Напоминание

"Воспитание и формирование творческой активности учащихся средствами коллективного музицирования"


Автор: Маянцев Андрей Евгеньевич
Должность: преподаватель по классу народных инструментов
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 28
Населённый пункт: Г. Кострома
Наименование материала: Статья ( материалы обобщения педагогического опыта)
Тема: "Воспитание и формирование творческой активности учащихся средствами коллективного музицирования"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы

«Гимназия № 28»

Материалы обобщения педагогического опыта

«Воспитание и формирование творческой активности средствами

коллективного музицирования»

Автор: Маянцев Андрей Евгеньевич,

преподаватель по классу

народных инструментов

высшей категории

Кострома, 2018 год

В общей системе музыкально – эстетического воспитания одно из ведущих мест

занимает народное музыкальное исполнительство.

Испокон веков русский народ стремился выразить свои мысли, чаяния, переживания. Они

нашли

полноценное

художественное

воплощение

в

различных

образцах

не

только

песенного, но и инструментального искусства.

Русский

народный

оркестр

это

понятие

обобщает

все

многочисленные

разновидности

коллективных

формирований,

состоящих

из

русских

народных

инструментов) как вид один из самых молодых среди остальных оркестров: ему чуть

более ста лет.

По сути своей русский оркестр – явление уникальное во всей истории музыки. С

одной стороны, он возник на национальной основе как совокупность распространённых в

народном быту инструментов. С другой стороны, сами инструменты были значительно

усовершенствованы

В.В.Андреевым

и

его

сподвижниками.

Усовершенствования

осуществлялись

таким

образом,

чтобы

балалайки,

домры,

гусли

стали

максимально

доступны

для

начального

массового

освоения

и

одновременно

были

эстетически

убедительным,

полноценным

средством

воплощения

творений

профессионального

и

народного музыкального искусства.

Как же развивалось коллективное исполнительство на народных инструментах в

России? Дошедшие до нас исторические источники говорят о том, что уже в ранний

период у славянских племён, населявших нашу страну, музыка занимала значительное

место в их жизни. Так известно, что уже в VI веке наше эры у славян, населявших

побережье Балтийского моря, были распространены гусли, а византийские писатели X

века

пишут

о

том,

что

при

дворе

византийских

императоров

служили

славяне

музыканты. Наконец, один из самых интересных сохранившихся памятников – фрески

Софийского собора в Киеве, относящиеся к XIвеку – даёт нам возможность и сегодня,

увидеть целый ансамбль музыкантов,

играющих на различных инструментах, среди

которых мы узнаём знакомые струнные и духовые. И всё же, очевидно, более серьёзно мы

можем говорить об ансамблях и оркестрах далёкого прошлого, прослеживая деятельность

скоморохов на Руси, первые сведения о которых относятся к 1068 году.

Искусство

скоморохов

этих

народных

самородков,

мастеров

на

все

руки

получило

особенно

широкое

развитие

после

свержения

татаро-монгольского

ига.

Музыканты, плясуны, певцы и фокусники, объединившиеся в так называемые «ватаги», в

которых

иногда

участвовало

более

ста

человек,

кочевали

по

стране

и

всегда

были

желанными гостями.

Церковь жестоко преследовала народных музыкантов за их жизнеутверждающее

влияние.

Неоднократные церковные указы призывали «бить батогами» скоморохов и

уничтожить

их

инструменты.

В

середине XVIIвека

целые

возы

музыкальных

инструментов

публично

сжигались

на

берегу

Москва

реки,

а

в

1648

году

указом

«тишайшего» царя Алексея Михайловича скоморошье искусство было запрещено. На

долгие годы инструменты русского народа замолкают и практически прекращают своё

существование. Наступает двухвековая полоса забвения.

Возрождение русского народного оркестра имело общественно – исторические

причины, оно совпало с общим подъёмом

и демократизацией русского национального

искусства и, было связано с общественным прогрессом в России, начавшимся с 60-х годов

девятнадцатого

столетия. Вторая половина XIXвека – время бурного расцвета русской

музыкально-исполнительской культуры, время обращения к искусству народа, к народной

музыке. Именно в этот период народное творчество получает простор для развития как

самостоятельный

вид

в

оркестровых

построениях,

объединённых

общим

понятием

«русский народный оркестр».

