Напоминание

"От звука к букве"


Автор: Петрина Наталья Александровна
Должность: педагог – организатор
Учебное заведение: МБУДО ДЮЦ
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "От звука к букве"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКО - ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

Методическое пособие для педагога

«

От звука к букве

»

Разработал: педагог – организатор

Геворгян Маргарита Арамовна

Воронеж, 2018

I.

Вводная часть

Солнце ласково смеётся, Светит ярко, весело.

С солнышком в кружок мы встанем, Поиграем вместе с ним.

Упражнение «Солнышко».

Дети читают стихотворение вместе с логопедом и выполняют движения.

Маленькое солнышко Я держу в ладошках,

(показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнышко Я вижу из окошка.

(смотрят в окно и показывают руками солнце)

Маленькое солнышко Я беру руками,

(показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнышко Высоко над облаками.

(поднимают руки над головой и смотрят вверх)

Маленькое солнышко Мне в ладошки светит,

(показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнышко

Светит всей планете.

(поднимают руки над головой и разводят в стороны)

Самомассаж лица «Солнышко».

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило,

И погладило.

НД – поглаживание от середины лба к верхней части ушей.

Солнышко проснулось,

К щёчкам потянулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

НД – поглаживание от носа к средней части ушей.

Солнце личико согрело.

Потеплело, потеплело.

Наши ручки потянулись,

Наши губки улыбнулись.

НД – поглаживание от середины подбородка к нижней части ушей.

Потянуться руками вверх, улыбнуться.

II. Основная часть.

1. Сюрпризный момент.

- В сказочном городке жили поживали, добра наживали… А кто

поживал, отгадайте:

Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много, А нитки ни одной. (ёжик)

Песенка Ёжика – П-П-П

Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой – Всё равно он будет мой! (дятел)

Песенка Дятла – Т-Т-Т

Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной,

А когда придёт весна, Просыпается от сна. (медведь)

Песенка Медведя – М-М-М

Кто на свете ходит В каменной рубахе?

В каменной рубахе Ходят … (черепахи)

Песенка Черепахи – О-О-О

Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (волк)

Песенка Волка – У-У-У

Живёт в норке, Грызёт корки.

Короткие ножки. Боится кошки. (мышь)

Песенка Мышки – И-И-И

Летом на болоте Вы её найдёте.

Зелёная квакушка. Кто это? (лягушка)

Песенка Лягушки – А-А-А

- Все жители сказочного городка захотели петь в хоре. Прочти, как они поют, кого

возьмут в певцы, а кого попросят ещё поучиться и почему? (Гласные и согласные)

Гласные – поются, тянуться, воздух не встречает преграды на своём пути.

Согласные – не поются, воздух на своём пути встречает преграду в виде языка, губ,

зубов.

- Чем звуки отличаются от букв?

Повторение правила (произнося правило, дети указательным пальцем показывают:

рот, ухо, глаз, карандаш)

Звуки мы произносим и слышим, А буквы мы видим и пишем.

- Давайте обозначим песенки животных буквами.

Дети смотрят на «АЗБУКУ» (речевой уголок в группе) и видят, что буквы пропали.

- Что же произошло? Куда исчезли буквы? Мы же не все буквы узнали.

- Да здесь письмо какое-то. Читает письмо.

«Что, буквы не можете найти? А это я, Дед Буквоед, их спрятал. Но буквы могут

снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания».

- Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Деда Буквоеда и вернуть буквы?

Ну, тогда за дело!

2. Подбор слов с заданным звук.

Задание 1. Д/и «Назови предмет». Огород Зайца.

Жил, да был зверёк в лесу, Боялся волка и лису.

Шкурка серою была. А в названии – звук А.

- Что же это за зверёк? Заяц. Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-

а-аяц.

Есть у зайца огород. Что же у него растёт?

Овощи ты называй, Про звук А – не забывай!

- Назовите овощи, в названии которых есть звук А.

Дети произносят слова, выделяя голосом звук А.

- Слова, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы

увидеть звук А? (нет, а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы

выполнили. Буква А.

3. Выделение гласного звука в конце слова.

Задание 2. Д/и «Один – много».

- Дед Буквоед предлагает нам поиграть в игру, которая называется «Один – много».

