Автор: Жаксыбаева Нэлли Сагындыковна
Должность: Преподаватель обществознания
Учебное заведение: ГАПОУ ЧО "Политехнический колледж
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Активизация интереса к изучению гуманитарных дисциплин среди студентов технических специальностей
Раздел: среднее профессиональное
Активизация интереса к изучению гуманитарных дисциплин среди
студентов технических специальностей
При изучении дисциплин гуманитарного цикла, в учебном учреждении
технического профиля, преподаватели очень часто сталкиваются с низкой
мотивацией к их изучению со стороны обучающихся, которые ставят в
приоритет специальные дисциплины.
Сложившаяся проблема, мотивирует преподавателей искать новые методы и
средства обучения, ориентированные на индивидуальные особенности и
потребности каждого студента. Его внутренний мир и субъективный опыт,
способствуют развитию интереса к предмету. Поэтому нужно постоянно
подпитывать интерес у обучающихся к уроку, так как постоянство – враг
интереса.
Если рассмотреть основные приемы и методы обучения, применяемые и
реализованные педагогами на уроках, то станет очевидным, что все они
направлены в первую очередь на развитие и поддержание внимания и
заинтересованности студентов. Эффективность этих приемов связана с двумя
факторами. Прежде всего, это раскрытие жизненной значимости
изучаемой проблемы, что не только возбуждает интерес, но и является
сильным стимулом к учению, так как связан с самим смыслом обучения в
школе. Второй фактор – воздействие на эмоции и чувства учащихся, опора
на их субъективный опыт и внутренние потребности. Психологи утверждают,
что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может
“человеческого искания истины”. Нельзя переоценить значение
эмоциональной памяти, которая более долговечна и во многом определяет
деятельность человека. Не следует избегать и элементов занимательности,
так как они возбуждают интерес и любознательность у всех без исключения,
даже самых слабых, учащихся.
Самое главное - это заинтересовать учащихся содержанием
изучаемого материала, Это возможно благодаря особенностям наук
гуманитарного цикла, их универсальности, тесной связи с повседневной
практической деятельностью человека. При этом нужно учитывать, что
сегодняшние дети получают огромное количество информации по самым
разным каналам. Передачи телевидения и радио, научно-популярные
фильмы, журналы и книги, Интернет рассказывают студентам о современных
достижениях и нерешенных проблемах в интересной, доступной и порой
занимательной форме. Это приводит к тому, что учащиеся о многом знают
или, по крайней мере, слышали, и их трудно чем-либо удивить. Помня это,
преподаватель не должен ограничиваться общими фразами, а суметь показать
внутреннюю сложность решаемых проблем и делать акцент на том, что
изучение той или иной темы на уроке поможет учащимся понять и объяснить
услышанное ранее. При этом открываются большие возможности для
поощрения любознательности и эрудиции студентов, самостоятельного
расширения кругозора, поисков дополнительной информации.
Таким образом, повышение эффективности образования имеет в своей основе
именно принцип создания и сохранения устойчивой положительной
мотивации и осознанного интереса к обучению. Если изучаемые
дистциплины необходимы для описания и объяснения явлений,
составляющих круг интересов учащегося: будь то танцы, спорт, военная
техника, строительство и конструирование, криминалистика, экология,
литература, фотография и т.д. и задания преподносятся в увлекательной
форме, то получаемые знания воспринимаются не как обуза, а как большая
жизненная ценность. Это справедливо для обучающихся любых направлений,
профилей и возраста.
В классической педагогике главную функцию видели в том, чтобы
приблизить ученика к учению, чтобы учение стало желанным, потребностью,
без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.
Я.А. Каменский рассматривал школу как источник радости, света и знания,
считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной
обстановки обучения. К.Д. Ушинский видел в интересе основной внутренний
механизм успешного учения. Весь многовековой опыт прошлого даёт нам
основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и
благоприятный фактор.
Любому преподавателю известно, что учить приятней и радостней того, кто
хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто
проявляет интерес к знаниям. И наоборот, труднее и тягостней учить тех
студентов, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение,
как на тяжёлое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию
учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.
