Напоминание

"Когда слово диктует чувство…"


Автор: Мищенко Татьяна Фёдоровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ РО "ВТММ"
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: Описание педагогического опыта
Тема: "Когда слово диктует чувство…"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский техникум металлообработки и машиностроения»

Неуспокоенность моей души…

Описание педагогического опыта

Преподаватель: Мищенко

Т.Ф.

2015

Мое кредо:

Не будь спокойным!

Не считай отрадой

Благополучья собственного рай!

Дерзай! Работай! Ошибайся! Падай!

И снова все сначала начинай!

Не так легко, не так все это просто,

Но пусть в тебе горит огонь живой

Огромного, святого недовольства

Самим собой!

«Возьми свое сердце, отдай его людям, чтоб вечно горело для общего

дела», эти слова как нельзя лучше определяют сущность профессии учителя.

Недаром педагога сравнивают то с Прометеем, несущим людям спасительный

огонь, то с легендарным Данко, отдавшим людям свое пылающее сердце.

Подвига самопожертвования требует от педагога наша профессия и

время,

в

которое

нам

выпало

жить.

Без

этого

учительского

качества,

означающего

сострадание,

понимание,

безграничную

любовь

к

детям

и

своему делу невозможно служить Великому.

Ежедневно отдавая частицу своей души студентам, хочется верить в то,

что доброта, сердечность, духовность, житейская мудрость, все то, чему учат

уроки

литературы,

рано

или

поздно

даст

положительные

всходы,

в

мир

придут неравнодушные, порядочные, мыслящие граждане.

«Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле», сказал

Р. Рождественский. Велика миссия учителя, велико влияние Слова, которое

он

несет

детям,

пробуждая

в

подростках

чувство

добра,

тот

высокий

и

чистый настрой, без которого жизнь лишается опоры.

Непосредственной задачей учителя -

словесника является, на мой

взгляд,

воспитание читателя, ученика, способного получить эстетическое

наслаждение от книги, от подлинных произведений искусства. Чтобы вызвать

интерес

к

урокам

литературы,

учитель

должен

находиться

постоянно

в

творческом поиске. Как нельзя исчерпать до дна подлинно художественное

произведение, так нельзя преподавателю достичь момента, когда можешь

заявить: теперь я знаю все. Учитель учится, пока учит. Учитель учится всю

жизнь,

ведь

каждый

учебный

год

-

новый

год.

Накануне

1

сентября

я

перелистываю

старые

конспекты,

планы,

думаю,

какие

дети

придут

в

техникум , каким будет в новом учебном году наш первый урок, урок, от

которого много зависит в нашем дальнейшем сотрудничестве.

По традиции, приветствуя студентов на первом уроке, я желаю им

успехов

и

творчества,

старания,

упорства

в

постижении

ими

еще

неизвестного и неоткрытого.

Потом начинаются уроки, успех которых зависит как от преподавателя,

так и от учеников.

Мой

девиз:

«Пока

учу

-

учусь»

соответствует

моим

творческим

поискам, а урок литературы это постоянное творчество.

Мои

педагогические

приемы

я

бы

определила

одним

словом

-

сотворчество.

Как

это

можно

объяснить?

Сотворчество

это

есть

сотрудничество, а сотрудничество

на уроке я понимаю как

совместную

развивающую

деятельно сть

взро слых

и

детей,

с к р е п л е н н у ю

взаимопониманием,

проникновением

в

духовный

мир

друг

друга,

совместным результатом нашей поисковой деятельности».

Ни для кого не секрет, что в наше сложное, стремительное время детей

чаще волнуют другие проблемы, чем те, которые нужно понять в книге. Но …

читают ли они вообще? Моя цель – обратить подростка к книге. С чего

начинать, чтобы сотворчество состоялось?

На

первых

уроках

предлагаю

учащимся

анкету,

которая

позволяет

выяснить - знакомы ли дети с ее Величеством Книгой:

- Читаете ли вы книги?

-

Почему

вы

читаете:

потому,

что

нравится

это

произведение,

по

велению души или потому что это надо читать по программе?

- Составляете ли вы для себя программу чтения?

