Автор: Кузнецова Ирина Геннадьевна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Содержание образования по иностранному языку и роль учителя в инновационных процессах"
Раздел: среднее профессиональное
Содержание образования по иностранному языку и
роль учителя в инновационных процессах в образовании
Кузнецова И.Г., преподаватель
иностранного языка
C развитием общества меняется содержание обучения иностранным языкам. В
условиях
рынка
перед
образовательным
учреждением
стоит
задача
подготовки
современно
образованных,
нравственно
предприимчивых
людей,
самостоятельно
принимающих ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
последствия, способных к сотрудничеству и разумному диалогу. Уметь общаться с
иностранцами, понимать их культуру и быть толерантным становится общепринятым
стандартом для каждого образованного человека.
Педагоги всего мира ищут пути повышения эффективности обучения. В нашей
стране
проблема
повышения
качества
образования
разрабатывается
на
основе
использования
последних
достижений
психологии,
информатики
и
теории
познавательной
деятельности.
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты третьего поколения предлагают новый, компетентностный подход ко всей
системе обучения. При этом возрастает роль личностно-ориентированного подхода,
индивидуализации образования. Переход к личностно-ориентированным, развивающим
технологиям
способствует
не
только
приобретению
знаний,
умений
и
навыков
по
предмету,
но
и
сформированности
компетенций,
необходимых
для
адаптации
в
современном обществе. Можно выделить основные компетенции:
социально-политическая компетенция (готовность к решению проблем);
коммуникативная компетенция;
социокультурная
компетенция
(формирование
этой
компетенции
предполагает
интеграцию личности в системе мировой и национальной культур);
готовность к образованию через всю жизнь.
Овладение данными компетенциями в процессе изучения иностранного языка
просматривается
через
умение
проявить
инициативу,
отыскать
информацию
и
проанализировать ее, активно вступить в разговор или дискуссию и выразить/защитить
свою точку зрения, проявив толерантное отношение к оппоненту и его национальной
культуре, и при этом быть готовым постоянно совершенствовать свои знания.
Из рассмотренных выше компетенций, именно коммуникативная компетенция
должна рассматриваться как ведущая, поскольку именно она лежит в основе всех
3
других. Формирование коммуникативной культуры устной и письменной речи является
не
только
целью,
но
и
средством
успешного
овладения
предметными
и
межпредметными знаниями и умениями.
Образовательные и практические цели направлены на получение информации,
предметных
и
межпредметных
знаний,
которые
и
создают
фундамент
учебной
и
реальной деятельности. Применительно к изучению иностранного языка они включают
формирование
языковых
навыков
-
лексических,
грамматических,
фонетических;
коммуникативных
умений
в
устной
и
письменной
речи
-
аудировании,
говорении,
чтении и письме; лингвострановедческих знаний о странах изучаемого языка, а также
своей стране и культуре.
Дифференциация и индивидуализация в процессе обучения иностранного языка
играет
первостепенную
роль.
Особенно
это
актуально
для
ССУЗов,
основной
контингент
которых
составляют
выпускники
школ
с
разноуровневой
подготовкой.
Преподавание
ведется
исключительно
в
геторогенных
группах.
Студенты
условно
разделяются на две или три подгруппы. Если в первую подгруппу входят сильные
студенты,
успешно
освоившие
школьную
программу,
то
в
третью,
соответственно,
самые слабые, которые по ряду объективных и субъективных причин имеют серьезные
проблемы
с
изучением
языка.
Учебная
деятельность
учеников
первой
группы
характеризуется постоянным стремлением вперед, за счет привлечения преподавателем
дополнительного материала, усложнения задач, в то время, как для учеников третьей
группы
характерно
движение
вперед
на
основе
постоянного
возврата
к
ранее
изученному и более тщательному закреплению нового за счет выполнения большего
количества упражнений. Есть несколько способов работы в таких группах: сначала
дается общее задание, затем каждой группе даются задания разной степени трудности,
либо даются задания по уровням сложности, затем общее задание.
В
условиях
дифференциации
происходит
выделение
подгрупп
учащихся
и
построение
учебного
процесса
не
просто
различающегося,
а
соответствующего
определенным особенностям студентов. В процессе организации учебной деятельности
учитываются индивидуальные особенности учащихся, чтобы сделать процесс обучения
для них более эффективным, более комфортным.
Многие методические инновации сегодня связаны с интерактивными методами
обучения. Интерактивная деятельность направлена на процесс иноязычного общения
4
студентов и преподавателя, установлению социальных отношений между отдельными
учащимися и группами, между учащимися и учителем. Этому виду деятельности могут
быть посвящены как целые уроки (ролевая игра, дискуссия, дебат), так и фрагменты
урока
(мозговой
штурм).
