Автор: Рябко Наталия Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №83"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка по внеурочной деятельности
Тема: "Сказка – друг и наставник ребенка". (Возможности сказки. Из опыта работы).
Раздел: начальное образование
Сказка – друг и наставник ребенка.
(Возможности сказки. Из опыта работы)
Сказка – ложь,
да в ней намек,
добрым молодцам урок!
(А. С. Пушкин)
Как здорово, что на свете есть сказки! Ведь только они дарят людям добро,
успех, справедливость, красоту. А ведь добро – главная нравственная ценность.
К сожалению, довольно часто в своей жизни маленький ребенок сталкивается
со злом. Тогда значение сказки для его души приобретает огромный смысл.
Помимо этого, сказка дает возможность познакомиться со сложным окружающим
миром, разграничить между собой добро и зло. Сказки просты и понятны. И
малышу
несложно
в
них
разобраться.
Куда
сложнее
жизнь
в
огромном
и
непонятном мире.
Как же сделать так, чтобы сказка стала помощником ребенка? Как научить его
разбираться в таких сложных нравственных понятиях, как добро и зло? И не
только разбираться, но и побеждать зло, как побеждают его сильные, смелые,
удалые и смекалистые персонажи сказок.
Моя цель в том, чтобы привлечь внимание ребенка не только к сказке, не только
научить различать в ней доброе и злое, но и дать возможность самим побороться с
этим злом. Наш проект так и называется «Сделаем сказку добрее»!
Злые персонажи должны исправиться. А помочь им исправиться может каждый
ребенок.
Только
нужно
его
научить.
При
этом
научить
пересказывать
получившуюся
сказку,
научить
красивой
и
правильной
литературной
речи,
познакомить
с
художественными
средствами
выразительности,
умению
их
использовать в сказках.
- Во всех ли сказках победило добро? Попытаемся найти именно такую сказку и
помочь
ее
персонажам.
Возьмем
сказку
«Колобок».
Вспоминаем.
Читаем.
Раскрашиваем
картинки-раскраски.
Сколько
злых
персонажей!
Бабушка
и
Дедушка, не успевшие съесть Колобка, заяц, волк, медведь! Но от них-то Колобок,
благодаря своей смекалке и сноровке, успел убежать! А вот от Лисы, которая
оказалась хитрее, не смог убежать.
- Хотите помочь Колобку? Конечно же все хотят, с большим удовольствием!
- Как сделать так, чтобы Лиса не смогла больше обмануть Колобка?
- Давайте придумаем новую сказку. А главным героем ее будет брат Колобка.
- Как же мы его назовем? Предлагайте. Не забудьте только, что он братишка
Колобка. В любой семье ее члены носят одну и ту же фамилию, именно она
указывает на принадлежность к этой семье.
- Давайте хорошенько подумаем… Коболок! Пусть будет Коболок! Немного
поработали с буквами и переставили их местами.
-
Имя
есть.
Начнем
придумывать
сказку.
Наш
Коболок
должен
быть
послушным, внимательным к Дедушке и Бабушке, обладать смекалкой и умением
дружить.
1
Моя
программа
«Мир
и
Доброта» (Приложение
№1)
предполагает
использование новых подходов в работе с младшими школьниками. Направлена
на формирование добра - самого необходимого человеческого чувства на земле -
не только по отношению к себе, своим близким, но совершенно чужим людям;
животным и растениям. Слово «доброта» должно войти в мир чувств школьника
как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая
драгоценность,
и
занять,
по
возможности,
одно
из
первых
мест
в
частоте
употребления.
Два раза в неделю на внеурочной деятельности «Мир и Доброта» пытаемся
представить себе новую сказку, пытаемся придумать ее содержание, нарисовать к
ней иллюстрации. Процесс не быстрый. Да и не надо торопиться! И вот что
получилось (Приложение
№2). Дети в восторге рассказывают родителям о том,
чем они занимаются после уроков, какая необычная сказка у них получилась;
показывают свои зарисовки.