- Любите ли вы читать классические произведения? Что из классики

вам особенно нравится?

-

Назовите

любимые

произведения,

к

которым

вы

обращались

неоднократно, которые знаете в деталях?

-

Приведите

пример

из

своей

жизни,

когда

ваш

поступок

соответствовал поступку героя любимой книги.

- Продолжите фразу: «Книга для меня – это…»

Ответы

получаю

разные.

Некоторые

пишут:

«не

читаю»,

«некогда

читать»,

«не

люблю

читать»,

«работал»,

«вообще

не

люблю

уроки

литературы, поэтому книги не читаю», «книги скучные». Однако, есть среди

прочих ответы и такого типа «люблю стихи Пушкина, Лермонтова», «читал

то, что задавали», «читаю только школьную программу». Иногда попадаются

откровения «люблю читать любовные романы», «пробую писать стихи». И

вот это уже радует, основа есть, дети читают, значит можно и надо работать.

Как учитель литературы, я вижу одну из главных задач в том, чтобы

помочь ребятам осмыслить русскую классику, которая учит нравственному

совершенствованию.

Нравственному

воспитанию

учащихся

способствует

изучение

жизненного и творческого пути А.С. Пушкина. На первом курсе вспоминаем

о детских и юношеских годах поэта, о лицейской дружбе. О Пушкине они

говорили

в

школе,

но

сейчас

начинают

понимать

величие

поэта.

Делаю

акцент на том, что лицей подарил Пушкину красоту мира, любовь к Родине, к

друзьям,

познакомил

с

прекрасными

педагогами,

открыл

путь

к

славе.

Постепенно подвожу ребят к мысли – вы тоже учитесь в лицее. Возможно, он

станет отправной точкой к вашему величию и мастерству, пусть вы не станете

поэтами, но вы будете прекрасными людьми.

Какие же качества ценил поэт в людях, что волновало его? От беседы

плавно переходим к патриотической, гражданственной, любовной лирике. В

глазах

детей вижу интерес, пусть с трудом, но они начинают говорить,

анализировать стихотворения.

На

втором

курсе

действенен

тот

же

прием:

начинаем

с

личности

писателя.

- Как жил, чем жил, что пережил и испытал?. Писатель любил, страдал,

наслаждался, наблюдал, думал, оценивал, а потом об этом поведал нам в

произведении.

Берем книгу. Перед нами - накопление чувств, идей, образов, указаний,

призывов, размышлений.

«…Вспоминается

мне

ранняя

погожая

осень.

Август

был

с

теплыми дождиками…».

Это Иван Бунин, его знаменитые «Антоновские яблоки». Ставлю задачу

перед классом – попробуем из всего написанного добыть жизнь, яркость,

силу, смысл, дух. Важно, чтобы каждый из вас воссоздал в себе созданное

автором.

Подвожу студентов к тому, что все зависит от них - если он не захочет

прочитать, то и книга пройдет мимо. Читатель должен чувствовать сердцем,

созерцать. Читать – значит искать скрытый писателем духовный клад! Читаю

вслух

сама,

предлагаю

продолжить

учащемуся,

постараться

при

чтении

передать настроение автора. Таким образом, решаем одну из важных задач:

на уроке господствует его Величество Слово. Следующий этап – беседа по

прочитанному. Беседа – один из методов работы на уроке. Что дает беседа?

Погружение в текст, поиск ответов на поставленные вопросы.

Стараюсь выдвинуть ряд проблемных вопросов, которые направлены

не

на

простое

воспроизведение

текста,

а

будят

мысль,

заставляют

размышлять. Опыт работы показал, что самое ценное в уроке литературы

создание

дискуссионной

ситуации.

Например,

говоря

о

Базарове

(роман

«Отцы и дети») зачитываю суждения критиков разного времени. Ставлю

вопрос: «Какие из них ближе вашему пониманию и оценке тургеневского

героя? С кем вы не согласны? Почему? Какие из суждений показались для вас

неожиданными?

Попробуйте

сформулировать

свое

суждение».

И

студент

выбирает не только

близкую

и понятную оценку образа Базарова, но и

обосновывет ее. На вопрос: «Кто же Раскольников - преступник, фанатик

идеи,

гуманист?»

