Автор: Захарова Юлия Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №141" Авиастроительного района г.Казани
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие речи дошкольников в игровой деятельности."
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи дошкольников в игровой деятельности
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития
ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное
поведение, активно развивается воображение, творчество, общая
инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не на
учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и
большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в
детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по
количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют
играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на
игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен
различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.
Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и
спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели
стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или
прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что
дошкольники не умеют и не хотят играть.
Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного
поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта
связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в
семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут
среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и
не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В
результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само
детство.
Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на
общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в
1
игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение,
воображение, сознание ребёнка.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается
в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым
правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное
удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным,
превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически
единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и
творческую активность.
И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя,
понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Отношение
современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность)
существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых
игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве
случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они
перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального
взрослого или образом правильного поведения.
А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий
превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его
поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что
современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми,
учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако эти правила
исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и
приспосабливаться к ним.
Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они
добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми,
поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями
и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно.
Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных
2
детей игра перестаёт быть «школой произвольного поведения», но никакая
другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.
А ведь произвольность - это не только действия по правилам, это
осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя
свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их
поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от
окружающих взрослых.
Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами
организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются,
толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито
воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность
мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом
для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все
эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между
тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.
Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия
ребёнка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении
считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая
«готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному
школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями
в детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в
детстве.
Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый
пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на
его психическое развитие. Взрослый всегда является для ребенка не только
носителем средств и образцов действия, но и живой, уникальной личностью,
воплощающей свои индивидуальные мотивы и смыслы. Он является для
ребенка как бы олицетворением тех ценностных и мотивационных уровней,
которыми ребенок еще не обладает. На эти уровни он может подняться только
вместе со взрослым - через общение, совместную деятельность и общие
3
переживания. Можно полагать, что мотивация, как и всякая другая высшая
психическая функция, обнаруживает себя дважды: сначала как форма
взаимодействия и сотрудничества между людьми (т.е. как категория
интерпсихическая), а затем как собственное, внутреннее достояние субъекта
(как категория интрапсихическая). Однако способ передачи новой мотивации
имеет свою специфику. Здесь невозможно сообщение новой информации, или
усвоение через подражание, или демонстрация образцов действия. В этой
сфере действуют другие механизмы (эмоциональное заражение, вовлечение,
создание общего смыслового поля и др.), которые предполагают не только
«активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со
стороны взрослого, его субъективную включенность в общение с ребенком.
Это предъявляет к педагогам и воспитателям особые требования. Нужно не
просто соблюдать нормы и правила поведения, не просто владеть нужными
способами действий, но уметь открыть все это для ребенка, придать этому
значимость и привлекательность.
Характерной особенностью детей дошкольного возраста является
подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и
мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают
всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем
людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей
сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым
непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель.
Поведение, речь воспитателя, его внешний облик - всё является образцом для
детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с
подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении
детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.
Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у
детей желание самим что-нибудь рассказать.
Для дошкольников представление о стиле речи соотносится, прежде всего, с
представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения
4
говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность,
скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное
достоинство проявляются в определенном речевом поведении); кроме того,
совершенствование стилистического чутья ребенка является основным
средством его эстетического воспитания. Следовательно, обучение стилю речи
включает в себя определенные воспитательные задачи.
Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь
осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается
определенный стиль, т.е. он должен иметь соответствующие знания в области
лингвистики.
Воспитатель, работая над совершенствованием собственной культуры речи,
прежде всего, должен позаботиться о синонимическом богатстве ее
компонентов - лексики, грамматики, фонетики. Он должен уяснить, для чего
существует в языке такое множество лексических дублей, какие смысловые и
эмоциональные оттенки их отличают, когда уместно пользоваться ими в
собственной речи. Нужно развить в себе потребность постоянно обращаться к
словарям.
Воспитатель, старающийся повысить культуру речи, должен помнить и о
выразительных средствах морфологии - аффиксах-синонимах, а также
использовать в своей речи все богатство синонимов-флексий, синонимов-
предлогов, синонимов-союзов, синонимов - конструкций простых и сложных
предложений.
Знание синонимии родного языка поможет будущему педагогу не только
улучшить собственную речь, но и даст ему легкий и очень эффективный прием
обучения речи детей: если ребенок не понимает какого-то слова или какой-то
грамматической формы, достаточно бывает (конечно, в средней и старших
группах) предложить соответствующий синоним, чтобы он все понял.
