Напоминание

«Современное детство как психолого–педагогический феномен»


Автор: Карданова Анна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с № 7 с. Садового
Населённый пункт: с. Садовое
Наименование материала: Статья
Тема: «Современное детство как психолого–педагогический феномен»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Современное детство как психолого-педагогический феномен»

(Современные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей)

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в разум и сердце из окружающего мира

–от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш»

В.А.Сухомлинский

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о роли и степени активности

родителей в воспитании и обучении дошкольников. Выделяется проблема

зависимости

детей

от

компьютерных

устройств

и

не

понимания

родителей

в

пагубности

данных

привычек.

Предлагаются

наиболее

эффективные формы привлечения родителей в образовательную среду

ДОУ, как средства обеспечения психолого – педагогической поддержки

семьи

и

повышения

компетенции

родителей

в

вопросах

развития

и

образования, охраны и укрепления здоровья детей.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания

подрастающего поколения: семейное и общественное. Система дошкольного

образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой

ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет

повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Процесс

модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным

учреждениям. Ключевой вопрос модернизации –это повышение качества

образования. Особенность управления качеством образования в детском саду

состоит в том, чтобы не растеряв прошлый хороший опыт, начать осваивать

нововведения развивающего характера.

Целью

развития

дошкольного

учреждения

в

контексте

управления

качеством

образования

является

создание

условий,

обеспечивающих

оптимальное личностное развитие каждого ребенка. В соответствии с этим

меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Педагог

дошкольного

учреждения

не

только

воспитатель

детей,

но

и

партнёр

родителей по их воспитанию.

Как всем известно, семья для дошкольника – жизненно необходимая

среда, во многом определяющая путь его развития. Семья стоит у истоков

воспитания.

Она

является

основным

социальным

институтом

в

формировании

личности

ребенка.

Семья

и

дошкольное

учреждение

–два

важных института социализации ребенка. Они не могут заменить друг друга.

Как бы серьезно ни продумывались бы формы воспитания детей в детском

саду,

какой

бы

высокой

ни

была

квалификация

педагогов,

невозможно

достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки активного участия

родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Включение

семьи

как

партнера

и

активного

субъекта

в

образовательную

среду

дошкольного

образовательного

учреждения

качественно

изменяет

условия

взаимодействия

педагогов

и

родителей.

В

основе этого союза – единство взглядов на воспитательный процесс, вместе

выработанные

общие

цели

и

воспитательные

задачи,

пути

достижения

результатов.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем

экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих

родителей от решения вопросов воспитания и развития детей.

Весьма

актуальной

проблемой

современных

детей

является

зависимость от компьютерных устройств. Многие взрослые специально дают

своим

детям

гаджеты,

например,

чтобы

не

капризничал,

не

устраивал

истерик. При этом знакомить ребенка с гаджетами родители начинают уже с

первого года жизни, а то и раньше. И это не правильно! Поскольку в раннем

дошкольном

возрасте

у

ребенка

возникают

особые

эмоциональные

отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя

незаменима и любые «электронные няни» могут только навредить ребенку.

В период дошкольного детства, а так же в соответствии с ФГОС ДО

ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он

воспроизводит поведение взрослых. В игре – сначала эмоционально, а затем

интеллектуально ребенок осваивает всю систему человеческих отношений, а

из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий.

Компьютерная

же

игра,

в

исполнении

дошкольника,

имеет

другую

психосоциальную

структуру.

Такая

игра

не

требует

высокого

интеллектуального

потенциала,

творчества,

умения

разговаривать,

договариваться

и

сотрудничать,

проявлять

личностные

душевные

и

нравственные качества. Сенсорные эффекты, иллюзии примитивны, понятны

без слов, поэтому дети способны сами наполнять свой досуг, независимо от

друзей и родителей, что ведет к деградации личности. Данная зависимость –

явление многоликое и чрезвычайно сложное. Пагубные привычки быстро

перерастают

в

болезненные

состояния

психики,

аффективный

компонент

поведения. Ситуация осложняется ещё и тем, что зачастую дети с подобными

трудностями

имеют

нарушения

не

в

одной,

а

в

нескольких

сферах,

и

выявление характера нарушений требует специальных исследований.

Таким

образом,

нам

взрослым,

важно

не

допустить,

чтобы

компьютерные

устройства

в

жизни

ребёнка

стали

источником

проблем.

Отучить

ребенка

от

частого

использования

гаджетов,

как

показывает

практика, очень сложно. Но сделать это необходимо.

Как изменить такое положение – победить детскую зависимость от

компьютерных

устройств?

Как

заинтересовать,

привлечь

родителей

к

активному совместному участию в воспитательно-образовательном процессе,

который будет способствовать развитию ребенка и помогать ему шагать в

ногу со временем.

В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм

взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день

является одним из самых актуальных.

Наиболее

эффективными

в

по ст ро ение

ко н с т р у к т и в н ы х

взаимоотношений

с

родителями

считаем

нетрадиционные

формы,

основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей,

такие как реализация проектов, родительские мастер- классы «Гость группы»,

интерактивные игры.

Остановимся кратко на каждой из них.

