Автор: Канащенко Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №6 "Сказка"
Населённый пункт: г.Радужный ХМАО – ЮГРА
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: План кружковой работы по экологии "Юный эколог"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 «Сказка»
План работы эколого-краеведческого кружка «Юный эколог»
в подготовительной к школе группе
Канащенко Е.А., воспитатель
Радужный
Современная экологическая ситуация актуализировала необходимость оптимизации
отношений общества и природы как комплексной проблемы науки и практики.
Одним из важнейших направлений, условий, средств оптимизации является
экологическое образование, возрастающая роль которого признается практически всеми
государствами мира.
Очевидно, при освещении вопросов экологического образования необходимо
обращение к состоянию окружающей среды на разных уровнях. Понимание проблем
окружающей среды требует определенных действий, как со стороны отдельного человека,
так и на всех уровнях общества. Экологическое образование может быть эффективным в
том
случае,
если
все
человечество
будет
участвовать
в
меру
своих
возможностей
в
решении задач улучшения отношений «человек – окружающая среда». Из этого следует,
что воспитывать экологическую культуру необходимо с ранних лет.
Данная методическая разработка перспективного плана эколого-краеведческого
кружка «Юный эколог» направлена на подготовку старших дошкольников к реализации
деятельностного подхода к решению локальных и региональных экологических проблем,
развитию
у
детей
потребностей
в
здоровом
образе
жизни,
во спит анию
экогуманистического отношения к природе, человеку, обществу с учетом уникальности
социально-экологических
процессов
в
Ханты-Мансийском
автономном
округе.
Планирование эколого-краеведческой работы составлено по всем разделам региональной
программы экологического образования Е.В.Гончаровой «Экология для малышей»:
«Где мы живем»,
«Многообразие растительного и животного мира Ханты-Мансийского автономного
округа»,
«Сезонные изменения в природе Ханты-Мансийского автономного округа»,
«Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского автономного округа»,
«Человек и его здоровье».
Я
уже много лет использует в своей работе методические рекомендации
разработанные
кандидатом
педагогических
наук,
доцентом
НГПУ
Е.В.Гончаровой
специально для нашего автономного округа, с учетом психолого-возрастных особенностей
детей, поэтому планирование кружковой работы, основанное на данном материале, может
быть большим подспорьем молодым специалистам нашего округа.
План работы эколого-краеведческого кружка «Юный эколог»
в подготовительной к школе группе
Месяц
Где мы живем?
Местоположе
-ние города.
Климат
округа.
Многообразие
растительного
и животного
мира ХМАО
Сезонные
изменения в
природе
ХМАО
Природа и
человек в
условиях
ХМАО
Человек и
его здоровье
Сентябр
ь
«Наш любимый
город
Радужный».
Беседа - игра с
использованием
макетов зданий.
Цель.
Продолжать
формировать
представление о
том, что такое
город, чем он
отличается от
села (поселка).
«Деревья на
нашем
участке».
Цель.
Продолжать
знакомить
детей с
многообразием
мира деревьев
нашего округа.
Закрепить
понятие
хвойные и
лиственные
деревья.
«Осень
золотая».
Беседа после
наблюдения
на прогулке с
последующей
зарисовкой
осенних
деревьев.
Цель.
Закреплять
умение
объяснять
такие
природные
явления как
листопад.
«Заготовки
на зиму-
ягоды,
грибы».
Цель.
Уточнить
представлен
ие о ягодах и
грибах
нашего
таежного
леса.
Дать знания
о том, что
некоторые
виды не
только
грибов, но и
ягод могут
нести
опасность.
«Мой
организм».
Цель.
Уточнить
представлен
ия детей о
своем
организме,
какие части
тела у нас
есть, как они
«работают».
Прививать
привычку к
здоровому
образу
жизни.
Октябрь
«Достопримеча
-тельности
нашего города»
- экскурсия по
городу.
Цель.
Развивать
умение
рассказывать о
своем родном
городе.
Рассказать
детям, о том,
что внешний
вид города
является
показателем
культуры
горожан.
Экскурсия в
«Парк
Победы»,
беседа в ходе
экскурсии
«Лес-
многоэтажный
дом».
Цель.
Уточнить и
расширить
представление
о лесе как
многоярусном,
«многоэтажном
доме», где все
растения и
животные
занимают
определенную
экологическую
нишу и
«Где зимуют
насекомые?»
Цель.
В течении
недели
провести
целевые
прогулки по
территории
детского сада,
с целью
отыскать
«укромные»
места
зимовки
насекомых.
После этого
заносят
(зарисовыва-
ют) свои
наблюдения в
календарь
«Правила
при наблю-
дении за
растениями
и животны-
ми».
Цель.
