Напоминание

"Мониторинг личностных и метапредметных результатов на уроке музыки"


Автор: Хрипунова Ольга Михайловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ "Тагайская СШ"
Населённый пункт: село Тагай, Майнский район, Ульяновская область
Наименование материала: "Презентация"
Тема: "Мониторинг личностных и метапредметных результатов на уроке музыки"
Раздел: среднее образование





Назад




Мониторинг

Мониторинг

личностных и метапредметных

личностных и метапредметных

результатов на уроке музыки

результатов на уроке музыки

МКОУ «Тагайская СШ» Ульяновской области

МКОУ «Тагайская СШ» Ульяновской области

учитель музыки Хрипунова О.М.

учитель музыки Хрипунова О.М.

1

. Оценка результатов деятельности

2. Мониторинг личностных УУД

3. Мониторинг познавательных УУД

4. Мониторинг коммуникативных УУД

5. Мониторинг регулятивных УУД

6. Выводы и обобщения

Содержание

Содержание

Анкета «Определение

Анкета «Определение

уровней мотивации по

уровней мотивации по

предмету «Музыка»

предмету «Музыка»

1.Тебе нравится посещать уроки музыки?

2. Если у вас отменят урок музыки, как ты к этому отнесёшься?

3. Ты часто рассказываешь о том, что вы делаете на уроке музыки

родителям?

4. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель

5. Тебе нравится музыка, которая звучит на уроке?

6. Тебе нравится заниматься различными видами исполнительской

деятельности

7. Ты хотел бы, чтобы вам чаще задали на дом творческие задания

Система бальных оценок

-ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к

уроку музыки, оценивается в 3 балла;

-нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 2

балла;

-ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка

занятиям музыкой, оценивается в 1 балл.

Для чего нужна в жизни музыка?

Какие произведения ты знаешь?

Где ты слушаешь музыку? (радио, телевидение, концерты)

Встречаешься ли с музыкой вне урока? Где?

Любишь ли петь дома? Что поешь? Что поют родители

дома, в гостях?

Какую музыку слышал в последний раз с родителями, где?

Какие музыкальные передачи понравились в последнее

время? Почему?

Анкета

Анкета

Как ты относишься к музыке?”

Как ты относишься к музыке?”

Письмо должно быть написано так, чтобы друг, который эту музыку не

слышал, мог ее представить и заинтересоваться.

ПОЗИЦИИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ:

1.

Музыкальные приоритеты (наличие ценностных ориентиров,

2.

Музыкальная грамотность (умение вычленить главную мысль, суть

произведения

3.

Теоретическая подготовка (правомерность использования

искусствоведческих знаний, терминов)

4. Степень владения образным языком (развернутость характеристик,

наличие художественных и жизненных ассоциаций, образность

высказываний, метафоричность)

5. Чувство целого: движение от общего к частному, от содержания к

форме и выразительным средствам.

Каждая характеристика отмечается по трехбальной системе: 0, 1, 2

Абсолютное число баллов по этому заданию: 10 баллов

Задание «Напиши письмо другу

Задание «Напиши письмо другу

о своей любимой музыке»

о своей любимой музыке»

Цель: выявление художественных предпочтений, составление

индивидуальных программ

Если б ты был учителем музыки, какую бы музыку выбрал для

заключительного урока, что бы хотел рассказать о ней.

Выявляется ценностная ориентация: предпочтения, обширность

информации об авторах, наличие интерпретации

ОЦЕНКА ПО КРИТЕРИЯМ:

А) нет впечатлений - 0 баллов

Б) знает некоторые произведения, слышал ФИО некоторых авторов,

однако музыкальные пристрастия однотипны 1 балл

В) знает отдельные названия музыкальных произведений по

школьной программе, включает произведения разнообразных жанров

2 балла

Г) имеет достаточно широкие музыкальные впечатления,

приобретенные не только на уроке, но и вне школы, понимает, за что

любит, может обосновать - 3 балла

Методика «Встреча с

Методика «Встреча с

музыкой» Л.В. Школяр

музыкой» Л.В. Школяр

Цель: выяснить, насколько ребёнок идентифицирует себя с музыкой

как огромным и важным явлением в жизни.

Учитель просит детей представить, что музыка — живое существо. И

дает задание: это существо, эту личность нарисовать так, как они ее

чувствуют, понимают, когда ее слушают или исполняют. Кроме того,

просит каждого изобразить самого себя в своем рисунке.

