Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИИ «ШВЕЯ» В ГРУППАХ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Автор: Ермошина Нина Викторовна
Должность: Мастер п⁄обучения
Учебное заведение: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УЛЬЯНОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА"
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновской обл.
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИИ «ШВЕЯ» В ГРУППАХ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ

ПРОИЗВОДНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИИ «ШВЕЯ» В ГРУППАХ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Ермошина Н.В.

Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна, г. Ульяновск

На сегодняшний день задача формирования готовности обучающихся к

самореализации и развитию творческих способностей является актуальной для

преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимым

компонентом

их

профессиональной

комплектности.

Приоритетным

направлением работы преподавателей и мастеров производственного обучения

является создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся,

раскрытия

их

творческого

потенциала,

обеспечивающегося

способность

принимать

нестандартные

решения,

созидательную

деятельность,

успешное

продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.

Проблема социализации, социальной реабилитации, профессионального

становления, трудоустройства инвалидов в условиях современной России очень

актуальны.

Одной из важнейших форм вхождения инвалидов в социум является их

трудовая деятельность. Новое законодательство в отношении инвалидов, их

профессионального становления, трудовой занятости достаточно прогрессивно,

ориентируется

на

общепризнанные

международные

стандарты.

Однако

на

практике

реализация

основных

направлений

становления

инвалида-

профессиональное ориентирование, обучение, трудоустройство – имеет много

проблем. Законодательство в отношении инвалидов не учитывает, работодателю

нужен не инвалид, а работник. Полноценная трудовая реабилитация и состоит в

том, чтобы сделать из инвалида работника. Профессиональная подготовка и

профессиональное образование инвалидов являются важными аспектами их

профессиональной реабилитации, под которой принято понимать процесс и

систему восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.

По своей природе любой человек изначально рожден быть деятельным, и

такое

состояние

является

естественным

для

успешного

и

гармоничного

развития каждой личности.

Если рассматривать под этим ракурсом человека с инвалидностью, тогда

становиться очевидным, что его участие в трудовом процессе необходимо и ему

самому, и сообществу, в котором он пребывает. Остается лишь приложить

усилия

для

достижения

такого

состояния,

при

котором

профессиональные

качества

человека

с

ограниченными

возможностями

соответствуют

тому

уровню,

который

необходим

в

любой

сфере

трудовой

деятельности.

Традиционные технологии обучения не могут учесть весь сектор различий

личности обучаемого.

Индивидуальное

обучение

форма,

модель

организации

учебного

процесса, при которой учитель взаимодействует лишь с одним учеником, один

обучающийся

взаимодействует

лишь

со

средствами

обучения

(книги,

компьютер

и

т.п.).

Главное

достоинство

индивидуального

обучения

оно

позволяет

полностью

адаптировать

содержание,

методы

и

темпы

учебной

деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и

операцией при решении конкретных задач.

Основные цели индивидуализированного обучения:

- сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности обучающегося,

его потенциальная возможностей (способностей);

- улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

-

формирование

личностных

качеств:

самостоятельности,

трудолюбия,

творчества.

Наиболее

эффективный

методикой

при

подготовке

обучающихся-

инвалидов

по

профессии

«Швея»

я

считаю

методику,

предложенную

А.С.

Границкой,

которую

используют

в

своей

работе.

Используя

нелинейную

конструкцию урока, я одну часть посвящаю групповому обучению, а 60-80%

времени

второй

части

отдаю

на

самостоятельную

работу

обучающихся

и

параллельно

веду

индивидуальную

работу

с

отдельными

учащимися.

Использование

этой

методике

позволяет

организовать

посильный

для

всех

учебный процесс, повысить успеваемость.

В

качестве

индивидуальных

заданий

на

уроках

производственного

обучения я предлагаю упражнения по выполнению различных видов швов,

изготовлению

простых

швейных

изделий

и

др.

Индивидуализированные

задания

представляют

собой

задания

на

изготовление

единого

по

наименованию для всей группы изделия, по различной степени сложности

выполнения для каждого обучающегося. Например, изготовление кухонного

фартука.

Для

слабоуспевающих

обучающихся

необходимо

составлять

такую

систему знаний, которые бы содержали в себе образцы алгоритмов действий,

различные алгоритмические предписания, позволяющие обучающимся шаг за

шагом решить определенную задачу.

