Напоминание

План кружковой работы по экологии "Юный эколог"


Автор: Канащенко Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №6 "Сказка"
Населённый пункт: г.Радужный ХМАО – ЮГРА
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: План кружковой работы по экологии "Юный эколог"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 «Сказка»

План работы эколого-краеведческого кружка «Юный эколог»

в подготовительной к школе группе

Канащенко Е.А., воспитатель

Радужный

Современная экологическая ситуация актуализировала необходимость оптимизации

отношений общества и природы как комплексной проблемы науки и практики.

Одним из важнейших направлений, условий, средств оптимизации является

экологическое образование, возрастающая роль которого признается практически всеми

государствами мира.

Очевидно, при освещении вопросов экологического образования необходимо

обращение к состоянию окружающей среды на разных уровнях. Понимание проблем

окружающей среды требует определенных действий, как со стороны отдельного человека,

так и на всех уровнях общества. Экологическое образование может быть эффективным в

том

случае,

если

все

человечество

будет

участвовать

в

меру

своих

возможностей

в

решении задач улучшения отношений «человек – окружающая среда». Из этого следует,

что воспитывать экологическую культуру необходимо с ранних лет.

Данная методическая разработка перспективного плана эколого-краеведческого

кружка «Юный эколог» направлена на подготовку старших дошкольников к реализации

деятельностного подхода к решению локальных и региональных экологических проблем,

развитию

у

детей

потребностей

в

здоровом

образе

жизни,

во спит анию

экогуманистического отношения к природе, человеку, обществу с учетом уникальности

социально-экологических

процессов

в

Ханты-Мансийском

автономном

округе.

Планирование эколого-краеведческой работы составлено по всем разделам региональной

программы экологического образования Е.В.Гончаровой «Экология для малышей»:

«Где мы живем»,

«Многообразие растительного и животного мира Ханты-Мансийского автономного

округа»,

«Сезонные изменения в природе Ханты-Мансийского автономного округа»,

«Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского автономного округа»,

«Человек и его здоровье».

Я

уже много лет использует в своей работе методические рекомендации

разработанные

кандидатом

педагогических

наук,

доцентом

НГПУ

Е.В.Гончаровой

специально для нашего автономного округа, с учетом психолого-возрастных особенностей

детей, поэтому планирование кружковой работы, основанное на данном материале, может

быть большим подспорьем молодым специалистам нашего округа.

План работы эколого-краеведческого кружка «Юный эколог»

в подготовительной к школе группе

Месяц

Где мы живем?

Местоположе

-ние города.

Климат

округа.

Многообразие

растительного

и животного

мира ХМАО

Сезонные

изменения в

природе

ХМАО

Природа и

человек в

условиях

ХМАО

Человек и

его здоровье

Сентябр

ь

«Наш любимый

город

Радужный».

Беседа - игра с

использованием

макетов зданий.

Цель.

Продолжать

формировать

представление о

том, что такое

город, чем он

отличается от

села (поселка).

«Деревья на

нашем

участке».

Цель.

Продолжать

знакомить

детей с

многообразием

мира деревьев

нашего округа.

Закрепить

понятие

хвойные и

лиственные

деревья.

«Осень

золотая».

Беседа после

наблюдения

на прогулке с

последующей

зарисовкой

осенних

деревьев.

Цель.

Закреплять

умение

объяснять

такие

природные

явления как

листопад.

«Заготовки

на зиму-

ягоды,

грибы».

Цель.

Уточнить

представлен

ие о ягодах и

грибах

нашего

таежного

леса.

Дать знания

о том, что

некоторые

виды не

только

грибов, но и

ягод могут

нести

опасность.

«Мой

организм».

Цель.

Уточнить

представлен

ия детей о

своем

организме,

какие части

тела у нас

есть, как они

«работают».

Прививать

привычку к

здоровому

образу

жизни.

Октябрь

«Достопримеча

-тельности

нашего города»

- экскурсия по

городу.

Цель.

Развивать

умение

рассказывать о

своем родном

городе.

Рассказать

детям, о том,

что внешний

вид города

является

показателем

культуры

горожан.

Экскурсия в

«Парк

Победы»,

беседа в ходе

экскурсии

«Лес-

многоэтажный

дом».

Цель.

Уточнить и

расширить

представление

о лесе как

многоярусном,

«многоэтажном

доме», где все

растения и

животные

занимают

определенную

экологическую

нишу и

«Где зимуют

насекомые?»

Цель.

В течении

недели

провести

целевые

прогулки по

территории

детского сада,

с целью

отыскать

«укромные»

места

зимовки

насекомых.

После этого

заносят

(зарисовыва-

ют) свои

наблюдения в

календарь

«Правила

при наблю-

дении за

растениями

и животны-

ми».

Цель.

