Напоминание

Наставничество как неотъемлемый компонент формирования профессионализма молодого педагога


Авторы: Невзорова Марина Александровна, Клинова Марина Владимировна
Должность: заместители директора по УВР
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №35"
Населённый пункт: города Прокопьевска, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Наставничество как неотъемлемый компонент формирования профессионализма молодого педагога
Раздел: полное образование





Назад




Наставничество как неотъемлемый компонент формирования

профессионализма молодого педагога

Молодой учитель пришел в школу. Начиная свою педагогическую деятельность,

обычно он теряется. Даже при достаточных знаниях предмета молодому учителю

не хватает педагогического опыта.

Он сталкивается с различными трудностями: неумением точно рассчитать время

на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднением при

объяснении материала, отсутствием взаимопонимания с коллегами и учениками.

Многие молодые педагоги испытывают трудности в работе с родителями из-за

отсутствия

знаний

по

семейному

воспитанию,

неумения

привлекать

их

к

совместной работе.

Начинающему учителю нужно освоиться в новом коллективе, наладить правильные

отношения с детьми, научиться грамотно и эмоционально говорить на уроках и

умело заинтересовать детей своим предметом. Ему необходимо выработать свой

индивидуальный

стиль

общения

с

детьми,

родителями,

коллегами

и

администрацией школы.

Многие молодые учителя, не справившись с такими трудностями, уходят из школы.

Как помочь начинающему учителю?

Для

того

чтобы

удержать

молодых

учителей

в

нашей

школе,

применяется

наставничество.

Наставничество - индивидуальная помощь молодому учителю в ознакомлении с

коллективными

традициями,

общими

правилами,

профессиональными

особенностями работы в школе.

Целью наставничества является создание в школе условий для профессионального

роста

молодых

учителей,

способствующих

снижению

проблем

адаптации

и

успешному

вхождению

в

профессиональную

деятельность

молодого

педагога,

оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, тесное

вовлечение

их

в

трудовой

процесс

и

общественную

жизнь

с

учетом

его

индивидуальных способностей.

Наставник

специалист

первой

или

высшей

квалификационной

категории,

обладающий

высокими

профессиональными

качествами,

имеющий

стабильные

показатели в работе, обладающий коммуникативными навыками и гибкостью в

общении.

Педагог-наставник

должен

проявлять

тактичность,

профессиональную

и

человеческую мудрость, бережно относиться к убеждениям и позициям молодого

учителя, оказывать реальную поддержку во всем, делиться своим опытом без

назидания,

а

путем

доброжелательного

показа

образца

работы,

помогать

своевременно, терпеливо и отмечать положительное в работе, но в тоже время

важно не допускать излишней опеки.

Перед наставником стоят следующие задачи:

- удовлетворить потребность молодого учителя в непрерывном образовании и

о к а з а т ь

е м у

п о м о щ ь

в

п р е о д о л е н и и

р а з л и ч н ы х

з а т р у д н е н и й ;

- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности

учителя;

-

помочь молодому

учителю

внедрить современные подходы и передовые

педагогические технологии в образовательный процесс.

- привить молодому учителю интерес к педагогической деятельности.

-

ускорить

процесс

профессионального

становления

учителя

и

развития

способности

самостоятельно

и

качественно

выполнять

возложенные

на

него

обязанности по занимаемой должности;

- адаптировать к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива

школы

и

правил

поведения

в

образовательном

учреждении,

сознательному

и

творческому отношению к выполнению обязанностей учителя.

Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование

и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного,

конструктивного,

аналитического)

компонентов

деятельности

преподавателя.

Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога,

определяет

степень

его

готовности

к выполнению

своих

функциональных

обязанностей.

Работа педагога-наставника предполагает следующие этапы:

I этап (адаптационный).

1.Организация учебного процесса.

2.Ведение документации согласно требованиям.

3. Организация внеурочной деятельности по предмету.

4. Работа по самообразованию.

5.Рекомендации в подборе методической литературы.

6.Оказание помощи в подготовке к урокам.

7.Взаимопосещение уроков с последующим тщательным анализом.

II этап ( основной ).

1.Корректировка профессиональных умений.

2.Организация педагогической рефлексии

3.Участие в профессиональных дискуссиях.

4.Развитие творческого потенциала молодого учителя.

5.Участие в инновационной деятельности.

III этап (итоговый).

1.Оценка уровня профессиональной компетенции молодого учителя.

2.Определение степени готовности к выполнению своих функциональных

обязанностей.

Наставничество является наиболее значимым в процессе профессиональной

адаптации молодого преподавателя.

Это эффективный способ передачи опыта мастерства молодёжи. При этом польза

от данного процесса двусторонняя: обогащение педагогическим опытом молодого

учителя и повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-

наставника.



В раздел образования