Напоминание

«Современные методы здоровьесбережения детей дошкольного возраста»


Автор: Котовская Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО,Тюменская обл., город Ноябрьск.
Наименование материала: статья
Тема: «Современные методы здоровьесбережения детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Современные методы здоровьесбережения детей

дошкольного возраста»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту одной из

современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья

детей. Дошкольное учреждение должно обеспечить детям возможность

сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки

по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.

В последнее время возросла актуальность поиска инновационных и более

эффективных форм привития здорового образа жизни дошкольникам и их родителям. В

качестве инноваций рассматривается любое новшество в области физического воспитания детей

дошкольного возраста, так как это коррекция общего психического и физического развития.

Тема нашего выступления «Современные методы здоровьесбережения детей дошкольного

возраста»

Метод – путь к чему- либо, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная

деятельность.

Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов,

отсутствием многих «если». Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда

методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав

методик обучения.

Метод деятельности является составной частью, элементом способа деятельности. В свою

очередь, совокупность способов деятельности составляет методику деятельности. Методику же,

дающую гарантированный результат вне зависимости от личностных качеств субъекта и объекта

деятельности, можно считать технологией.

Арттерапия - это буквально оздоровление искусством. Оздоравливает любая творческая

деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арттерапия снимает у любого ребенка,

самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги.

В настоящее время арттераия в широком понимании включает в себя:

-изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-

прикладным искусством и др.)

-музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки).

-сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией).

Один из видов арттерапии является сказкотерапия.

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать,

радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит

многогранный

материал,

в

основе

сказкотерапии

лежит

идея

о

том,

что

каждая

сказочная

ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

Продолжение лечения при помощи сказки проходит в группе с помощью театральных игрушек

на ладошке, картинок на фланелеграфе, используем запись фонограммы. Придумываем новые

персонажи к знакомым сказкам, пробуем сочинять самостоятельно сказки.

По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать,

расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры

общения,

развивается

речь,

коммуникативные

навыки,

внимание,

чувственное

восприятие,

мышление, воображение.

В работе с детьми применяем метод игротерапии - игры, которые помогают не болеть.

На укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при

спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц. включаем

игры такие игры, как: «Пастушок

дудит в рожок», «Король ветров» (дуем на вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик,

сдуваем ватку с ладошки).

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Для песочной терапии используем

световой модуль для рисования песком. Это один из современных методов, который применяется

в детской практике. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно

поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие

занятия.

Песочную терапию применяем в сочетании с другими методами, такими как сказкотерапия,

изотерапия.

Для

создания

собственного

мира

в

песочнице,

ребенку

предоставляется

возможность создать в песочнице все, что задумал.

Этот метод полезен для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной

задачей, агрессивных и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе

застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод

подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших

стрессовые ситуации.

После завершения работы с песком, ребенок дает название своему творению и рассказывает о

нем.

Эти

игры

стабилизируют

эмоциональное

состояние

ребенка,

развивают

тактильную

чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи, внимания, памяти.

Изотерапия

терапия

изобразительным

творчеством,

в

первую

очередь

рисованием.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Рисование связано с важнейшими

функциями

(зрительные,

двигательная

координация,

речь,

мышление),

рисование

не

только

способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов.

Для работы с детьми

предоставляем порисовать ладошками, используем нетрадиционную

технику рисования, предоставляя ребёнку на выбор разнообразные материалы: бумагу разного

формата (прекрасным материалом являются обои), пластилин, природный материал, краски,

цветные карандаши, тонкие и толстые кисти, тампончики, свечи, нитки.

Любое рисование, фантазирование, конструирование - это тоже лечение. Эффективны все виды

творчества,

но

чаще

всего

такими

лечебными

свойствами

в

наибольшей

степени

обладает

рисование. Рисование, регулярное, с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно. И,

кстати, если ребенок не хочет рисовать - это само по себе уже некоторый симптом не вполне

благоприятного развития личности.

Изотерапия очень тесно связана с музыкотерапией.

Музыкотерапия

один

из

методов,

который

укрепляет

здоровье

детей,

доставляет

детям

удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Для этого был оформлен

музыкальный уголок с музыкальными инструментами, баночками с различными наполнителями,

музыкально-шумовыми

игрушками.

Мелодия

действует

особенно

эффективно

для

наших

гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры

ребенка.

Метод

музыкотерапии

можно

применять

в

организованной

образовательной

деятельности

«Художественное

творчество»,

во

время

релаксаций

на

снятие

усталости,

напряжения «Руки любви», после двигательной деятельности детей лёжа на спине. Обращаем

внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела. Большое внимание

на современном этапе оздоровления уделяется цветотерапии.

Цветотерапия – наука, изучающая цвета.

Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие

на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие

цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это

необходимо учитывать в работе с дошкольниками.

Установлено,

что

даже

употребление

овощей

и

фруктов

нужного

цвета,

ношение

одежды

определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.

Прежде чем заняться цветотерапией в детском саду были проведены консультации, изучали

воздействие цвета на людей и как нужно использовать в работе с детьми. Так в нашем детском

саду появился “Сухой дождь”.

“Сухой дождь” – шатёр из разноцветных атласных лент, расположенных от теплых тонов к

холодным. Закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз,

словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом.