Диагностика даёт ответ на вопросы: «Живёт ли музыка в ребёнке?»,

«Что такое ребёнок в мире музыки?»

Методика «Ребенок и музыка»

Методика «Ребенок и музыка»

Диагностическая методика «Лесенка»,

Диагностическая методика «Лесенка»,

адаптированная к предмету «Музыка»

адаптированная к предмету «Музыка»

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.

Учащимся предлагается следующая ситуация:

Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

На самой нижней ступеньке стоят ученики, у которых нет успехов в

музыкальной деятельности, или они не хотят ею заниматься.

На второй ступеньке стоят ученики, у которых способности чуть

лучше, на третьей – еще чуть лучше и т.д.

На верхней ступеньке стоят самые способные, музыкально

одарённые ученики.

Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите?

На какую ступеньку поставит вас ваша учительница?

На какую ступеньку поставят вас ваши родители?

Методика

Методика

«Выбери музыку» Л. В. Школяр

«Выбери музыку» Л. В. Школяр

Цель методики: выявление родственной по содержанию музыки, умение понять

чувства других людей.

Предлагаемая музыка должна быть похожей по внешним признакам: схожесть

фактуры, динамики звучания, элементов музыкальной речи.

Варианты фрагментов музыки: П. Чайковский «Утреннее размышление»

Э. Григ «Одинокий странник»

Э. Григ «Смерть Озе»

После прослушивания учащиеся должны определить, какие из этих произведений

родственны по «духу» музыки, по музыкально-образному строю и рассказать,

по каким признакам они определили эту общность

Интерпретация результатов:

Если они опираются только на средства, это свидетельствует о низком уровне

восприятия

Если опираются только на свои эмоции – средний уровень

Устанавливают зависимость между своими эмоциями и звучащей музыкой,

когда ребёнок может достаточно содержательно рассказать, почему у него

возникают именно эти, а не другие эмоции – высокий уровень

Методика «Пословицы»

Методика «Пословицы»

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить

особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

В

чужую дудку не наиграешься.

З

атянул песню, так веди до конца.

Г

усли-то те, да руки не те.

К

расна птица пением, а человек – умением.

Е

го дуда и туда, и сюда.

С

оловей берет пением, а человек – умением.

Р

ано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

З

апел соловьем, да кончил петухом.

С

оловей с вороной по-разному живут, да по-разному песни поют

1.Интересное дело

Какая деятельность привлекает?

2. Общение с разными людьми

3. Помощь товарищам

4. Возможность передавать свои знания

5. Творчество,

6. Приобретение новых знаний

7. Возможность руководить другими

8. Участие в делах своего коллектива

9. Вероятность заслужить уважение товарищей

10. Сделать доброе дело для других

11. Выделиться среди других

12. Выработать в себе определённые черты характера

Методика изучения мотив

Методика изучения мотив

участия в деятельности

участия в деятельности

Профессор Л.В. Байбородова

Профессор Л.В. Байбородова

Шкала

3 – привлекает очень сильно

2 – привлекает в значительной

степени

1 – привлекает слабо

0 – не привлекает совсем

Обработка и интерпретация результатов:

Коллективистские мотивы – 3, 4, 8, 10

Личностные мотивы – 1, 2, 5, 6, 12

Престижные мотивы – 7, 9, 11

Методика «Ситуация выбора»

Методика «Ситуация выбора»

Профессор Л.В. Байбородова

Профессор Л.В. Байбородова

Цель: выяснить направленность личности учащихся

В классе проводится час творчества. Учащимся

предлагается выбрать предмет своей деятельности

из перечня следующих занятий:

Разработка программы вечера

Изготовление подарков для детей детского дома

Подготовка сюрприза для учащихся младших классов

Изготовление украшений для вечернего платья

При следующем проведении часа творчества ученикам

рекомендуется выбрать одно из предлагаемого

перечня занятий в соответствии с его назначением:

Проявить свои таланты, сделать приятный сюрприз

для друзей

Весело провести время

Оказать помощь детскому дому или его

воспитанникам

Приобрести умение устанавливать контакт с

людьми

Обработка полученных

данных:

Сопоставление

результатов выбора

учащимися занятий

в нескольких ситуациях

позволяет выделить

ведущие мотивы их

поведения и

деятельности,

направленность

их личности.

