Напоминание

«Приобщение детей дошкольного возраста к народной игровой культуре»


Автор: Федосеева Кристина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5 "Родничок"
Населённый пункт: г. Луховицы
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к народной игровой культуре»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста

к народной игровой культуре»

Давно известно, что игра – не только естественный спутник жизни ребенка с

ранних лет, источник его радостных эмоций, но и традиционное средство воспитания

и обучения. Игры, как правило, вызывают активную работу мысли, способствуют

уточнению представлений об окружающем мире, расширяют кругозор ребенка,

пробуждают интерес к творчеству, одним словом – совершенствуют все психические

процессы, стимулируя переход детского организма к более высокой ступени развития.

Не случайно игры признаны ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Все эти качества игры как средства воспитания и обучения в равной мере касаются

и народной игры.

Народные игры – исторически сложившееся общественное явление,

самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Они

являются яркой чертой культуры каждого народа. На протяжении веков эти игры

сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты

менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации

и взгляды на мир.

Славянские народные игры представляют собой сознательную инициативную

деятельность, направленную на достижение некой цели, установленной правилами

игры, которая складывается на основе славянских национальных традиций и

учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа.

В них совмещались развлечение, тренировка, и сама уникальная русская культура

выявления и поощрения сильных духом и телом, воспитание готовности принять

брошенный вызов, заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры,

хороводные игры с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна

служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту,

благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Все исконно русские игры имеют космогоническое значение. Это заклики к

природе, как коллективная просьба реализации тех или иных событий, явлений,

действий; это диалог с Природой как с Матерью, через общую игру человек находит

ответ, с малых лет он усваивает алгоритм общественного бытия.

Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто

развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на

праздненствах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот,

например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и

скорость реакции улучшают.

А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно

действуют на формирование культуры общения.

В жизни русского народа игры и игрища издревле занимали весьма видное место. В

ряде детских игр мы видим подражание трудовой деятельности взрослых. Так,

например, в играх «Репка», «Редька», «Хрен» изображается выдергивание названных

овощей. В игре «Просо сеяли» дети руками показывают, как просо сеют, полют, косят

и сушат и т. д. Многие детские игры не включают в себя фольклорных мотивов и

сюжетов, в других играх, наоборот, фольклорные сюжеты являются органическими и

неотъемлемыми компонентами.

Хороводы по всей Руси использовались в качестве праздничного ритуального танца

в основном весной. Круг у славян являлся символом солнца, и танец символизировал

приближение расцвета природы и стремился помочь ей пробудиться после зимы.

Хоровод сопровождался песней-просьбой о будущем урожае. Использовали танец и

для того, чтобы отвести предполагаемую беду от селения.

Характерная особенность русских народных игр – движения в содержании игры

(бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча и др.). Эти двигательные

действия мотивированы сюжетом игры. Правила в играх определяются самими

участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в лапте –

количество игроков, в салках – условия осаливания и др.).

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную

инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели,

установленной правилами игры, которая складывается на основе русских

национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности

русского народа.

Русские народные игры классифицируются по определенным признакам:

• По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к

окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра

против зла).

• По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой и высокой

интенсивности).

• По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игру (с бегом, с

прыжками в высоту и др.).

• По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие,

командные).

• С учетом возрастных особенностей (для младшего, старшего возраста).

• По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов,

ролевые, сюжетные).

• По физическим качествам (воспитание силы, выносливости, ловкости, быстроты,

гибкости).

Также русские народные игры поделены на разделы:

• Игры, отражающие отношение человека к природе – «Гуси-лебеди», «Кошки-

мышки», «У медведя во бору» и др.

• Игры, знакомящие с историческим наследием русского народа – «Ворота»,

«Каравай», «Корзинки», «Удочка» и др.

• Игры сверстников прошлых столетий – «Жмурки», «Ловишка», «Горелки»,

«Отгадай, чей голосок».

• Игры, отражающие стремление стать сильнее, побеждать – «Бой петухов», «Цепи

кованые», «Перетяни за черту».

Включая народные игры в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво,

целенаправленно вводит детей в мир народной культуры. Подражание предкам, поиск

и использование способов для существования требует усовершенствования форм и

методов общения с окружающими людьми, которые формируют склад человеческого

коллектива.

Народные игры являются одним из средств создания положительной

эмоциональной атмосферы в семье. В них много юмора, шуток, соревновательного

задора.

В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью,

движениям, удальству. Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со

смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Шуткам и юмору, характерным

для них, присущи безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных

игр, так как доброжелательный смех партнеров – близких взрослых, товарищей –

действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания. Также народные игры просты

и доступны в их организации. Они не требуют специального оборудования,

специально отведенного для этого времени. С ребенком можно играть по дороге в

детский сад, во время прогулки и т. д. Минимальное количество участников – от двух

до четырех человек. Это такие игры как «Узнай, кто», «Король в плену», «Холодно-

горячо», «Молчанка» и др.

Аналоги подобных игр можно встретить у всех народов планеты, что говорит об

общей для землян культуре, в основе которой – знание законов Природы и разумный

диалог с нею.

Справедливо известное изречение: «Если вы хотите узнать душу народа,

приглядитесь, как и чем играют его дети». Многое из того, что было характерно для

быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх.

Правильно организованные и систематически проводимые народные игры

формируют характер, волю, воспитывают патриотические и интернациональные

чувства, способствуют приобщению детей к истокам русской народной культуры.



В раздел образования