Автор: Степанова Елена Юрьевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №16 имени Романа Георгиевича Цецульникова"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание здорового школьника"
Раздел: среднее образование
Воспитание здорового школьника
Е.Ю.Степанова,
г. Кемерово
Состояние
здоровья
молодого
поколения
–
важнейший
показатель
благополучия
общества.
Здоровье
учащихся,
их
социально-психологическая
адаптация, нормальное развитие и обучение во многом определяется средой, в
которой они живут. Для школьников этой средой является система образования.
Проблема
сохранения
здоровья
подрастающего
поколения
в
России
является
наиболее
актуальной
для
системы
образования,
поскольку
от
состояния
духовного,
физического
здоровья
во
многом
зависит
качество
обучения и воспитания.
Опыт
субъектов
Российской
Федерации
свидетельствует
о
том,
что
в
настоящее время сделан значительный шаг к пониманию проблемы развития
образования в тесной связи с его здоровьесберегающим потенциалом.
Главной
задачей
образовательного
компонента
является
воспитание
здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни.
Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании
определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья
обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и
воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения.
И,
хотя
традиционно
считается,
что
основная
задача
средней
общеобразовательной школы дать необходимое образование, не менее важная
задача
сохранить
в
процессе
обучения
здоровье
учащихся
и
выпустить
здоровых школьников.
С
состоянием
здоровья
связана
и
успешность
обучения.
Учитывая
сказанное,
необходимо
придерживаться
здоровьесберегающей
организации
учебного процесса. И педагогическая практика подтверждает, что в системе
образования
страны
сформировалась
основа
здоровьесберегающей
деятельности,
которая
предполагает
применение
программ
и
методов,
направленных на воспитание у школьников культуры здоровья, формирование
представления
о
здоровье
как
ценности,
мотивацию
на
ведение
здорового
образа жизни.
Уроки
с
внедрением
здоровьесберегающих
элементов
и
занятия
во
внеурочной деятельности связанные со здоровым образом жизни способствуют
созданию здоровьесберегающего направления в учебном процессе. На занятиях
педагоги
учат
своих
учеников
ценить,
беречь,
сохранять
и
укреплять
свое
здоровье,
поскольку
лишь
здоровые
молодые
люди
в
состоянии
должным
образом
усваивать
полученные
знания
и
в
будущем
способны
заниматься
производительно-полезным трудом.
Такие занятия помогают обучающимся повысить потребность в знаниях о
здоровом
образе
жизни,
расширить
опыт
школьников
по
сопротивлению
внутреннему и внешнему деструктивному воздействию, профилактировать и
укреплять свое здоровье.
Занятия
здоровьесберегающего
направления
обеспечивают
положительный эмоциональный настрой учащихся, которые в свою очередь
осваивают
различные
способы
самооздоровления,
получение
позитивных
установок
на
успех
учебной
деятельности;
проведение
разнообразных
валеологических пауз, дыхательной гимнастики направлены на поддержание у
школьников
высокого
уровня
работо спо собно сти
и
повышения
стрессоустойчивости,
а
значит
сохранение,
укрепление
и
развитие
своего
здоровья.
Учащиеся
осваивают
и
используют
способы
снятия
напряжения
и
усталости.
Занятия
носят
творческий
характер,
способствуют
развитию
креативного мышления.
Здоровьесберегающая
деятельность
связаны
и
с
изучением
своего
собственного
здоровья.
Школьники
овладевают
способами
делового
и
личностного общения, сотрудничества, принятием иной точки зрения, умением
слышать и слушать, умением понять и принять другого человека, овладевают
способами формирования правильной осанки и т.д. Составляют рекомендации
по рациональному питанию, гимнастике, закаливанию и т.п. Особое место
уделяют арт-терапии. Выпускают стенгазеты, листовки
на валеологическую
тематику.
Знания,
умения
и
навыки,
полученные
на
занятиях,
обучающиеся
используют в своей жизни за пределами класса и школы. И просто получают
удовольствие
от
процесса
обучения.
Ценностное
отношение
к
здоровью
у
учащихся не может формироваться без участия педагогов, родителей.
Таким образом, вне всякого сомнения, применение здоровьесберегающих
основ в педагогической деятельности позволит педагогам выпустить из средней
общеобразовательной
школы
не только выпускника со знанием школьных
предметов, но и здоровых физически и нравственно-духовных молодых людей,
в
которых
так
нуждается
наша
страна.
Ибо,
как
сказал
А.Шопенгауер:
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине
здоровый нищий счастливее больного короля».
Литература
1.Виноградов,
П.А.
Физическая
культура
и
спорт
трудящихся
/
П.А.
Виноградов,
Ю.В.
Окуньков.
-
М.:
Советский
спорт,
2015.
-
172
c.
2. Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт в Российской Федерации
в цифрах (2000-2012 годы). / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М.:
С о в е т с к и й
с п о р т ,
2 0 1 3 .
-
1 8 6
c .
3. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного
отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - М.:
КноРус, 2012. - 184 c.
4.Елизарова, Е.М. Физическая культура 2-4 классы. Уроки двигательной
активности. / Е.М. Елизарова. - М.: Советский спорт, 2013. - 95 c.
5. Каинов, А.Н. Физическая культура 1-11классы: комплексная программа
физического
воспитания
учащихся
В.И.
Ляха,
А.А.
Зданевича.
/
А.Н.
Каинов,
Г.И.
Курьерова.
-
М.:
Советский
спорт,
2013.
-
171
c.
21. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни:
Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 252 c.