Автор: Котовская Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО,Тюменская обл., город Ноябрьск.
Наименование материала: статья
Тема: «Современные методы здоровьесбережения детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«
Современные методы здоровьесбережения детей
дошкольного возраста»
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту одной из
современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья
детей. Дошкольное учреждение должно обеспечить детям возможность
сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки
по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.
В последнее время возросла актуальность поиска инновационных и более
эффективных форм привития здорового образа жизни дошкольникам и их родителям. В
качестве инноваций рассматривается любое новшество в области физического воспитания детей
дошкольного возраста, так как это коррекция общего психического и физического развития.
Тема нашего выступления «Современные методы здоровьесбережения детей дошкольного
возраста»
Метод – путь к чему- либо, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная
деятельность.
Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов,
отсутствием многих «если». Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда
методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав
методик обучения.
Метод деятельности является составной частью, элементом способа деятельности. В свою
очередь, совокупность способов деятельности составляет методику деятельности. Методику же,
дающую гарантированный результат вне зависимости от личностных качеств субъекта и объекта
деятельности, можно считать технологией.
Арттерапия - это буквально оздоровление искусством. Оздоравливает любая творческая
деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арттерапия снимает у любого ребенка,
самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги.
В настоящее время арттераия в широком понимании включает в себя:
-изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-
прикладным искусством и др.)
-музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки).
-сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией).
Один из видов арттерапии является сказкотерапия.
Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать,
радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит
многогранный
материал,
в
основе
сказкотерапии
лежит
идея
о
том,
что
каждая
сказочная
ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.
Продолжение лечения при помощи сказки проходит в группе с помощью театральных игрушек
на ладошке, картинок на фланелеграфе, используем запись фонограммы. Придумываем новые
персонажи к знакомым сказкам, пробуем сочинять самостоятельно сказки.
По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать,
расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры
общения,
развивается
речь,
коммуникативные
навыки,
внимание,
чувственное
восприятие,
мышление, воображение.
В работе с детьми применяем метод игротерапии - игры, которые помогают не болеть.
На укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при
спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц. включаем
игры такие игры, как: «Пастушок
дудит в рожок», «Король ветров» (дуем на вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик,
сдуваем ватку с ладошки).
Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Для песочной терапии используем
световой модуль для рисования песком. Это один из современных методов, который применяется
в детской практике. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно
поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие
занятия.
Песочную терапию применяем в сочетании с другими методами, такими как сказкотерапия,
изотерапия.
Для
создания
собственного
мира
в
песочнице,
ребенку
предоставляется
возможность создать в песочнице все, что задумал.
Этот метод полезен для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной
задачей, агрессивных и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе
застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод
подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших
стрессовые ситуации.
После завершения работы с песком, ребенок дает название своему творению и рассказывает о
нем.
Эти
игры
стабилизируют
эмоциональное
состояние
ребенка,
развивают
тактильную
чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи, внимания, памяти.
Изотерапия
–
терапия
изобразительным
творчеством,
в
первую
очередь
рисованием.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Рисование связано с важнейшими
функциями
(зрительные,
двигательная
координация,
речь,
мышление),
рисование
не
только
способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов.
Для работы с детьми
предоставляем порисовать ладошками, используем нетрадиционную
технику рисования, предоставляя ребёнку на выбор разнообразные материалы: бумагу разного
формата (прекрасным материалом являются обои), пластилин, природный материал, краски,
цветные карандаши, тонкие и толстые кисти, тампончики, свечи, нитки.
Любое рисование, фантазирование, конструирование - это тоже лечение. Эффективны все виды
творчества,
но
чаще
всего
такими
лечебными
свойствами
в
наибольшей
степени
обладает
рисование. Рисование, регулярное, с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно. И,
кстати, если ребенок не хочет рисовать - это само по себе уже некоторый симптом не вполне
благоприятного развития личности.
Изотерапия очень тесно связана с музыкотерапией.
Музыкотерапия –
один
из
методов,
который
укрепляет
здоровье
детей,
доставляет
детям
удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Для этого был оформлен
музыкальный уголок с музыкальными инструментами, баночками с различными наполнителями,
музыкально-шумовыми
игрушками.
Мелодия
действует
особенно
эффективно
для
наших
гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры
ребенка.
Метод
музыкотерапии
можно
применять
в
организованной
образовательной
деятельности
«Художественное
творчество»,
во
время
релаксаций
на
снятие
усталости,
напряжения «Руки любви», после двигательной деятельности детей лёжа на спине. Обращаем
внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела. Большое внимание
на современном этапе оздоровления уделяется цветотерапии.
Цветотерапия – наука, изучающая цвета.
Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие
на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие
цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это
необходимо учитывать в работе с дошкольниками.
Установлено,
что
даже
употребление
овощей
и
фруктов
нужного
цвета,
ношение
одежды
определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.
Прежде чем заняться цветотерапией в детском саду были проведены консультации, изучали
воздействие цвета на людей и как нужно использовать в работе с детьми. Так в нашем детском
саду появился “Сухой дождь”.
“Сухой дождь” – шатёр из разноцветных атласных лент, расположенных от теплых тонов к
холодным. Закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз,
словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом.