Дети

дают

самые

неожиданные

ответы.

Такой

методический

прием

это

начало

напряженного

труда,

эмоционального

постижения характера литературного героя.

Я

стремлюсь,

чтобы

урок

литературы

приобретал

форму

обмена

мнениями, такая форма взаимодействия важна, она дает понять, что точка

зрения учителя – одна из множества представленных в процессе обсуждения

той или иной проблемы. Позиция преподавателя здесь равнозначна другим

позициям и может быть аргументированно оспорена.

Проверяя

итоговые

сочинения,

я

особенно

ценю

нестандартное

решение проблемы, когда студент доказывает свое, пусть спорное, мнение:

«Неужели

поведение

Желткова

можно

считать

поведением

истинно

любящего человека? Конечно, это спорный вопрос. Если рассматривать его с

точки зрения человека тонкой, чувственной натуры, неизбежно приходишь к

выводу, что в наше время встретить настоящую любовь возможно лишь в

подобных

произведениях

прославленных

классиков.

Но,

если

говорить

о

моем личном субъективном мнении, то могу сказать одно – я никогда не

соглашусь с тем, что по-настоящему любящий человек мог вот так спокойно

оставаться за кадром, вне игры, тем более, по-видимому, его это вполне

устраивало. Я считаю, что возможно, на

самом деле все начиналось у

Желткова с любви, той самой, настоящей. Но в последствии бескорыстное

чувство было угнетено и задавлено одиночеством, серостью и однообразием

будней,

в связи с

неблагополучно сложившейся карьерой и

другими

жизненными обстоятельствами, и, в итоге, переросло в зацикленность на

выбранном объекте так называемой «любви» - просто от безысходности…

Одним словом, с моей точки зрения – возможно это будет звучать резко –

Желтков жалкий человек». Это мнение студентки . А что по этому поводу

писал классик? – Вот начало увлекательнейшей дискуссии.

На протяжении нескольких лет я увлечена нестандартными формами

проведения

уроков.

Нестандартные

уроки

отличаются,

прежде

всего,

новизной,

оригинальностью:

каждый

урок

неповторим,

он

представляет

собой

творческую

находку

учителя.

Такие

уроки

провожу

наряду

с

усовершенствованными традиционными уроками.

Нестандартный

урок

как

нельзя

лучше

соответствует

концепции

общего и профессионального образования, в которой основное внимание

уделяется ученику как личности, развитию его творческих возможностей,

привитию интереса к учебе, в том числе и к изучению литературы. Именно

нестандартные уроки направлены на преодоление безликого однообразия в

преподавании.

Считаю,

что

методического

разнообразия

требует

сам

изучаемый материал. Ведь жизненный путь и творчество каждого писателя

неповторимы, и следовательно, к их изучению необходимо подходить по

разному.

Что еще побуждает меня проводить нестандартные уроки? Отсутствие

у многих учащихся интереса к учебе, к предмету. Не так давно первокурсник

заявил: «...он (писатель) тут напридумывал, а я должен сидеть и страдать,

думать,

что

хотел

писатель

сказать».

Поэтому

на

первом

курсе,

чтобы

заинтересовать

студентов,

провожу

уроки

суды.

Так,

например,

по

творчеству Н.В. Гоголя урок – суд над помещиками «Как страшна наша

Россия»,

урок

-

суд

«Речь

в

защиту

Раскольникова»

по

роману

Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание». Такая форма урока способствует

желанию учащихся продемонстрировать свои знания, актерские способности.

Урок – семинар требует большой подготовки, но подходит обычно интересно.

В группах первого курса

провожу игру – викторину по творчеству А.Н.

Островского «Умники и умницы». Викторина построена на литературном

материале,

это

способствует

формированию

у

учащихся

внимательного

отношения к детали в художественном произведении к ее роли и идейно –

образной структуре. Помимо прочего игра позволяет выявить знание текста.

Такой урок может служить формой контроля за чтением в ходе изучения, я

провожу его на обобщающем занятии по драматургии А.Н. Островского.

