Напоминание

"Эффективные методы обучения игре на фортепиано"


Автор: Никитенко Наталья Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МКУ ДО ДШИ
Населённый пункт: село Северное Новосибирской области
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Эффективные методы обучения игре на фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени А. И. Баева» Северного района Новосибирской области

Методическая работа

«Эффективные методы обучения игре на фортепиано».

Выполнил: преподаватель

по классу фортепиано

Никитенко Наталья Александровна

Северное, 2018

В основе владения инструментом лежит не какой-либо технический приём, а

музыкальное

сознание

(слух)

ученика.

На

первых

порах

активность

преподавателя играет решающую роль в учебно-воспитательном процессе.

От

педагога

зависит

создание

той

музыкальной

базы,

на

которой

будет

строиться

общемузыкальное

воспитание

ученика.

Поэтому

необходимо,

чтобы

преподаватель

выбирал

определенные

принципы,

которыми

он

руководствовался бы в своей музыкально-педагогической деятельности.

I.

Каждый

урок

должен

пре следовать

цель

о п р е д е л ё н н о й ,

предварительно

поставленной

задачи.

Весьма

важно

умение

задать

материал и проверить заданное. Если урок дал ожидаемые результаты,

преподаватель

должен

ясно

представить

себе

цель

последующего

задания. Иногда преподавателю приходится «на ходу» перестраивать

свои

первоначальные

планы.

Такое

умение

перестроиться

в

зависимости

от

материала,

предоставляемое

учеником

на

уроке,

достигается в результате педагогического опыта и творческого подхода

к разрешению тех или иных задач.

II.

При

проверке

домашней

работы

ученика

необходимо

установить

причину

имеющихся

недочетов,

равно

как

и

удачных

находок

и

достижений. Установление причинности весьма важно, отсутствие же

попытки

вскрыть

причинность

приводит

к

формальному,

механическому способу преподавания и делает удачи случайными, не

оказывающими

серьезного

влияния

на

дальнейшее

продвижение

ученика.

III.

Вслед за установлением причин успеха или неудач при выявлении

различных заданий должен последовать выбор средств и приёмов, с

помощью

которых

возможно

устранить

недостатки,

порождённые

какой либо из причин. Эта работа исключительна, увлекательна: она

приносит не только удовлетворению педагогу; учащегося, испытавший

на

себе

результат

удавшегося

поиска,

оказывается

вовлечённым

в

творческий

процесс.

Почувствовавший

радость

победы

над

возникшими в процессе работы затруднениями никогда не потеряет

этого чувства и не изберёт для себя путь мучительной зубрёжки в

надежде на то, что именно в ней кроется залы успеха.

IV.

Преподаватель обязан развить слух ученика, преподать ему знания и

привить

умения,

на

основе

которых

он

сможет

в

дальнейшем

осуществить

свою

музыкальную

деятельность.

Для

этого

учебно-

воспитательную работу необходимо построить по принципу логически

и художественно оправданной преемственности и последовательности

изучаемого материала. Все замечания педагога должны преследовать

цель

создания

отправной

точки

для

обще-музыкального

и

художественно-технического

развития

учащегося,

а

не

только

выполнения данного задания.

Преподаватель обязан построить так быстро урок, чтобы ученик

получал устойчивые знания, которые успешно мог бы применить в

дальнейшем.

V.

Проведение

в

жизнь

указанных

выше

принципов

причинности,

целенаправленности,

последовательности

и

преемственности

в

преподавании возможно при условии систематического воспитания у

ученика умения самостоятельно разобрать. Задача педагога состоит в

том,

чтобы

суметь

заинтересовать

ребенка

процессом

овладения

инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет

потребностью.

VI.

Обучение

игре

на

фортепиано

преследует

цели

овладения

инструментом – это общая задача, которая решается в зависимости от

ряда обстоятельств, в частности от одаренности обучающегося. Работа

над разрешением отдельных задач требует индивидуального подхода,

понимания

специфических

данных

ученика,

использования

их

положительных сторон и исправления имеющихся недостатков.

VII.

Музыкальное

воспитание

и

образование

является

неотъемлемой

частью общего процесса, направленного на формирование и развитие

личности

человека.

Поэтому

нельзя

рассматривать

их

как

некую

обособленную отрасль знаний. Установлено, что школьники, отлично

занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным

предметам, а школьники отличники хорошо успевают и в музыкальной

школе.

Жизнь

многократно

подтверждает

наличие

у

одаренных

музыкантов незаурядных способностей вообще.

Тем не менее, педагог по фортепиано обязан, стремится расширить

общий

кругозор

у

ученика,

применяя

принцип

«воспитания

через

предмет». Эффективность этого метода заключается в том, что знания

обучающегося

обогащаются

восприятием

окружающей

его

действительности

через

эмоции.