Они так рады, что смогли помочь маленькому
Коболку обрести много друзей. А Лиса осталась с носом.
Коболок стал и их
другом.
Очень хочется верить, что такая работа не пропадет даром, а душа ребенка
станет
добрее,
лучше,
чище.
Ведь
сказка
–
самое
удивительное
средство
воспитания. Именно в детстве она должна запасть в его душу, в его сердце и
остаться там на всю жизнь. Даже малыш уже понимает, что злым быть плохо.
Злых никто не любит. А добро? Добро делает чудеса, оно всесильно. Если в
русских
сказках
побеждает
добро,
то
почему
в
жизни
нужно
делать
зло?
И
школьник изо всех сил старается быть хорошим.
Русские сказки лаконичны, поучительны и понятны. Это кладезь народной
мудрости. Их создавал народ. Переделывал, добавлял новое. Почему бы нам не
попытаться? Ребенок должен взять из сказки самое лучшее. Но он также должен
понимать, что каждый может добавить в сказку свое.
- Давайте попробуем добавить в сказку вежливые слова, украсим народную
сказку.
Очень хочется, чтобы такую работу школьники выполняли с душой; понимая,
что
доброе
слово
так
помогает
человеку
в
трудных
жизненных
ситуациях.
Вежливым человеком не рождаются, им становятся. А от умения и желания
ребенка заниматься такой работой зависит его настроение, его успех.
- Кто из вас сможет добавить, как можно больше вежливых слов в самую
популярную, короткую сказку, известную многим детям планеты, сказку «Репка»?
Хотите попробовать?
Вспоминаем
сказку,
обсуждаем
события,
произошедшие
с
ее
героями,
записываем на доске «вежливые слова».
Отгадываем кроссворд с вежливыми
словами (Приложение №3). И в путь!
Немного работы, а сколько новых, необычных сказок получилось! (Приложение
№ 4 ) Но ребята уже не останавливаются на достигнутом. Они хотят творить.
Предлагают
сделать
свою
книжку
с
вежливыми
словами,
своими
рисунками.
2
Даже
родители
включатся
в
работу.
Становится
престижным
создать
самую
лучшую сказку. На классной выставке 27 удивительных сказок!
Самое сложное в понимании ребенка – фразеологизмы. Как помочь разобраться
в них, понять. Научить использовать в своей речи. Опять на помощь приходит
сказка. Вначале самая понятная и уже ранее используемая. «Курочка Ряба». Моя
цель в том, чтобы помочь школьникам овладеть основами знаний по фразеологии
русского языка и лексическими нормами, научить их использовать в своей речи,
находить в литературных текстах.
Но
прежде
чем
создать
сказку
с
фразеологизмами,
необходима
большая
предварительная
работа.
На
помощь
приходят
картинки-раскраски
с
изображением ситуации. Рассказываю о том, что фразеологизмы – это устойчивые
красочные средства русского языка, близкие по лексическому значению одному
слову.
Предлагаю
подобрать
близкие
по
значению
слова
к
фразеологизмам,
изображенным на картинках. Школьники с удовольствием включаются в работу.
Несколько занятий и дети готовы работать со сказкой. Переживаю, а вдруг не
получится!
Но
все
получилось (Приложение
№5). У кого-то больше фразеологизмов в
сказке, у кого-то два-три. Но это не важно. Важно то, что дети поняли, как
использовать одно из труднейших средств художественной выразительности в
речи. С удовольствием отмечаю, что школьники стали обращать внимание на
тексты и находить в них фразеологические обороты.
Для закрепления приношу в класс разные издания фразеологических словарей.
Работаем со словарными статьями.
Дети есть дети. Им хочется творить. Предлагаю создать сказку своими руками.
Из обычной обувной коробки каждый делает сцену – русскую избу Деда и Бабы, с
русской печью, лавками, столом и большим окном (Приложение №6). Рисуем
главных героев – Деда, Бабу, курочку Рябу, Мышку. Обыгрываем свою сказку.
