Напоминание

Активизация интереса к изучению гуманитарных дисциплин среди студентов технических специальностей


Автор: Жаксыбаева Нэлли Сагындыковна
Должность: Преподаватель обществознания
Учебное заведение: ГАПОУ ЧО "Политехнический колледж
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Активизация интереса к изучению гуманитарных дисциплин среди студентов технических специальностей
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Активизация интереса к изучению гуманитарных дисциплин среди

студентов технических специальностей

При изучении дисциплин гуманитарного цикла, в учебном учреждении

технического профиля, преподаватели очень часто сталкиваются с низкой

мотивацией к их изучению со стороны обучающихся, которые ставят в

приоритет специальные дисциплины.

Сложившаяся проблема, мотивирует преподавателей искать новые методы и

средства обучения, ориентированные на индивидуальные особенности и

потребности каждого студента. Его внутренний мир и субъективный опыт,

способствуют развитию интереса к предмету. Поэтому нужно постоянно

подпитывать интерес у обучающихся к уроку, так как постоянство – враг

интереса.

Если рассмотреть основные приемы и методы обучения, применяемые и

реализованные педагогами на уроках, то станет очевидным, что все они

направлены в первую очередь на развитие и поддержание внимания и

заинтересованности студентов. Эффективность этих приемов связана с двумя

факторами. Прежде всего, это раскрытие жизненной значимости

изучаемой проблемы, что не только возбуждает интерес, но и является

сильным стимулом к учению, так как связан с самим смыслом обучения в

школе. Второй фактор – воздействие на эмоции и чувства учащихся, опора

на их субъективный опыт и внутренние потребности. Психологи утверждают,

что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может

“человеческого искания истины”. Нельзя переоценить значение

эмоциональной памяти, которая более долговечна и во многом определяет

деятельность человека. Не следует избегать и элементов занимательности,

так как они возбуждают интерес и любознательность у всех без исключения,

даже самых слабых, учащихся.

Самое главное - это заинтересовать учащихся содержанием

изучаемого материала, Это возможно благодаря особенностям наук

гуманитарного цикла, их универсальности, тесной связи с повседневной

практической деятельностью человека. При этом нужно учитывать, что

сегодняшние дети получают огромное количество информации по самым

разным каналам. Передачи телевидения и радио, научно-популярные

фильмы, журналы и книги, Интернет рассказывают студентам о современных

достижениях и нерешенных проблемах в интересной, доступной и порой

занимательной форме. Это приводит к тому, что учащиеся о многом знают

или, по крайней мере, слышали, и их трудно чем-либо удивить. Помня это,

преподаватель не должен ограничиваться общими фразами, а суметь показать

внутреннюю сложность решаемых проблем и делать акцент на том, что

изучение той или иной темы на уроке поможет учащимся понять и объяснить

услышанное ранее. При этом открываются большие возможности для

поощрения любознательности и эрудиции студентов, самостоятельного

расширения кругозора, поисков дополнительной информации.

Таким образом, повышение эффективности образования имеет в своей основе

именно принцип создания и сохранения устойчивой положительной

мотивации и осознанного интереса к обучению. Если изучаемые

дистциплины необходимы для описания и объяснения явлений,

составляющих круг интересов учащегося: будь то танцы, спорт, военная

техника, строительство и конструирование, криминалистика, экология,

литература, фотография и т.д. и задания преподносятся в увлекательной

форме, то получаемые знания воспринимаются не как обуза, а как большая

жизненная ценность. Это справедливо для обучающихся любых направлений,

профилей и возраста.

В классической педагогике главную функцию видели в том, чтобы

приблизить ученика к учению, чтобы учение стало желанным, потребностью,

без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Я.А. Каменский рассматривал школу как источник радости, света и знания,

считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной

обстановки обучения. К.Д. Ушинский видел в интересе основной внутренний

механизм успешного учения. Весь многовековой опыт прошлого даёт нам

основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и

благоприятный фактор.

Любому преподавателю известно, что учить приятней и радостней того, кто

хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто

проявляет интерес к знаниям. И наоборот, труднее и тягостней учить тех

студентов, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение,

как на тяжёлое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию

учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.