Участники
речевого
взаимодействия
учатся
критически
мыслить анализировать информацию, принимать продуманные решения, опираясь на
свой
личный
опыт,
учатся
культуре
общения.
Для
этого
на
уроках
организуется
индивидуальная,
парная
и
групповая
работа,
учащиеся
вовлекаются
в
проектно-
исследовательскую работу. Если студент сможет справляться с работой над учебными
проектами,
можно
надеяться,
что
и
в
реальной
жизни
он
окажется
более
приспособленным:
сумеет
планировать
свою
собственную
деятельно сть,
ориентироваться в различных ситуациях, работать в группе.
Среди
современных
педагогических
технологий
компьютерные
технологии
предоставляют
преподавателю
иностранного
языка
неограниченные
возможности
использования
в
процессе
обучения.
Как
показывают
научно-педагогические
исследования
в
областях
создания
и
применения
информационных
ресурсов
образовательного
назначения
и
медиаобразования,
использование
новых
информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе позволяет:
представлять обучающие материалы не только в печатном, но и графическом, звуковом,
анимированном виде; осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения;
повысить
мотивацию
к
изучению
иностранного
языка;
автоматизировать
процесс
усвоения,
закрепления
и
применения
учебного
материала
в
силу
интерактивности
многих
электронных
пособий;
формировать
информационную
культуру
студентов;
предоставлять возможности дистанционного обучения тем, кому это необходимо.
Для
эффективного
обучения
иностранному
языку
можно
использовать
компьютерные программы и учебники, ситкомы, электронную почту, подкасты, скайп,
блоги и, конечно же, сайты. Использование сайтов является наиболее доступным, а
потому и привлекательным. Сайты помогают решать целый ряд дидактических задач:
формирование умения чтения и аудирования, используя материалы глобальной сети;
пополнение и активизация словарного запаса; формирование устойчивой мотивации к
изучению иностранного языка; расширение кругозора студента, тем самым формируя
его социокультурную компетенцию. Преподаватели иностранного языка находятся в
привилегированном положении по сравнению с другими предметниками, так имеют
5
доступ к огромному разнообразию ЭОР в глобальной сети. Для обучения всем речевым
умениям и языковым навыкам можно выбрать наиболее подходящий по содержанию и
интерактивности ресурс для каждой конкретной группы обучающихся. Вот несколько
примеров: говорение (speaking)-My Language Exchange,
Conversation English,
Polyglot
club, Italki; аудирование-Tune-in, Esl-lab, Story Online; грамматика (Grammar)- Gramarly,
Oxford learner’s grammar, Oxford practice grammar,BC Learn English with Jhonny; лексика
(vocabulary)-Hangman, Quizlet, DuoLingo, Memrise.
Инновационная деятельность учителя направлена на преобразование участка его
практики
с
целью
создания
новых
педагогических
систем,
открытия
неизвестных
закономерностей, поиска новых идей, методов, средств педагогической деятельности. В
документах международной организации по делам образования ЮНЕСКО OECD\CERI
инновация определяется как «попытка изменить систему образования, осуществляемая
сознательно и намеренно, с целью совершенствования этой системы».
Под
влиянием
инновационных
процессов
изменяются
не
только
отдельные
компоненты – цели, содержание, методы и технологии обучения, но, прежде всего, сам
учитель.
В
педагогическом
колледже,
где
студенты
рассматриваются
как
будущие
коллеги, учитель-профессионал, новатор, личность обязан понимать, что перед ним не
просто
студент,
а
равноправный
партнер
процесса
обучения.
Создание
учебной
автономии на занятиях, когда воспитание активной и целеустремленной личности - одна
из основных целей, преподаватель
-
делает содержание учебных программ, формы содержания и контроля открытыми и
понятными для студентов;
-
отказывается от роли единственного источника информации;
-
выступает в роли помощника и консультанта учебной деятельности;
-
обеспечивает необходимыми учебными материалами и технологиями работы с ними;
-
стимулирует умения в само/взаимоконтроле достигнутых результатов.
Мастерство
учителя-профессионала
иностранного
языка
основано
на
разного
рода
умениях:
1)
проектировочные
умения,
или
Учитель
как
сценарист;
2)
адаптационные умения, или Учитель как режиссер; 3) организационные умения, или
Учитель
как
организатор;
4)
Коммуникативные
умения,
или
Учитель
как
речевой
партнер;
5)
мотивационнные
умения,
или
Учитель
как
генератор
идей;
6)
умения
контроля и самоконтроля, или Учитель как контролер; 7) исследовательские умения,
или Учитель как исследователь.
6
Сама жизнь сегодня ставит перед учителем очень высокую планку, а преодолеть
эту планку – значит преподавать так мастерски, что не видно мастерства.
Трудно? Да, но
вполне достижимо.
7