Делаем выставку получившихся работ для родителей.
Думаю, что такая работа помогает детям обрести равновесие в жизни, а в душе
сеет добро. Очень надеюсь, что мои дети никогда и никого в жизни не обидят, они
будут помогать ближним, будут учить добру других.
В этом мире, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить.
Будем вместе учиться друг другу как солнце светить.
(Татьяна Мухаметшина)
3
Приложение №1
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Мир и доброта»
для начальной школы
Содержание рабочей программы:
1. Пояснительная записка.
2. Структура и цель курса.
3. Общая характеристика воспитательного процесса.
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса.
5. Содержание блоков курса: «Мое второе Я», «Я и природа», «Я и культура
поведения», «Я и другие».
6. Ожидаемые результаты по выполнении программы.
7. Календарно-тематический план.
8. Учебно-методическое обеспечение.
9. Приложения: материалы для проведения занятий; таблицы фиксирования
уровня
сформированности
нравственных
качеств
учащихся,
диагностическая
таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) по методике М.И. Шиловой,
анкеты для учащихся (выявление межличностных отношений и направленности
личности).
Добро и зло — извечный выбор,
важнейший выбор человека,
Судьбы его первопричина
и смысл его земного века.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Мир и доброта» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта
начального
общего
образования,
с
использованием
рекомендательных
документов:
«Внеурочная
деятельность
школьников
Методический
конструктор.
(Д.В.
Григорьев,
П.В.
Степанов),
«Программа
духовно-
нравственного развития и воспитания в образовательной системе «Школа 2100»
(Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова).
Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе с
младшими
школьниками.
Направлена
на
формирование
добра
-
самого
необходимого человеческого чувства на земле - не только по отношению к себе,
своим близким, но совершенно чужим людям; животным и растениям.
Слово
«доброта»
должно
войти
в
мир
чувств
школьника
как
новое,
обновлённое
слово,
как
потерянная
и
вдруг
найденная
величайшая
драгоценность,
и
занять,
по
возможности,
одно
из
первых
мест
в
частоте
употребления.
4
Как
воспитать
доброту
в
детях?
Можно
ли
и
нужно
ли
воспитывать
добрыми детей в наш трудный XXI век? Эстафета добра и зла бесконечна, и в
нашем обществе, школе, доме множество таких примеров.
Поэтому встаёт вопрос о создании программы, посредством которой можно
было постепенно развивать такие качества личности, как: доброта, милосердие,
ответственность,
взаимопомощь.
Ведь
младший
возраст
–
это
начало
осознанного
восприятия
мира,
когда
закладываются
критерии
добра
и
зла,
порядочности и лживости, смелости и трусости.
Программа
«Мир
и
доброта»
включает
так
же
основы
«Программы
воспитания и социализации младших школьников» (Программа подготовлена в
рамках
проекта
«Разработка,
апробация
и
внедрение
Федеральных
государственных
стандартов
общего
образования
второго
поколения»)
идеи
«педагогики общей заботы» (выдвинутой И.П. Ивановым, Ф.Я. Шапиро и их
последователями в конце 50-х гг. XX в).
Поэтому в данной программе заложены следующие принципы:
социально полезная направленность деятельности детей и их наставников;
сотрудничество детей и взрослых;
«многоролевой» характер деятельности;
творчество.
Кроме того, программа учитывает идеи «педагогики общей заботы»:
коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении
совместных дел всех членов коллектива;
коллективное
творчество
–
проведение
совместных
дел
с
выдумкой,
фантазией, игрой, импровизацией;
ситуации
–
образцы,
своеобразные
эталоны,
идеалы
коллективной
деятельности и общения;
общественная
направленность
деятельности,
которая
предусматривает
деятельность, приносящую пользу и радость людям.
II. Структура и цель курса
Программа
рассчитана
на
68
часов
в
год
(2
часа
в
неделю).