Одной

из

наиболее

распространенной

формой

включения

родителей

в

образовательный

процесс

ДОУ

является метод

проектов.

Проектную

деятельность можно рассматривать, как вид культурной практики ребенка,

которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов

действий

(умений),

универсальные

компетентности,

помогающие

ему

действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Данные формы

взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую

поддержку

семьи

и

повышение

компетентности

родителей

в

вопросах

развития

и

образования,

охраны

и

укрепления

здоровья

детей.

И

как

результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализация творческого

потенциала родителей и детей. Тем самым ребенок постоянно находится в

зоне ближайшего развития и то, что он сегодня делает с помощью взрослого,

в

дальнейшем

сможет

сделать

сам.

В

соответствии

с

тематическим

планированием были организованы проекты :

- Комплексные: «Сказки Пушкина», «Кем быть?»;

- Групповые: «Как я провел это лето», «Добрые сказки»;

- Индивидуальные: «Мои увлечения»;

- Исследовательские: «Путешествие капельки».

Обычная тема перестает быть абстрактной и приобретает созвучное опыту

детей

направление. Результатом

деятельности

по

проектам

может

быть:

выпуск газеты, презентации, выставки художественного творчества.

Родительский мастер-класс «Гость группы» – это такая форма совместной

партнерской деятельности, когда родитель выступает в роли обучающего

взрослого. Воспитатель здесь – помощник родителя-мастера, вместе с детьми

он участвует в предложенных мастером заданиях, тем самым подает пример

культуры общения и взаимоотношений со взрослыми. Предметом мастер-

классов,

как

правило,

становятся

профессии

родителей,

их

увлечения,

семейные традиции, достижения и т.д.

Например, мастер-классы: «Веселые нотки», «В шахматном королевстве»,

«Откуда на Мишке штанишки», «Мой папа-спасатель». В частности, в

образовательной области «Художественное творчество» был проведен

родительский мастер-класс «Необычный рисунок», в ходе которого мама

воспитанницы группы продемонстрировала детям нетрадиционные приемы

техники рисования «Пескографию», в результате которого получился коллаж

«Зимние забавы».

Организация родительских мастер-классов требует тщательной подготовки.

Родитель-мастер должен быть не только профессионалом в своем деле, но

также и интересным собеседником, ему действительно должно нравиться то,

чем он занимается, потому что, только поистине увлеченный человек, может

увлечь других. Приглашенными мастерами также выступают дедушки и

бабушки, близкие родственники воспитанников. Результаты родительских

мастер-классов транслируются через выпуск видеофильмов, стенгазет,

выставки творческих работ, создание коллекций, фотоальбомов.

Так

родители

начинают

глубже

понимать

значимость

своего

участия

в

воспитании своего ребенка и всех детей группы. Самое главное – меняется

роль родителя от наблюдателя или контролера – к субъекту образования

своего

ребенка.

Для

детей

это

расширение

границ

познавательного

и

социального опыта. Воспитателю же предоставляется возможность решить

ряд важных психолого-педагогических задач.

Интересной

формой

взаимодействия

с

семьями

воспитанников

является

интерактивная

игра,

позволяющая

родителям

лучше,

чем

в

сложном

реальном

мире,

познать

и

понять

структуру

и

причинно-следственных

взаимоотношений

со

своим

ребенком.

Посредством

интерактивной

игры

можно более эффективно показать и обучить родителей новым способам

поведения со своими детьми и проверить на практике свои идеи. Так же

данная

форма

привлекает

тем,

что

носит

игровой

характер,

пробуждает

любопытство,

готовность

к

риску,

создаёт

ситуацию

испытания

и

дарит

радость открытий. Можно выделить следующие игры: «Это мой ребенок»,

«100

к

одному»,

«Счастливый

случай»

целью

которых:

выбрать

тактику

правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего

ребенка.

В

ходе

игры

родителям

предлагаются:

выставка

рисунков,

видеозапись высказываний детей о семье, о предметах и об окружающем

мире. Данная форма взаимодействия позволяет родителям задуматься над

тем, не потеряли ли они в повседневной суете свое главное предназначение –

материнство и отцовство.

В

ходе

такого

сотрудничества

была

отмечена

активность

родителей

в

желании

участвовать

в

педагогическом

процессе,

выросли

такие

качественные показатели как: инициативность, ответственность, позитивное

отношение

родителей

к

продуктам

совместной

деятельности

детей

и

взрослых.

Слова В.А.Сухомлинского: «Семья для ребенка – это источник

общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь

происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить

нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем

миром»: детский сад, семья, общественность».

Список литературы.

1.

Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании

дошкольника.

2.

Кисилева Л.С., Данилина Т.А, Лагода Т.С… Зуйкова М.Б.Проектный

метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для

руководителей и практических работников ДОУ.

3.

Крылова Н.М. Детский сад- Дом радости. Примерная основная

общеобразовательная программа дошкольного образования. –М.: ТЦ

Сфера, 2013.

4.

Маейр А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В.555 идей для вовлечения

родителей в жизнь детского сада.

5.

Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка.

Взаимодействие ДОУ и семьи.

6.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования.

Карданова Анна Юрьевна

воспитатель МКДОУ д/с № 7 с. Садового



В раздел образования