Одним

из

моих

любимых

приемов

работы

с

художественными

произведениями

на

уроках

и

во

внеклассной

работе

являет ся

инсценирование. Включение в урок литературы элементов драматического

действия – один из наиболее эффективных способов его разнообразить. В

процессе изучения классических произведений

элементы театрализации

приобретают особое значение, становясь той формой наглядности, которая

чрезвычайно важна для формирования у подростков как жизненного, так и

эстетического

опыта.

Элементы

творчества

на

уроке

пробуждают

яркие

чувства, формируют способности к тому видению, без которого невозможно

чтение художественной литературы. В конце концов, творчество учит любить

книгу. Участвующие в игровом действе подростки незаметно погружаются в

ту атмосферу, о которой говорят, это доставляет им удовольствие.

В

процессе

изучения

драматических

произведений

я

предлагаю

инсценировать или вдумчиво прочитать по ролям отдельные действия или

явления.

Надо

отметить,

что

такой

прием

значительно

повышает

интерес

к

прочтению, к тому же активизирует внимание, воображение учащихся, учит

их вслушиваться в слово.

Впрочем,

театрализация

урока

уместна

и

при

изучении

недраматического

произведения.

Элементы

сценического

действия

использую при изучении творчества поэтов, если говорим об Ахматовой – то

дети играют Ахматову и Гумилева, если урок посвящен М.Цветаевой, то как

обойтись без главной героини и С.Эфрона. Роман «Тихий Дон» - благодатная

почва для инсценирования. Элементы сценического действия использую и

при

изучении

повести

А.И.

Куприна

«Гранатовый

браслет».

Учащиеся,

«примеривая»

на

себя

роли

прототипов

повести,

рассказывают

историю

создания произведения, решая при этом, кому отдать гранатовый браслет. Под

звуки

«Лунной

сонаты»

Бетховена

учащийся

Желтков

пишет

письмо

княгине Вере. Такие элементы оживляют урок.

Уроки – диспуты, уроки – лекции с элементами беседы способствуют

развитию

самостоятельного

мышления;

уроки

концерты,

уроки

-

литературные

кафе,

уроки

экскурсии

развивают

эстетический

вкус,

расширяют кругозор учащихся. Все они имеют одну, объединяющую их

задачу – привитие интереса к

учебе в целом и к урокам литературы в

частности.

Подготовить и провести нестандартные уроки мне охотно помогают

мои студенты. Любители рисовать приносят свои иллюстрации и зарисовки,

выполненные по

произведениям, изучаемым

на уроках. Многие ребята

вместо традиционных сообщений и рефератов по творчеству писателя или

поэта

выполняют

электронные

презентации,

помогают

оформить

дидактический

и

раздаточный

материал.

Таким

образом,

мне

удалось

составить

и

систематизировать

комплексно-методическое

обеспечение

предмета, включающее в себя как методические материалы, так и богатый

арсенал средств обучения, используемых на уроках.

Надо заметить, что наши совместные старания оправдывают себя. На

протяжении многих лет по литературе нет неуспевающих учеников. Сухие

цифры отчетов свидетельствуют о том, что качество знаний по предмету в

прошедшем учебном году составило 58%.

Это цифры. А что же дети? Что осталось в их сознании? Приятно

осознавать, что многие ребята служат СЛОВУ. Владимир Реннер постоянный

участник

литературных

композиций,

давно

закончил

Ростовское

театральном

училище,

пишет

сценарии,

и

ставит

спектакли,

является

руководителем молодежного театра МАСКА.РАД.

Ведущий спортивных новостей, автор репортажей на местном канале

Андрей

Солдатов

на

мой

вопрос

почему

профессии

«Слесарь»

он

предпочел

журналистику, ответил: «Наверное, не

прошли Ваши уроки

даром, что-то осталось в душе».

Увлечение

поэзией

Ольги

Никулиной

переросло

в

творчество,

она

пишет стихи, живет в Москве, но при встрече дарит свои новинки:

Жизнь прожить достойно:

Мучаясь, любя,

Под бедою стройно

Продержать себя.

И не заблудиться,

И не заболеть –

Над душой трудиться

И Свободу петь!

Творческие способности учащихся реализуются не только на уроках, но и во

внеурочных мероприятиях. Мои студенты принимают участие в конкурсах

различных уровней.