Продолжать

формиро

-вать основы

безопасного

налюдения:

нельзя брать

в руки

незнакомые

растения,

ягоды и

грибы они

могут быть

ядовитыми,

нельзя

близко

«Что такое –

мышцы?»

Цель.

Дать

понятие о

том, что

такое

мышцы.

Рассказать,

что работа

мышц

напоминает

свойство ре-

зины: они

могут

растягивать-

ся и

сжиматься.

находятся в

тесных

взаимосвязях.

природы.

подходить к

трухлявым

пням,

осиным

гнездам.

Ноябрь

«История

возникновения

нашего города».

Цель.

Продолжать

знакомить детей

с историей

своего округа и

родного города.

Рассказать, что

когда – то на

этом месте, где

сейчас стоит

наш город,

было большое

стойбище

хантыйской

семьи

Казамкиных. И

сейчас одна из

улиц города

носит название

в честь этой

семьи.

«Лесные

жители нашего

края готовятся

к зиме».

Цель.

Уточнить

представление

об образе

жизни диких

зверей в зимнее

время: что

делают, чем

питаются, как

меняется их

внешний вид.

Формировать

представление

о приспособлен

-ности хищ-

ников к

добыванию

пищи.

«Какие птицы

улетели?»

Цель.

Закрепить

представле

-ния о

перелетных

птицах, куда

улетают,

зачем? Учить

узнавать птиц

по оперению,

внешнему

виду,

повадкам,

правильно

называть

названия

перелетных

птиц нашей

местности.

«Юные

исследовате-

ли» - прави

-ла, которые

нужно соб

-людать при

проведении

опытов.

Цель.

Уточнить

представле –

ние о том,

что перед

проведением

любой

опытничес –

кой деятель-

ности надо

соблюдать

определен

-ные

правила,

которые за –

висят от

вида данной

деятельнос –

ти.

«Что такое –

микробы?»

Игра – экс-

перимент

«Как обна –

ружить

микробов».

Цель.

Формиро –

вать пред-

ставление о

здоровом

образе жи –

зни. Расска-

зать о том,

что микробы

и бактерии

переходят от

одного

человека к

другому.

Декабрь

«Города вдоль

сибирской реки

Оби».

Цель.

Познакомить

детей с одной

из самых

крупных рек

Обью,

рассказать, что

все города

ХМАО

расположены

вдоль правого

берега реки

Оби.

«Знакомство с

тайгой».

Цель.

Познакомить

детей с

особенностями

растительного

и животного

мира тайги и

смешанных

лесов.

Чтение

произведений

С.Маршака

«Круглый

год» и

«Двенадцать

месяцев»

Цель.

Показать

детям

цикличность

сезонных

изменений,

закрепить

знания о

календаре.

Беседа с

чтением

рассказов

«Когда

животных в

природе

становится

много или

мало».

Цель.

Уточнить

представле

-ние о том,

как получа-

ются в

природе

пищевые

связи

растений и

«Какова

роль мозга в

нашем орга-

низме?»

Цель.

Познако

-мить с

основ -ными

функциями

мозга в

нашем орга-

низме.

Дать

понятие того

что, нужно

оберегать

свой

организм от

ударов и

животных.

падения.

Январь

«Коренное

население

ХМАО -

народы ханты и

манси».

Цель.

Продолжать

знакомить детей

с народами

ханты и манси,

с их бытом,

культурой.

«Знакомство с

растительным

и животным

миром

тундры».

Цель.

Познакомить

детей с

особенностями

тундры –

долгая зима и

короткое лето.

«Где зимуют

лягушки?»

Цель.

Закрепить

представле

-ние детей о

жизни

лягушек в

природе,

особенностях

питания,

передвижения

показать

приспособлен

-ность

лягушек к

разным

температур –

ным условиям

«Пирамид-

ки»

Экологичес-

кая игра.

Цель.

Развивать

умение уста-

навливать

последова –

тельную за –

висимость,

состоящую

из несколь-

ких звеньев.

«Для роста и

силы

витамины

нам

необходи –

мы».

Цель.

Уточнить

представлен

ия детей о

пользе

витаминов

для нашего

организма.

Рассказать,

что

витамины

бывают

разные.

Февраль

«Народные

праздники

северных

народов -

ханты и манси».

Цель.

Формировать

представление о

праздниках

коренного

населения

нашего округа.

Дать понятие о

том, что

праздники

напрямую

связаны с

определенным

временем года.

«Жизнь зимой

таежных

птиц».

Цель.

Формировать

представление

о зимней

жизни таежных

птиц: косач,

тетерев,

глухарь,

копылуха,

куропатка,

полярная сова,

филин,

кедровка.

Учить узнавать

их по

внешнему виду

и повадкам.

«Зима в

нашем

регионе»

Цель.

Продолжать

формировать

представле-

ние о зиме.