Продолжительность занятий 40 минут.
Программа
выстроена
с
учетом
возрастных
особенностей
младших
школьников (возраст 7 – 11 лет, 1 – 4 классы).
Цель:
создание
условий
для
полноценного
интеллектуального
развития
учащихся
младших
классов,
их
успешной
адаптации
в
образовательной
и
социальной среде.
III. Общая характеристика воспитательного процесса
Особенностью
программы является
развитие
духовной
нравственности
младших школьников на основе организации взаимодействия внутреннего и
внешнего социума.
В воспитательном плане школы, классного руководителя ставятся
задачи
гражданско-патриотического
воспитания,
т.к.
оно
является
5
приоритетным
направлением
в
современном
общероссийском
учебно-
воспитательном процессе, но не всегда хватает времени на углубленную работу
в этом направлении.
Воспитательный процесс в курсе «Мир и красота»
направлен на
формирование гражданско-патриотических качеств личности, что происходит в
ходе:
оказания
помощи
социально
незащищённым
детям,
которые
нуждаются во внимании, но не получают его в домашних условиях;
в приобщении к общественно-полезному труду на благо общества.
Это выражается:
в углубленной работе с произведениями отечественных классиков, несущих
мысли
о добре и дающих возможность сопереживать, размышлять над
поступками героев;
в проведении совместных мероприятий с детьми, обучающимися в
других классах;
в приобщении к здоровому образу жизни в условиях социальной и
природной среды;
в
активном
общении
с
природой,
способствующем
укреплению
здоровья и повышению уровня экологической культуры;
в
проведении
мероприятий,
направленных
на
воспитание
культуры
поведения, эстетических и этических норм и правил;
в тесном взаимодействии со сверстниками и раскрытии потенциала
личности каждого ребёнка.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ориентация
курса
на
осознание
добра,
мира
и
красоты
в
окружающей
действительности; добра, которое может нести в своей сути человек, позволяет
формировать
не
только
готовность
помогать
ближнему,
сочувствовать
и
сопереживать, но и открыто выражать и отстаивать свою позицию, воспитывать
уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать
право каждого на собственное мнение.
В основу гражданско-патриотического воспитания курса легли принципы:
природосообразность воспитания;
ценностно-смысловое равенство взрослого и ребёнка;
креативность и творческое начало в воспитании;
краеведческий;
взаимопомощь.
В содержании занятий объединяются блоки знаний четырех разделов:
1.
Литературное
чтение
(с
использованием
произведений
отечественных писателей и серии книг «Школа доброты» Юрия Куклачева)
2.
Окружающий мир.
3.
Эстетика и этика.
4.
Технология.
Деятельность детей осуществляется по четырем направлениям (блокам):
1. «Моё второе Я».
2.
«Я и природа».
3.
«Я и культура поведения».
4.
«Я и другие».
6
V. Содержание блоков курса:
1. «Моё второе Я»
Первые школьные годы – это пора, когда формируются взгляды на себя
самого: кто я? Что я могу, умею? Правильно ли поступаю? А как нужно
поступить?
Это
пора,
когда
начинается
процесс
самовоспитания
и
самосовершенствования, самодисциплины и самостоятельности.
Все это и
является
составляющими
гражданско-патриотической
сформированности
личности младшего школьника.
В этом важном деле обязательна помощь родителей и педагогов, но не в форме
скучных наставлений и принуждения, а в виде тактичной поддержки и помощи,
опираясь
на
понятные
детям
произведения
классиков,
обсуждение
своих
поступков.
В
результате
школьник
постигает,
что
добро
—
это
гармония
мира
и
его
гармоничное развитие, а зло — разрушение гармонии мира и препятствие
гармоничному развитию мира.
Задачи блока:
Привлечение детей к чтению; пробуждение интереса, желания брать в руки
книгу, любовь к родному слову, погружение в личность и творчество автора.
