Напоминание

Консультация для родителей "Развитие эмпатии у детей раннего возраста"


Автор: Лаппо Евгения Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"ДСОВ №117"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для родителей "Развитие эмпатии у детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Эмпатия - это способность сопереживать другому человеку. Эмпатия не присуща

человеку от рождения, а развивается в процессе жизни при взаимодействии ребенка с

людьми. Маленький ребенок совершенно не способен к сочувствию по отношению к

другому человеку. Именно поэтому он может кричать, когда у мамы болит голова, не

задумывается о чувствах другого ребенка, когда отбирает у него лопатку и т.д. Но эмпатия

не всегда развита и у взрослых людей. Одни взрослые эмпатичны, могут сопереживать

человеку, а другие мало способны к этому.

Родители нередко задаются вопросами, почему их ребенок совершенно не

сопереживает другим. Некоторые родители, глядя на ребенка, который не может никому

посочувствовать, задумывается о том, не отстает ли он в развитии? Должны ли родители

содействовать развитию эмпатии у ребенка или способность сопереживать появится у них

независимо

от

родительского

вмешательства?

Ребенок

раннего

возраста

(до

3

лет)

практически

не

способен

проявлять

эмпатию

по

отношению

к

другим

людям.

Но

постепенно

в

дошкольном

возрасте

мы

можем

наблюдать

первые

проявления

сопереживания.

Но каким образом развивается способность к сопереживанию? Можно выделить

три необходимых условия:

1.

Получение собственного положительного опыта.

2.

Осознание собственных эмоций и чувств.

3.

Осознание того, что предположительно чувствует другой человек.

Эти условия одновременно являются и этапами развития эмпатии.

Первый этап

Самое первое условие - получение собственного положительного опыта - это

основа для развития эмпатии. Ребенок обучается, глядя на других людей, наблюдая за

их

взаимодействием.

И

огромное

значение

играет

то,

как

родители

относятся

к

ребенку.

А

всегда

ли

сами

родители

с

эмпатией

относятся

к

ребенку?

Всегда

ли

сопереживают ему? Нередко можно наблюдать ситуации, когда родители сознательно

не относятся с сочувствием к ребенку. Причины могут быть разными. Так, родители

могут

опасаться

избаловать

ребенка

или

вырастить

«неженку».

В

таких

случаях

родители реально сопереживают ребенку, но не показывают этого, демонстрируя

холодность и отстраненность. Однако к чему приводит видимое отсутствие эмпатии по

отношению

к

ребенку?

Например,

малыш

упал

и

бежит

к

родителю.

В

чем

он

нуждается в этот момент больше всего? Конечно в сопереживании. То есть важно,

чтобы

родитель

проявил

эмпатию.

И

хорошо,

если

родитель

обнимет,

и

скажет

понимающе: «Да, я вижу, что тебе очень больно. Падать обычно больно». В этом

случае ребенок получает опыт сопереживания. Зачем этот опыт нужен ребенку? Это

начало развития эмпатии у ребенка. Ребенок, который имеет положительный опыт,

будет этот опыт воплощать в собственной жизни. Так, если к ребенку относились с

сочувствием, то это поможет ему впоследствии с сочувствием относиться к другим

людям. И, напротив, если в случае когда ребенку плохо (больно, тоскливо, страшно),

взрослые

не

относятся

к

нему

эмпатически,

то

ожидать

от

ребенка

проявлений

эмпатии

не

стоит.

Например,

если

родитель

обычно

так

реагирует

на

падение

ребенка» Не плачь, тебе же совсем не больно. Что ты расплакался, как малыш?», то

ребенок не получает опыта сопереживания. Следовательно, он сам, скорее всего, не

будет проявлять эмпатию по отношению к другим детям и взрослым.

Давайте рассмотрим некоторые реакции родителей, которые демонстрируют нам

отсутствие эмпатии. Ребенок потерял игрушку.

-Ты чего плачешь? Сам виноват, не следил за игрушкой на улице!

-Не нужно было брать игрушку на улицу!

-Стыдно плакать из-за такой ерунды!

Такие родительские реакции показывают, что родитель не сопереживает ребенку.

А теперь рассмотрим ситуации, в которых родитель проявляет эмпатию.

-Очень обидно потерять любимую куклу (машинку).

-Я тоже очень расстраиваюсь, когда что-то теряю.

Согласитесь, между этими вариантами реакций существенная разница. В первом

случае родитель стыдит, обвиняет, укоряет ребенка, не принимая и не понимая его

чувств,

а

то

время

как

во

втором

случае

демонстрирует

эмпатическое

принятие,

уважение к ребенку, понимание.

Бывают случаи, когда родитель не проявляет эмпатию именно потому, что у него

самого

способность

к

сопереживанию

недостаточно

развита.

Приведу

пример.

Ребенок

боится

темноты.

Это

типичный

возрастной

страх,

который

нередко

встречается

у

дошкольников.

Обычно

страх

темноты

преодолевается

с

возрастом.

