Автор: Маянцев Андрей Евгеньевич
Должность: преподаватель по классу народных инструментов
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 28
Населённый пункт: Г. Кострома
Наименование материала: Статья ( материалы обобщения педагогического опыта)
Тема: "Воспитание и формирование творческой активности учащихся средствами коллективного музицирования"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы
«Гимназия № 28»
Материалы обобщения педагогического опыта
«Воспитание и формирование творческой активности средствами
коллективного музицирования»
Автор: Маянцев Андрей Евгеньевич,
преподаватель по классу
народных инструментов
высшей категории
Кострома, 2018 год
В общей системе музыкально – эстетического воспитания одно из ведущих мест
занимает народное музыкальное исполнительство.
Испокон веков русский народ стремился выразить свои мысли, чаяния, переживания. Они
нашли
полноценное
художественное
воплощение
в
различных
образцах
не
только
песенного, но и инструментального искусства.
Русский
народный
оркестр
(а
это
понятие
обобщает
все
многочисленные
разновидности
коллективных
формирований,
состоящих
из
русских
народных
инструментов) как вид один из самых молодых среди остальных оркестров: ему чуть
более ста лет.
По сути своей русский оркестр – явление уникальное во всей истории музыки. С
одной стороны, он возник на национальной основе как совокупность распространённых в
народном быту инструментов. С другой стороны, сами инструменты были значительно
усовершенствованы
В.В.Андреевым
и
его
сподвижниками.
Усовершенствования
осуществлялись
таким
образом,
чтобы
балалайки,
домры,
гусли
стали
максимально
доступны
для
начального
массового
освоения
и
одновременно
были
эстетически
убедительным,
полноценным
средством
воплощения
творений
профессионального
и
народного музыкального искусства.
Как же развивалось коллективное исполнительство на народных инструментах в
России? Дошедшие до нас исторические источники говорят о том, что уже в ранний
период у славянских племён, населявших нашу страну, музыка занимала значительное
место в их жизни. Так известно, что уже в VI веке наше эры у славян, населявших
побережье Балтийского моря, были распространены гусли, а византийские писатели X
века
пишут
о
том,
что
при
дворе
византийских
императоров
служили
славяне
–
музыканты. Наконец, один из самых интересных сохранившихся памятников – фрески
Софийского собора в Киеве, относящиеся к XIвеку – даёт нам возможность и сегодня,
увидеть целый ансамбль музыкантов,
играющих на различных инструментах, среди
которых мы узнаём знакомые струнные и духовые. И всё же, очевидно, более серьёзно мы
можем говорить об ансамблях и оркестрах далёкого прошлого, прослеживая деятельность
скоморохов на Руси, первые сведения о которых относятся к 1068 году.
Искусство
скоморохов
–
этих
народных
самородков,
мастеров
на
все
руки
–
получило
особенно
широкое
развитие
после
свержения
татаро-монгольского
ига.
Музыканты, плясуны, певцы и фокусники, объединившиеся в так называемые «ватаги», в
которых
иногда
участвовало
более
ста
человек,
кочевали
по
стране
и
всегда
были
желанными гостями.
Церковь жестоко преследовала народных музыкантов за их жизнеутверждающее
влияние.
Неоднократные церковные указы призывали «бить батогами» скоморохов и
уничтожить
их
инструменты.
В
середине XVIIвека
целые
возы
музыкальных
инструментов
публично
сжигались
на
берегу
Москва
–
реки,
а
в
1648
году
указом
«тишайшего» царя Алексея Михайловича скоморошье искусство было запрещено. На
долгие годы инструменты русского народа замолкают и практически прекращают своё
существование. Наступает двухвековая полоса забвения.
Возрождение русского народного оркестра имело общественно – исторические
причины, оно совпало с общим подъёмом
и демократизацией русского национального
искусства и, было связано с общественным прогрессом в России, начавшимся с 60-х годов
девятнадцатого
столетия. Вторая половина XIXвека – время бурного расцвета русской
музыкально-исполнительской культуры, время обращения к искусству народа, к народной
музыке. Именно в этот период народное творчество получает простор для развития как
самостоятельный
вид
в
оркестровых
построениях,
объединённых
общим
понятием
«русский народный оркестр».