Привитие
интереса
к
книге,
любознательности;
бережного
отношения
к
книге.
Формы работы:
Чтение и обсуждение произведений литературы, обыгрывание проблемных
ситуаций.
Беседы («Кого мы называем добрым?», «От любви к матери – до любви к
Родине»)
Викторины.
Проба пера. («Смогу ли так Я?»)
2. «Я и природа»
Экологическая культура является базовым компонентом в гражданско-
патриотическом воспитании младшего школьника. Экологически безграмотный
человек не может быть настоящим гражданином и патриотом своей Родины, не
может совершать добро ради других.
Задачи блока:
Воспитывать экологическую культуру школьников, учить бережно, с добром
относиться к растениям, животным, учить беречь и любить родную Землю.
Рассмотреть
основные
экологические
правила,
которые
для
каждого
человека должны стать нормой доброго поведения в природе.
Формы работы:
С целью формирования экологической культуры проводятся:
экологические игры: «Как бы ты поступил?», «Аукцион экологических
ошибок», «Твои соседи по планете», «Такой знакомый мусор», «Экологические
задачки»? «Дорогою добра»;
7
экологические беседы на тему: «Загрязнение – враг живого», «По лесам с
фотоаппаратом», «Лесные богатства, использование и охрана»», «Красная книга
Хабаровского
края»,
«Флористика
и
искусство
составления
букетов»,
«Природа и человек», «Правила сбора семян и лекарственных растений;
конкурсы на: «Лучший гербарий», «Правила поведения в лесу в картинках и
схемах»; «Лучший экологический рисунок», «Лучшая аппликация на тему о
природе»; «Экомода» (участники демонстрируют изделия из экологического
мусора), «Что я могу сделать из природного материала», «Природа и фантазия»;
лучшее сочинение «Мое любимое животное», «Кошки и собаки - мои друзья»,
«Если бы я был(а) тучкой», «Мои добрые дела»;
виртуальные экскурсии на тему: «Травы у нас под ногами», «Какую воду
мы пьём?», «В темной глубине океана» и др. В дальнейшем возможно участие
в научно-практической конференции с проектами на экологическую тематику.
3. «Я и культура поведения»
Культура
поведения
является
важным
компонентом
в
нравственном
воспитании младшего школьника. Любой, даже хорошо образованный человек,
не владеющий культурой поведения в обществе, производит на окружающих
неприятное впечатление.
Так, в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта,
точности
лежит
моральный
принцип
нашего
общества:
гуманизм,
коллективизм,
дружба,
товарищество,
ответственность
за
свои
поступки
и
поведения.
Ребенок
постепенно
начинает
осознавать
и
оценивать
необходимость выполнения правил с точки зрения нравственности. Единство
знания,
навыки
и
привычки
способствует
приобретению
устойчивого
поведения,
формированию
определенных
качеств
личности:
всегда
быть
добрым, вежливым, обязательным, пунктуальным. Осознание ребенком своего
поведения происходит постепенно под руководством учителя, под влиянием
общественного мнения коллектива. Культуре поведения нужно уделять большое
внимание,
т.к.,
зачастую,
дети
принимают
за
«образцы»
неправильное
поведение старших.
Эффективный
прием
разъяснения
детям
правил
культурного
поведения
-
использование литературных произведений - рассказов, стихов, басен. А также
непосредственный
показ
правильных
норм:
сервировка
стола,
посадка
за
столом, правильное использование столовых приборов, умение общаться и др.
Задачи блока:
познакомить
с
понятием
«вежливость»,
показать,
в
чем
проявляется
вежливость, показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов;
воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное
отношение к людям;
воспитывать в мальчиках мужественность, самостоятельность, уважение к
девочке, женщине;
воспитывать в девочке женственность, чуткость;
учить взаимоуважению мальчиков и девочек;
познакомить с культурой поведения за столом, в общественных местах;
8
развивать познавательный интерес, расширять кругозор учащихся.