Проходя через такой “дождь”, три-четыре раза в течение занятия (от теплых цветов к холодным),

“шустрики” заметно успокаиваются, а “мямлики” (они ходят по направлению от холодного цвета

к

теплому),

наоборот,

-

активизируются.

Разноцветные

“струи”

стимулируют

тактильные

ощущения, помогают восприятию пространства своего тела в этом пространстве. За “струями”

можно спрятаться от внешнего мира.

Ароматерапия – лечение ароматами, процесс вдыхания ароматов, использование растительных

экстрактов в виде эссенций или эфирных масел для лечения широкого круга болезней за счет

эффективного воздействия на эмоции и настроение детей.

Один из способов использования ароматерапии заключается в том, что несколько капель масла

растворяем в горячей воде и опрыскиваем помещение. Методы ароматерапии безопасны.

В

период

подъема

заболеваемости

респираторными

инфекциями

применяем

масло

шалфея,

эвкалипта, пихтового масла.

В практике применяем различные другие нетрадиционные методы оздоровления детей.

Для развития тактильных ощущений создана соответствующая среда и в группе: мячи, плоды

каштана, шишек, ореха. Ходьба по массажному коврику, дорожке из применяется для развития

тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения

лучших ощущений, дети ходят по дорожке босиком, в носках. Игровые тактильные пособия

способствует развитию различных мелкой моторики

пальцев рук, развитию речи, моторно-

зрительной координации(тактильные дощечки)

Одним из самых интересных занятий для детей является работа с мягким конструктором.

Мягкий конструктор состоит из мягких модулей (можно разнообразить поролоновыми губками

разного

цвета,

размера):

различной

формы,

размера

и

качества.

С

помощью

мягкого

конструктора дети строят дома, гаражи, мебель для кукол и т.д. Мягкий конструктор развивает

мелкую моторику, тактильные ощущения, развивает воображение, фантазию.

В

целях

повышения

эффективности

оздоровительной

работы

с

детьми

в

рамках

инновационной деятельности внедрили “Динамический час”. Вместо классической организации

физкультурного занятия на воздухе проводится динамический час в игровой форме. Структура

состоит из 2 частей: 1 часть оздоровительная разминка подготавливает организм к физической

нагрузке. В игровой форме используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные

движения,

упражнения

для

профилактики

плоскостопия

и

осанки.2.

часть

оздоровительно-

развивающая

тренировка

определенного

вида

физических

умений

и

навыков,

развитие

физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры.

В работе с детьми используем современные оздоровительные технологии и методики:

разные виды дыхательной

гимнастики (А.Стрельниковой), игрового массажа (А.Уманской и

К.Динейко),

пальчиковую

гимнастику,

оздоровительные

минутки.

Используем

также

виброгимнастику академика А.А.Микулина.

Виброгимнастика относится к физкультурной

терапии. Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет

скопление шлаков и тонизирует организм. Виброгимнастика показана детям, которым по ряду

причин нельзя заниматься более активными движениями, и они обычно очень остро переживают

подобные

ограничения.

Кроме

того

виброгимнастику

можно

использовать

в

качестве

физкультминутки во время и после напряженной умственной деятельности.

Перед организованной образовательной деятельностью можно включить

упражнения на

единение и эмпатию такие, как «Подарим улыбку друг другу», «Здороваемся друг с другом», тем

самым желаем здоровья друг другу передача по кругу “волшебного” клубочка или цветка с

добрыми пожеланиями друг к другу.

Постоянное соблюдение таких нетрадиционных методов доставляет радость детям, облегчает

их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности.

Все современные направления оздоровления

направлены

на оздоровление детей, на

снижение простудных заболеваний, на увеличение посещаемости детей в группе.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра!

Метод обучения специфические общепедагогические

Рассказ

Дидактический рассказ

Дискуссия

Работа с книгой

Демонстрация

Иллюстрация

Видеометод

Упражнения

Наглядность

Практический метод

Познавательная игра

Методы программированного обучения

Ситуационный метод

Игровой метод

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические

паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности,

гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая,

гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые

(игротреннинги

и

игротерапия),

коммуникативные

игры,

занятия

из

серии

«Здоровье»,

самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3.

Коррекционные

технологии: Арттерапия,

технологии

музыкального

воздействия,

сказкотерапия,

технологии

воздействия

цветом,

технологии

коррекции

поведения,

психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие

всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех

этапах его обучения и развития.

Педагогические

здоровьесберегающие

Технологии

Технологии сохранения и

стимулирования здоровья

Технологии обучения

здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

- Стретчинг

- Динамические паузы

- Подвижные и спортивные

игры

- Релаксация

- Гимнастика (пальчиковая,

для глаз, дыхательная и др)

- Гимнастика динамическая,

корригирующая,

ортопедическая.

- Физкультурные занятия

- Проблемно-игровые

:игротренинги, игро- терапия

- Коммуникативные игры

- Серия занятий «Уроки

здоровья»

- Точечный самомассаж

- Технологии музыкального

воздействия

- Арт-терапия

- Сказкотерапия

- Технологии воздействия

цветом

- Психогимнастика

- Фонетическая ритмика



В раздел образования