Вместе

с

тем

познания

на

эмоциональной

основе

содействуют

рациональному

пониманию

различных жизненных явлений. Преподавателю музыки надлежит с

первых же уроков добиться понимания учащимися того значения, какое

имеет музыка в жизни людей, и стремится к тому, чтобы воспитать

определённые отношения к музыкальному искусству как к одному из

естественных жизненных проявлений. От успешности воспитательной

деятельности

педагога

зависит

дальнейшее

обучение

игре

на

инструменте6

ребенок

ощутит

радость

приобщения

к

искусству

почувствует в уроках музыки возможность

удовлетворение своих

эстетических

потребностей.

В

работе

над

художественными

произведениями следует постоянно добиваться, чтобы ученик в своём

исполнении исходил из их содержания.

VIII.

Знания ребенка и его наблюдения чрезвычайно важны для конкретного

ощущения и понимания исполняемого. Широко следует использовать

школьный учебный материал, применяя аналоги с различного рода

жизненными явлениями, а так же наглядные пособия в виде рисунков,

иллюстраций к литературным произведениям и т.п.

IX.

Непрерывным

условием

эффективной

работы

должна

быть

музыкальная грамотность в широком смысле слова. С самого начала

нужно

привить

ученику

грамотное,

бережное

отношение

к

тексту:

сокращения длительности нот и пауз, произвольные изменения темпов,

соблюдение

ключевых

знаков

и

знаков

альтерации,

все

это

в

дальнейшем

может

превратиться

в

трудноисправимые

недостатки.

Иногда

эти

недостатки

пытаются

объяснить

от сут ствием

«надлежащих» способностей у детей, своего рода их «прирожденными

дефектами»,

в

то

время

как

они

являются

прямым

следствием

небрежным

руководством

со

стороны

педагога.

Отсутствие

систематической работы по развитию внутреннего слуха и чувства

ритма

неизбежно

приводят

к

привычке

«приблизительного»

воспроизведения нотного текста.

X.

Законы музыкальной речи основаны на естественных мелодических

интонациях, на гармонической и полифоническом звучании звуков.

Нарушение

этих

знаков

влечет

за

собой

искажения

смысла

и

художественной ценности произведения. Грамотное прочтение текста

невозможно

без

выполнения

предписанного

композитором

голосоведения, которое заключается не просто в точном соблюдении

длительности

выдержанности

звуков,

а

в

акустически

верном

сочетании

мелодических

линий

в

полифонической

пьесе,

в

надлежащем

звуковом

соотношении

между

мелодией

и

аккомпанементом в гамофонно – гармоническом произведении.

XI.

Большого

внимания

требует

аппликатура

один

из

важнейших

компонентов интерпретации.

На более поздних стадиях обучения

необходимо,

чтобы

ученик

самостоятельно

мог

устанавливать

переходящую для него и отвечающую художественным намерениям

аппликатуру,

однако

на

первых

парах

преподаватель

обязан

неуко снительно

т ребовать

соблюдения

о б щ е п р и з н а н н о й

последовательности расположения пальцев на клавиатуре. Применение

неправильной, неестественной аппликатуры отрицательно влияет на

дальнейшее обучение, на нормальное развитие игрового аппарата и на

звукоизвлечение.

Отмеченные

выше

педагогические

принципы,

возможно,

осуществить

лишь

при

условии

их

творческого

применения.

Объединяющей

силой

эффективности

методов

обучения

игре

на

фортепиано

является

живое

творчество,

как

преподавателя,

так

и

ученика, сливающее в одно целое.

Вывод:

У многих педагогов с течением времени возникает потребность в

обобщении

своего

опыта

работы

с

учениками

и

выработки

определенных принципов воспитания. Такая практика должна быть

признана разумной, отвечающей современной тенденции к широкому

использованию системного метода в различных областях человеческой

деятельности.

Надо,

однако,

опасаться

превращения

выработанных

принципов

в

штамп.

Поэтому

для

каждого

ученика

они

должны

применяться гибко, с учетом его индивидуальности.

При индивидуальном подходе сложных изучаемых музыкальных

произведений может отличаться от общих программных требований,

которые, естественно, не могут отразить всего многообразия учебного

процесса. Но при этом качество исполнения должно всегда оставаться

на достаточно высоком художественном уровне.

Список литературы:

1.

Под знаком Нейгауза, Л. Наумов, РИФ «Антиква», Москва 2002

2.

Воспитание пианиста, Е. М. Тимакин, «Советский композитор»,

Москва 1988г.



В раздел образования