Рассказать

детям о том,

что зима в

нашем крае

длинная,

морозная.

Дать

полезные

советы, как

нужно

одеваться в

зимнее время.

«Человек и

природа»

Цель.

Системати –

зировать

представле-

ния о значе-

нии

природы в

жизни

человека.

«Незнайка

заболел»

Беседа о

лекарствен-

ных расте –

ниях нашего

края.

Цель.

Расширить

имеющиеся

у детей

знания о

природе,

использова-

нии

лекарствен-

ных расте –

ний челове –

ком.

Март

«Природные

богатства

нашего края –

нефть и газ».

Цель.

Развивать

познавательный

интерес, путем

знакомства с

такими

Чтение

рассказов из

сборника

«Природа

родного края»

сост. Гаврилова

«Ель» ,

«Пихта»,

«Сосна»

В.Зотова.

«Мир рек,

озер и болот»

Беседа с

чтением

художествен-

ных произ-

ведений о

реках и

речках

«Времена

«Жизнь

водоемов

весной»

Экскурсия к

реке Аган.

Цель.

Продолжать

формиро –

вать

представле-

«Мои пощ-

ники – уши,

глаза и нос».

Цель.

Продолжать

формиро

-вать

культурно –

гигиеничес-

кие навыки:

веществами как

– нефть и газ.

Для чего нефть

и газ нужны

человеку, откуда

они берутся, как

их добывают.

Цель.

Знакомить

детей с

растительным

миром через

литературные

произведения.

года» из

сборника

«Природа

родного края»

Цель.

Продолжать

знакомить

детей с

водным

миром нашего

края.

ния о жизни

водоемов

весной, об

их пробужде

–нии, таянии

льда и

заселении

прилетевши

ми перелет –

ными

птицами:

дикими

утками,

гусями,

лебедями и

т.д.

быстро и

правильно

умываться,

чистить

уши, насухо

вытираться

пользовать –

ся только

своим

полотенцем.

Знакомить с

народными

способами

лечения про-

студных

заболеваний.

Апрель

«Нефтяники –

самые сильные,

смелые и

выносливые

люди нашего

округа».

Цель.

Продолжать

знакомить детей

с профессией

-нефтяник.

Рассказать, как

нелегка эта

работа: в

любую погоду, в

любое время

года нефтяник

должен стоять

на своем

«посту».

Познакомить с

самыми

известными и

прославленным

и нефтяниками

нашего округа.

Беседа

«Домашние

животные» с

чтением рас-

сказа «Куры»

Н.Пожарицкая

из сборника

«Природа

края».

Цель.

Уточнить

представление

детей о

домашних

животных и

разновидностя

х пород

домашней

птицы – кур,

уток, гусей,

индюков.

Рассказать, что

в нашем округе

тоже разводят

домашнюю

птицу.

Инсценировка

спектакля для

младших

дошкольни

-ков

«Старик –

годовик».

Цель.

Уточнить

знания детей

о

последователь

-ности времен

года, точной

смене их друг

другом.

Характерных

особенностях

каждого

времени года,

связи между

изменениями

в живой и

неживой

природе.

«Пожар в

лесу»

Цель.

Продолжать

формиро –

вать

представле-

ния о

лесных

пожарах.

Рассказать,

что это

частое

явление, так

как

большую

площадь в

наших краях

занимают

торфяные

болота, а

они

пожароопас-

ны в сухую

и жаркую

погоду.

«Закаляйся,

если хочешь

быть

здоров…»

Цель.

Продолжать

знакомить с

разными

видами

закаливаю

-щих

процедур их

пользе, о

роли солнеч-

ного света,

воздуха и

воды в

жизни чело -

века и их

влиянии на

здоровье.

Май

«Красив наш

город в любое

время года»

Экскурсия по

городу.

Цель.

Формировать

представление о

«Какие разные

собаки»

Просмотр

презентации.

Цель.

Продолжать

формировать

представление

«Весна, весна

как воздух

чист.

Как ясен

небосклон…»

Е.Баратын –

ский.

Цель.

«Подготовка

огорода».

Цель.

Вызвать

желание

подготовить

огород к

новым

«Сильные,

ловкие,

смелые…»

Игра –

соревнова –

ние.

Цель.

Закрепить

красоте города

в любое время

года.

Учить видеть

сезонные

изменения в

природе,

растительном

мире.

о разнообра-

зных породах

собак.

Показать и

рассказать

детям как

многолик «мир

собак».

Продолжать

знакомить

детей с

весной чез

литературные

произведения,

учить видеть

прекрасное в

природе

весной.

посадкам,

вспомнить,

что для

этого нужно.

Вспомнить,

что

вырастили в

огороде в

прошлом

году.

умение

выполнять

правильно

все виды

основных

движений –

ходьба, бег,

прыжки,

метание,

лазанье.



В раздел образования