В.В.Андреев

и

его

последователи

воскресили

забытые

народные

музыкальные

инструменты

и

вернули

их

в

усовершенствованном

виде

народу.

Этот

процесс

был

нелёгким и достаточно долгим. С тех пор продолжается эволюция исполнительства на

русских

народных

инструментах

и

усовершенствование

оркестра

русских

народных

инструментов.

Успеху

этого

названия

способствует

сама

демократическая

сущность

данного жанра: народные инструменты всегда были близки и понятны широким слоям. А

в

последние

десятилетия

баян,

домра,

балалайка

во

весь

голос

заявили

о

себе

как

полноценные

музыкальные

инструменты

в

лучших

концертных

залах

страны

и

за

рубежом.

В процессе совершенствования уровня исполнения на народных инструментах

большая роль принадлежит классам народных инструментов музыкальных школ, студий,

которые ставят целью дать учащимся общее музыкальное образование, приобщить к

музыкальной культуре, дать практические знания и навыки, необходимые для дальнейшей

общественно-полезной

деятельности.

А

так

же

выявить

наиболее

одарённых

в

музыкальном отношении детей и готовить их к дальнейшему музыкальному образованию.

Примером такой школы является костромская гимназия №28, в которой, помимо

хоровых

коллективов,

фольклорного

ансамбля

«Ложкари»,

ансамбля

скрипачей,

функционирует

оркестр

русских

народных

инструментов,

который

неоднократно

становился лауреатом городских, областных и Всероссийского конкурса.

В

отличие

от

других

коллективов,

оркестр

является

самым

демократичным

коллективом. Если хоровые коллективы подразделяются на младший, кандидатский и

старшие хоры и, поют в старшем хоре в основном девочки, а ансамбль «Ложкари» сугубо

мужской коллектив, то в оркестре играют и мальчики и девочки с 5 по 10классы.

Так,

за

одним

пультом

могут

оказаться

музыкант

с

большим

опытом

игры

в

орк6естре(учащийся

9

-10

классов)

и

начинающий

оркестрант.

Такое

прикрепление

начинающего оркестранта к более опытному практикуется в оркестре много лет. Эта

совместная деятельность детей разных возрастов воспитывает заботливое и внимательное

отношение друг к другу. Старший школьник не только помогает своему подопечному

сыграть трудную фразу, вариацию, расставить аппликатуру, но и следит за его поведением,

не позволяет ему отвлекаться.

Неоднократно замечалось, что учащиеся, только что пришедшие в оркестр, сразу

делают

скачок

в

своей

исполнительской

деятельности.

Коллективные

формы

музицирования

помогают

формировать

художественную

индивидуальность

ученика,

способствуют выявлению его творческих наклонностей.

В творческом процессе развиваются мышление, ассоциативные связи, воображение,

формируются находчивость и сообразительность. Но нельзя забывать, что развитие вкуса,

художественного воображения, исполнительского мастерства невозможно без освоения

конкретных музыкально-технических приёмов (развитие техники исполнения штрихов,

формирование правильных приемов звукоизвлечения, освоения движений, обусловленных

художественными и техническими задачами).

Поэтому

необходима

техническая

подготовка

будущих

оркестрантов.

В

костромской гимназии №28 разработаны и в течение нескольких лет применяются на

практике программы по общему курсу домры, балалайки, баяна, гитары. Многие из

выпускников

продолжили

своё

обучение

на

инструменте

в

средних

и

высших

музыкальных заведениях.

Известно,

что

не

каждый

ребёнок

может

проявить

себя

как

солист

инструменталист.

Это

связано

с

музыкальными

способностями

ребёнка,

с

его

техническими

возможностями.

Но

чаще

всего

с

особенностями

нервной

системы

учащегося.

Сильное волнение на сцене зачастую приводит к зажатию мышц, к скованности

движе6ний, неумению собраться, забыванию текста. Находясь в оркестре, учащийся может

в

полной

мере

проявить

себя,

т.к.

рядом

чувствует

плечо

товарища,

поддержку

и

сопереживание всего оркестрового коллектива, а также руководителя – дирижёра.