В 2015 году Запорожская А.И., студентка гр.10-10, принимала участие во

Всероссийском

дистанционном

конкурсе

с

международным

участием.

Ее

конкурсная работа – презентация « Любимые женщины Сергея Есенина»,

была удостоена диплома третьей степени.

Сташкевич Арина, студентка гр.18-14- творческая личность! Пишет

рассказы,

стихи.

В

2015

году

была

участицей

VII

городской

научно-

практической конференции Академии юных исследователей, в направлении

«Творчество юных». Стихи, написанные Ариной, вызвали интерес у жюри,

она стала лауреатом конкурса.

В октябре 2015 года Арина приняла участие в фестивале творческих работ

«Начни

с

себя»,

стала

победителем,

а

ее

работа

«

Жизнь,

достойная

подражания» опубликована в сборнике творческих работ молодежи Дона «

Жизнь, достойная потомков».

Мои студенты с удовольствием принимают участие в научно - практических

конференциях.

В 2016 году, Боровая Е., студентка группы 10-12, была удостоена Диплома

первой степени за исследовательскую работу «Диалектизмы в романе М.А.

Шолохова «Тихий Дон».

В 2017 году, Говорина Екатерина, студентка группы 1ТМ-8, была удостоена

Диплома первой степени за исследовательскую работу: «Труд детей в годы

Великой Отечественной войны»

В 2018 году , Грачева Анастасия, студентка группы 2 ТРУК-, была удостоена

Диплома первой степени за исследовательскую работу «Пребывание русских

писателей на Дону»

Часть II. Внеурочная работа

Учитель – не тот, кто знает материал и умеет вести урок. Это воспитатель,

способный организовать детей после уроков, научить чему-то доброму и

полезному в жизни.

Когда я чувствую, что дети хотят, чтобы урок продолжался и после звонка, то

ощущаю огромное удовлетворение.

Таким образом, внеклассная работа – это своего рода продолжение урока,

творчества, это целый мир поисков, открытий, достижений.

Литературно – музыкальная композиция хороший для нас помощник и

союзник в развитии творческих возможностей детей, а также в

формировании у них эстетически – ценностных ориентиров. Учащиеся с

удовольствием собирают материал, необходимый для внеклассного

мероприятия, готовятся, вживаются в образы выбранных героев, а потом мы

приглашаем гостей в литературное кафе. Тесное сотрудничество с

библиотекарем Таничевой Н.И. способствует тому, что мы создаем уютную

обстановку в библиотеке, где проходят вечера «Любовь – волшебная страна»,

«Образ пленительный – образ прекрасный» литературно-музыкальные

композиции: « Песни, рожденные войной», «Чтобы помнили….», « Свет

незакатный», « «Я сердцем никогда не лгу», « Нет выше звания, чем мама»,

«Союз души с душой родной», « История русского романса», « А он встает

над волнами забвенья» и другие.

В рамках проведения

предметной недели «Литературы и русского языка»

ежегодно проходит

конкурс чтецов, победителями которого неоднократно

были мои студенты.

Внеклассная работа стала для меня своеобразной лабораторией творчества, в

которой

моделируются

нетрадиционные

формы

общения

с

искусством,

литературой.

Мой многолетний педагогический опыт

показывает, что те

учащиеся, которые занимаются литературным творчеством, пишут хорошие

сочинения, становятся серьезнее, внимательнее, отзывчивее. Возможно, что

не станут они писателями, но людьми большой души будут обязательно,

будут помнить слова Дугласа Мэллока:

Не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь деревцем, что растет в долине, но только будь

Самым стройным деревцем у ручья;

Будь кустом, если не можешь быть деревом.

Не можешь быть кустом — стань травой

И сделай дорогу счастливее;

Не родился щукой — будь просто окунем,

Но лучшим окунем в озере!

Все не могут быть капитанами, кто-то должен быть и матросом;

Не можешь быть широкой дорогой — будь тропинкой,

Не можешь быть солнцем — будь звездой;

Победитель ты или проигравший — это не важно,

Покажи лучшее, что в тебе есть.



В раздел образования