Напоминание

«Метель» В. Сорокина – шаг назад в литературе, аллюзивная дисгармония или «элитарная» литература, которую нам еще предстоит понять? (


Автор: Федорова Татьяна Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №131"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: методическая разработка урока литературы в 11классе
Тема: «Метель» В. Сорокина – шаг назад в литературе, аллюзивная дисгармония или «элитарная» литература, которую нам еще предстоит понять? (
Раздел: полное образование





Назад




«Метель» В. Сорокина – шаг назад в литературе, аллюзивная

дисгармония или «элитарная» литература, которую нам еще предстоит

понять? (конспект урока)

Цели урока: развитие коммуникативной, лингвистической, речеведческой,

социокультурной компетенций посредством совершенствования умения

производить многоаспектный анализ прозаического текста.

Сегодня у нас культурная революция, и мы поговорим о романе Владимира

Сорокина «Метель», который написан в стиле постмодернизма. О

постмодернизме говорят много и противоречиво.

Цитирую: «Постмодернизм – это превращение всего и вся в повод для

"игры", отказ в искусстве от индивидуального стиля, готовность с усмешкой

напялить на себя любой стиль… игнорирование истины, высокомерный

нигилизм и аллюзивная дисгармония».

Емелин В.А.

«Это олицетворение всего благого и восхитительного, что произошло в

интеллектуальном развитии за последние десятилетия».

Л. М. Баткин

Мы не будем говорить о постмодернизме в общем, а рассмотрим конкретный

роман, написанный в стиле постмодернизма.

И так, роман В. Сорокина «Метель» - роман постмодернизма - это шаг

назад в литературе, аллюзивная дисгармония, или это «элитарная»

литература, которую нам еще предстоит понять?

И в нашем классе мнения разошлись: некоторые из вас считают, что

этот роман не имеет смысла: он не воспитывает, ничего не отражает, не

передает авторских мыслей и вообще, к чему это – смесь узнаваемых

сюжетов в нереальном мире?

Представителем этого мнения выступает ученик №1

Есть и противоположное мнение: роман нельзя назвать

бессмысленным: он заставляет переживать и сопереживать, заставляет

думать и искать параллели, сравнивать, анализировать нашу жизнь. В

нем автор показывает некий тупик и иронизирует над нашей жизнью и

над собой.

Эту точку зрения отстаивает ученик №2

Для начала небольшая разминка:

1

1.

Какие черты постмодернизма в романе В. Сорокина «Метель» вы

считаете особенно значимыми?

2.

Как вы думаете, станет ли этот роман классикой?

Пожалуйста, слово –

ученику №1

Роман имеет сюжет: доктор, несмотря на непогоду, везет вакцину в село, стремясь

спасти еще не зараженных людей. Первое впечатление – врач благороден, смел,

самоотвержен, но потом читатель видит, что это пошлый, эгоистичный, грубый

человек, поэтому естественно, что он не достигает цели, хотя и такой финал не

видится закономерным: просто стечение обстоятельств. И доехать на этих

маленьких, беспомощных лошадках в эту жуткую метель тоже кажется нереальным.

И получается, что все зря: ехал, страдал, погубил доброго Перхушу.

Свою миссию доктор так и не выполнил: так о чем роман? О том, что помощи

искать неоткуда, не от кого, что маленькие лошадки не смогут довезти большого

доктора, а добрый, но бестолковый Перхуша не сможет в метель найти село Долгое?

Роман о том, что наша вечная метель непреодолима? Ощущение пустоты,

безысходности, безнадежности, нереальности. Зачем это?

Мнение ученика №2:

В первую очередь роман постмодернизма – это текст, и роман В. Сорокина –

замечательный текст, он читается легко: его не хочется бросить или отложить на

потом. Есть в романе прекрасный пейзаж, который невозможно пропустить. И даже

метель, заставляющая героев снова и снова сбиваться с пути, кажется одушевленной,

так ярко она описана. Она будто испытывает героев и все-таки берет верх. Метель в

романе – это полноправное действующее лицо.

И отсылки к ранее прочитанным произведениям – это тоже характерный для

постмодернизма «карнавал» есть своеобразный знак того, что все в этой жизни уже

было, а может быть, и не было…

Это философский роман: все возвращается «на круги своя». Доктор, поплутав,

возвращается к «бестолковому» Перхуше, благодаря которому и остается жив; и

люди в романе, как мне кажется, от компьютеров и сотовой связи, от небоскребов и

городов – гигантов вернулись к деревянным избам и лошадкам. Это, пожалуй, в

некотором роде отражение модного сейчас течения дауншифтинга – бегства от

цивилизации, от конфликтов, от ложных ценностей и даже от себя. Кажется, герои

романа вообще убежали от всего. И ирония автора-постмодерниста очень уместна.

Таким образом, роман нельзя назвать бессмысленным: он заставляет переживать и

сопереживать, заставляет думать и искать параллели, сравнивать, анализировать

2

нашу жизнь. В нем автор показывает некий тупик и иронизирует над нашей жизнью

и над собой.

Учитель:

Мы прервемся на 2 минуты и продолжим разговор (несколько слайдов о

постмодернизме) Маша Батракова и Нана Мгерян

1.

кто-то из учеников «ничего не понял»

2.

есть мнение, что это нереальность, страшный сон

3.

некоторые считают, что «это не искусство»

4.

кто-то думает, что это новое искусство и это «интересный роман»

5.

«интересный, новый роман»

6.

в романе много противоречий, и в этом тоже есть положительный момент:

противоречия как оксюморон, в этом наша жизнь: «единство и борьба

противоречий»

7.

об аллюзиях: «все было», и жизнь идет как по спирали.

8.

многие говорят о метели, которая «правит» миром.

9.

о смыслах аллюзий

10.

Дорога как символ жизненного пути.

Учитель

Итак, что могут сейчас сказать наши герои, изменилось ли их мнение?

Может быть, появились новые мысли по поводу романа?

Мнение учеников 1 и 2, обогащенное суждениями выступивших

одноклассников.

Учитель

Жизнь огромна, сложна, противоречива и интересна. И чтобы ощутить

ее во всей полноте, чтобы увидеть ее нюансы и оттенки, ее новые грани,

думаю, появляются такие необычные произведения, не имеющие

однозначного понимания, но которые «ударяют» по человеку, заставляют

думать, чувствовать, переживать, где-то иронично воспринимать

пережитое, пробуждая в нас человеческое.

Да, постмодернизм нашел свою нишу в искусстве: в живописи,

архитектуре, музыке, литературе. Он многим интересен, он востребован.

3

И я думаю замечательно, что и вы познакомились с произведениями

постмодернизма. Конечно, только время рассудит, кто из

постмодернистов станет классиком.

4



В раздел образования