Ученики, не сумевшие на начальном этапе обучения овладеть профессиональными

навыками,

в

дальнейшем

с

трудом

могут

ликвидировать

этот

недостаток.

И

лишь

совместные

занятия

являются

благотворной

почвой

для

исправления

общих

и

индивидуальных погрешностей в исполнении.

Подбор интересного нотного материала, соответствующего степени подвинутости

оркестра,

является

одним

из

важнейших

факторов

для

успешной

работы.

Учитывая

наличие в оркестре учащихся разных классов и их различную подготовку, руководитель

должен подбирать произведения, доступные по содержанию и техническим трудностям

для каждого участника коллектива.

Хорошее

исполнение

результат

правильно

построенного

процесса

освоения

детьми репертуара, когда техническое и художественное начала тесно переплетены.

Чтобы

лучше

представить,

в

какой

мере

отбираемый

репертуар

будет

соответствовать решению этих задач, конкретизируем их, разделив на две группы.

Так, в первую группу включены задачи воспитания участников оркестра в процессе

репетиций.

Решение

этих

задач

в

повышении

интереса

детей

к

русскому

инструментальному искусству и к музыке вообще, расширение музыкального кругозора,

совершенствование

музыкального

вкуса,

воспитание

человеческих

качеств

воли,

настойчивости, трудолюбия

в процессе освоения музыкального материала, а также

чувству коллективизма, взаимопомощи, ответственности за себя и других.

Ко второй группе задач относятся чисто специальные:

1.

Умение применять в ансамблевой и оркестровой игре практические навыки

игры на инструменте, приобретённые в специальных классах;

2.

Умение слышать и понимать музыкальное произведение: его основную тему,

подголоски,

вариации

и

т.д.,

исполняемые

как

всем

оркестром,

так

и

отдельными оркестровыми группами;

3.

Умение исполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу и трактовке

дирижёра;

4.

Умение понимать дирижёрские жесты;

5.

Умение читать с листа оркестровую партию и ориентироваться в ней;

6.

Уме6ние аккомпанировать хору, солистам – инструменталистам.

Музыкальный

репертуар

является

важнейшим

средством

музыкально-

эстетического развития учащихся, несёт в себе идейно-нравственные задачи, обладает

познавательной

функцией.

Репертуар

оркестра

должен

соответствовать

специфике

подросткового возраста оркестрантов. Счастливая пора детства должна дать человеку

надёжные крылья: образованный ум и воспитанное чувство.

На формирование разума направлены все школьные предметы. На воспитание –

лишь отдельные моменты из школьной жизни. Отсюда вдвое повышенные требования к

произведениям искусства, которые станут друзьями детства. Строгость отбора диктуется

также трудностями при разучивании пьес. Школьные оркестранты – не профессионалы.

Дорого даётся каждая фраза, пьеса. Исполнительской радости предшествует длительный

труд всего коллектива, и усилия ребят не должны разбиться о непреодолимые препятствия

при разучивании.

Много шедевров в мировой музыке, но таких, которые прильнули бы к народным

струнам

и

были

бы

доступны

для

исполнения

школьному

оркестру,

мало.

Нередко

руководителям оркестра приходится прибегать к своим инструментовкам, приемлемым

для состава школьного оркестра и уровня его технической подготовки.

Репертуар

оркестра

должен

предусматривать

знакомство

с

произведениями

различными

по

жанрам,

стилю,

педагогической

направленности,

включать

в

себя

произведения народного творчества, русской классики, советской и зарубежной музыки.

Оркестр – это действенный фактор, наряду с умственным и физическим развитием

детей обеспечивающий воспитание художественного вкуса.

Формирование музыкального вкуса, эстетической потребности, гуманистических

отношений

в

коллективе

и

других

качеств

человека

происходит

в

течение

всей

деятельности оркестрового коллектива и особенно непосредственно на занятиях, когда

специализированно и целенаправленно развивается мышление, внимание, память детей,

их эмоциональная отзывчивость. В работе над произведением рождается единство и

духовная

сплочённость

всех

участников

творческого

процесса.

Школьный

оркестр

народных

инструментов

это

прежде,

всего

школа

внимания,

школа

коллективного

творческого труда, ответственности и дисциплины.



В раздел образования