Продолжать
формиро
-вать основы
безопасного
налюдения:
нельзя брать
в руки
незнакомые
растения,
ягоды и
грибы они
могут быть
ядовитыми,
нельзя
близко
«Что такое –
мышцы?»
Цель.
Дать
понятие о
том, что
такое
мышцы.
Рассказать,
что работа
мышц
напоминает
свойство ре-
зины: они
могут
растягивать-
ся и
сжиматься.
находятся в
тесных
взаимосвязях.
природы.
подходить к
трухлявым
пням,
осиным
гнездам.
Ноябрь
«История
возникновения
нашего города».
Цель.
Продолжать
знакомить детей
с историей
своего округа и
родного города.
Рассказать, что
когда – то на
этом месте, где
сейчас стоит
наш город,
было большое
стойбище
хантыйской
семьи
Казамкиных. И
сейчас одна из
улиц города
носит название
в честь этой
семьи.
«Лесные
жители нашего
края готовятся
к зиме».
Цель.
Уточнить
представление
об образе
жизни диких
зверей в зимнее
время: что
делают, чем
питаются, как
меняется их
внешний вид.
Формировать
представление
о приспособлен
-ности хищ-
ников к
добыванию
пищи.
«Какие птицы
улетели?»
Цель.
Закрепить
представле
-ния о
перелетных
птицах, куда
улетают,
зачем? Учить
узнавать птиц
по оперению,
внешнему
виду,
повадкам,
правильно
называть
названия
перелетных
птиц нашей
местности.
«Юные
исследовате-
ли» - прави
-ла, которые
нужно соб
-людать при
проведении
опытов.
Цель.
Уточнить
представле –
ние о том,
что перед
проведением
любой
опытничес –
кой деятель-
ности надо
соблюдать
определен
-ные
правила,
которые за –
висят от
вида данной
деятельнос –
ти.
«Что такое –
микробы?»
Игра – экс-
перимент
«Как обна –
ружить
микробов».
Цель.
Формиро –
вать пред-
ставление о
здоровом
образе жи –
зни. Расска-
зать о том,
что микробы
и бактерии
переходят от
одного
человека к
другому.
Декабрь
«Города вдоль
сибирской реки
Оби».
Цель.
Познакомить
детей с одной
из самых
крупных рек
Обью,
рассказать, что
все города
ХМАО
расположены
вдоль правого
берега реки
Оби.
«Знакомство с
тайгой».
Цель.
Познакомить
детей с
особенностями
растительного
и животного
мира тайги и
смешанных
лесов.
Чтение
произведений
С.Маршака
«Круглый
год» и
«Двенадцать
месяцев»
Цель.
Показать
детям
цикличность
сезонных
изменений,
закрепить
знания о
календаре.
Беседа с
чтением
рассказов
«Когда
животных в
природе
становится
много или
мало».
Цель.
Уточнить
представле
-ние о том,
как получа-
ются в
природе
пищевые
связи
растений и
«Какова
роль мозга в
нашем орга-
низме?»
Цель.
Познако
-мить с
основ -ными
функциями
мозга в
нашем орга-
низме.
Дать
понятие того
что, нужно
оберегать
свой
организм от
ударов и
животных.
падения.
Январь
«Коренное
население
ХМАО -
народы ханты и
манси».
Цель.
Продолжать
знакомить детей
с народами
ханты и манси,
с их бытом,
культурой.
«Знакомство с
растительным
и животным
миром
тундры».
Цель.
Познакомить
детей с
особенностями
тундры –
долгая зима и
короткое лето.
«Где зимуют
лягушки?»
Цель.
Закрепить
представле
-ние детей о
жизни
лягушек в
природе,
особенностях
питания,
передвижения
показать
приспособлен
-ность
лягушек к
разным
температур –
ным условиям
«Пирамид-
ки»
Экологичес-
кая игра.
Цель.
Развивать
умение уста-
навливать
последова –
тельную за –
висимость,
состоящую
из несколь-
ких звеньев.
«Для роста и
силы
витамины
нам
необходи –
мы».
Цель.
Уточнить
представлен
ия детей о
пользе
витаминов
для нашего
организма.
Рассказать,
что
витамины
бывают
разные.
Февраль
«Народные
праздники
северных
народов -
ханты и манси».
Цель.
Формировать
представление о
праздниках
коренного
населения
нашего округа.
Дать понятие о
том, что
праздники
напрямую
связаны с
определенным
временем года.
«Жизнь зимой
таежных
птиц».
Цель.
Формировать
представление
о зимней
жизни таежных
птиц: косач,
тетерев,
глухарь,
копылуха,
куропатка,
полярная сова,
филин,
кедровка.
Учить узнавать
их по
внешнему виду
и повадкам.
«Зима в
нашем
регионе»
Цель.
Продолжать
формировать
представле-
ние о зиме.
