Автор: Эрендженова Татьяна Ульяновна Должность: учитель музыки, мхк Учебное заведение: МКОУ "Барунская СОШ" им. Х.Б. Сян-Белгина Населённый пункт: Республика Калмыкия, Юстинский район, п.Барун Наименование материала: рабочая программа кружка калмыцкой домбры Тема: "Теегин айс" Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Барунская средняя общеобразовательная школа»
359317 Республика Калмыкия, Юстинский район, п.Барун, ул.Школьная, 7; тел. 8(84744) 9-91-46
___________e-mail: barun_2007@mail_______сайт: barunsosh_______________
РАССМОТРЕНО
Председатель МО НСО
__________ /Зунгруева Н.Н.. /
Протокол заседания
методического объединения
от «____» ______ 2015г.
№ ______
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ /Даваева Т.У. /
от «____» ______ 2015г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ «БСОШ»
___________ /Бембеева Л.Г. /
Приказ от «____» _____ 2015г.
№ ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности домбрового кружка «Теегин айс»
художественно-эстетического направления
(наименование учебного предмета (курса)
в 5 - 6 классах
(уровень, ступень образования)
5 - 8 класс (среднее звено)
(срок реализации программы)
составлена на основе примерной программы
Федерального компонента
государственного образовательного
стандарта второго поколения начального и общего образования
(наименование программы, автор программы)
Учитель
музыки
ЭРЕНДЖЕНОВА ТАТЬЯНА УЛЬЯНОВНА
(ФИО полностью)
п. Барун, 2015 год
Пояснительная записка
Данная
программа
составлена
в
соответствии
с
Примерными
требованиями к программам дополнительного образования детей, указанными
в «Приложении к письму Департамента молодежной политике, воспитания и
социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844».
Программа является модифицированной и составлена на основе программы
обучения игре на домбре для Областного колледжа культуры,2000 г.
Образовательная программа имеет художественно-эстетическую
направленность, что способствует нравственно-эстетическому, художественно-
творческому воспитанию личности обучающегося.
Новизна образовательной программы опирается на изучение культурного
наследия калмыцкого народа, это дает обучающемуся осознать его духовный
опыт, эстетическую цельность, единство народного искусства. Благодаря этому
создается взаимосвязь поколений, воспитывается патриотизм, коллективизм,
сплоченность,
доверие,
гостеприимство,
доброта
и
взаимопомощь,
родственное
чувство
к
окружающим
людям
и
природе,
и
на
этой
основе
формируется творческая личность, ее духовно-нравственная основа.
Актуальность. Фольклор как художественная форма отражения нравственно-
эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной
педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную
почву
для
нравственно-эстетического
развития
детей.
Закладывая
знания
народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального
мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем
осознаннее он относится к историческим памятникам. Народное искусство есть
само творчество, предполагающее естественное развитие
ребенка на всех
этапах обучения и являющееся основой профессиональной ориентации детей и
подростков.
Главное место в фольклоре, безусловно, принадлежит народной музыке и
песне. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к
добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать
учеников к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности,
развивать философские взгляды на жизнь.
Самым распространенным калмыцким народным инструментом является
домбра. Домбра – это бесценная реликвия, талисман калмыцкого народа.
Обучение игре на домбре, знание этого инструмента развивает любовь и
уважение к истории национального калмыцкого искусства.
Педагогическая
целесообразность. Народное
творчество
является
не
только
средством эстетического, нравственного и трудового воспитания подрастающего
поколения,
но
и
средством
формирования
интеллектуальной,
творческой
личности.
Цель программы:формирование музыкальной культуры ребенка как части
общей
культуры
личности
через
приобщение
к
музыкальной
культуре
казлмыцкого народа.
Задачи: Обучающие:
- обучить ребят навыкам владения народным инструментом;
-
познакомить
с
наследием
народного
калмыцкого
исполнительского
искусства, музыкальной культуры.
Развивающие: - развитие музыкального слуха;
-
развивать технику игры, свободного чтения с листа, нотной грамотой.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своему народу, к традициям, к
народным мелодиям и песням;
- воспитание исполнительской культуры, трудолюбия и взаимовыручки.
В образовательную программу заложена идея интеграции, основанная на
синкретизме
и
целостности
народного
искусства,
с
учетом
особенностей,
принципов и общих закономерностей всех видов народного творчества:
народное
искусство
–
есть
искусство
традиции,
его
содержание
–
содержание коллективное;
внутренняя, глубинная связь между разными видами народного искусства;
устойчивость тем и образов – типов;
принципы повтора, вариации, импровизации;
универсальность языка;
всечеловечность духовных ценностей;
целостное восприятие мира;
народное искусство – есть система творческого мышления.
В основе методики проведения занятий лежат принципы игры (дидактической,
подвижной,
драматизации
и
т.д.);
наглядности
(предметный
видеоряд,
наблюдения,
рассматривание,
слушание); подачи материала в доступной для
восприятия и понимания форме, опоры на эстетическое восприятие предмета
изучения.
Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных
и взаимосвязанных направлениях.
Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на
музыкальном
инструменте
как
необходимого
средства
для
достижения
художественного результата. Кроме того, развитие мелкой моторики пальцев рук
во
время
игры
на
инструменте
является
дополнительным
фактором,
стимулирующим развитие речевого центра коры головного мозга.
Второе – становление и развитие навыков художественного исполнения
музыкальных
произведений
на
основе
изучения,
освоения
и
практического
применения художественно-выразительных средств.
Отличительная особенность программы. Средством достижения цели и
задач
фольклорно-музыкального
образования
является
формирование
понятийного
аппарата,
эмоциональной
и
интеллектуальной
сфер
мышления
обучающихся,
поэтому
в
программе
отводится
особое
место
теории
музыкального фольклора.
Сроки реализации, возраст детей
Программа рассчитана на 4 года обучения детей 10-15 лет:
1 год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа ( 68 часов)
2 год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа ( 68 часов)
3 год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа ( 68 часов)
4 год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа ( 68 часов)
Формы занятий : групповые и индивидуальные.
Основной формой обучения является занятие, состоящее из двух частей:
теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с
помощью
систематического
повторения
упражнений
и
последовательное
возрастание трудности заданий. Неуспевающему учащемуся для выполнения
программы дается больше времени. Так как обучаться приходят дети разного
возраста
и
с
разным
уровнем
подготовки,
необходимо
осуществлять
дифференцированный
подход
к
обучающимся,
который
выражается
в
составлении индивидуальных занятий. На занятии отрабатывается не только
учебная программа; дети имеют возможность играть любимые мелодии, музыку,
которая
нравится
их
близким
и
родным.
Это
способствует
поддержанию
интереса
к
предмету.
Воспитанники,
как
правило,
увлеченно
занимаются
именно тогда, когда перед ними все время ставятся новые задачи, доступные
им, но всё же требующие для своего решения определенных усилий.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Контроль полученных знаний будет осуществляться посредством зачёта раз
в месяц и выступлений в школьных, муниципальных мероприятиях.
Формы
подведения
итогов: концерты;
участия в конкурсах, мероприятиях
районного ДК.
Учебно-тематический план 1 - го года
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1.Введение в программу.
1
1
2
2. Особенности национальной
музыкальной культуры.
1
3
4
3. Национальные музыкальные
инструменты. История домбры.
5
4
9
4.Нотная грамота.
5
4
9
5. Обучение игре на домбре.
4
35
39
6. Особенности творчества
калмыцких композиторов
(манера исполнения).
2
1
3
7. Итоговое занятие.
1
1
2
Итого: 19
49
68
Содержание программы 1-го года обучения:
Тема № 1. Введение в программу (2 часа)
Теория: Цель и задачи программы. Организация учебного времени, техника
безопасности и правила поведения в кружке.
Практическая работа: Прослушивание мелодии под домбру.
Тема № 2. Особенности национальной музыкальной культуры (4 часа)
Теория: Жанры и манера исполнения.
Практическая работа:
Прослушивание мелодий калмыцкого народа, известных
джангарчи
(Ээлян
Овла,
Шавалин
Дава,
Лиҗин
Төөлт,
Каруев
Владимир,
Дмитрий Шараев…) жанр и манера исполнения.
Тема № 3. Национальные народные инструменты. История домбры (9 часов)
Теория: Особенности инструмента (материал, звучание, происхождение). Домбру
можно
было
встретить
в
каждой
кибитке;
она
относилась
к
числу
самых
необходимых и обязательных предметов в жизни калмыков.
Голоса народных инструментов, в том числе и домбры, звучат на
концертах и по сей день. Для изготовления музыкальных инструментов
использовались дерево, камыш, тростник, кожа, кости, рога, конский волос.
Музыкальные инструменты подразделяются на следующие группы: струнные,
духовые, камышовые и язычковые, ударные.
Практическая работа: прослушивание мелодий на домбре, концерты в ДК п.
Цаган-Аман , школе. Знакомство с исполнителями.
Тема № 4. Нотная грамота (9 часов)
Теория: Длительность нот. Расположение звуков на грифе инструмента. Знаки
альтераций. Динамика силы.
Практическая работа: Запись нотного стана в тетрадь, 1 и 2 октавы.
Тема № 5. Обучение игре на домбре (39 часов)
Теория: Основные части инструмента: корпус-подставка, резонатор, гриф -
лады, кнопки ориентации, головка грифа - механизм настройки колки.
Строй инструмента ре ля - в 1 октаве. Она изготовлена из цельного дерева, чаще
всего бывает двухструнным. Существуют два приема игры на домбре: путем
удара по струнам всеми пальцами рук и пощипывания струн.
Постановка правой и левой руки. Виды штрихов. Воспроизведение ударов вниз -
вверх. Аппликатура. 2/4.
Практическая работа: упражнения - удары по открытым струнам в простом размере
(2/4) две четверти. Аппликатура - расстановка пальцев над грифом домбры и
нотным станом. Разучивание песни "Булгн", калмыцкой народной песни "Бичкн
арлын хулсн". Разучивание упражнений с переменным штрихом.
Тема № 6. Особенности творчества калмыцких композиторов (3 час)
Теория: Песни о родине. Мелодии «Ут дун» .
