Автор: Музалева Татьяна Константиновна
Должность: учитель, русский язык и литература
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 им.Созонова Ю.Г."
Населённый пункт: Г.Ханты–Мансийск, Тюменская область
Наименование материала: Презентация к уроку русского языка 9 класс
Тема: Сложное предложение с разными видами связи
Раздел: среднее образование
Проверочный тест по теме «Сложное
предложение с разными видами связи»
русский язык
9 класс
Разработала
учитель русского языка и литературы Музалева Т.К.
а) Гонец отправился обратно, прыгая через
кочки, только лапти его замелькали (В.Ян).
б) Никита взглянул в окно и ахнул: от снега не
осталось следа, и широкий двор был покрыт
синими, рябившими под ветром лужами.
в) Хорошо быть учёным, поэтом, воином,
законодателем и прочим, но худо при этом не
быть человеком (В.Белинский).
1. Найдите предложения с разными видами связи.
2. Установите соответствие между столбцами, определив,
какие виды связи представлены в предложениях.
а) Если вблизи замечалось что-нибудь
подозрительное, скользил по воде яркий
луч прожектора, но через несколько
минут он мгновенно исчезал.
1. Сочинительная и подчинительная.
б) Горы изрезаны по бокам уступами,и,
чтобы уступы не обвалились, бока
укреплены мелким камнем.
2. Сочинительная и бессоюзная.
в) Богам удалось отправить Сизифа в
Аид и подвергнуть суровому наказанию:
он должен был вечно вкатывать на гору
тяжёлый камень, который, едва
достигнув вершины, срывался вниз.
3. Бессоюзная и подчинительная.
г) Мы хозяева нашей природы, и она для
нас кладовая солнца с великими
сокровищами – они даруют нам жизнь.
4. Сочинительная, подчинительная и
бессоюзная.
[
1
], соединительный союз [
2
], (
3
пп времени).
а) Прошло несколько дней, и, казалось, ничто уже не
предвещало грозы, как вдруг пришло новое письмо от
Натальи Румянцевой – белый надушенный конверт
(Б.Окуджава).
б) Дышалось глубоко, и хотелось думать, что не здесь,
а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом,
в полях и лесах развернулась теперь своя весенняя
жизнь, таинственная и прекрасная (А.Чехов).
в) Мятлов усадил графиню и лишь отворотился, чтобы
крикнуть Афанасия, как внизу, истошно запричитала
Аглая, и князь вернулся к Наталье (Б.Окуджава).
3. Установите, какое предложение соответствует данной схеме.
Если вам когда-нибудь случится ночевать в
Ясной Поляне постарайтесь проснуться
пораньше утром пока всё спит вокруг и лёгкий
утренний туман медленно поднимается над
землёй оставляя на траве крупные капли росы
а небо ещё неяркое и прохладное.
а) 6;
б) 4;
в) 5.
4. Сколько частей в сложном предложении? Знаки препинания
не расставлены.
а) Обе кошки стали кормить одного котёнка, родная
уйдёт, лезет в лукошко чужая, как будто в молоке её
заключается повелительная сила, которая всё чужое
роднит (М.Пришвин).
б) Пролог к «Руслану» напоминал мне лучшие сказки
бабушки, чудесно сжав их в одну, а некоторые строки
изумляли чеканной правдой, и я мысленно повторял
их и видел таинственные следы, которыми примята
трава (М.Горький)
в) У нашей кошки Мурки были крылья и она ночами
улетала в окно, а собака моей сводной сестры старая
и жирная только притворялась собакой, а была (это я
знал) жабой (Н.Гумилёв).
5. Найдите предложение, в котором знаки препинания
расставлены верно.
1) Я приподнял голову и вижу сквозь спутанные
травяные былинки идёт она к нам спешит а у
самой из груди кровь течёт! (И.Тургенев).
а) [ ]: [ ], и [ ].
2) Деревянная изба и до сих пор полна
деревянных вещей в ней не ушибёшься больно
и вещь не встретит руки хозяина или гостя
неожиданным холодком (В.Лидин).
б) [ ], ( ), и [ ].
3) В вагоне я проснулся оттого что наполовину
висел в воздухе и сон соскочил (По
В.Драгунскому)
в) [ ]: [ ], а [ ].
6. Установите соответствие между предложениями и
их схемами. Знаки препинания не расставлены.
Утром поезд дотащился до Борисова и
начальник станции заявил что поезд дальше
не пойдёт путь между Борисовом и Минском
перерезан немецкими танками.
7. Составьте схему данного предложения.
Знаки препинания не расставлены.
1) Рудик в драку не полез: или
стыдно было отвечать Тимошке,
который еле доставал ему до плеча,
или меня боялся.
а) Сложное предложение с разными
видами связи: бессоюзной,
сочинительной и подчинительной.
Ведущая связь – бессоюзная.
2) Звёзды стояли над безмолвным и
чёрным краем, и только в доме
тускло светилось окошко: дочь
читала до утра.
б) Сложное предложение с разными
видами связи: бессоюзной и
подчинительной.
Ведущая связь – бессоюзная.
3) Сон – это величайший дар
человеку на земле; он любит
весёлых и здоровых людей, хорошо
набегавшихся за день, но он жалеет
и тех, кого мучают заботы или гнетёт
горе.
в) Сложное предложение с разными
видами связи: сочинительной и
бессоюзной.
Ведущая связь – сочинительная.
8. Установите соответствие между предложениями и их
характеристиками.
а) Иверзев шагнул к майору, и тот снова вскинул
мягкий подбородок, уголки губ его мелко
задёргались, в бессилии он плакал; офицеры,
стоявшие рядом, отводили глаза.
б) У нас другое летоисчисление: мы измеряем, долго
ли ты жил.
в) Тёмно-синяя туча ушла за горизонт, засияло
солнце, и на небе вспыхнула разноцветная радуга.
9. Выберите предложение, которое соответствует данной характеристике.
Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Ведущая связь – бессоюзная. 1-й блок – простое предложение; 2-й блок –
СПП с придаточной изъяснительной.
а) Когда я жил в деревне, никогда не собирал
подосиновиков: хватало боровиков.
б) Лес в это время в буйном расцвете: трава и
листья зелёные-зелёные, цветы яркие и
душистые, птичьи голоса звонкие, а в зелёной
траве сверкают рубины – земляника.
в) Ночь затягивалась, и, казалось, что ей не
будет конца.
10. Отметьте предложение, в котором нарушены
пунктуационные нормы.