Напоминание

Социальная адаптация воспитанников Центра психолого–педагогической, медицинской и социальной помощи – проблемы и поиски решения


Автор: Ключникова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ ВО "Семилукский центр психолого–педагогической, медицинской и социальной помощи"
Населённый пункт: г. Семилуки Воронежской области
Наименование материала: Статья
Тема: Социальная адаптация воспитанников Центра психолого–педагогической, медицинской и социальной помощи – проблемы и поиски решения
Дата публикации: 04.12.2018
Раздел: начальное образование





Назад




КОУ

ВО

«Семилукский

центр

психолого-педагогической,

медицинской

и

социальной помощи», г. Семилуки, Воронежской области

Социальная адаптация воспитанников Центра

психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи – проблемы и поиски решения

Воспитатель Ключникова Светлана Николаевна

Вопросы

и

проблемы

социальной

адаптации,

возникающие

у

воспитанников

реабилитационных

центров

и

приютов,

детских

домов,

центров

психолого-педагогической,

медицинской

и

социальной

помощи

являются

главными

в

работе

педагогических

коллективов.

По

многочисленным исследованиям дети, посещающие такие учреждения или

уже

закончившие

их,

сложно

адаптируются

к

бытовым

и

социальным

условиям, не могут организовать свою жизнь, психологически не готовы к

самостоятельной

жизни

и

чувствуют

себя

социально

незащищенными.

Почему возникают эти проблемы? Дело, на наш взгляд, в том, что нашим

воспитанникам не хватает положительного образа взрослого человека с его

заботами,

интересами,

бытовыми

мелочами.

Дети

из

социально

неблагополучных семей, семей социального риска зачастую лишены

даже

того

небольшого

социального

опыта,

которым

владеют

дети

из

благополучных

семей.

Ребёнку

не

хватает

опыта

взаимодействия

с

окружающим миром, природой, обществом, где взрослый мог бы включить

его в свой круг общения с требованием ответственности и помощи не как

иждивенца, а как самостоятельного человека.

Проистекающая

отсюда

эмоциональная

бедность

контактов

с

взрослыми

влечет напряженную потребности во внимании и доброжелательности. Это

затрудняет освоение социальных ролей друга, партнера, гражданина.

К сожалению, у детей из неблагополучных семей, семей социального риска,

детей с девиантным поведением (наш основной

контингент)

нет опыта

нормальной жизни в семье. Тот, с которым они знакомы, это пример того,

как не должно быть в семье.

Зачастую

детям, воспитывающимся в учреждениях закрытого типа,

свойственны подозрительность, агрессия, неспособность к самостоятельной

жизни. У них также затруднена самоидентификация. Большинство наших

выпускников, к сожалению,

не заинтересованы в получении дальнейшего

образования. Кому-то надоело учиться, некоторые считают, что в жизни и без

образования

можно

все

получить.

Кроме

того,

привыкнув

полностью

подчиняться группе (привычка жить коллективом), дети часто не имеют

возможности сохранить личную сферу. И самое важное, дети, воспитанные

в центрах реабилитации, чаще всего не видят необходимости в регулярном

труде. Они знают, что

государство обязано их обеспечить, что вызывает

своеобразный комплекс иждивенчества.

Под

социальной

адаптацией

принято

понимать

«процесс

активного

приспособления человека к условиям социальной среды». К показателям

успешности адаптации в обществе относятся включение личности в систему

общественных отношений, овладение общественным опытом, его освоение и

преобразование

в

личные

ценности,

активная

работа

личности

в

социальной

сфере,

углубление

связи

личности

с

членами

общества

и

поддержание социальных связей.

Социализация возникает на протяжении всей жизни человека, но более

интенсивно этот процесс идет

в детстве и юности, когда усваиваются

основные

социальные

нормы

и

отношения,

формируется

мотивация

социального поведения. Уже в период раннего детства приобретаются первые

навыки

взаимоотношений,

осваиваются

социальные

роли,

осознаются

общественные нормы и ценности. Далее основой социализации становится

школа, которая обеспечивает систематическое образование и подготавливает

человека к жизни в обществе.

Воспитательная

работа

в

подобных

условиях

включает

те

направления и содержание работы, которые приоритетны для повышения

уровня

социальной

адаптации

воспитанников

центров

психолого-

педагогической, медицинской и социальной помощи.

Цели и задачи воспитательной работы:

Цель – создание условий для разностороннего развития личности на основе

усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного

человека,

живущего

в

согласии

с

самим

собой,

с

окружающей

действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Задачи:

-помощь в развитии познавательных интересов воспитанников;

-создание благоприятных условий для развития личности ребенка, полного

раскрытия его способностей;

-формирование коллектива как воспитательной системы;

-организация разнообразных видов творческой деятельности;

-диагностика,

регулирование

и

коррекция

личностного

развития

воспитанников;

-воспитание

доброго

отношения

к

жизни,

желания

творить

добро;

формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;

-формирование здорового образа жизни;

-воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания

на

основе

сохранения

отечественных

традиций

через

привлечение

к

изучению истории России, родного края, школы.

Воспитательная работа предусматривает использование разнообразных

форм и методов: беседы, различные виды игр (деловые, ролевые, сюжетные

и

т.д.),

экскурсии,

практические

занятия,

анкетирование,

тестирование,

индивидуальная и коллективная работа, чтение художественной литературы,

просмотр фильмов, викторины, конкурсы и др. Участие в традиционных

мероприятиях школы и класса играют немаловажную роль в достижении

целей и задач воспитания.

Модель личности выпускника Центра.

Достаточный

уровень

базовых

знаний

по

основным

предметам

школьного учебного плана.

Овладение

элементарными

трудовыми

умениями

и

навыками,

необходимыми

для

самостоятельной

жизни

и

профессиональной

деятельности.

Готовность к продолжению обучения в системе начального и среднего

профессионального образования.

Отношение к здоровью как к важной личной и общественной ценности.

Ответственность за свои действия, социальная взрослость.

Способность

к

жизненному

самоопределению

и

самореализации,

умение адаптироваться к меняющимся жизненным условиям.

Профессиональное самоопределение.

Коммуникативная культура, грамотное и свободное владение устной и

письменной речью.

Знание своих гражданских прав и умение реализовывать их.

Развитое чувство патриотизма

Уважительное отношение к собственному труду и труду других людей.

Умение ориентироваться в окружающей действительности, соблюдение

общепринятых норм поведения и общения

Самосознание и адекватная самооценка.

Список литературы

1.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. М.:

«ВАКО», 2003.

2.

Классный

руководитель.

Научно-методический

журнал

для

заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей

и кураторов, учителей начальных классов. М.: 2011-2014.

3.

Профориентация

старшеклассников:

сб.

учебно.-метод.

материалов

/сост., ред. И коммент. Т.В. Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2006.

4.

Селевко

Г.К.

Самосовершенствование

личности

-

М:

Народное

образование, 2001.

5.

Лебедева

О.В.

Классные

часы

и

беседы

по

во спит анию

гражданственности:5-10классы. – М.:ТЦ Сфера, 2005.



В раздел образования