Напоминание

"Содержание образования по иностранному языку и роль учителя в инновационных процессах"


Автор: Кузнецова Ирина Геннадьевна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Содержание образования по иностранному языку и роль учителя в инновационных процессах"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Содержание образования по иностранному языку и

роль учителя в инновационных процессах в образовании

Кузнецова И.Г., преподаватель

иностранного языка

C развитием общества меняется содержание обучения иностранным языкам. В

условиях

рынка

перед

образовательным

учреждением

стоит

задача

подготовки

современно

образованных,

нравственно

предприимчивых

людей,

самостоятельно

принимающих ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные

последствия, способных к сотрудничеству и разумному диалогу. Уметь общаться с

иностранцами, понимать их культуру и быть толерантным становится общепринятым

стандартом для каждого образованного человека.

Педагоги всего мира ищут пути повышения эффективности обучения. В нашей

стране

проблема

повышения

качества

образования

разрабатывается

на

основе

использования

последних

достижений

психологии,

информатики

и

теории

познавательной

деятельности.

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты третьего поколения предлагают новый, компетентностный подход ко всей

системе обучения. При этом возрастает роль личностно-ориентированного подхода,

индивидуализации образования. Переход к личностно-ориентированным, развивающим

технологиям

способствует

не

только

приобретению

знаний,

умений

и

навыков

по

предмету,

но

и

сформированности

компетенций,

необходимых

для

адаптации

в

современном обществе. Можно выделить основные компетенции:

социально-политическая компетенция (готовность к решению проблем);

коммуникативная компетенция;

социокультурная

компетенция

(формирование

этой

компетенции

предполагает

интеграцию личности в системе мировой и национальной культур);

готовность к образованию через всю жизнь.

Овладение данными компетенциями в процессе изучения иностранного языка

просматривается

через

умение

проявить

инициативу,

отыскать

информацию

и

проанализировать ее, активно вступить в разговор или дискуссию и выразить/защитить

свою точку зрения, проявив толерантное отношение к оппоненту и его национальной

культуре, и при этом быть готовым постоянно совершенствовать свои знания.

Из рассмотренных выше компетенций, именно коммуникативная компетенция

должна рассматриваться как ведущая, поскольку именно она лежит в основе всех

3

других. Формирование коммуникативной культуры устной и письменной речи является

не

только

целью,

но

и

средством

успешного

овладения

предметными

и

межпредметными знаниями и умениями.

Образовательные и практические цели направлены на получение информации,

предметных

и

межпредметных

знаний,

которые

и

создают

фундамент

учебной

и

реальной деятельности. Применительно к изучению иностранного языка они включают

формирование

языковых

навыков

-

лексических,

грамматических,

фонетических;

коммуникативных

умений

в

устной

и

письменной

речи

-

аудировании,

говорении,

чтении и письме; лингвострановедческих знаний о странах изучаемого языка, а также

своей стране и культуре.

Дифференциация и индивидуализация в процессе обучения иностранного языка

играет

первостепенную

роль.

Особенно

это

актуально

для

ССУЗов,

основной

контингент

которых

составляют

выпускники

школ

с

разноуровневой

подготовкой.

Преподавание

ведется

исключительно

в

геторогенных

группах.

Студенты

условно

разделяются на две или три подгруппы. Если в первую подгруппу входят сильные

студенты,

успешно

освоившие

школьную

программу,

то

в

третью,

соответственно,

самые слабые, которые по ряду объективных и субъективных причин имеют серьезные

проблемы

с

изучением

языка.

Учебная

деятельность

учеников

первой

группы

характеризуется постоянным стремлением вперед, за счет привлечения преподавателем

дополнительного материала, усложнения задач, в то время, как для учеников третьей

группы

характерно

движение

вперед

на

основе

постоянного

возврата

к

ранее

изученному и более тщательному закреплению нового за счет выполнения большего

количества упражнений. Есть несколько способов работы в таких группах: сначала

дается общее задание, затем каждой группе даются задания разной степени трудности,

либо даются задания по уровням сложности, затем общее задание.

В

условиях

дифференциации

происходит

выделение

подгрупп

учащихся

и

построение

учебного

процесса

не

просто

различающегося,

а

соответствующего

определенным особенностям студентов. В процессе организации учебной деятельности

учитываются индивидуальные особенности учащихся, чтобы сделать процесс обучения

для них более эффективным, более комфортным.

Многие методические инновации сегодня связаны с интерактивными методами

обучения. Интерактивная деятельность направлена на процесс иноязычного общения

4

студентов и преподавателя, установлению социальных отношений между отдельными

учащимися и группами, между учащимися и учителем. Этому виду деятельности могут

быть посвящены как целые уроки (ролевая игра, дискуссия, дебат), так и фрагменты

урока

(мозговой

штурм).

