Автор: Федорова Татьяна Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №131"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: методическая разработка урока литературы в 11классе
Тема: «Метель» В. Сорокина – шаг назад в литературе, аллюзивная дисгармония или «элитарная» литература, которую нам еще предстоит понять? (
Раздел: полное образование
«Метель» В. Сорокина – шаг назад в литературе, аллюзивная
дисгармония или «элитарная» литература, которую нам еще предстоит
понять? (конспект урока)
Цели урока: развитие коммуникативной, лингвистической, речеведческой,
социокультурной компетенций посредством совершенствования умения
производить многоаспектный анализ прозаического текста.
Сегодня у нас культурная революция, и мы поговорим о романе Владимира
Сорокина «Метель», который написан в стиле постмодернизма. О
постмодернизме говорят много и противоречиво.
Цитирую: «Постмодернизм – это превращение всего и вся в повод для
"игры", отказ в искусстве от индивидуального стиля, готовность с усмешкой
напялить на себя любой стиль… игнорирование истины, высокомерный
нигилизм и аллюзивная дисгармония».
Емелин В.А.
«Это олицетворение всего благого и восхитительного, что произошло в
интеллектуальном развитии за последние десятилетия».
Л. М. Баткин
Мы не будем говорить о постмодернизме в общем, а рассмотрим конкретный
роман, написанный в стиле постмодернизма.
И так, роман В. Сорокина «Метель» - роман постмодернизма - это шаг
назад в литературе, аллюзивная дисгармония, или это «элитарная»
литература, которую нам еще предстоит понять?
И в нашем классе мнения разошлись: некоторые из вас считают, что
этот роман не имеет смысла: он не воспитывает, ничего не отражает, не
передает авторских мыслей и вообще, к чему это – смесь узнаваемых
сюжетов в нереальном мире?
Представителем этого мнения выступает ученик №1
Есть и противоположное мнение: роман нельзя назвать
бессмысленным: он заставляет переживать и сопереживать, заставляет
думать и искать параллели, сравнивать, анализировать нашу жизнь. В
нем автор показывает некий тупик и иронизирует над нашей жизнью и
над собой.
Эту точку зрения отстаивает ученик №2
Для начала небольшая разминка:
1
1.
Какие черты постмодернизма в романе В. Сорокина «Метель» вы
считаете особенно значимыми?
2.
Как вы думаете, станет ли этот роман классикой?
Пожалуйста, слово –
ученику №1
Роман имеет сюжет: доктор, несмотря на непогоду, везет вакцину в село, стремясь
спасти еще не зараженных людей. Первое впечатление – врач благороден, смел,
самоотвержен, но потом читатель видит, что это пошлый, эгоистичный, грубый
человек, поэтому естественно, что он не достигает цели, хотя и такой финал не
видится закономерным: просто стечение обстоятельств. И доехать на этих
маленьких, беспомощных лошадках в эту жуткую метель тоже кажется нереальным.
И получается, что все зря: ехал, страдал, погубил доброго Перхушу.
Свою миссию доктор так и не выполнил: так о чем роман? О том, что помощи
искать неоткуда, не от кого, что маленькие лошадки не смогут довезти большого
доктора, а добрый, но бестолковый Перхуша не сможет в метель найти село Долгое?
Роман о том, что наша вечная метель непреодолима? Ощущение пустоты,
безысходности, безнадежности, нереальности. Зачем это?
Мнение ученика №2:
В первую очередь роман постмодернизма – это текст, и роман В. Сорокина –
замечательный текст, он читается легко: его не хочется бросить или отложить на
потом. Есть в романе прекрасный пейзаж, который невозможно пропустить. И даже
метель, заставляющая героев снова и снова сбиваться с пути, кажется одушевленной,
так ярко она описана. Она будто испытывает героев и все-таки берет верх. Метель в
романе – это полноправное действующее лицо.
И отсылки к ранее прочитанным произведениям – это тоже характерный для
постмодернизма «карнавал» есть своеобразный знак того, что все в этой жизни уже
было, а может быть, и не было…
Это философский роман: все возвращается «на круги своя». Доктор, поплутав,
возвращается к «бестолковому» Перхуше, благодаря которому и остается жив; и
люди в романе, как мне кажется, от компьютеров и сотовой связи, от небоскребов и
городов – гигантов вернулись к деревянным избам и лошадкам. Это, пожалуй, в
некотором роде отражение модного сейчас течения дауншифтинга – бегства от
цивилизации, от конфликтов, от ложных ценностей и даже от себя. Кажется, герои
романа вообще убежали от всего. И ирония автора-постмодерниста очень уместна.
Таким образом, роман нельзя назвать бессмысленным: он заставляет переживать и
сопереживать, заставляет думать и искать параллели, сравнивать, анализировать
2
нашу жизнь. В нем автор показывает некий тупик и иронизирует над нашей жизнью
и над собой.
Учитель:
Мы прервемся на 2 минуты и продолжим разговор (несколько слайдов о
постмодернизме) Маша Батракова и Нана Мгерян
1.
кто-то из учеников «ничего не понял»
2.
есть мнение, что это нереальность, страшный сон
3.
некоторые считают, что «это не искусство»
4.
кто-то думает, что это новое искусство и это «интересный роман»
5.
«интересный, новый роман»
6.
в романе много противоречий, и в этом тоже есть положительный момент:
противоречия как оксюморон, в этом наша жизнь: «единство и борьба
противоречий»
7.
об аллюзиях: «все было», и жизнь идет как по спирали.
8.
многие говорят о метели, которая «правит» миром.
9.
о смыслах аллюзий
10.
Дорога как символ жизненного пути.
Учитель
Итак, что могут сейчас сказать наши герои, изменилось ли их мнение?
Может быть, появились новые мысли по поводу романа?
Мнение учеников 1 и 2, обогащенное суждениями выступивших
одноклассников.
Учитель
Жизнь огромна, сложна, противоречива и интересна. И чтобы ощутить
ее во всей полноте, чтобы увидеть ее нюансы и оттенки, ее новые грани,
думаю, появляются такие необычные произведения, не имеющие
однозначного понимания, но которые «ударяют» по человеку, заставляют
думать, чувствовать, переживать, где-то иронично воспринимать
пережитое, пробуждая в нас человеческое.
Да, постмодернизм нашел свою нишу в искусстве: в живописи,
архитектуре, музыке, литературе. Он многим интересен, он востребован.
3
И я думаю замечательно, что и вы познакомились с произведениями
постмодернизма. Конечно, только время рассудит, кто из
постмодернистов станет классиком.
4