Рассказать
детям о том,
что зима в
нашем крае
длинная,
морозная.
Дать
полезные
советы, как
нужно
одеваться в
зимнее время.
«Человек и
природа»
Цель.
Системати –
зировать
представле-
ния о значе-
нии
природы в
жизни
человека.
«Незнайка
заболел»
Беседа о
лекарствен-
ных расте –
ниях нашего
края.
Цель.
Расширить
имеющиеся
у детей
знания о
природе,
использова-
нии
лекарствен-
ных расте –
ний челове –
ком.
Март
«Природные
богатства
нашего края –
нефть и газ».
Цель.
Развивать
познавательный
интерес, путем
знакомства с
такими
Чтение
рассказов из
сборника
«Природа
родного края»
сост. Гаврилова
«Ель» ,
«Пихта»,
«Сосна»
В.Зотова.
«Мир рек,
озер и болот»
Беседа с
чтением
художествен-
ных произ-
ведений о
реках и
речках
«Времена
«Жизнь
водоемов
весной»
Экскурсия к
реке Аган.
Цель.
Продолжать
формиро –
вать
представле-
«Мои пощ-
ники – уши,
глаза и нос».
Цель.
Продолжать
формиро
-вать
культурно –
гигиеничес-
кие навыки:
веществами как
– нефть и газ.
Для чего нефть
и газ нужны
человеку, откуда
они берутся, как
их добывают.
Цель.
Знакомить
детей с
растительным
миром через
литературные
произведения.
года» из
сборника
«Природа
родного края»
Цель.
Продолжать
знакомить
детей с
водным
миром нашего
края.
ния о жизни
водоемов
весной, об
их пробужде
–нии, таянии
льда и
заселении
прилетевши
ми перелет –
ными
птицами:
дикими
утками,
гусями,
лебедями и
т.д.
быстро и
правильно
умываться,
чистить
уши, насухо
вытираться
пользовать –
ся только
своим
полотенцем.
Знакомить с
народными
способами
лечения про-
студных
заболеваний.
Апрель
«Нефтяники –
самые сильные,
смелые и
выносливые
люди нашего
округа».
Цель.
Продолжать
знакомить детей
с профессией
-нефтяник.
Рассказать, как
нелегка эта
работа: в
любую погоду, в
любое время
года нефтяник
должен стоять
на своем
«посту».
Познакомить с
самыми
известными и
прославленным
и нефтяниками
нашего округа.
Беседа
«Домашние
животные» с
чтением рас-
сказа «Куры»
Н.Пожарицкая
из сборника
«Природа
края».
Цель.
Уточнить
представление
детей о
домашних
животных и
разновидностя
х пород
домашней
птицы – кур,
уток, гусей,
индюков.
Рассказать, что
в нашем округе
тоже разводят
домашнюю
птицу.
Инсценировка
спектакля для
младших
дошкольни
-ков
«Старик –
годовик».
Цель.
Уточнить
знания детей
о
последователь
-ности времен
года, точной
смене их друг
другом.
Характерных
особенностях
каждого
времени года,
связи между
изменениями
в живой и
неживой
природе.
«Пожар в
лесу»
Цель.
Продолжать
формиро –
вать
представле-
ния о
лесных
пожарах.
Рассказать,
что это
частое
явление, так
как
большую
площадь в
наших краях
занимают
торфяные
болота, а
они
пожароопас-
ны в сухую
и жаркую
погоду.
«Закаляйся,
если хочешь
быть
здоров…»
Цель.
Продолжать
знакомить с
разными
видами
закаливаю
-щих
процедур их
пользе, о
роли солнеч-
ного света,
воздуха и
воды в
жизни чело -
века и их
влиянии на
здоровье.
Май
«Красив наш
город в любое
время года»
Экскурсия по
городу.
Цель.
Формировать
представление о
«Какие разные
собаки»
Просмотр
презентации.
Цель.
Продолжать
формировать
представление
«Весна, весна
как воздух
чист.
Как ясен
небосклон…»
Е.Баратын –
ский.
Цель.
«Подготовка
огорода».
Цель.
Вызвать
желание
подготовить
огород к
новым
«Сильные,
ловкие,
смелые…»
Игра –
соревнова –
ние.
Цель.
Закрепить
красоте города
в любое время
года.
Учить видеть
сезонные
изменения в
природе,
растительном
мире.
о разнообра-
зных породах
собак.
Показать и
рассказать
детям как
многолик «мир
собак».
Продолжать
знакомить
детей с
весной чез
литературные
произведения,
учить видеть
прекрасное в
природе
весной.
посадкам,
вспомнить,
что для
этого нужно.
Вспомнить,
что
вырастили в
огороде в
прошлом
году.
умение
выполнять
правильно
все виды
основных
движений –
ходьба, бег,
прыжки,
метание,
лазанье.