Автор: Осьмакова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Дтский сад №28 "Мишутка" станицы Незлобной"
Населённый пункт: станица
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательный проект "Хлеб на нашем столе"
Раздел: дошкольное образование
Познавательный проект
«Хлеб на нашем столе»
Проект подготовила:
Воспитатель Осьмакова Н.В.
Март-апрель 2018 год
Актуальность:
Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух,
земля, вода, солнце, жизнь человека. В один ряд с этими словами нужно поставить
и слово хлеб. Хлеб - это символ жизни, здоровья, труда, благополучия.
Особое отношение к хлебу доказывают пословицы, сложенные народом о нём: «Не
будет хлеба, не будет и обеда», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба
каравай, так и под елью рай». Быть с хлебом – это постоянно чувствовать в себе
теплоту жизни. Но отношение к хлебу изменилось. К большому сожалению можно
увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют куском
хлеба за столом. Наши современные дети не догадываются, какой долгий путь хлеб
должен пройти, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям
разных профессий, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем замесить и
испечь хлеб.
Проблема: Как
помочь
ребенку
осознать
значимость
трудовой
деятельности
взрослых в этом процессе. Ненавязчиво подвести детей к выводу, что хлеб – это
итог большой работы многих людей.
Цель проекта: Создать условия для организации совместной деятельности детей,
педагога и родителей для формирования знаний дошкольников о том, откуда берется
хлеб, как его производят, кто его растит и печёт.
Образовательные:
Активировать словарный запас дошкольников.
Учить делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Расширить
представления
детей
о
развитии
растений
в
разных
условиях,
упражнять в умении вести наблюдения и отмечать результаты в дневнике
наблюдений.
Знакомить детей со злаковыми растениями.
Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину.
Уточнить знания детей о некоторых особенностях выращивания хлеба, о труде
хлеборобов
в
настоящее
время,
о
национальных
сортах
хлебобулочных
изделий.
Развивающие:
Развивать любознательность, познавательные способности детей (внимание,
мышление, память...) при совместной и индивидуальной деятельности.
Развивать
творческие
способности,
навыки
самостоятельной
творческой
деятельности.
Развивать познавательные способности детей.
Развитие навыков связной речи.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.
Дать представление о том, что хлеб –основной продукт питания человека.
Привитие
навыков
коллективного
взаимодействия
и
индивидуальной
деятельности.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Ожидаемый результат:
1.
Сформированный
при
помощи
инновационных
технологий
интерес
и
уважение к труду хлеборобов;
2.
Сформированные навыки коллективной работы педагогов, родителей через
вовлечение их в совместную проектную деятельность;
3.
У ребят сформируется представление о процессе выращивания и производства
хлеба, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
1 этап: Целеполагание.
Состав и возраст проектной группы: Дети 6-7 лет (подготовительная группа «А»),
педагоги, родители.
Тип проекта: Информационно – исследовательский.
Срок реализации: 1 месяц.
Необходимое
оборудование:
Наглядный
материал:
открытки,
фотографии
и
иллюстрации репродукции картин с изображением хлеба и процессов выращивания
хлеба.
Стихи,
загадки,
литературные
произведения
о
хлебе.
Карандаши,
фломастеры, восковые мелки, ватман, цветная бумага, ножницы,
клей, солёное
тесто. Компьютер, проектор, фотоаппарат.
Презентация итогов проекта: Итоговая презентация для педагогов, родителей и
детей.
Оформление
фотовыставки
«Хлеб
-
всему
голова».
Выставка
домашней
выпечки: «Вот он – хлебушек душистый!», чаепитие.
Предполагаемый результат:
-
развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;
-
пополнение и активизация словарного запаса, умение верно обосновывать
ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и
хлеба;
-
сформировать
устойчивый
интерес
к
труду
взрослых,
стремление
оказать
посильную помощь;
-
умение устанавливать связи между разными видами труда;
-
освоение приемов и способов экспериментирования;
-
развитие
элементарных
представлений
о
хозяйственной
деятельности
человека, воспитание экономного использования хлеба;
-
воспитывать бережное отношение к хлебу;
-
творческое самовыражение детей.
Методы исследования:
•
сбор информации;
•
беседы;
•
наблюдения;
•
экскурсия;
•
эксперимент;
•
анализ.