Практическая работа: разучивание текстов, мелодий. Участие в концертах.
Изготовление дидактического материала о композиторах.
Тема № 7. Итоговое занятие (2 часа)
Т е о р и я : Коллективные
и
творческие
индивидуальные
достижения
обучающихся. Итоговая диагностика. Перспективы работы в следующем году.
Практическая работа: Повторение изученных мелодий и песен за год.
К концу 1-го года обучения учащиеся должны :
- создание инструмента домбры, особенности истории калмыцкой
музыкальной культуры;
- расположение звуков на грифе инструмента;
- посадка при игре, постановка правой и левой рук;
- национальные музыкальные инструменты;
- различать по слуху домбру;
- термины и понятия: нотный стан, длительность нот, аппликатура,
переменный штрих, пунктирный, удары вниз, вверх;
- ТБ, правила поведения на занятиях.
уметь :
- по нотам разобрать небольшое произведение;
- записывать упражнения в нотную тетрадь, читать с листа на инструменте;
- играть технические упражнения.
Учебно-тематический план 2-го года
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1.Введение в программу.
1
1
2. Нотная грамота.
4
5
9
3. Национальная одежда.
4
1
5
4.Приемы игры на домбре.
4
42
46
5. Особенности национальной
музыкальной культуры.
3
3
6
6. Итоговое занятие.
1
1
Итого: 16
52
68
Содержание тем 2-го года обучения:
Тема № 1. Введение в программу (1 час)
Теория: Цель и задачи программы 2-го года обучения. Организация учебного
времени. ТБ. Повторение.
Тема № 2. Нотная грамота (9 часов)
Теория: Повторение
изученного
материала:
музыкальные
темпы:
Ргеstо,
Аdagio,
Аndantе,
музыкальные
паузы;
квинтовый
круг
(определение
тональности); размеры, простой 2/4, 3/4, сложный 4/4.
Практическая
работа:
прослушивание
песен.
Посещение
концертов
национальной
музыки.
Упражнений
по
закреплению
приемов
игры
на
домбре.
Тема № 3. Национальная одежда (5 часов)
Теория: Платье, шапки.
Практическая работа: Уход за сценическим костюмом и элементами
украшений.
Тема № 4. Приемы игры на домбре (46 часов)
Теория: Удары вниз, вверх. Переменный, пунктирный. Вибрация звука. Игра
на
одной
струне
щипком
(указательным
пальцем).
Тремоло.
Амплитуда
ударов.
Практическая работа: Разучивание "Пьесы на калмыцкую тему", разбор по
частям.
Техническое
упражнение.
Разучивание
пьесы,
прослушивание
пьесы; запись в нотную тетрадь; разбор по частям; игра в медленном темпе
со счетом вслух. Разучивание мелодии (запись нот со словами, разучивание
по частям со счетом вслух; играть в медленном темпе; отдельно куплет и
припев играть; соединить припев с куплетом, далее со словами). Калмыцкие
частушки . Игра в темпе, напевая мелодию. Игра в ансамбле. Обучение игре
«тремоло» . Разучивание
(переменный
штрих
отработать
отдельно
по
открытым струнам; запись в нотную тетрадь; разбор пьесы в медленном
темпе со счетом вслух; игра в ансамбле). Разучивание произведения "Играй"
(разбор пьесы, запись в тетрадь; играть со счетом вслух).
Тема № 5. Особенности национальной музыкальной культуры (6
часов) Теория: Повторение. Музыкальные традиции калмыцкого народа
(песни свадебные и пр.)
Практическая работа: Песня "Дурна дун" , пение песен «Джомбан Гоода»,
«Шарка Барка», слушание, разучивание и запись в тетрадь.
Тема № 6. Итоговое занятие (2 часа).
Теория: Повторение. Подготовка к творческому отчету.
Практическая работа: 2 песни (на выбор).
К концу 2-го года обучения учащиеся должны :
знать: - базовые знания 1-го года обучения;
- музыкальные темпы:
Presto (быстро), Adagio (медленно), Andante (спокойно);
- калмыцкие народные песни: «Дурна дун», «Джомбан Гоода»
- нотную грамоту;
- особенности творчества народного композитора А. Манджиева .
- старинные калмыцкие народные обряды, традиции как образец
музыкальной культуры народа.
уметь: - базовые умения 1-го года обучения;
- играть в ансамбле, слушать друг друга во время игры в ансамбле;
- играть тремоло, этюды;
- аккомпанировать песне.
Методическое обеспечение программы
Методическая литература.
Портреты композиторов, деятелей национальной культуры.
Наглядные пособия (иллюстрации.)
Инструкции по ТБ и правилам поведения в кружке.
Материально- техническое оснащение программы
Кабинет .
Нотная тетрадь – на каждого обучающегося.
Костюмы – на каждого обучающегося.
Музыкальный центр.
DVD-проигрыватель с функцией караоке.
Домбра – 3 штуки.
Леска для струн.
Список литературы для педагога: Программа по музыке. Музыкально-
эстетическое воспитание. Москва-Просвещение 1994г.