Таким образом, развитие познавательного интереса обучающихся является

актуальной проблемой в связи с тем, что обнаруживается зависимость

качества знаний и уровня знаний обучаемых, сформированности способов

умственной деятельности от уровня развития познавательного интереса

студентов.

От того, как преподавателю удается вызвать интерес учащихся к предмету,

пробудить потребность в познании, во многом зависит результат обучения и

воспитания. Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы

формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И., считает, что

интересный урок можно создать за счет следующих условий:

1. Личности учителя.

2. Содержания учебного материала. Ученику просто нравится содержание

данного предмета, и он с интересом занимается.

3. Мотивов и приемов обучения

Если первые два пункта не всегда во власти учителя, то последний – поле для

творческой деятельности любого преподавателя. Чтобы вызвать интерес к

предмету нужно создать мотив. В комплексе данных о познавательном

интересе очень существенными является и его осознанность. Осознание

мотива всегда сопряжено с более сильными влияниями его на деятельность.

Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее, поэтому

управлять. Осознание познавательных интересов учащихся позволяет им

оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему

они стремятся при свободном выборе, естественной и экспериментальной

ситуациях.

Итак, познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых

факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание

светлой и радостной атмосферы обучения, так и интенсивность протекания

познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса, представленная

познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который

способствует и более благоприятному, и более длительному, и более

продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника. Можно

выделить два основных источника, влияющих на становление

интереса ребят к учению:

1) содержание учебного материала,

2) организация учебной деятельности.

К первому источнику относятся следующие стимулы:

новизна материала (неожиданность изучаемого факта, явления, закона);

обновление усвоенных знаний (открытие в прежних знаниях не

известных ранее сторон, связей, отношений и закономерностей,

которые дополняют и развивают то, что уже известно);

историзм преподавания (включение сведений из истории важнейших

научных открытий, из биографий великих ученых);

показ практического значения и необходимости знаний, т.е. связь между

содержанием рассматриваемого материала и его ценностью для жизни,

практики, народного хозяйства;

ознакомление с реалиями современного мира

Ко второму источнику организации учебной деятельности относят:

включение в занятия различных форм самостоятельных работ

учащихся;

проблемное обучение;

постановку практических работ (исследовательских, творческих).

Хочу подчеркнуть: формирование и развитие интереса учащихся к предмету

определяется, прежде всего, деятельностью преподавателя. Учитель может по

своему усмотрению, с учетом конкретных условий ввести в действие на

уроке именно те стимулы, которые слабо отражены в содержании изучаемого

параграфа учебника. Познавательная направленность ученика носит

избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления

представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с

увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном

случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер.

Активизировать познавательную деятельность учащихся, несомненно,

можно и с помощью исследований. Большое внимание я уделяю решению

исследовательских задач на разных этапах урока и с различной целью при

постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения

теоретического материала. Исследовательские задачи включаю и в домашние

задания. Задавая подобные задания, мы обучаем студентов умению

самостоятельно мыслить. Он способствует осознанному изучению курса,

воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные

творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету.

Пример: исследование конфликтов на подборке видео с различными

конфликтными ситуациями из фильмов или отрывках из худ произведений.

Анализ этих конфликтов по заданной схеме и нахождение путей решения.

Самостоятельное составление заданий на заданную тему на основе

исторического материала, произведений художественной и

публицистической литературы, кинофильмов и жизненных ситуаций.

Такие задания решаются с особым интересом, долго обсуждается результат,

не говоря уже о пользе самого процесса поиска и чувства удовлетворения от

своей работы.

Уроки с использованием таких заданий отличаются особой познавательной

активностью учащихся, целостностью решаемых дидактических задач и

эффективностью всего процесса обучения.

