Напоминание

Сложное предложение с разными видами связи


Автор: Музалева Татьяна Константиновна
Должность: учитель, русский язык и литература
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 им.Созонова Ю.Г."
Населённый пункт: Г.Ханты–Мансийск, Тюменская область
Наименование материала: Презентация к уроку русского языка 9 класс
Тема: Сложное предложение с разными видами связи
Раздел: среднее образование





Назад




Проверочный тест по теме «Сложное

предложение с разными видами связи»

русский язык

9 класс

Разработала

учитель русского языка и литературы Музалева Т.К.

а) Гонец отправился обратно, прыгая через

кочки, только лапти его замелькали (В.Ян).

б) Никита взглянул в окно и ахнул: от снега не

осталось следа, и широкий двор был покрыт

синими, рябившими под ветром лужами.

в) Хорошо быть учёным, поэтом, воином,

законодателем и прочим, но худо при этом не

быть человеком (В.Белинский).

1. Найдите предложения с разными видами связи.

2. Установите соответствие между столбцами, определив,

какие виды связи представлены в предложениях.

а) Если вблизи замечалось что-нибудь

подозрительное, скользил по воде яркий

луч прожектора, но через несколько

минут он мгновенно исчезал.

1. Сочинительная и подчинительная.

б) Горы изрезаны по бокам уступами,и,

чтобы уступы не обвалились, бока

укреплены мелким камнем.

2. Сочинительная и бессоюзная.

в) Богам удалось отправить Сизифа в

Аид и подвергнуть суровому наказанию:

он должен был вечно вкатывать на гору

тяжёлый камень, который, едва

достигнув вершины, срывался вниз.

3. Бессоюзная и подчинительная.

г) Мы хозяева нашей природы, и она для

нас кладовая солнца с великими

сокровищами – они даруют нам жизнь.

4. Сочинительная, подчинительная и

бессоюзная.

[

1

], соединительный союз [

2

], (

3

пп времени).

а) Прошло несколько дней, и, казалось, ничто уже не

предвещало грозы, как вдруг пришло новое письмо от

Натальи Румянцевой – белый надушенный конверт

(Б.Окуджава).

б) Дышалось глубоко, и хотелось думать, что не здесь,

а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом,

в полях и лесах развернулась теперь своя весенняя

жизнь, таинственная и прекрасная (А.Чехов).

в) Мятлов усадил графиню и лишь отворотился, чтобы

крикнуть Афанасия, как внизу, истошно запричитала

Аглая, и князь вернулся к Наталье (Б.Окуджава).

3. Установите, какое предложение соответствует данной схеме.

Если вам когда-нибудь случится ночевать в

Ясной Поляне постарайтесь проснуться

пораньше утром пока всё спит вокруг и лёгкий

утренний туман медленно поднимается над

землёй оставляя на траве крупные капли росы

а небо ещё неяркое и прохладное.

а) 6;

б) 4;

в) 5.

4. Сколько частей в сложном предложении? Знаки препинания

не расставлены.

а) Обе кошки стали кормить одного котёнка, родная

уйдёт, лезет в лукошко чужая, как будто в молоке её

заключается повелительная сила, которая всё чужое

роднит (М.Пришвин).

б) Пролог к «Руслану» напоминал мне лучшие сказки

бабушки, чудесно сжав их в одну, а некоторые строки

изумляли чеканной правдой, и я мысленно повторял

их и видел таинственные следы, которыми примята

трава (М.Горький)

в) У нашей кошки Мурки были крылья и она ночами

улетала в окно, а собака моей сводной сестры старая

и жирная только притворялась собакой, а была (это я

знал) жабой (Н.Гумилёв).

5. Найдите предложение, в котором знаки препинания

расставлены верно.

1) Я приподнял голову и вижу сквозь спутанные

травяные былинки идёт она к нам спешит а у

самой из груди кровь течёт! (И.Тургенев).

а) [ ]: [ ], и [ ].

2) Деревянная изба и до сих пор полна

деревянных вещей в ней не ушибёшься больно

и вещь не встретит руки хозяина или гостя

неожиданным холодком (В.Лидин).

б) [ ], ( ), и [ ].

3) В вагоне я проснулся оттого что наполовину

висел в воздухе и сон соскочил (По

В.Драгунскому)

в) [ ]: [ ], а [ ].

6. Установите соответствие между предложениями и

их схемами. Знаки препинания не расставлены.

Утром поезд дотащился до Борисова и

начальник станции заявил что поезд дальше

не пойдёт путь между Борисовом и Минском

перерезан немецкими танками.

7. Составьте схему данного предложения.

Знаки препинания не расставлены.

1) Рудик в драку не полез: или

стыдно было отвечать Тимошке,

который еле доставал ему до плеча,

или меня боялся.

а) Сложное предложение с разными

видами связи: бессоюзной,

сочинительной и подчинительной.

Ведущая связь – бессоюзная.

2) Звёзды стояли над безмолвным и

чёрным краем, и только в доме

тускло светилось окошко: дочь

читала до утра.

б) Сложное предложение с разными

видами связи: бессоюзной и

подчинительной.

Ведущая связь – бессоюзная.

3) Сон – это величайший дар

человеку на земле; он любит

весёлых и здоровых людей, хорошо

набегавшихся за день, но он жалеет

и тех, кого мучают заботы или гнетёт

горе.

в) Сложное предложение с разными

видами связи: сочинительной и

бессоюзной.

Ведущая связь – сочинительная.

8. Установите соответствие между предложениями и их

характеристиками.

а) Иверзев шагнул к майору, и тот снова вскинул

мягкий подбородок, уголки губ его мелко

задёргались, в бессилии он плакал; офицеры,

стоявшие рядом, отводили глаза.

б) У нас другое летоисчисление: мы измеряем, долго

ли ты жил.

в) Тёмно-синяя туча ушла за горизонт, засияло

солнце, и на небе вспыхнула разноцветная радуга.

9. Выберите предложение, которое соответствует данной характеристике.

Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Ведущая связь – бессоюзная. 1-й блок – простое предложение; 2-й блок –

СПП с придаточной изъяснительной.

а) Когда я жил в деревне, никогда не собирал

подосиновиков: хватало боровиков.

б) Лес в это время в буйном расцвете: трава и

листья зелёные-зелёные, цветы яркие и

душистые, птичьи голоса звонкие, а в зелёной

траве сверкают рубины – земляника.

в) Ночь затягивалась, и, казалось, что ей не

будет конца.

10. Отметьте предложение, в котором нарушены

пунктуационные нормы.



В раздел образования