

приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и

совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную

5

речь. К сожалению, воспитатель иногда не придает значения организации

общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка

играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться.

Как отмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и этапы

развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не

возраст, а развитие форм общения.

Так, дети, независимо от возраста, непременно нуждаются в непосредственно-

эмоциональном общении, и только затем - в ситуативно-действенном. Поэтому

воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения:

улыбка, ласка, внимание, жест, мимика, показ действия, упражнение в нем,

совместные действия с ребенком, поручение и т.п.

Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-

игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым

ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в

дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством

взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Таким

образом, воспитатель должен учитывать уровень сформированности

предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в

действии со взрослыми и с детьми в группе.

Пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на

развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними

своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи,

сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует

ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние детского коллектива на

развитие речи можно отнести к тому, что называется самообучением языку.

Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но

и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и

видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая

взрослым, начинают сами произносить слова. Для развития понимания

6

желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и

получил его в руки.

Рассказывание - один из приемов развития детской речи, он очень нравится

детям. Рассказывают детям небольшие произведения, простые и доступные

для понимания, рассказывают и сказки, читают стихотворения.

Стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия их детьми рекомендуется

говорить наизусть. Необходим, чтобы дети, слушая рассказчика, удобно

сидели вокруг него и хорошо видели его лицо. Да и сам рассказывающий

должен видеть детей, наблюдать за впечатлением от рассказа, за реакцией

детей. Ничто не должно мешать детям слушать.

Рассматривание картинок - хороший прием развития речи, так как речь при

этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему

рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.

Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра

доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным

средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим

самостоятельную речевую активность.

Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят,

высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов

протекают молча, про себя.

Обыгрывание игрушек очень помогает развитию речи и мышления маленьких

детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и

показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые

речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие

детей и так много дающие для их развития.

Практикуется многократное повторение речевого материала. Дети, со слов

взрослых, способны запомнить и воспроизвести наизусть слышимое ими. Для

этого необходимо многократное повторение речевого материала.

7

Декламация и пение, сопровождаемые музыкой, также важный способ

развития детской речи. Особенно успешно они запоминают стихи и песенки,

которые потом декламируют, поют.

Чтение детям книжек также является средством развития речи и мышления

детей. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым,

дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто

наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда

запоминают наизусть целиком.

Ознакомление детей с окружающим миром также способствует развитию речи

и мышления детей. Важно обращать внимание малышей на предметы и

окружающую их жизнь, беседовать с ними об этом.

В первой младшей группе педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на

него. Но если ребенок почему-то молчит и пауза затягивается, целесообразнее

подсказать ответ, повторить его с детьми, а через какое-то время вновь задать

малышу тот же вопрос.

Известно, что ребенку третьего года жизни очень легко что-либо внушить. Об

этой особенности стоит помнить, обучая детей. («У Ани получится. Вова

сумеет. Алеша сейчас подумает и непременно найдет нужную картинку

(игрушку)» и т.п.).

Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы,

игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т.п), их рассматривание

поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует

способность к обобщению.

Целесообразно использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям

возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к воспитателю,

чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; заглянуть под стулья, чтобы найти,

куда спряталась кисонька-мурысенька; изобразить бодающихся козлят,

клюющих зернышки цыплят и т.п.). В ряде случаев эти задания одновременно

преследуют цель обучить детей умению принимать воображаемую ситуацию:

испечь оладушки, поймать снежинку и сдуть ее. При выполнении подобных

8

заданий дети учатся игровым действиям, необходимым для развертывания

самостоятельных сюжетно-ролевых игр, появление которых на третьем году

жизни ребенка свидетельствует о новой ступени в его развитии.

Таким образом, развитию речи ребенка старшего дошкольного возратс

способствует выполнение следующих условий:

Постоянное доброе общение с ребенком и как следствие - доверие его к

взрослому и желание с ним говорить.

Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми

разного возраста.

Культура речи всех взрослых, окружающих ребенка! Не забывайте, что дети

этого возраста схватывают сразу все, что вы говорите и делаете.

Предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала;

книг, картинок, игрушек и др. Помните: главное не в красоте оформления (хотя

и это важно), а в содержании того, что написано, нарисовано, сделано.

Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи. [28].

Доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит:

воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку,

умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к

этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина

психологии доверия будет достаточно полной.

Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и

действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных

замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения

игры - совместным сюжетным сложением. Оно включает умение ребенка

выстраивать новые последовательности событий, охватывающие

разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным

на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он

хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению

партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события); умение

9

комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в

общем сюжете в процессе игры.

10



В раздел образования