Творческие задания

Нельзя птицу учить летать в клетке. Нельзя выращивать человека, творчески

мыслящего, умеющего выполнять задания, допускающие разные подходы к

решению, разные варианты ответов, используя только традиционные методы

обучения. Ключевой фазой в творческом процессе является поиск

интуитивного решения. Интуитивное решение возможно, если

осуществляется множество попыток решить задачу. В процессе этих попыток

происходит осмысление сути проблемы, построение модели и ее

перестроение, критическое осмысление своих действий и сути,

использованных средств, расширение области поиска решения и осмысление

причин неудач. В ходе такого творческого поиска может быть предложено

оригинальное решение.

Основные виды творческих заданий, используемых в моей работе:

1) сочинения, эссе;

2) доклады по изучению явлений, проблем;

3) оформление газет, кроссвордов, ребусов;

4) составление презентаций;

Дифференцированный подход

Необходимость дифференцированного подхода к обучению в современном

образовании не вызывает сомнения. Хотим мы этого или нет, но

проведенные срезы и контрольные работы дают нам высокий, средний и

низкий уровни знаний не только у отдельных учащихся, но и у классов одной

параллели, занимающихся у одного педагога.

Дидактические игры

Игра, ученье, труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра

готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного

учение и немного труд. Глубоко ошибаются те педагоги, которые

представляют игру лишь как забаву и развлечение. Для учителя игра является

средством изучения детей. К.Д.Ушинский писал: “Мы придаем такое особое

значение детским играм, что если б устраивать учительскую семинарию, то

сделал бы там теоретическое и практическое изучение детских игр одним из

главных предметов”. Утверждение некоторых педагогов и психологов, что

игровая деятельность для школьников прошедший этап, неправильно. Я

считаю, что дидактические игры могут и должны быть использованы на

уроках физики в целях развития познавательных интересов учащихся и

повышения эффективности обучения.

Дидактические игры по содержанию и методике их проведения

разрабатываются учителем. Задача учителя заключается в том, чтобы,

учитывая значение игры, найти ей надлежащее место в школе (на уроке, во

внеклассной работе). Дидактические игры должны быть очень

разнообразными как по содержанию, так и по форме проведения.

Внеклассные мероприятия

Одним из направлений повышения качества образования является

организация внеурочной деятельности. Внеурочная работа – это обязательное

звено учебно-воспитательного процесса. Студентов привлекают

разнообразные формы внеурочной работы: экскурсии, конференции,

турниры, познавательные игры. У них появляется возможность

удовлетворять свои интересы и наклонности, проявить способности, а иногда

и дарования.

При подготовке и во время проведения внеурочных мероприятий, а также при

обсуждении его итогов решается целый комплекс общеобразовательных и

воспитательных задач: расширить и углубить знания по данной теме:

проявить эрудированность, показать разнообразие использования физических

знаний на практике и в повседневной жизни, помочь ученику найти дорогу к

научным и техническим идеям, воспитать устойчивый интерес к физике,

научить его работать самостоятельно. Организация, подготовка внеурочных

мероприятий оказывают на учащихся огромное воспитательное воздействие,

формирует у них чувство коллективизма, умение отстаивать свои убеждения,

обосновывать свою точку зрения по тем или другим вопросам, развивает

чувство ответственности за порученное дело. Целенаправленная,

систематическая внеурочная деятельность приучает учащихся к

самостоятельному творческому мышлению, к сознательному усвоению

знаний. На таких мероприятиях учащиеся глубже знакомятся с выдающимися

достижениями отечественной науки и техники в отдельных отраслях

народного хозяйства, с биографиями крупнейших ученых и изобретателей,

внесших большой вклад в развитие мировой науки и техники. Такие

мероприятия содействуют экономическому, экологическому воспитанию

учеников, вносят вклад в патриотическое воспитание учащихся,

способствуют правильному выбору профессии.

Применение разных форм внеурочной деятельности в сочетании с учебным

процессом дает учителю возможность интереснее преподавать, вводя

учащихся в последовательно усложняющийся процесс познания. Такие

мероприятия положительно воздействуют на эмоциональную сферу

учащихся. Внеклассная работа невозможна без положительных эмоций и

радостных переживаний. Организация внеурочной деятельности служит и

сплочению студенческого коллектива.



В раздел образования