Однако

родители,

которые

сами

темноты

не

боятся,

нередко

раздражаются

на

ребенка. Реакция родителей может быть такой:» Ну чего там бояться, никого нет, не

будь трусом» и т.д. В этом случае родитель точно не проявляет эмпатии. Если родитель

искренне не принимает и не понимает того, что ребенок боится, мы имеем дело со

взрослым, у которого низкий уровень эмпатии. Это взрослый, который не может в

некоторых ситуациях поставить себя на место другого и предположить, что чувствует

ребенок, когда заходит в темную комнату. Человек с развитой эмпатией может просто

понять, что можно чувствовать то, что чувствует другой, даже если сам никогда этого

не переживал.

Итак, основа формирования эмпатии - это проявление по отношению к ребенку.

Второй этап

Следующий этап развития эмпатии у ребенка-это осознание ребенком

собственных эмоций и чувств. Тот, кто может понимать, что с ним происходит будет

лучше в последствии понимать чувства другого человека. Конечно, каждый ребенок

испытывает, например, ощущение боли при ожоге или расстраивается, когда мама

уходит из дома. Но маленький ребенок не может еще осознать собственных чувств и

выразить

их.

Поэтому

важно,

чтобы

родители

помогали

ребенку

осознавать

и

выражать собственные переживания.

Например, мама должна уйти и оставляет двухлетнего ребенка с няней. Ребенок

плачет и не отпускает маму. Если мама говорит:» Не реви, ничего страшного, я скоро

приду», то она не выражает чувств, которые испытывает ребенок. Если же мама

говорит иначе:» Тебе грустно, что я ухожу. Знаешь мне тоже грустно уходить. Но я

должна сейчас пойти на работу. Это очень важно. Я вернусь после обеда, и мы вместе

погуляем», то она говорит о чувствах ребенка, принимает и помогает ему их осознать.

Через некоторое время ребенок сам начнет говорить о том, что чувствует.

Третий этап

И заключительный этап развития эмпатии – осознание того, что предположительно

чувствует

другой

человек.

Это

уже

переход

собственно

к

сопереживанию.

Но

сопереживание другому человеку невозможно без осознания того, что чувствует другой

человек.

На

этом

этапе

родителям

важно

беседовать

с

детьми,

важно

обсуждать

различные ситуации, которые возникают в жизни. Для практики подходит всё: реальные

жизненные

ситуации,

которые

произошли

с

вами

или

с

другими

людьми,

ситуации,

взятые

из

художественных

произведений,

фильмов

или

мультфильмов.

Вы

можете

обсуждать как жизненные ситуации, участниками которых являетесь вы или ребёнок, так

и те ситуации, в которых вы – сторонний наблюдатель.

Вот, к примеру, вы видите, как другой ребёнок упал с горки. Он плачет. Если ваш

ребёнок обратил на это внимание, вы можете просто прокомментировать ситуацию:

«мальчик упал, ему больно». Даже двух-трёхлетний малыш на основе таких высказываний

родителей и собственных наблюдений начинает делать выводы: мальчик упал, он плачет,

потому, что ему больно. Но одних наблюдений (падение и плач) ребёнку недостаточно,

чтобы сделать вывод о состоянии и чувствах другого ребёнка. В этом ему нежна помощь

взрослого.

Можно аккуратно наводить ребёнка на мысль о возможной помощи другому. Так,

если ребёнок видит, что один ребёнок отобрал у другого игрушку, то, естественно, он

видит слёзы обиженного малыша. Но снова ребёнку из фактов (отобранная игрушка,

слёзы) непросто сделать выводы об эмоциональном состоянии другого, а, следовательно,

он не может посочувствовать. И снова на помощь может прийти родитель: «Девочка

плачет. У неё отобрали игрушку. Она очень расстроена. Может быть, предложить ей

поиграть с нами в мяч. Как ты думаешь?» Родитель чётко обозначает факты, которые

наблюдает и он, и ребёнок делает предположения о состоянии другого. Кроме того,

родитель

предлагает

ребёнку

каким-то

образом,

в

меру

своих

сил

и

возможностей,

помочь девочке. То-есть родитель показывает, как можно поступить в данной ситуации.

Ребёнок может откликнуться на ваше предложение девочке совместную игру, а может и

не захотеть этого сделать. Не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок делал то, к чему не

готов.

Нельзя

сопереживать

по

команде,

нельзя

проявлять

эмпатию

под

давлением

взрослого.

И последнее, о чём хочется поговорить, - как родители могут сдерживать развитие

эмпатии у ребёнка. Да, и такое может быть. Приведём пример. Пятилетний Игорь увидел,

как

на

площадке

у

маленького

мальчика

сломалась

машинка.

Игорю

стало

жалко

мальчика, и он решил подарить ему свою машинку. Ему захотелось порадовать малыша.

Но

бабушка

рассердилась

и

сказала,

что

нельзя

раздаривать

игрушки,

что

родители

покупают ему не для того, чтобы он раздавал их направо и налево. Игорь загрустил…

Бабушка прервала порыв Игоря. А ведь очень важно, что Игорь заметил, - другому плохо,

сумел посочувствовать и даже подумал о том, как он может помочь. То-есть можно

сказать, что способность к сопереживанию у Игоря вполне развита. Но так как ему не

удалось воплотить свои замыслы в жизнь, то с некоторой вероятностью он в дальнейшем

не будет пытаться что-то сделать для другого.

Способность сопереживать, понимать, чувствовать другого – сложный феномен.

Большое количество обстоятельств жизни как способствуют, так и препятствуют развитию

эмаптии.



В раздел образования