Авторы: Невзорова Марина Александровна, Клинова Марина Владимировна
Должность: заместители директора по УВР
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №35"
Населённый пункт: города Прокопьевска, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Наставничество как неотъемлемый компонент формирования профессионализма молодого педагога
Раздел: полное образование
Наставничество как неотъемлемый компонент формирования
профессионализма молодого педагога
Молодой учитель пришел в школу. Начиная свою педагогическую деятельность,
обычно он теряется. Даже при достаточных знаниях предмета молодому учителю
не хватает педагогического опыта.
Он сталкивается с различными трудностями: неумением точно рассчитать время
на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднением при
объяснении материала, отсутствием взаимопонимания с коллегами и учениками.
Многие молодые педагоги испытывают трудности в работе с родителями из-за
отсутствия
знаний
по
семейному
воспитанию,
неумения
привлекать
их
к
совместной работе.
Начинающему учителю нужно освоиться в новом коллективе, наладить правильные
отношения с детьми, научиться грамотно и эмоционально говорить на уроках и
умело заинтересовать детей своим предметом. Ему необходимо выработать свой
индивидуальный
стиль
общения
с
детьми,
родителями,
коллегами
и
администрацией школы.
Многие молодые учителя, не справившись с такими трудностями, уходят из школы.
Как помочь начинающему учителю?
Для
того
чтобы
удержать
молодых
учителей
в
нашей
школе,
применяется
наставничество.
Наставничество - индивидуальная помощь молодому учителю в ознакомлении с
коллективными
традициями,
общими
правилами,
профессиональными
особенностями работы в школе.
Целью наставничества является создание в школе условий для профессионального
роста
молодых
учителей,
способствующих
снижению
проблем
адаптации
и
успешному
вхождению
в
профессиональную
деятельность
молодого
педагога,
оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, тесное
вовлечение
их
в
трудовой
процесс
и
общественную
жизнь
с
учетом
его
индивидуальных способностей.
Наставник –
специалист
первой
или
высшей
квалификационной
категории,
обладающий
высокими
профессиональными
качествами,
имеющий
стабильные
показатели в работе, обладающий коммуникативными навыками и гибкостью в
общении.
Педагог-наставник
должен
проявлять
тактичность,
профессиональную
и
человеческую мудрость, бережно относиться к убеждениям и позициям молодого
учителя, оказывать реальную поддержку во всем, делиться своим опытом без
назидания,
а
путем
доброжелательного
показа
образца
работы,
помогать
своевременно, терпеливо и отмечать положительное в работе, но в тоже время
важно не допускать излишней опеки.
Перед наставником стоят следующие задачи:
- удовлетворить потребность молодого учителя в непрерывном образовании и
о к а з а т ь
е м у
п о м о щ ь
в
п р е о д о л е н и и
р а з л и ч н ы х
з а т р у д н е н и й ;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности
учителя;
-
помочь молодому
учителю
внедрить современные подходы и передовые
педагогические технологии в образовательный процесс.
- привить молодому учителю интерес к педагогической деятельности.
-
ускорить
процесс
профессионального
становления
учителя
и
развития
способности
самостоятельно
и
качественно
выполнять
возложенные
на
него
обязанности по занимаемой должности;
- адаптировать к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива
школы
и
правил
поведения
в
образовательном
учреждении,
сознательному
и
творческому отношению к выполнению обязанностей учителя.
Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование
и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного,
конструктивного,
аналитического)
компонентов
деятельности
преподавателя.
Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога,
определяет
степень
его
готовности
к выполнению
своих
функциональных
обязанностей.
Работа педагога-наставника предполагает следующие этапы:
I этап (адаптационный).
1.Организация учебного процесса.
2.Ведение документации согласно требованиям.
3. Организация внеурочной деятельности по предмету.
4. Работа по самообразованию.
5.Рекомендации в подборе методической литературы.
6.Оказание помощи в подготовке к урокам.
7.Взаимопосещение уроков с последующим тщательным анализом.
II этап ( основной ).
1.Корректировка профессиональных умений.
2.Организация педагогической рефлексии
3.Участие в профессиональных дискуссиях.
4.Развитие творческого потенциала молодого учителя.
5.Участие в инновационной деятельности.
III этап (итоговый).
1.Оценка уровня профессиональной компетенции молодого учителя.
2.Определение степени готовности к выполнению своих функциональных
обязанностей.
Наставничество является наиболее значимым в процессе профессиональной
адаптации молодого преподавателя.
Это эффективный способ передачи опыта мастерства молодёжи. При этом польза
от данного процесса двусторонняя: обогащение педагогическим опытом молодого
учителя и повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-
наставника.