носок – носки сапог – сапоги совок – совки

тапок – тапки танк – танки ложка – ложки

платок – платки карандаш – карандаши конь – кони

нитка – нитки кошка – кошки кубик — кубики

- Какой звук слышится в конце всех, названных вами слов? (Ответ детей) Можем

ли мы увидеть звук И? (нет, а что мы можем увидеть? (букву И). Второе задание мы

выполнили. Вот и буква И.

4. Выделение гласного звука в начале слова.

Задание 3. «Заколдованные» картинки.

Вышли на полянку, Сели все в кружок.

Угадай картинку, Милый мой дружок!

- На волшебной полянке, «заколдованные» картинки. Давайте попробуем

их «расколдовать».

Дети садятся в кружок. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной

бумаги, нарезанной тонкими полосками.

• Формирование направленного длительного выдоха.

- Поднесите картинку к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на неё,

не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась.

-Назови картинку и первый звук слова.

- Какой звук слышится вначале каждого из этих слов? (звук У). Можем ли мы

увидеть звук У? (нет, а что мы можем увидеть? (букву У) Третье задание мы

выполнили. Буква У.

5. Д/игра «Чья? Чей? Чьи?»

Задание 4. Ёжик и его друзья - медведь, заяц, волк, лиса на лесной полянке.

Голова (чья) …. Нос (чей) … Лапы (чьи…

-Мы выполнили задание деда Буквоеда на полянке.

- Какой звук слышится вначале слова ПОЛЯНКА? (звук П). Можем ли мы

увидеть звук П? (нет, а что мы можем увидеть? (букву П) Вот и буква П.

6. Динамическая пауза.

Задание 5. Игра «Покажи – не торопись, и смотри, не ошибись!»

(Ориентировка на теле)

- Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.)

Педагог просит детей указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб.

Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.

- Какой гласный звук прячется во всех словах: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы

увидеть звук О? (нет, а что мы можем увидеть? (букву О) И это задание мы выполнили.

Вот и буква О.

7. Ориентировка в пространстве.

Задание 6. Д/и «Назови предмет».

Матрёшка

Малина Мороженое

Мышь

Морковь Машина

Маска

Мухомор Мак

- Назовите картинку, которая находится…. Какой одинаковый звук слышится во

всех этих словах? (звук М) Можем ли мы увидеть звук М? (нет, а что мы можем

увидеть? (букву М) Задание мы выполнили. Буква М.

8. Различение твёрдых и мягких звуков.

Задание 7. Звукобуквенный анализ слов.

- Задание от Деда Буквоеда «Поселить звуки в кружочки».

Слова на индивидуальных листах: ТОМ, ТИМ.

(На столах карандаши и символы звуков: красный, синий, зелёный.

Проводится звукобуквенный анализ данных слов.)

ПРОВЕРКА – СВЕРКА (слова на магнитной доске)

- Том – первый звук? (Т, Тим – первый звук? (ТЬ) Можем ли мы увидеть

эти звуки? (нет) Эти два звука дружно живут в одной букве? (буква Т) Последнее

задание мы выполнили. Буква Т.

9. Диктант. Чтение стихов.

И чтобы с нашими буквами ничего больше не случилось, мы их поселим в

домик. (Диктант – ориентировка на листе бумаги)! Вспомнить «Правила посадки за

столом при письме»

(Дети читают стихи про буквы)

В старом дереве дупло

Знает Вова, знает Света

Ну, совсем, как буква «О». «А» — похожа на ракету.

«У» — как у зайчонка ушки На калитку посмотри,

Эти ушки на макушке. Чем она не буква «И»?

Взявшись за руки, мы встали Дома букву «П» найдём,

И на «М» похожи стали. Заглянув в дверной проём.

«Т» — в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

(Стук в дверь. Помощник – почтальон передаёт пропавшую «АЗБУКУ»)

Вот и вернулись буквы. Видимо понравились Деду Буквоеду ваши ответы.

III. Заключительная часть.

Много с буквами хлопот.

Уж такой они народ.

А когда с умом, толково,

Их поставишь в чёткий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Ты эти буквы заучи.

Их три десятка, с лишним.

Ведь для тебя они – ключи

Ко всему хорошему.



В раздел образования