Таким образом, развитие познавательного интереса обучающихся является
актуальной проблемой в связи с тем, что обнаруживается зависимость
качества знаний и уровня знаний обучаемых, сформированности способов
умственной деятельности от уровня развития познавательного интереса
студентов.
От того, как преподавателю удается вызвать интерес учащихся к предмету,
пробудить потребность в познании, во многом зависит результат обучения и
воспитания. Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы
формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И., считает, что
интересный урок можно создать за счет следующих условий:
1. Личности учителя.
2. Содержания учебного материала. Ученику просто нравится содержание
данного предмета, и он с интересом занимается.
3. Мотивов и приемов обучения
Если первые два пункта не всегда во власти учителя, то последний – поле для
творческой деятельности любого преподавателя. Чтобы вызвать интерес к
предмету нужно создать мотив. В комплексе данных о познавательном
интересе очень существенными является и его осознанность. Осознание
мотива всегда сопряжено с более сильными влияниями его на деятельность.
Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее, поэтому
управлять. Осознание познавательных интересов учащихся позволяет им
оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему
они стремятся при свободном выборе, естественной и экспериментальной
ситуациях.
Итак, познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых
факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание
светлой и радостной атмосферы обучения, так и интенсивность протекания
познавательной деятельности учащихся.
Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса, представленная
познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который
способствует и более благоприятному, и более длительному, и более
продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника. Можно
выделить два основных источника, влияющих на становление
интереса ребят к учению:
1) содержание учебного материала,
2) организация учебной деятельности.
К первому источнику относятся следующие стимулы:
новизна материала (неожиданность изучаемого факта, явления, закона);
обновление усвоенных знаний (открытие в прежних знаниях не
известных ранее сторон, связей, отношений и закономерностей,
которые дополняют и развивают то, что уже известно);
историзм преподавания (включение сведений из истории важнейших
научных открытий, из биографий великих ученых);
показ практического значения и необходимости знаний, т.е. связь между
содержанием рассматриваемого материала и его ценностью для жизни,
практики, народного хозяйства;
ознакомление с реалиями современного мира
Ко второму источнику организации учебной деятельности относят:
включение в занятия различных форм самостоятельных работ
учащихся;
проблемное обучение;
постановку практических работ (исследовательских, творческих).
Хочу подчеркнуть: формирование и развитие интереса учащихся к предмету
определяется, прежде всего, деятельностью преподавателя. Учитель может по
своему усмотрению, с учетом конкретных условий ввести в действие на
уроке именно те стимулы, которые слабо отражены в содержании изучаемого
параграфа учебника. Познавательная направленность ученика носит
избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления
представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с
увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном
случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер.
Активизировать познавательную деятельность учащихся, несомненно,
можно и с помощью исследований. Большое внимание я уделяю решению
исследовательских задач на разных этапах урока и с различной целью при
постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения
теоретического материала. Исследовательские задачи включаю и в домашние
задания. Задавая подобные задания, мы обучаем студентов умению
самостоятельно мыслить. Он способствует осознанному изучению курса,
воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные
творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету.
Пример: исследование конфликтов на подборке видео с различными
конфликтными ситуациями из фильмов или отрывках из худ произведений.
Анализ этих конфликтов по заданной схеме и нахождение путей решения.
Самостоятельное составление заданий на заданную тему на основе
исторического материала, произведений художественной и
публицистической литературы, кинофильмов и жизненных ситуаций.
Такие задания решаются с особым интересом, долго обсуждается результат,
не говоря уже о пользе самого процесса поиска и чувства удовлетворения от
своей работы.
Уроки с использованием таких заданий отличаются особой познавательной
активностью учащихся, целостностью решаемых дидактических задач и
эффективностью всего процесса обучения.
