Напоминание

"Воспитание здорового школьника"


Автор: Степанова Елена Юрьевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №16 имени Романа Георгиевича Цецульникова"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание здорового школьника"
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитание здорового школьника

Е.Ю.Степанова,

г. Кемерово

Состояние

здоровья

молодого

поколения

важнейший

показатель

благополучия

общества.

Здоровье

учащихся,

их

социально-психологическая

адаптация, нормальное развитие и обучение во многом определяется средой, в

которой они живут. Для школьников этой средой является система образования.

Проблема

сохранения

здоровья

подрастающего

поколения

в

России

является

наиболее

актуальной

для

системы

образования,

поскольку

от

состояния

духовного,

физического

здоровья

во

многом

зависит

качество

обучения и воспитания.

Опыт

субъектов

Российской

Федерации

свидетельствует

о

том,

что

в

настоящее время сделан значительный шаг к пониманию проблемы развития

образования в тесной связи с его здоровьесберегающим потенциалом.

Главной

задачей

образовательного

компонента

является

воспитание

здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни.

Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании

определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья

обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и

воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения.

И,

хотя

традиционно

считается,

что

основная

задача

средней

общеобразовательной школы дать необходимое образование, не менее важная

задача

сохранить

в

процессе

обучения

здоровье

учащихся

и

выпустить

здоровых школьников.

С

состоянием

здоровья

связана

и

успешность

обучения.

Учитывая

сказанное,

необходимо

придерживаться

здоровьесберегающей

организации

учебного процесса. И педагогическая практика подтверждает, что в системе

образования

страны

сформировалась

основа

здоровьесберегающей

деятельности,

которая

предполагает

применение

программ

и

методов,

направленных на воспитание у школьников культуры здоровья, формирование

представления

о

здоровье

как

ценности,

мотивацию

на

ведение

здорового

образа жизни.

Уроки

с

внедрением

здоровьесберегающих

элементов

и

занятия

во

внеурочной деятельности связанные со здоровым образом жизни способствуют

созданию здоровьесберегающего направления в учебном процессе. На занятиях

педагоги

учат

своих

учеников

ценить,

беречь,

сохранять

и

укреплять

свое

здоровье,

поскольку

лишь

здоровые

молодые

люди

в

состоянии

должным

образом

усваивать

полученные

знания

и

в

будущем

способны

заниматься

производительно-полезным трудом.

Такие занятия помогают обучающимся повысить потребность в знаниях о

здоровом

образе

жизни,

расширить

опыт

школьников

по

сопротивлению

внутреннему и внешнему деструктивному воздействию, профилактировать и

укреплять свое здоровье.

Занятия

здоровьесберегающего

направления

обеспечивают

положительный эмоциональный настрой учащихся, которые в свою очередь

осваивают

различные

способы

самооздоровления,

получение

позитивных

установок

на

успех

учебной

деятельности;

проведение

разнообразных

валеологических пауз, дыхательной гимнастики направлены на поддержание у

школьников

высокого

уровня

работо спо собно сти

и

повышения

стрессоустойчивости,

а

значит

сохранение,

укрепление

и

развитие

своего

здоровья.

Учащиеся

осваивают

и

используют

способы

снятия

напряжения

и

усталости.

Занятия

носят

творческий

характер,

способствуют

развитию

креативного мышления.

Здоровьесберегающая

деятельность

связаны

и

с

изучением

своего

собственного

здоровья.

Школьники

овладевают

способами

делового

и

личностного общения, сотрудничества, принятием иной точки зрения, умением

слышать и слушать, умением понять и принять другого человека, овладевают

способами формирования правильной осанки и т.д. Составляют рекомендации

по рациональному питанию, гимнастике, закаливанию и т.п. Особое место

уделяют арт-терапии. Выпускают стенгазеты, листовки

на валеологическую

тематику.

Знания,

умения

и

навыки,

полученные

на

занятиях,

обучающиеся

используют в своей жизни за пределами класса и школы. И просто получают

удовольствие

от

процесса

обучения.

Ценностное

отношение

к

здоровью

у

учащихся не может формироваться без участия педагогов, родителей.

Таким образом, вне всякого сомнения, применение здоровьесберегающих

основ в педагогической деятельности позволит педагогам выпустить из средней

общеобразовательной

школы

не только выпускника со знанием школьных

предметов, но и здоровых физически и нравственно-духовных молодых людей,

в

которых

так

нуждается

наша

страна.

Ибо,

как

сказал

А.Шопенгауер:

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине

здоровый нищий счастливее больного короля».

Литература

1.Виноградов,

П.А.

Физическая

культура

и

спорт

трудящихся

/

П.А.

Виноградов,

Ю.В.

Окуньков.

-

М.:

Советский

спорт,

2015.

-

172

c.

2. Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт в Российской Федерации

в цифрах (2000-2012 годы). / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М.:

С о в е т с к и й

с п о р т ,

2 0 1 3 .

-

1 8 6

c .

3. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного

отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - М.:

КноРус, 2012. - 184 c.

4.Елизарова, Е.М. Физическая культура 2-4 классы. Уроки двигательной

активности. / Е.М. Елизарова. - М.: Советский спорт, 2013. - 95 c.

5. Каинов, А.Н. Физическая культура 1-11классы: комплексная программа

физического

воспитания

учащихся

В.И.

Ляха,

А.А.

Зданевича.

/

А.Н.

Каинов,

Г.И.

Курьерова.

-

М.:

Советский

спорт,

2013.

-

171

c.

21. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни:

Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 252 c.



В раздел образования