Напоминание

"Роль интеграции и межпредметных связей на уроке сольфеджио


Автор: Рожкова Вера Владимировна
Должность: преподаватель сольфеджио и хора
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств им. Р.Н.Розен"
Населённый пункт: пермский край,г.Кунгур
Наименование материала: доклад
Тема: "Роль интеграции и межпредметных связей на уроке сольфеджио
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Р.Н. Розен»

Пермский край г. Кунгур.

ДОКЛАД

РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ И МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО

Подготовила преподаватель сольфеджио и хора

Вера Владимировна Рожкова

.

Современный мир, опирающийся на интегративную основу, тре-

бует разностороннего знания, компетентности, умения из потоков ин-

формации выбирать нужную и грамотно оперировать ею. Поэтому об-

разование также должно строиться на интегративной основе, вводить

человека в новый мир и помогать его освоить.

Интеграция предмета сольфеджио с другими общеобразователь-

ными предметами является средством расширения школьного образо-

вания, методического обогащения педагога.

Интеграция-процесс сближения и связи наук, состояние связан-

ности отдельных частей в одно целое.

Главная цель интеграции - создание у школьника целостного

представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззре-

ния.

Урок сольфеджио в 4 классе ФО на тему «Музыкальные анто-

нимы» я построила на интегративной основе. На уроке мы затронули

понятие «антонимы» не только в русском языке, но и в музыке.

В начале урока звучит песня «На далекой Амазонке», которую

исполняют автор – Сергей Никитин и Татьяна Никитина. Этот фраг-

мент урока - интеграция с литературным чтением. Данный вид работы

применяется на этапе знакомства с текстом песни. Для качественного

исполнения любого вокального произведения необходимо чувственное

восприятие предлагаемого материала. Чтобы детям стало понятно, о

чем идет речь в музыкальном произведении, на уроке производится

анализ текста. Анализируется каждая строчка. Определяется настрое-

ние, которое заложено автором, средства художественной выразитель-

ности, используемые в каждом отрывке. Далее идет рассуждение об

общем характере музыки. Дети выбирают какими цветами они бы на-

рисовали мелодию куплета и припева, определяют характер каждого

раздела и музыкально-выразительные средства им соответствующие-

минор и мажор.

Вспоминают и записывают строение мажорной и минорной гам-

мы. Обсуждаются вопросы: «Можно ли объединить эти понятия в

пару? По какому принципу?» Повторяется понятие тональность ( то-

ника+ лад), формируют две пары тональностей- параллельные и одно-

именные, выясняют их отличие и сходство. Делают промежуточный

вывод - тональности объединяются в пары по принципу противопо-

ложности, что соответствует различию в характере музыки куплета и

припева. Далее мы слушаем пьесу П. Чайковского «Баба-яга» из цик-

ла «Детский альбом». Я задаю вопросы: »Похожа ли эта музыка на

предыдущую? Почему?». Мы разбираем средства музыкальной выра-

зительности и приходим к выводу, что особый характер мелодии во

многом

определяется

сочетанием

звуков

-

интервалами.

Значение

французского слова «сонанс»- звучать и приставок – «конс»-(объеди-

нять,

согласовывать)

и

«дисс»

(разъединять,

противоречить).

Дети

складывают два слова «консонанс» и «диссонанс» и объясняют их зна-

чение. Находим в пьесе все знакомые интервалы и делим на две про-

тивоположные группы по характеру звучания. Консонансы и диссо-

нансы можно назвать музыкальными антонимами. Затем плавно пере-

ходим на определение антонимов, характеризующих характер музыки.

Я

говорю:

«веселая,

плавная,

мелодичная

и

т.д.»,

дети

отвечают:

«грустная, печальная и т.д.». Это упражнение помогает детям сделать

анализ

музыкального

произведения,

увеличивает

словарный

запас,

расширяет кругозор.

