Автор: Чернышова Мария Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с № 411
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект занятия по развитию речи «Наша кукла Катя»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи «Наша кукла Катя»
Занятие 1.: «Укладывание куклы Кати спать».
В этой игре воспитатель показывает, как куклу перед сном умывают,
как ее раздевают, вешают одежду, как готовят постель (снимают
покрывало, складывают его).
К участию привлекаются дети. Катю укладывают в постель, и
воспитатель вместе с детьми поет колыбельную песенку.
Баю-бай, баю-бай
Наша, Катя, засыпай
Баю, Катенька, бай-бай,
Поскорее засыпай.
Занятие 2.: «Кукла Катя проснулась».
Воспитатель говорит: «Кукла Катя проснулась и сказала: «С добрым
утром!»
Воспитатель сначала показывает детям, как одевать куклу, а затем дети
пытаются сделать это сами. Воспитатель предлагает одному ребенку
умыть куклу. «Умытую»куклу сажают за стол, а двое детей приводят в
порядок ее постель. Потом куклу кормят завтраком. Катя, позавтракав,
благодарит детей.
Каждое утро один ребенок или небольшая группа детей проявляет заботу
о Кате. Так вырабатывается привычка помнить и выполнять обязанности,
связанные с уходом за куклой Катей, создается потребность производить
ряд связанных между собой последовательных, целесообразных действий,
закладывается начало формирования сюжетной игры.
Занятие 3.: «Приготовим завтрак кукле Кате».
Знакомство с предметами, их назначением (плита, посуда). Дать
представление о горячем, холодном, теплом.
Пособия: кукла, плита, кастрюля, тарелка, чашка, ложка.
Воспитатель приводит Катю. Катя здоровается с детьми, и воспитатель
предлагает одному из детей посадить ее на стул.
Воспитатель предлагает приготовить Кате завтрак. Вместе с детьми
вспоминает, на чем повар готовит еду, во что наливает молоко.
Воспитатель показывает: «Вот у нас плита, а здесь стоит посуда. В этой
кастрюле молоко, оно холодное. Поставим его на плиту и подогреем, чтобы
оно было теплое. Сварим кашу (ставит кастрюльку на плиту и приглашает
детей мешать, расставлять тарелочку, ложечку, чашку). Положим кашу в
тарелку, нальем молока. Ну вот, готово! Сейчас Катя будет
кушать (приглашает детей покормить кашей и попоить молоком). Дети
выполняют действие, сопровождая словами: «Пей, Катя, не обливайся».
После того, как дети покормят Катю, ей напоминают, что надо благодарить.
Дети убирают посуду, после чего используют ее в игре.
Занятие 4.: «Купание куклы Кати».
Дать понятие о том, как пользоваться водой: не разбрызгивать воду, не
лить на пол. Дать понятие о грязном, чистом, мыться с мылом. Научить
детей правильно мыть Катю, проявлять заботу о кукле. Воспитатель
подробно объясняет весь процесс купания, привлекая к нему детей.
Приготавливая и расставляя предметы, воспитатель спрашивает детей:
Что это? Какого назначение? Это ванночка! – В ней будем купать Катю.
Это кувшин с водой, а это что? – Мыльница! – Что положим в мыльницу? –
Мыло! – А вот и Катя пришла. Сейчас мы ее вымоем. – Ира, налей в
ванночку воды.
- Какая вода? (теплая, дает всем потрогать). – Кате будет приятно
купаться. – А вы, ребята, любите купаться? – А теперь разденем Катю (все
дети помогают по очереди – еще раз называя одежду). Затем воспитатель
сажает Катю в ванну. – Сначала помоем голову. Закрой, Катя, глазки, чтобы
мыло не попало. Намылим голову. Голова будет чистая-чистая, польем
водичкой (предлагает выполнить это ребенку).
- А теперь я полью теплой водичкой.
- Видите, как я аккуратно поливаю (читаем потешку «Водичка –
водичка»). Теперь надо обтереть полотенцем сухо-сухо. Ира, оботри Катю.
- Что надо надеть Кате? – Рубашечку и сарафан (одевают).
- Дадим Кате теплого чаю и положим отдыхать в кровать. Спи, Катя!
Затем воспитатель предлагает детям помыть других кукол. Подвязывает
всем клеенчатые фартуки, засучивает рукава. Дает все необходимое для
купания. В ходе игры воспитатель еще раз беседует с детьми обо
всем (какая вода, какие будут куклы после купания)
Благодаря проведению подобных занятий, кукла станет любимой
игрушкой, побуждающей к разнообразным играм. Кроме этого будет
достигнута цель: развитие речи у детей через дидактические игры.