В.В.Андреев
и
его
последователи
воскресили
забытые
народные
музыкальные
инструменты
и
вернули
их
в
усовершенствованном
виде
народу.
Этот
процесс
был
нелёгким и достаточно долгим. С тех пор продолжается эволюция исполнительства на
русских
народных
инструментах
и
усовершенствование
оркестра
русских
народных
инструментов.
Успеху
этого
названия
способствует
сама
демократическая
сущность
данного жанра: народные инструменты всегда были близки и понятны широким слоям. А
в
последние
десятилетия
баян,
домра,
балалайка
во
весь
голос
заявили
о
себе
как
полноценные
музыкальные
инструменты
в
лучших
концертных
залах
страны
и
за
рубежом.
В процессе совершенствования уровня исполнения на народных инструментах
большая роль принадлежит классам народных инструментов музыкальных школ, студий,
которые ставят целью дать учащимся общее музыкальное образование, приобщить к
музыкальной культуре, дать практические знания и навыки, необходимые для дальнейшей
общественно-полезной
деятельности.
А
так
же
выявить
наиболее
одарённых
в
музыкальном отношении детей и готовить их к дальнейшему музыкальному образованию.
Примером такой школы является костромская гимназия №28, в которой, помимо
хоровых
коллективов,
фольклорного
ансамбля
«Ложкари»,
ансамбля
скрипачей,
функционирует
оркестр
русских
народных
инструментов,
который
неоднократно
становился лауреатом городских, областных и Всероссийского конкурса.
В
отличие
от
других
коллективов,
оркестр
является
самым
демократичным
коллективом. Если хоровые коллективы подразделяются на младший, кандидатский и
старшие хоры и, поют в старшем хоре в основном девочки, а ансамбль «Ложкари» сугубо
мужской коллектив, то в оркестре играют и мальчики и девочки с 5 по 10классы.
Так,
за
одним
пультом
могут
оказаться
музыкант
с
большим
опытом
игры
в
орк6естре(учащийся
9
-10
классов)
и
начинающий
оркестрант.
Такое
прикрепление
начинающего оркестранта к более опытному практикуется в оркестре много лет. Эта
совместная деятельность детей разных возрастов воспитывает заботливое и внимательное
отношение друг к другу. Старший школьник не только помогает своему подопечному
сыграть трудную фразу, вариацию, расставить аппликатуру, но и следит за его поведением,
не позволяет ему отвлекаться.
Неоднократно замечалось, что учащиеся, только что пришедшие в оркестр, сразу
делают
скачок
в
своей
исполнительской
деятельности.
Коллективные
формы
музицирования
помогают
формировать
художественную
индивидуальность
ученика,
способствуют выявлению его творческих наклонностей.
В творческом процессе развиваются мышление, ассоциативные связи, воображение,
формируются находчивость и сообразительность. Но нельзя забывать, что развитие вкуса,
художественного воображения, исполнительского мастерства невозможно без освоения
конкретных музыкально-технических приёмов (развитие техники исполнения штрихов,
формирование правильных приемов звукоизвлечения, освоения движений, обусловленных
художественными и техническими задачами).
Поэтому
необходима
техническая
подготовка
будущих
оркестрантов.
В
костромской гимназии №28 разработаны и в течение нескольких лет применяются на
практике программы по общему курсу домры, балалайки, баяна, гитары. Многие из
выпускников
продолжили
своё
обучение
на
инструменте
в
средних
и
высших
музыкальных заведениях.
Известно,
что
не
каждый
ребёнок
может
проявить
себя
как
солист
–
инструменталист.
Это
связано
с
музыкальными
способностями
ребёнка,
с
его
техническими
возможностями.
Но
чаще
всего
с
особенностями
нервной
системы
учащегося.
Сильное волнение на сцене зачастую приводит к зажатию мышц, к скованности
движе6ний, неумению собраться, забыванию текста. Находясь в оркестре, учащийся может
в
полной
мере
проявить
себя,
т.к.
рядом
чувствует
плечо
товарища,
поддержку
и
сопереживание всего оркестрового коллектива, а также руководителя – дирижёра.