Проследив антонимы в музыке и русском языке, дети обнаружи-

вают их присутствие на других предметах: математике- сложение- вы-

читание, деление- умножение и т.п., хореографии- плавные и резкие

движения, рисовании- теплые и холодные тона. Можно найти антони-

мы и в жизни ( день-ночь, свет- тьма, жизнь-смерть) В интегрирован-

ных уроках стирается граница между наукой и искусством.

О разрыве связей между предметами, которые изучают дети в

школах искусств разговор идет давно. Что же делать с этой пробле-

мой? Как ее решить? Разрабатывая программу по сольфеджио, я по-

старалась сократить разрыв между предметами. Конечно, идеальный

вариант, когда все предметы по возможности ведет один преподава-

тель, но это, к сожалению, невозможно. Поэтому, я постаралась соеди-

нить специальность с сольфеджио, музыкальной литературой и хором.

Взаимосвязь сольфеджио и специального инструмента.

Один из видов работы на уроках сольфеджио- анализ музыкаль-

ных произведений из репертуара обучающихся. Мы разбираем эпоху, в

которой жил композитор, историю написания произведения, музы-

кальную форму. Дети разбирают строение каждой фразы, мелодиче-

скую линию. Это помогает им в работе дома. Ведь главная проблема

специалистов, это не секрет, это домашняя подготовка ученика к уроку

специальности. Самый оптимальный вариант- это привлечение роди-

телей в работе с детьми, поэтому я только приветствую, если родители

приходят на урок сольфеджио. На уроке дети все задания выполняют,

играя на своих инструментах. Результат положительный. Родители ви-

дят, что ребенок должен делать дома, используя знания, полученные

на уроках сольфеджио.

Сольфеджио и музыкальная литература

Не секрет, что не так уж много детей посещает с родителями

концертные залы, и не так часто родители устраивают просмотры

передач по каналу «Культура». В результате уровень музыкального

восприятия

ребенка

может

ограничиться

просмотром

передач

для

взрослых и слушанием популярной музыки. Поэтому на своих уроках

я использую для прослушивания, как небольшие пьесы разных компо-

зиторов, так и отрывки из симфоний , опер, давая задания: найти зна-

комые гармонические обороты, сделать гармонический анализ и т.д.

соответственно дома. Ребенок будет слушать, найдя в

Интернете,

необходимое произведение, чтобы выполнить задание и получить от-

метку. Поверьте, это срабатывает!

Другая форма работы - это диктанты. Используя сборник С.

Привалова

«Сольфеджио

на

материале

музыкальной

литературы»,

можно в разных формах написания приобщать детей к музыке великих

композиторов.

Сольфеджио и хор

Пение хоровых произведений, основанных на полифоническом

многоголосии, позволяет детям проследить по тексту движение каж-

дого голоса. Ребенок легче запоминает и воспроизводит на инструмен-

те полифонию, если использует способ поиграть один голос и спеть

другой. У композитора Ж. Металлиди, в ее учебниках по сольфеджио -

прекрасные произведения, которые можно использовать на занятиях

хора. Я этим пользуются и не без успеха. Ведь точное интонирование-

это главная задача сольфеджио, а если ребенок будет петь песню, кото-

рую учит на хоре, дома , то проблемы с интонацией исчезнут.

Решая задачи, стоящие перед нами, как и перед любой другой

школой,- сохранности контингента, доступности излагаемого материа-

ла, заинтересованности ученика в процессе обучения - я пришла к вы-

воду, что межпредметные связи в работе многопрофильного детского

образовательного учреждения необходимы для наиболее полного все-

стороннего эстетического развития ребенка.

Используемая литература:

1. СД .» Поют Татьяна и Сергей Никитины», издательство Музыка,

1988г.

2. П. И. Чайковский «Детский альбом», издательство Советский

композитор, 1984г.

3. С. Привалов «Сольфеджио на материале музыкальной литературы»,

издательство Классика – 21 век , - 2009г.

4. Ж. Металлиди « Сольфеджио» 4 класс, издательство Классика -21

век ,-2002г.

5. Методический материал - авторская разработка.



В раздел образования