В практике работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные
приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и
совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную
5
речь. К сожалению, воспитатель иногда не придает значения организации
общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка
играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться.
Как отмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и этапы
развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не
возраст, а развитие форм общения.
Так, дети, независимо от возраста, непременно нуждаются в непосредственно-
эмоциональном общении, и только затем - в ситуативно-действенном. Поэтому
воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения:
улыбка, ласка, внимание, жест, мимика, показ действия, упражнение в нем,
совместные действия с ребенком, поручение и т.п.
Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-
игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым
ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в
дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством
взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Таким
образом, воспитатель должен учитывать уровень сформированности
предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в
действии со взрослыми и с детьми в группе.
Пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на
развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними
своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи,
сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует
ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние детского коллектива на
развитие речи можно отнести к тому, что называется самообучением языку.
Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но
и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и
видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая
взрослым, начинают сами произносить слова. Для развития понимания
6
желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и
получил его в руки.
Рассказывание - один из приемов развития детской речи, он очень нравится
детям. Рассказывают детям небольшие произведения, простые и доступные
для понимания, рассказывают и сказки, читают стихотворения.
Стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия их детьми рекомендуется
говорить наизусть. Необходим, чтобы дети, слушая рассказчика, удобно
сидели вокруг него и хорошо видели его лицо. Да и сам рассказывающий
должен видеть детей, наблюдать за впечатлением от рассказа, за реакцией
детей. Ничто не должно мешать детям слушать.
Рассматривание картинок - хороший прием развития речи, так как речь при
этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему
рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.
Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра
доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным
средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим
самостоятельную речевую активность.
Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят,
высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов
протекают молча, про себя.
Обыгрывание игрушек очень помогает развитию речи и мышления маленьких
детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и
показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые
речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие
детей и так много дающие для их развития.
Практикуется многократное повторение речевого материала. Дети, со слов
взрослых, способны запомнить и воспроизвести наизусть слышимое ими. Для
этого необходимо многократное повторение речевого материала.
7
Декламация и пение, сопровождаемые музыкой, также важный способ
развития детской речи. Особенно успешно они запоминают стихи и песенки,
которые потом декламируют, поют.
Чтение детям книжек также является средством развития речи и мышления
детей. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым,
дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто
наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда
запоминают наизусть целиком.
Ознакомление детей с окружающим миром также способствует развитию речи
и мышления детей. Важно обращать внимание малышей на предметы и
окружающую их жизнь, беседовать с ними об этом.
В первой младшей группе педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на
него. Но если ребенок почему-то молчит и пауза затягивается, целесообразнее
подсказать ответ, повторить его с детьми, а через какое-то время вновь задать
малышу тот же вопрос.
Известно, что ребенку третьего года жизни очень легко что-либо внушить. Об
этой особенности стоит помнить, обучая детей. («У Ани получится. Вова
сумеет. Алеша сейчас подумает и непременно найдет нужную картинку
(игрушку)» и т.п.).
Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы,
игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т.п), их рассматривание
поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует
способность к обобщению.
Целесообразно использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям
возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к воспитателю,
чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; заглянуть под стулья, чтобы найти,
куда спряталась кисонька-мурысенька; изобразить бодающихся козлят,
клюющих зернышки цыплят и т.п.). В ряде случаев эти задания одновременно
преследуют цель обучить детей умению принимать воображаемую ситуацию:
испечь оладушки, поймать снежинку и сдуть ее. При выполнении подобных
8
заданий дети учатся игровым действиям, необходимым для развертывания
самостоятельных сюжетно-ролевых игр, появление которых на третьем году
жизни ребенка свидетельствует о новой ступени в его развитии.
Таким образом, развитию речи ребенка старшего дошкольного возратс
способствует выполнение следующих условий:
Постоянное доброе общение с ребенком и как следствие - доверие его к
взрослому и желание с ним говорить.
Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми
разного возраста.
Культура речи всех взрослых, окружающих ребенка! Не забывайте, что дети
этого возраста схватывают сразу все, что вы говорите и делаете.
Предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала;
книг, картинок, игрушек и др. Помните: главное не в красоте оформления (хотя
и это важно), а в содержании того, что написано, нарисовано, сделано.
Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи. [28].
Доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит:
воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку,
умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к
этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина
психологии доверия будет достаточно полной.
Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и
действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных
замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения
игры - совместным сюжетным сложением. Оно включает умение ребенка
выстраивать новые последовательности событий, охватывающие
разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным
на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он
хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению
партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события); умение
9
комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в
общем сюжете в процессе игры.
10