Участники

речевого

взаимодействия

учатся

критически

мыслить анализировать информацию, принимать продуманные решения, опираясь на

свой

личный

опыт,

учатся

культуре

общения.

Для

этого

на

уроках

организуется

индивидуальная,

парная

и

групповая

работа,

учащиеся

вовлекаются

в

проектно-

исследовательскую работу. Если студент сможет справляться с работой над учебными

проектами,

можно

надеяться,

что

и

в

реальной

жизни

он

окажется

более

приспособленным:

сумеет

планировать

свою

собственную

деятельно сть,

ориентироваться в различных ситуациях, работать в группе.

Среди

современных

педагогических

технологий

компьютерные

технологии

предоставляют

преподавателю

иностранного

языка

неограниченные

возможности

использования

в

процессе

обучения.

Как

показывают

научно-педагогические

исследования

в

областях

создания

и

применения

информационных

ресурсов

образовательного

назначения

и

медиаобразования,

использование

новых

информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе позволяет:

представлять обучающие материалы не только в печатном, но и графическом, звуковом,

анимированном виде; осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения;

повысить

мотивацию

к

изучению

иностранного

языка;

автоматизировать

процесс

усвоения,

закрепления

и

применения

учебного

материала

в

силу

интерактивности

многих

электронных

пособий;

формировать

информационную

культуру

студентов;

предоставлять возможности дистанционного обучения тем, кому это необходимо.

Для

эффективного

обучения

иностранному

языку

можно

использовать

компьютерные программы и учебники, ситкомы, электронную почту, подкасты, скайп,

блоги и, конечно же, сайты. Использование сайтов является наиболее доступным, а

потому и привлекательным. Сайты помогают решать целый ряд дидактических задач:

формирование умения чтения и аудирования, используя материалы глобальной сети;

пополнение и активизация словарного запаса; формирование устойчивой мотивации к

изучению иностранного языка; расширение кругозора студента, тем самым формируя

его социокультурную компетенцию. Преподаватели иностранного языка находятся в

привилегированном положении по сравнению с другими предметниками, так имеют

5

доступ к огромному разнообразию ЭОР в глобальной сети. Для обучения всем речевым

умениям и языковым навыкам можно выбрать наиболее подходящий по содержанию и

интерактивности ресурс для каждой конкретной группы обучающихся. Вот несколько

примеров: говорение (speaking)-My Language Exchange,

Conversation English,

Polyglot

club, Italki; аудирование-Tune-in, Esl-lab, Story Online; грамматика (Grammar)- Gramarly,

Oxford learner’s grammar, Oxford practice grammar,BC Learn English with Jhonny; лексика

(vocabulary)-Hangman, Quizlet, DuoLingo, Memrise.

Инновационная деятельность учителя направлена на преобразование участка его

практики

с

целью

создания

новых

педагогических

систем,

открытия

неизвестных

закономерностей, поиска новых идей, методов, средств педагогической деятельности. В

документах международной организации по делам образования ЮНЕСКО OECD\CERI

инновация определяется как «попытка изменить систему образования, осуществляемая

сознательно и намеренно, с целью совершенствования этой системы».

Под

влиянием

инновационных

процессов

изменяются

не

только

отдельные

компоненты – цели, содержание, методы и технологии обучения, но, прежде всего, сам

учитель.

В

педагогическом

колледже,

где

студенты

рассматриваются

как

будущие

коллеги, учитель-профессионал, новатор, личность обязан понимать, что перед ним не

просто

студент,

а

равноправный

партнер

процесса

обучения.

Создание

учебной

автономии на занятиях, когда воспитание активной и целеустремленной личности - одна

из основных целей, преподаватель

-

делает содержание учебных программ, формы содержания и контроля открытыми и

понятными для студентов;

-

отказывается от роли единственного источника информации;

-

выступает в роли помощника и консультанта учебной деятельности;

-

обеспечивает необходимыми учебными материалами и технологиями работы с ними;

-

стимулирует умения в само/взаимоконтроле достигнутых результатов.

Мастерство

учителя-профессионала

иностранного

языка

основано

на

разного

рода

умениях:

1)

проектировочные

умения,

или

Учитель

как

сценарист;

2)

адаптационные умения, или Учитель как режиссер; 3) организационные умения, или

Учитель

как

организатор;

4)

Коммуникативные

умения,

или

Учитель

как

речевой

партнер;

5)

мотивационнные

умения,

или

Учитель

как

генератор

идей;

6)

умения

контроля и самоконтроля, или Учитель как контролер; 7) исследовательские умения,

или Учитель как исследователь.

6

Сама жизнь сегодня ставит перед учителем очень высокую планку, а преодолеть

эту планку – значит преподавать так мастерски, что не видно мастерства.

Трудно? Да, но

вполне достижимо.

7



В раздел образования