Разработка проекта по методу «Трёх вопросов»
Имена детей
Что знаю?
Что хочу узнать?
Как узнать?
Тимко Ангелина,
Титова Елизавета,
Мовсесян Арам.
- Хлеб – основной
продукт питания
-
К а к и е
хлебобулочные
изделия бывают?
Спросить
маму,
воспитателя
Пенкин Даня,
Тимошенко Юля,
Хачатуров Юра.
- Труд хлеборобов
в настоящее время
-
Как
выращивали
хлеб в старину?
По смотреть
в
интернете
Арутюнян Лилия,
Вартанов Альберт,
Лисун Сергей.
-
Рожь,
пшеница,
овёс
-
злаковые
растения
-
Говорят,
каша
–
сила
наша,
ка ка я
польза в каше?
По смотреть
в
энциклопедии
2 этап: Совместный план работы над проектом.
Организационно-подготовительный:
Информирование родителей о предполагаемом проекте.
Выявление знаний детей на данную тему.
Определение темы, цели, задач проекта.
Прогнозирование результатов.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Подготовка оборудования методических материалов для реализации данного
проекта.
Определение содержания работы в этом направлении.
Основной:
Закрепить знания детей о том, что хлеб является ежедневным продуктом,
откуда берется хлеб, как его производят, кто его растит и печет.
Проведение
интегрированных
занятий,
дидактических
игр
по
теме,
игр
ситуаций.
Чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок
сказок.
Рассматривание картин, иллюстраций по теме.
Экскурсия на пекарню.
Подбор мультфильмов на тему.
Творческая работа-рисование, лепка, аппликация.
Работа с родителями.
Сбор материала откуда берется хлеб?
Составление творческих рассказов.
Заключительный:
Обсуждение результатов проекта.
Проведение развлечения (викторины).
Реализация проекта:
Хлеб – величайшее изобретение человечества, общечеловеческий символ
достатка и благополучия.
Любили и почитали хлеб в России.
Он упоминается вкупе с такими основными
понятиями, как жизнь, земля, Родина. За стол без хлеба никто не садился. Особое
отношение к хлебу доказывают пословицы, сложенные народом о нем: «Не будет
хлеба, не будет и обеда», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так
и под елью рай».
В давние времена к севу относились как к священному действу, готовились заранее:
мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком выходили в поле.
В наше время на смену ручному труду пришли машины, современные технологии и
как
следствие
повысилась
урожайность.
Но
отношение
к
хлебу
изменилось.
К
сожалению, можно увидеть, как люди выбрасывают хлеб, а дети играют им за
столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, знают его историю, берегут и
ценят хлебную продукцию.
Через проектную деятельность мы пытаемся изменить отношение детей и родителей
к хлебу.
Для реализации задач данного проекта за основу взята модель: воспитатель - дети -
родители.
Наш проект строился на основе: интегрированного подхода, с применением игровых
обучающих ситуаций игр.
Свою работу я построила по следующей системе:
Подобрать педагогическую и детскую литературу, репродукции картин: «На пашне»
с картины М. К. Клодт, «Сеятель» с картины Г. Г. Мясоедова, «Рожь» с картины И.
И. Шишкина, «Жатва» с картины ГГ. Мясоедова, картинки по теме «Хлеб»
1.
Разработка
пособий
с
использованием
ИКТ
по
теме
«История
хлеба»,
подбор
иллюстраций по теме.
Цель:
познакомить
детей
с
многообразием
хлебобулочных
изделий,
расширить
представления о труде продавца, кассира, грузчика; развивать диалогическую речь,
умение делать покупки; воспитывать уважение к труду людей, уточнить правила
поведения в общественных местах и умение применять их на практике.
6.
Использование ИКТ:
Презентации по теме «История хлеба» («Каравай, каравай, какой хочешь - выбирай»,
«Хлеба к обеду в меру бери»).
7.
Чтение и обсуждение: М. Глинская «Хлеб».
Вопросы для беседы с детьми по рассказу «Хлеб»:
Почему Гриша бросил хлеб на землю?
Как бы ты поступил на месте Гриши?
Что сказал мальчику дядя Матвей?
Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?
Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? (Не покупать лишнего, из
остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно
отдавать птичкам или другим животным).
