Автор: Карданова Анна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с № 7 с. Садового
Населённый пункт: с. Садовое
Наименование материала: Статья
Тема: «Современное детство как психолого–педагогический феномен»
Раздел: дошкольное образование
«Современное детство как психолого-педагогический феномен»
(Современные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей)
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в разум и сердце из окружающего мира
–от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В.А.Сухомлинский
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о роли и степени активности
родителей в воспитании и обучении дошкольников. Выделяется проблема
зависимости
детей
от
компьютерных
устройств
и
не
понимания
родителей
в
пагубности
данных
привычек.
Предлагаются
наиболее
эффективные формы привлечения родителей в образовательную среду
ДОУ, как средства обеспечения психолого – педагогической поддержки
семьи
и
повышения
компетенции
родителей
в
вопросах
развития
и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания
подрастающего поколения: семейное и общественное. Система дошкольного
образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой
ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет
повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Процесс
модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным
учреждениям. Ключевой вопрос модернизации –это повышение качества
образования. Особенность управления качеством образования в детском саду
состоит в том, чтобы не растеряв прошлый хороший опыт, начать осваивать
нововведения развивающего характера.
Целью
развития
дошкольного
учреждения
в
контексте
управления
качеством
образования
является
создание
условий,
обеспечивающих
оптимальное личностное развитие каждого ребенка. В соответствии с этим
меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Педагог
дошкольного
учреждения
–
не
только
воспитатель
детей,
но
и
партнёр
родителей по их воспитанию.
Как всем известно, семья для дошкольника – жизненно необходимая
среда, во многом определяющая путь его развития. Семья стоит у истоков
воспитания.
Она
является
основным
социальным
институтом
в
формировании
личности
ребенка.
Семья
и
дошкольное
учреждение
–два
важных института социализации ребенка. Они не могут заменить друг друга.
Как бы серьезно ни продумывались бы формы воспитания детей в детском
саду,
какой
бы
высокой
ни
была
квалификация
педагогов,
невозможно
достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки активного участия
родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Включение
семьи
как
партнера
и
активного
субъекта
в
образовательную
среду
дошкольного
образовательного
учреждения
качественно
изменяет
условия
взаимодействия
педагогов
и
родителей.
В
основе этого союза – единство взглядов на воспитательный процесс, вместе
выработанные
общие
цели
и
воспитательные
задачи,
пути
достижения
результатов.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих
родителей от решения вопросов воспитания и развития детей.
Весьма
актуальной
проблемой
современных
детей
является
зависимость от компьютерных устройств. Многие взрослые специально дают
своим
детям
гаджеты,
например,
чтобы
не
капризничал,
не
устраивал
истерик. При этом знакомить ребенка с гаджетами родители начинают уже с
первого года жизни, а то и раньше. И это не правильно! Поскольку в раннем
дошкольном
возрасте
у
ребенка
возникают
особые
эмоциональные
отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя
незаменима и любые «электронные няни» могут только навредить ребенку.
В период дошкольного детства, а так же в соответствии с ФГОС ДО
ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он
воспроизводит поведение взрослых. В игре – сначала эмоционально, а затем
интеллектуально ребенок осваивает всю систему человеческих отношений, а
из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий.
Компьютерная
же
игра,
в
исполнении
дошкольника,
имеет
другую
психосоциальную
структуру.
Такая
игра
не
требует
высокого
интеллектуального
потенциала,
творчества,
умения
разговаривать,
договариваться
и
сотрудничать,
проявлять
личностные
душевные
и
нравственные качества. Сенсорные эффекты, иллюзии примитивны, понятны
без слов, поэтому дети способны сами наполнять свой досуг, независимо от
друзей и родителей, что ведет к деградации личности. Данная зависимость –
явление многоликое и чрезвычайно сложное. Пагубные привычки быстро
перерастают
в
болезненные
состояния
психики,
аффективный
компонент
поведения. Ситуация осложняется ещё и тем, что зачастую дети с подобными
трудностями
имеют
нарушения
не
в
одной,
а
в
нескольких
сферах,
и
выявление характера нарушений требует специальных исследований.
Таким
образом,
нам
взрослым,
важно
не
допустить,
чтобы
компьютерные
устройства
в
жизни
ребёнка
стали
источником
проблем.
Отучить
ребенка
от
частого
использования
гаджетов,
как
показывает
практика, очень сложно. Но сделать это необходимо.
Как изменить такое положение – победить детскую зависимость от
компьютерных
устройств?
Как
заинтересовать,
привлечь
родителей
к
активному совместному участию в воспитательно-образовательном процессе,
который будет способствовать развитию ребенка и помогать ему шагать в
ногу со временем.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм
взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день
является одним из самых актуальных.
Наиболее
эффективными
в
по ст ро ение
ко н с т р у к т и в н ы х
взаимоотношений
с
родителями
считаем
нетрадиционные
формы,
основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей,
такие как реализация проектов, родительские мастер- классы «Гость группы»,
интерактивные игры.
Остановимся кратко на каждой из них.
Одной
из
наиболее
распространенной
формой
включения
родителей
в
образовательный
процесс
ДОУ
–
является метод
проектов.