А) Преобладание

общественных мотивов

Б) Преобладание

личностных мотивов

В) Преобладание

престижных мотивов

Цель: определить активность и мотивы участия детей во внеурочной,

внеклассной деятельности

В школе через определённый промежуток времени появляются

объявления:

«Ребята, поможем учителям в оформлении кабинетов.

Приглашаем всех желающих в школу 7 декабря в 10 часов». Совет

старшеклассников

«Всех желающих приглашаем принять участие в разговоре-

поиске «Как сделать нашу школу красивой и уютной»

«Тех, кто хочет принять участие в подготовке и проведении

Новогоднего праздника для младших школьников, ждём 25 ноября

в 14 часов в актовом зале школы. Совет старшеклассников

Обработка полученных данных.

Оценка общественной активности школьников.

Установление связи между активностью учеников и их

предпочтениями в выборе направленности деятельности

Методика «Акт добровольцев»

Методика «Акт добровольцев»

Профессор Л.В. Байбородова

Профессор Л.В. Байбородова

Цель: выявление направленности интересов младших

школьников.

На лепестках «Цветика-семицветика», которые пронумерованы,

Учащиеся записывают свои

Обработка результатов:

Желания предназначены:

для себя

для родных и близких

для класса и школы

для других

Методика «Цветик-семицветик»

Методика «Цветик-семицветик»

Работа с текстом

Работа с текстом

К. Паустовский

К. Паустовский

«Корзина с еловыми

«Корзина с еловыми

шишками»

шишками»

Познавательные

УУД:

приобретение

навыков

смыслового

чтения,

умение найти ответ на поставленный вопрос, умение делать выводы и

обобщения

Интерпретация результатов:

Высокий

уровень:

учащимся

понятен

текст

ситуаций,

они

легко

находят ответы на вопросы в тексте.

Средний

уровень:

понимание

учащимися

достигается

в

ходе

обсуждения между членами группы

Низкий уровень: учащиеся обратились за помощью к учителю за

разъяснениями по тексту

Методика «Развитие мыслительной

Методика «Развитие мыслительной

деятельности на уроках музыки»

деятельности на уроках музыки»

Масловой

Масловой

Аналогия

Выполните задание по образцу

Бетховен – немецкий композитор

Шопен –

Штраус-

Григ-

Классификация

Сгруппируйте слова, дайте название

каждой группе.

Моцарт, динамика, сопрано, театр,

Бетховен, бас, Бах, тенор, мелодия,

Глинка, баритон, филармония, тембр,

Рахманинов, контральто, лад.

Обобщение

Найдите слово, объясняющее все эти

термины:

1. партер, оркестр, сцена, билет,

актеры, дирижер

2. песня, концерт, симфония, фуга,

соната

Исключение лишнего

Какое слово «лишнее»? Выпиши и

объясни почему:

1. Опера, симфония, балет, мюзикл

2. «Щелкунчик», «Золушка»,

«Лебединое озеро», «Спящая

красавица»

Синтез

Из данных слов составь предложения:

Важный, инструмент, большой,

струны, рояль, педаль.

Опровержение

Исправь ошибки:

Одно из самых знаменитых мест

оперы «Сказка о царе Салтане»

П.И.Чайковского - отрывок под

названием «Два чуда».

Систематизация

Распредели слова в две колонки: лирика

и патриотизм

Любовь, природа, победа, изящество,

слава, держава, армия, романс, марш

Объединение

Объедини

слова

в

пары

и

объясни

принцип объединения:

Смычок, педаль, песня, скрипка, голос,

рояль

Методика «Развитие мыслительной

Методика «Развитие мыслительной

деятельности на уроках музыки»

деятельности на уроках музыки»

Масловой

Масловой

Задание «Кодирование»

Задание «Кодирование»

Знаково-

символическое

действие

Интерпретация результатов

Высокий уровень: учащиеся самостоятельно выполняют знаково-символическое

действие

Средний уровень: задания выполняются в медленном темпе с помощью педагога

Низкий уровень: отсутствует умение выполнять мыслительные операции

Коммуникативные действия: согласование усилий в процессе организации и

осуществления сотрудничества

Дети, перед вами лежит набор карточек. Пусть одному(ой) из вас будут

принадлежать

карточки,

на

которых

указаны

произведения

П.

И.

Чайковского, а другому(ой) все известные вам оперы и балеты. Действуя

вместе, нужно разделить их между собой.