Творческие задания
Нельзя птицу учить летать в клетке. Нельзя выращивать человека, творчески
мыслящего, умеющего выполнять задания, допускающие разные подходы к
решению, разные варианты ответов, используя только традиционные методы
обучения. Ключевой фазой в творческом процессе является поиск
интуитивного решения. Интуитивное решение возможно, если
осуществляется множество попыток решить задачу. В процессе этих попыток
происходит осмысление сути проблемы, построение модели и ее
перестроение, критическое осмысление своих действий и сути,
использованных средств, расширение области поиска решения и осмысление
причин неудач. В ходе такого творческого поиска может быть предложено
оригинальное решение.
Основные виды творческих заданий, используемых в моей работе:
1) сочинения, эссе;
2) доклады по изучению явлений, проблем;
3) оформление газет, кроссвордов, ребусов;
4) составление презентаций;
Дифференцированный подход
Необходимость дифференцированного подхода к обучению в современном
образовании не вызывает сомнения. Хотим мы этого или нет, но
проведенные срезы и контрольные работы дают нам высокий, средний и
низкий уровни знаний не только у отдельных учащихся, но и у классов одной
параллели, занимающихся у одного педагога.
Дидактические игры
Игра, ученье, труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра
готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного
учение и немного труд. Глубоко ошибаются те педагоги, которые
представляют игру лишь как забаву и развлечение. Для учителя игра является
средством изучения детей. К.Д.Ушинский писал: “Мы придаем такое особое
значение детским играм, что если б устраивать учительскую семинарию, то
сделал бы там теоретическое и практическое изучение детских игр одним из
главных предметов”. Утверждение некоторых педагогов и психологов, что
игровая деятельность для школьников прошедший этап, неправильно. Я
считаю, что дидактические игры могут и должны быть использованы на
уроках физики в целях развития познавательных интересов учащихся и
повышения эффективности обучения.
Дидактические игры по содержанию и методике их проведения
разрабатываются учителем. Задача учителя заключается в том, чтобы,
учитывая значение игры, найти ей надлежащее место в школе (на уроке, во
внеклассной работе). Дидактические игры должны быть очень
разнообразными как по содержанию, так и по форме проведения.
Внеклассные мероприятия
Одним из направлений повышения качества образования является
организация внеурочной деятельности. Внеурочная работа – это обязательное
звено учебно-воспитательного процесса. Студентов привлекают
разнообразные формы внеурочной работы: экскурсии, конференции,
турниры, познавательные игры. У них появляется возможность
удовлетворять свои интересы и наклонности, проявить способности, а иногда
и дарования.
При подготовке и во время проведения внеурочных мероприятий, а также при
обсуждении его итогов решается целый комплекс общеобразовательных и
воспитательных задач: расширить и углубить знания по данной теме:
проявить эрудированность, показать разнообразие использования физических
знаний на практике и в повседневной жизни, помочь ученику найти дорогу к
научным и техническим идеям, воспитать устойчивый интерес к физике,
научить его работать самостоятельно. Организация, подготовка внеурочных
мероприятий оказывают на учащихся огромное воспитательное воздействие,
формирует у них чувство коллективизма, умение отстаивать свои убеждения,
обосновывать свою точку зрения по тем или другим вопросам, развивает
чувство ответственности за порученное дело. Целенаправленная,
систематическая внеурочная деятельность приучает учащихся к
самостоятельному творческому мышлению, к сознательному усвоению
знаний. На таких мероприятиях учащиеся глубже знакомятся с выдающимися
достижениями отечественной науки и техники в отдельных отраслях
народного хозяйства, с биографиями крупнейших ученых и изобретателей,
внесших большой вклад в развитие мировой науки и техники. Такие
мероприятия содействуют экономическому, экологическому воспитанию
учеников, вносят вклад в патриотическое воспитание учащихся,
способствуют правильному выбору профессии.
Применение разных форм внеурочной деятельности в сочетании с учебным
процессом дает учителю возможность интереснее преподавать, вводя
учащихся в последовательно усложняющийся процесс познания. Такие
мероприятия положительно воздействуют на эмоциональную сферу
учащихся. Внеклассная работа невозможна без положительных эмоций и
радостных переживаний. Организация внеурочной деятельности служит и
сплочению студенческого коллектива.