Проектную
деятельность можно рассматривать, как вид культурной практики ребенка,
которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов
действий
(умений),
универсальные
компетентности,
помогающие
ему
действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Данные формы
взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую
поддержку
семьи
и
повышение
компетентности
родителей
в
вопросах
развития
и
образования,
охраны
и
укрепления
здоровья
детей.
И
как
результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализация творческого
потенциала родителей и детей. Тем самым ребенок постоянно находится в
зоне ближайшего развития и то, что он сегодня делает с помощью взрослого,
в
дальнейшем
сможет
сделать
сам.
В
соответствии
с
тематическим
планированием были организованы проекты :
- Комплексные: «Сказки Пушкина», «Кем быть?»;
- Групповые: «Как я провел это лето», «Добрые сказки»;
- Индивидуальные: «Мои увлечения»;
- Исследовательские: «Путешествие капельки».
Обычная тема перестает быть абстрактной и приобретает созвучное опыту
детей
направление. Результатом
деятельности
по
проектам
может
быть:
выпуск газеты, презентации, выставки художественного творчества.
Родительский мастер-класс «Гость группы» – это такая форма совместной
партнерской деятельности, когда родитель выступает в роли обучающего
взрослого. Воспитатель здесь – помощник родителя-мастера, вместе с детьми
он участвует в предложенных мастером заданиях, тем самым подает пример
культуры общения и взаимоотношений со взрослыми. Предметом мастер-
классов,
как
правило,
становятся
профессии
родителей,
их
увлечения,
семейные традиции, достижения и т.д.
Например, мастер-классы: «Веселые нотки», «В шахматном королевстве»,
«Откуда на Мишке штанишки», «Мой папа-спасатель». В частности, в
образовательной области «Художественное творчество» был проведен
родительский мастер-класс «Необычный рисунок», в ходе которого мама
воспитанницы группы продемонстрировала детям нетрадиционные приемы
техники рисования «Пескографию», в результате которого получился коллаж
«Зимние забавы».
Организация родительских мастер-классов требует тщательной подготовки.
Родитель-мастер должен быть не только профессионалом в своем деле, но
также и интересным собеседником, ему действительно должно нравиться то,
чем он занимается, потому что, только поистине увлеченный человек, может
увлечь других. Приглашенными мастерами также выступают дедушки и
бабушки, близкие родственники воспитанников. Результаты родительских
мастер-классов транслируются через выпуск видеофильмов, стенгазет,
выставки творческих работ, создание коллекций, фотоальбомов.
Так
родители
начинают
глубже
понимать
значимость
своего
участия
в
воспитании своего ребенка и всех детей группы. Самое главное – меняется
роль родителя от наблюдателя или контролера – к субъекту образования
своего
ребенка.
Для
детей
–
это
расширение
границ
познавательного
и
социального опыта. Воспитателю же предоставляется возможность решить
ряд важных психолого-педагогических задач.
Интересной
формой
взаимодействия
с
семьями
воспитанников
является
интерактивная
игра,
позволяющая
родителям
лучше,
чем
в
сложном
реальном
мире,
познать
и
понять
структуру
и
причинно-следственных
взаимоотношений
со
своим
ребенком.
Посредством
интерактивной
игры
можно более эффективно показать и обучить родителей новым способам
поведения со своими детьми и проверить на практике свои идеи. Так же
данная
форма
привлекает
тем,
что
носит
игровой
характер,
пробуждает
любопытство,
готовность
к
риску,
создаёт
ситуацию
испытания
и
дарит
радость открытий. Можно выделить следующие игры: «Это мой ребенок»,
«100
к
одному»,
«Счастливый
случай»
целью
которых:
выбрать
тактику
правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего
ребенка.
В
ходе
игры
родителям
предлагаются:
выставка
рисунков,
видеозапись высказываний детей о семье, о предметах и об окружающем
мире. Данная форма взаимодействия позволяет родителям задуматься над
тем, не потеряли ли они в повседневной суете свое главное предназначение –
материнство и отцовство.
В
ходе
такого
сотрудничества
была
отмечена
активность
родителей
в
желании
участвовать
в
педагогическом
процессе,
выросли
такие
качественные показатели как: инициативность, ответственность, позитивное
отношение
родителей
к
продуктам
совместной
деятельности
детей
и
взрослых.
Слова В.А.Сухомлинского: «Семья для ребенка – это источник
общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить
нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем
миром»: детский сад, семья, общественность».
Список литературы.
1.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании
дошкольника.
2.
Кисилева Л.С., Данилина Т.А, Лагода Т.С… Зуйкова М.Б.Проектный
метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для
руководителей и практических работников ДОУ.
3.
Крылова Н.М. Детский сад- Дом радости. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования. –М.: ТЦ
Сфера, 2013.
4.
Маейр А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В.555 идей для вовлечения
родителей в жизнь детского сада.
5.
Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка.
Взаимодействие ДОУ и семьи.
6.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.
Карданова Анна Юрьевна
воспитатель МКДОУ д/с № 7 с. Садового