В итоге карточки должны быть разделены на четыре кучки:

общую кучку, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим

ученикам;

кучки, относящиеся к каждому из учеников;

кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому.

Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных

возможных вариантов распределения карточек.

Задание

Задание

«Совместная сортировка» (Бурменская)

«Совместная сортировка» (Бурменская)

Выдвижение версий и их

Выдвижение версий и их

обоснование

обоснование

Коммуникативные УУД: обмен информацией, аргументация свой позиции.

Представьте себе ситуацию и объясните свою позицию:

На уроке музыки никто не проронил не слов.

Мама весь вечер играла на пианино

Интерпретация результатов:

Высокий

уровень:

учащиеся

участвуют

в

коллективном

обсуждении,

выдвигают и обосновывают свою версию, приходят к единому мнению

Средний уровень: учащиеся участвуют в коллективном обсуждении, но не

могут прийти к единому мнению

Низкий уровень: учащиеся не проявляют заинтересованность к проблеме, не

выдвигают никаких версий.

Задание

Задание

«Семейный конфликт»

«Семейный конфликт»

Коммуникативное УУД: умение находить выходы из

конфликтной ситуации

Мать хочет отдыхать, а сын слушать громкую музыку.

Должно быть хорошо и маме, и сыну

Интерпретация данных:

Высокий

уровень:

найдено

решение

выхода

и з

конфликтной ситуации, составлен план действий.

Средний

уровень:

учащиеся

не

смогли

самостоятельно

принять решение, предложенные действия не дали нужных

результатов

Низкий уровень:

безынициативность выполнения задания,

отсутствие плана решения проблемы

Задание

Задание

«Изменение в расписании»

«Изменение в расписании»

Коммуникативное УУД: понимание неоднозначности оценки,

учёт позиции собеседника,

Рассмотрите ситуацию: Сегодня в школе изменено

расписание уроков. Урок музыки заменён уроком

математики. Ваше отношение к этому.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных

оснований для оценки одного и того же события и

соответственно исключает возможность разных точек зрения

Средний уровень: частично правильный ответ — ребенок

понимает возможность разных подходов к оценке ситуации и

допускает, что разные мнения по-своему справедливы или

ошибочны, но не может обосновать свои ответы.

Высокий уровень: ребенок учитывает различие позиций

собеседников и может высказать и обосновать свое мнение.

Задание «Сочиняем вместе»

Задание «Сочиняем вместе»

Регулятивное УУД: сохранение заданной цели, коррекция, адекватное

понимание оценки других

Внимательно рассмотри картинку, на которой изображены персонажи

известного балета П. И. Чайковского.

Чем закончилась сказка? Предложи другое окончание этой

истории. Какой музыкальный фрагмент должен

заканчивать балет?

Оценка задания:

Высокий уровень учащиеся самостоятельно справились с заданием,

проявили творчество при составлении окончания сказочной истории

Средний уровень: учащиеся обратились за помощью к учителю,

однообразие, неоригинальность сюжета и композиции

Низкий уровень: Формальный подход к изменению сюжета,

неадекватное отношение к оценке выполненного задания

Задание

Задание

«День, полный событий»

«День, полный событий»

Регулятивное УУД: последовательное расположение пьес в соответствии с целью

и планом деятельности

Вам известен цикл С. Прокофьева «Детская музыка». Расположите пьесы в

такой последовательности, чтобы по их названиям можно было составить

рассказ о событиях проведённого дня: «Утро»,

«Вечер»,

«Ходит месяц над лугами»,

«Прогулка»,

«Шествие кузнечиков»,

«Пятнашки»,

«Сказочка»,

«Дождь и радуга»

Интерпретация результатов:

Высокий уровень: учащиеся самостоятельно справились с заданием

Средний уровень: учащиеся обратились за помощью к учителю

Низкий уровень: учащиеся не смогли объяснить последовательность

расположения пьес

Задание

Задание

«Необыкновенный оркестр»

«Необыкновенный оркестр»

Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование результата

Создай свой оркестр из необычных, непривычных инструментов.