Ученики, не сумевшие на начальном этапе обучения овладеть профессиональными
навыками,
в
дальнейшем
с
трудом
могут
ликвидировать
этот
недостаток.
И
лишь
совместные
занятия
являются
благотворной
почвой
для
исправления
общих
и
индивидуальных погрешностей в исполнении.
Подбор интересного нотного материала, соответствующего степени подвинутости
оркестра,
является
одним
из
важнейших
факторов
для
успешной
работы.
Учитывая
наличие в оркестре учащихся разных классов и их различную подготовку, руководитель
должен подбирать произведения, доступные по содержанию и техническим трудностям
для каждого участника коллектива.
Хорошее
исполнение
–
результат
правильно
построенного
процесса
освоения
детьми репертуара, когда техническое и художественное начала тесно переплетены.
Чтобы
лучше
представить,
в
какой
мере
отбираемый
репертуар
будет
соответствовать решению этих задач, конкретизируем их, разделив на две группы.
Так, в первую группу включены задачи воспитания участников оркестра в процессе
репетиций.
Решение
этих
задач
–
в
повышении
интереса
детей
к
русскому
инструментальному искусству и к музыке вообще, расширение музыкального кругозора,
совершенствование
музыкального
вкуса,
воспитание
человеческих
качеств
–
воли,
настойчивости, трудолюбия
в процессе освоения музыкального материала, а также
чувству коллективизма, взаимопомощи, ответственности за себя и других.
Ко второй группе задач относятся чисто специальные:
1.
Умение применять в ансамблевой и оркестровой игре практические навыки
игры на инструменте, приобретённые в специальных классах;
2.
Умение слышать и понимать музыкальное произведение: его основную тему,
подголоски,
вариации
и
т.д.,
исполняемые
как
всем
оркестром,
так
и
отдельными оркестровыми группами;
3.
Умение исполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу и трактовке
дирижёра;
4.
Умение понимать дирижёрские жесты;
5.
Умение читать с листа оркестровую партию и ориентироваться в ней;
6.
Уме6ние аккомпанировать хору, солистам – инструменталистам.
Музыкальный
репертуар
является
важнейшим
средством
музыкально-
эстетического развития учащихся, несёт в себе идейно-нравственные задачи, обладает
познавательной
функцией.
Репертуар
оркестра
должен
соответствовать
специфике
подросткового возраста оркестрантов. Счастливая пора детства должна дать человеку
надёжные крылья: образованный ум и воспитанное чувство.
На формирование разума направлены все школьные предметы. На воспитание –
лишь отдельные моменты из школьной жизни. Отсюда вдвое повышенные требования к
произведениям искусства, которые станут друзьями детства. Строгость отбора диктуется
также трудностями при разучивании пьес. Школьные оркестранты – не профессионалы.
Дорого даётся каждая фраза, пьеса. Исполнительской радости предшествует длительный
труд всего коллектива, и усилия ребят не должны разбиться о непреодолимые препятствия
при разучивании.
Много шедевров в мировой музыке, но таких, которые прильнули бы к народным
струнам
и
были
бы
доступны
для
исполнения
школьному
оркестру,
мало.
Нередко
руководителям оркестра приходится прибегать к своим инструментовкам, приемлемым
для состава школьного оркестра и уровня его технической подготовки.
Репертуар
оркестра
должен
предусматривать
знакомство
с
произведениями
различными
по
жанрам,
стилю,
педагогической
направленности,
включать
в
себя
произведения народного творчества, русской классики, советской и зарубежной музыки.
Оркестр – это действенный фактор, наряду с умственным и физическим развитием
детей обеспечивающий воспитание художественного вкуса.
Формирование музыкального вкуса, эстетической потребности, гуманистических
отношений
в
коллективе
и
других
качеств
человека
происходит
в
течение
всей
деятельности оркестрового коллектива и особенно непосредственно на занятиях, когда
специализированно и целенаправленно развивается мышление, внимание, память детей,
их эмоциональная отзывчивость. В работе над произведением рождается единство и
духовная
сплочённость
всех
участников
творческого
процесса.
Школьный
оркестр
народных
инструментов
–
это
прежде,
всего
школа
внимания,
школа
коллективного
творческого труда, ответственности и дисциплины.