Чтение: «Руки человека», Белорусская народная сказка «Легкий хлеб», Г. Юрмин
«Комбайнер», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», И. Пермяк «Колосок», Е. Носова
«Тридцать зерен», Г.Х. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб»; С.
Погореловский «Урожай», «Слава хлебу на столе»; Я. Аким «Хлеб ржаной».
Заучивание наизусть: «День рождения каравая»; «Как мама хлеб берегла».
9.
Просмотр мультфильмов: «Пирожок», «Про девочку, которая наступила на хлеб»,
«Чудо-мельница», «Круть и Верть», «Колобок», «Пряник».
10.
Пословицы и поговорки о хлебе:
«Хлеб всему голова» - объяснить, почему так говорят, почему люди придумали эту
пословицу. (Это задание развивает у ребенка умение доказывать свою точку зрения,
то есть речь – рассуждение.)
Дать детям задание -найди 5 доказательств того, что эта пословица о хлебе верна»
через игру в «Мост». На листе бумаги нарисован мост через речку (дорожки из 5
прямоугольников, каждый прямоугольник равен по размеру сторонам кирпичиков из
строительного набора).
задание – чтобы перебраться на другой берег реки, нужно подобрать 5 доказательств
– ответов на вопрос: «Почему так говорят?»
На пример: «Разве хлеб всему голова? Вода всему голова! Без нее человек не
проживет. А без хлеба жить можно!» Как только ребенок подобрал аргумент –
кладётся на мост кирпичик, и т. д. и т. п.
Приметы о хлебе:
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье
и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще
большим – растоптать эту крошку ногами.
Проговаривание скороговорок о хлеб:
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
Хорош пирожок - внутри творожок - Саша любит сушки, Соня - ватрушки
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
12.Дидактические игры:
Игра «Третий лишний». Найти отгадку на картинках и убрать «лишний» предмет,
объяснить, почему он «лишний».
Игра
«Угадай
на
вкус».
Дети
с
закрытыми
глазами
пробуют
кусочки
хлеба,
определяя по вкусу, белый он или чёрный.
Игра «Что сначала, что потом?». Дети рассматривают сюжетные картины из серии
«Откуда хлеб пришел?», размещают их в логической последовательности.
Игра «Кто назовёт больше блюд?». Дети перечисляют известные им блюда, при
приготовлении которых используются крупы и мука.
Игра
«Назовите
пословицы
и
поговорки
о
земле,
хлебе».
Дети
поочерёдно
вспоминают
знакомые
пословицы
и
поговорки.
согласовании
их
с
существительными.
Упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб (хлебушек, хлебный,
хлебница, хлебороб)
3. Заключительный этап:
Оформление выставки детских работ.
Обсуждение результатов проекта;
Проведение развлечения (викторины) с использованием презентации на тему
«Хлеб всему голова».
Итоговое мероприятие чаепитие «Выставка хлебобулочных изделий»
Презентация проекта.
Активное участие принимали родители в проекте «Хлеб всему голова»:
были
проведены
ряд
встреч
с
людьми,
профессии
которых
связанны
изготовлением и продажей хлеба. Была оформлена выставка творческих
работ
«Хлеб
–
всему
голова»,
в
которую
вошли
поделки,
рисунки.
Кульминацией
проекта
было
чаепитие
детей
с
домашней
выпечкой
хлебобулочных
изделий.
Таким
образом,
работа
над
проектом
помогла
сформировать знания детей о хлебе, как об одном из величайших богатств
на
земле.
Знакомство
с
темой
позволило
расширить
познавательную
активность, стремление к выполнению оригинальных творческих работ.
Каждый раз, садясь за стол, дошкольники будут помнить, каким тяжелым
трудом достается хлеб, и будут бережно к нему относиться. Есть на свете
золотые слова»
«Хлеб - всему голова».
Вывод этапов проекта:
Дети активно сотрудничали с педагогами, родителями и друг с другом. У
детей появился интерес к труду хлеборобов, пекарей и кондитеров, а также
научились бережно относится к хлебу, ценить чужой труд.
Дети
научились
сравнивать,
анализировать,
устанавливать
простейшие
причинно-следственные связи, делать обобщения, значительно расширился
словарный
запас.
Научились
составлять
рассказы,
используя
распространённые предложения.