Автор: Паршакова Светлана Никифоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Политехнический лицей"
Населённый пункт: г. Мирный Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: «Использование интерактивных технологий в опытно–экспериментальной деятельности на занятиях кружка исследователей «Эврика»
Раздел: начальное образование
Паршакова С.Н.
Учитель начальных классов
МБОУ «Политехнический лицей»
г. Мирный
Направление: «Создание интерактивной образовательной среды в
урочной и внеурочной деятельности».
Тема: «Использование интерактивных технологий в опытно-
экспериментальной деятельности на занятиях кружка
исследователей «Эврика»
В связи с внедрением и реализацией ФГОС НОО неотъемлемой частью
образовательного
процесса
помимо
урочной
деятельности
является
и
внеурочная
деятельность,
которая
рассматривается
как
ценностно-
ориентированный
процесс.
Главная
цель
учителя
современной
школы
заключается в организации эффективной передачи наиболее ценного опыта
так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им. При этом,
продвигаясь по пути приумножения знаний, они обрели бы потребность в
обучении,
смогли
максимально
раскрыть
свой
личностный
потенциал
и
реализовать
его
с
пользой
для
общества.
Средствами
только
урочной
деятельности
невозможно
решить
данную
задачу.
Поэтому
необходимо
использовать для этих целей внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность обеспечивает широкую творческую деятельность
учащегося,
положительный
эмоциональный
настрой,
создает
ситуацию
успеха.
В
последнее
время
получил
распространение
термин
«интерактивное
обучение
».
Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной
связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации
между ними.
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса
обучения,
в
котором
невозможно
неучастие
ученика
в
коллективном,
взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников
процессе
обучающего
познания.
Использование
методов
интерактивного
обучения позволяет учителю подготовить учащихся к повседневной жизни и
развить
их
личность,
а,
следовательно
способствует
реализации
всех
поставленных задач.
Внеурочная деятельность в МБОУ «Политехнический лицей» реализуется
средствами
«Школьный
технопарк»,
который
оснащен
наборами
для
экспериментов с окружающей средой; с водой и воздухом; со светом и
звуком.
Эти наборы являются средствами организации опытно-экспериментальной
деятельности на
занятиях
кружка
исследователей
«Эврика».
Разработана
программа кружка для обучающихся 3-4 классов.
Цель программы: создание условий для успешного освоения обучающимися
основ опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи программы:
обучение специальным знаниям, необходимым для проведения опытов
и экспериментов;
формирование
и
развитие
умений
и
навыков
исследовательского
поиска;
обеспечение
возможности
творческой
самореализации
личности
в
различных видах деятельности;
установление
истины,
развитие
умения
работать
с
информацией,
формирование исследовательского стиля мышления.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают
возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить
весь
спектр
требований
к
научному
исследованию.
Создание
образовательной среды для формирования и развития УУД.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их
родителей.
Программа
способствует
ознакомлению
с
организацией
коллективного
и
индивидуального
исследования,
обучению
в
действии,
побуждает
к
наблюдениям
и
экспериментированию,
опирается
на
собственный
жизненный
опыт,
позволяет
чередовать
коллективную
и
индивидуальную деятельность.
Реализация
целей
и
задач
кружка
достигается
через
интерактивное
обучение и использование интерактивных технологий.
Методы интерактивного обучения: эксперимент, наблюдение, экспресс-
исследование,
дискуссия,
диалог,
коллективные
и
индивидуальные
исследования,
самостоятельная
работа,
защита
исследовательских
работ,
проектов, мини-конференция, консультация.
Формы организации интерактивного обучения: парная, групповая работа
ролевая игра, практическая работа.
Материально-техническое обеспечение:
Лабораторное оборудование, интерактивной доска SMART Note book (11)
1.
Набор
для
экспериментов
«Аня
и
Лёня
экспериментируют
с
природой и окружающей средой».
2.
Набор для экспериментов «Аня и Лёня проводят опыты с водой и
воздухом».
3.
Набор для экспериментов «Аня и Лёня экспериментируют со светом
и звуком».
4.
Инструкции по их применению.
Занятия кружка «Эврика» организуются с использованием интерактивных
методов
и
технологий
на
разных
этапах
средствами:
наборы
для
экспериментов, интерактивная доска SMART Note book (11).
1.
Знакомство с оборудованием и техникой безопасности при работе
с наборами. Повторяем правила безопасности.
2.
Лабораторный практикум. Работа в малых группах на этапе
организации
и
проведения
эксперимента
(использование
интерактивной доски: постановка опыта и его презентация).
3.
Постановка научного эксперимента с применением альбома,
фотогалереи SMART.
4.
Составление
кластера.
Кластер
–
прием
систематизации
материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые
единицы
текста.
Прием
"Кластеры"
может
быть
способом
мотивации
к
размышлению
до
изучения
темы
или
формой
систематизирования
информации
при
подведении
итогов.
Основные темы и коллекции SMART.
5.
Мозговая атака – это форма, при которой принимается любой
ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку
высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать
мнение каждого на интерактивной доске.
6.
Мини-конференция: защита исследовательских работ, проектов.
При подготовке к презентации проекта использую оборудование
наборов, программы: Power Point, основные темы и коллекции
SMART.
Интерактивная доска позволяет оперативно организовать исследование,
обобщение, выстроить этапы проведения эксперимента, сделать выводы.
Заключение:
Таким
образом,
интерактивная
среда
как
проектный
продукт
является
результатом
созидающей
деятельности
субъектов
образовательного процесса и условием их личностного развития. Интеграция
различных современных
технических и
интерактивных средств обучения
позволяет
создать
образовательную
среду
для
формирования
и
развития
универсальных учебных действий.