Из

всего

многообразия

технологий,

претендующих

на

реализацию

индивидуального обучения, наиболее интересны: обучение в сотрудничестве,

метод проектов, разноуровневое обучение и «Портфель ученика», доказавшие

свою эффективность на протяжении многих лет в разных странах мира. Все

указанные технологии органично взаимосвязаны и взаимообусловлены и в этом

смысле составляют определенную дидактическую систему.

Обучение

в

сотрудничестве

малых

группах)

использовалось

в

педагогике давно, как наиболее успешная альтернатива традиционным методам,

отражающая

личностно-ориентированный

подход

в

обучении.

Главная

идея

обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять

вместе.

Наиболее привлекательным для меня кажется метод STL – обучение в

команде, где особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей

группы, который может быть достигнуть только в результате самостоятельной

работы

каждого

члена

команды

в

постоянном

взаимодействии

с

другими

членами этой же группы при работе над темой/проблемой. Таким образом,

задача каждого обучающегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то

вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды

овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом,

чтобы вся команда знала, чего достиг каждый учащийся.

В течении учебного года в техникуме часто возникает необходимость

изготовления костюмов, например, для танцевальных номеров, для проведения

различных мероприятий. По объему это большая работа, которую нужно, как

правило,

выполнить

к

определенному

сроку.

Выполнить

изготовление

полностью одного костюма за отведенное время под силу не всем обучающимся

группы. Достичь поставленной цели мне помогает принцип разделения труда,

применяемый в серийном швейном производстве, где каждую технологическую

операцию выполняет отдельная швея.

В

своей

практике

при

подготовке

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

по

профессии

«Швея»

я

также

использую

метод

проектов

в

производственном

обучении.

Этот

метод

позволяет

научить

самостоятельному достижению намеченной цели, научить предвидеть мини

проблемы,

которые

предстоит

при

этом

решить,

сформировать

навыки

совместной работы и делового общения в парах, в группе. Метод проектов

всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, может быть

индивидуальным или групповым. Результаты выполненных проектов должны

быть «осязаемыми» - обязательная их презентация. Практико-ориентированные

(прикладные)

проекты

отличаются

четко

обозначенным

с

самого

начала

результатом деятельности его участников. Причем этот результат обязательно

ориентирован на социальные интересы самих участников.

В своей практике я также использую этот метод. Например, выполнение

практической квалификационной работы может быть организованно в виде

творческого

проекта

«Мое

выпускное

платье»,

включающая

в

себя

этапы

разработки модели, подбора ткани, составления выкройки и пошив изделия.

Интересной на мой взгляд является технология «Портфель достижений»,

которая

ориентирована

на

личность

обучающегося

с

учетом

его

индивидуальных особенностей и способностей. «Портфель» включает в себя

классные

и

домашние

работы

обучающихся

в

течение

периода

обучения.

Предполагается,

что

обучающиеся

предоставляет

свои

«Портфели»

на

семинарах,

чтобы

продемонстрировать

умение

думать

самостоятельно,

творчески применять полученные знания и умения, давать им собственную

оценку.

Это

больше,

чем

просто

свидетельство

их

достижения.

Это

возможность

самостоятельно

проанализировать

свои

успехи

и

поделиться

самооценкой с родителями. Внедрять метод «Портфель достижений» я также

планирую в свою практику.

Подводя итог, можно сказать, что задача индивидуализации обучения

остается

и

на

сегодняшний

день

одной

из

важнейших

в

практике

профессиональной реабилитации детей-инвалидов.

При индивидуальном подходе внимание должно быть оказано не только

тем, кто испытывает затруднения в учебной работе, но и тем, кто обнаруживает

высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы,

склонности и способности к тем или иным видам деятельности.

Самой

важной

задачей,

я

считаю,

является

привитие

навыков

самостоятельной работы у обучающихся, формирование самореализации, что

несомненно,

отразиться

на

успешной

трудовой

и

социально-средовой

адаптации выпускников.

Список литературы

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку.

Книга для педагогов и родителей. СПб., 2000.

2. Карвасарская Е.Е. Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы… Книга

для тех, чья жизнь связана с аутичными детьми. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2014. –

400 с

3. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы

взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теревинф, 2004. - 136 с.



В раздел образования