Как он будет называться? Какие инструменты будут входить в

него? Из каких материалов твои инструменты? Как музыканты

будут извлекать из них звуки? (Удобнее всего брать посуду или

другие предметы интерьера)

Интерпретация результатов:

Высокий

уровень:

самостоятельное

составление

оркестра,

прогнозирование результатов деятельности

Средний уровень:

учащиеся нуждаются в помощи осуществления

планирования и выполнения работы

Низкий

уровень:

учащиеся

не

смогли

подобрать

инструменты

оркестра и выполнить задание

Идея и план мероприятия

Идея и план мероприятия

Регулятивное УУД: планирование, организация, распределение обязанностей

Предложите идею выпускного бала в начальной школе, составьте план его

проведения, распределите обязанности

Интерпретация результатов:

Высокий

уровень:

самостоятельное

решение

проблемы

творческого

характера,

оригинальность действий в рамках планирования мероприятия.

Средний уровень: учащиеся нуждаются в помощи

осуществления планирования и выполнения работы,

не умеют осуществлять самооценку своей

деятельности, несамостоятельность

Низкий уровень: учащиеся не смогли

самостоятельно составить план, отсутствие

интереса к деятельности, эпизодичность внимания

Инсценирование

Инсценирование

сказки Рыбникова

сказки Рыбникова

«Волк и семеро козлят»

«Волк и семеро козлят»

Регулятивные УУД:

планирование, распределение ролей, оценка своей

деятельности.

Обсудите с одноклассниками, какую сцену из музыкального спектакля

«Волк и семеро козлят» вы будете инсценировать. Самостоятельно

распределите роли.

Интерпретация результатов:

Высокий

уровень:

самостоятельное

решение

проблемы

творческого

характера, оригинальность действий в рамках музыкальной композиции.

Средний

уровень:

учащиеся

нуждаются

в

помощи

осуществления

планирования и выполнения работы, не умеют осуществлять самооценку

своей

деятельности,

несамостоятельность

выбора

типа

движений,

неуверенность исполнения, неточность отражения в жестах особенностей

музыкальной композиции

Низкий уровень: учащиеся не смогли самостоятельно составить план,

обратились

за

помощью

к

учителю,

отсутствие

интереса

к

деталям

драматизации, эпизодичность внимания

Подготовка

Подготовка

творческого проекта

творческого проекта

Регулятивное УУД: планирование, распределение обязанностей, оценка своей деятельности.

Напишите план работы своей группы и распределите обязанности: кто за что будет отвечать.

План работы:

1.

2.

3.

4.

Распределение обязанностей:

Делаем вместе

Делает Маша

Делает Таня

Делает Семён

Организация мини-проекта

Организация мини-проекта

Создай или спроектируй свой мини-образ,

на выбранную тему:

«Поющий фонтан»,

«Лебединая песня»»,

«Оранжевая симфония»,

«Ксилофон над заводью».

ПОЗИЦИИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ

1.

Выбор темы

2.Чувство метафоры образная гибкость применение объекта в новом

качестве:

например: « лебединая песня » – не про лебедя, понимают метафору

фонтан – не конкретное изображение

3. Способность генерировать идеи, разрабатывать общий план

4. Целостность, завершенность идеи на уровне проекта

5. Способность к рефлексии, осознанность своих возможностей,

способность критически смотреть на свою деятельность

Метод анализа Фостера

Метод анализа Фостера

Анкетирование используется в ходе проекта для оценки понимания

учениками собственных стратегий обучения, возможности оценить свой

прогресс; для поощрения самоуправления и самоанализа.

Расскажи себе о … себе

1.

Я отлично понимаю, когда …

2.

Я лучше всего делаю, когда …

3.

Мне нравится работать с другими, когда …

4.

В этом проекте меня больше всего привлекает …

5.

Я хотел бы узнать ещё больше о …

6.

В моей работе мне хотелось бы улучшить …

7.

Мне нужна помощь в …

8.

Когда я не понимаю чего-то …

9.

Прежде чем приступить к работе, мне …

10.

Когда мне нужно что-то сделать, я …

11.

Легче всего мне вспомнить что-то, когда я …

12.

Глядя на работу друзей, я узнал, что я мог бы …

13.

Я хорошо …

Методами оценочной деятельности

Методами оценочной деятельности

личностных и метапредметных

личностных и метапредметных

результатов являются:

результатов являются:

наблюдение

тестирование

практические работы

творческие работы

Мониторинг

сформированности

личностных

и

метапредметных

универсальных

учебных

действий

позволит

увидеть

личный

прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем

сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также

поможет

скорректировать

собственную

деятельность

и

содержание образовательного процесса.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!



В раздел образования