Проходя через такой “дождь”, три-четыре раза в течение занятия (от теплых цветов к холодным),
“шустрики” заметно успокаиваются, а “мямлики” (они ходят по направлению от холодного цвета
к
теплому),
наоборот,
-
активизируются.
Разноцветные
“струи”
стимулируют
тактильные
ощущения, помогают восприятию пространства своего тела в этом пространстве. За “струями”
можно спрятаться от внешнего мира.
Ароматерапия – лечение ароматами, процесс вдыхания ароматов, использование растительных
экстрактов в виде эссенций или эфирных масел для лечения широкого круга болезней за счет
эффективного воздействия на эмоции и настроение детей.
Один из способов использования ароматерапии заключается в том, что несколько капель масла
растворяем в горячей воде и опрыскиваем помещение. Методы ароматерапии безопасны.
В
период
подъема
заболеваемости
респираторными
инфекциями
применяем
масло
шалфея,
эвкалипта, пихтового масла.
В практике применяем различные другие нетрадиционные методы оздоровления детей.
Для развития тактильных ощущений создана соответствующая среда и в группе: мячи, плоды
каштана, шишек, ореха. Ходьба по массажному коврику, дорожке из применяется для развития
тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения
лучших ощущений, дети ходят по дорожке босиком, в носках. Игровые тактильные пособия
способствует развитию различных мелкой моторики
пальцев рук, развитию речи, моторно-
зрительной координации(тактильные дощечки)
Одним из самых интересных занятий для детей является работа с мягким конструктором.
Мягкий конструктор состоит из мягких модулей (можно разнообразить поролоновыми губками
разного
цвета,
размера):
различной
формы,
размера
и
качества.
С
помощью
мягкого
конструктора дети строят дома, гаражи, мебель для кукол и т.д. Мягкий конструктор развивает
мелкую моторику, тактильные ощущения, развивает воображение, фантазию.
В
целях
повышения
эффективности
оздоровительной
работы
с
детьми
в
рамках
инновационной деятельности внедрили “Динамический час”. Вместо классической организации
физкультурного занятия на воздухе проводится динамический час в игровой форме. Структура
состоит из 2 частей: 1 часть оздоровительная разминка подготавливает организм к физической
нагрузке. В игровой форме используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные
движения,
упражнения
для
профилактики
плоскостопия
и
осанки.2.
часть
оздоровительно-
развивающая
тренировка
определенного
вида
физических
умений
и
навыков,
развитие
физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры.
В работе с детьми используем современные оздоровительные технологии и методики:
разные виды дыхательной
гимнастики (А.Стрельниковой), игрового массажа (А.Уманской и
К.Динейко),
пальчиковую
гимнастику,
оздоровительные
минутки.
Используем
также
виброгимнастику академика А.А.Микулина.
Виброгимнастика относится к физкультурной
терапии. Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет
скопление шлаков и тонизирует организм. Виброгимнастика показана детям, которым по ряду
причин нельзя заниматься более активными движениями, и они обычно очень остро переживают
подобные
ограничения.
Кроме
того
виброгимнастику
можно
использовать
в
качестве
физкультминутки во время и после напряженной умственной деятельности.
Перед организованной образовательной деятельностью можно включить
упражнения на
единение и эмпатию такие, как «Подарим улыбку друг другу», «Здороваемся друг с другом», тем
самым желаем здоровья друг другу передача по кругу “волшебного” клубочка или цветка с
добрыми пожеланиями друг к другу.
Постоянное соблюдение таких нетрадиционных методов доставляет радость детям, облегчает
их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности.
Все современные направления оздоровления
направлены
на оздоровление детей, на
снижение простудных заболеваний, на увеличение посещаемости детей в группе.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
Метод обучения специфические общепедагогические
Рассказ
Дидактический рассказ
Дискуссия
Работа с книгой
Демонстрация
Иллюстрация
Видеометод
Упражнения
Наглядность
Практический метод
Познавательная игра
Методы программированного обучения
Ситуационный метод
Игровой метод
СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические
паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности,
гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая,
гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые
(игротреннинги
и
игротерапия),
коммуникативные
игры,
занятия
из
серии
«Здоровье»,
самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3.
Коррекционные
технологии: Арттерапия,
технологии
музыкального
воздействия,
сказкотерапия,
технологии
воздействия
цветом,
технологии
коррекции
поведения,
психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие
всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех
этапах его обучения и развития.
Педагогические
здоровьесберегающие
Технологии
Технологии сохранения и
стимулирования здоровья
Технологии обучения
здоровому образу жизни
Коррекционные технологии
- Стретчинг
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные
игры
- Релаксация
- Гимнастика (пальчиковая,
для глаз, дыхательная и др)
- Гимнастика динамическая,
корригирующая,
ортопедическая.
- Физкультурные занятия
- Проблемно-игровые
:игротренинги, игро- терапия
- Коммуникативные игры
- Серия занятий «Уроки
здоровья»
- Точечный самомассаж
- Технологии музыкального
воздействия
- Арт-терапия
- Сказкотерапия
- Технологии воздействия
цветом
- Психогимнастика
- Фонетическая ритмика