Формы работы:
беседы о культуре поведения в общественных местах: «Как нужно вести
себя…?»;
беседы о культуре поведения за столом: «Знаете ли вы правила этикета?»;
чтение соответствующей литературы;
беседы о мальчиках и девочках «Что мы знаем о мальчиках?», «Что мы знаем
о девочках?»;
аукцион правильных слов;
игры с правилами: «Волшебные слова», «Внимательные ребята», «Веселое
настроение», «Приветствия», «Откуда пришла вилка?»;
ролевые игры: «Приглашение к столу», «Искусство беседы за столом»,
«Я иду на день рождение», «Чаевничание», «Мы пришли в театр», «Я еду в
автобусе»;
составление правил поведения: «Словарик моих правил», «Истина рождается
в споре», «На улице и в общественном месте»;
выпуск газеты: «Ах, этикет, этикет…»
4. «Я и другие»
Работа в этом направлении помогает формировать у младших школьников
высокие нравственные качества, активную позицию с правом выбора форм и
содержания деятельности.
Задачи блока:
Воспитывать
доброе,
заботливое,
внимательное
отношение
к
людям,
стремление им помогать, сочувствовать, сопереживать.
Воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим.
Формирование
умения
соизмерять
свои
потребности
с
потребностями
окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта
родных людей; брать на себя часть забот в семье.
Это направление реализуется в ходе проведения таких форм работы как:
изготовление подарка другу-имениннику, маме, бабушке, сестре, учителю к
8 марта;
мастер-класс для учащихся других классов;
проведение викторины, выступление со стихами, рассказами, показ своих
поделок;
круглый стол «Как здорово, что мы здесь сегодня собрались»: приглашение
родителей, их рассказы о своей профессии;
встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла (если есть возможность);
выезд в театр, на экскурсию, в цирк, в бассейн (если есть возможность).
VI. Ожидаемые результаты по выполнении программы
1-й год занятий
9
1. Привитие любви к книге, умения подразделять героев на добрых и злых.
Уметь принимать сердцем добро и осуждать зло.
2. Обогащение нравственного опыта ребенка опытом других людей.
3. Привитие норм и правил общественной жизни.
4. Воспитание и развитие нравственных чувств, желания помогать людям.
2-й год занятий
1. Усвоение смысла моральных оценок и норм поведения на положительных
примерах героев книг.
2. Воспитание
желания
помогать
всем,
попавшим
в
беду,
и
не
требовать
награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в
повседневной жизни.
3. Привитие чувства долга, ответственности, верности традициям, сохранению
и приумножению исторических, культурных, духовных ценностей.
4. Формирование нравственного сознания.
3-й год занятий
1. Воспитание и развитие нравственных чувств: способности к эмоциональному
переживанию, сочувствию, мучениям совести, стыду.
2. Выработка
умений
и
привычек
нравственного
поведения,
способности
анализировать,
судить
о
явлениях
жизни
с
позиций
нравственного
идеала,
давать им самостоятельную оценку.
3. Выработка умения согласовывать свои желания с желаниями других, умение
координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение
руководить.
4-й год занятий
1. Выработка
умения
не
только
согласовывать
свои
желания
с
желаниями
других, но и умения уважать себя при уважении других, высокое сознание
общественного
долга,
честность
и
правдивость,
нравственная
чистота,
скромность.
2. Воспитание
устойчивых
положительных
привычек
и
привычных
норм
поведения,
культура
отношений
и
общения
в
условиях
здорового
детского
коллектива.
3. Формирование стремления на все иметь свою точку зрения.
4. Появление самооценки и самосознания.
10
Приложение №2
Коболок.
Жили-были Дедушка и Бабушка. Жили они очень-очень бедно.
Однажды просит Дедушка:
- Испеки-ка мне, Бабушка, колобок.
А Бабушка говорит:
- Как же я испеку колобок, муки-то у нас нет.
- А ты возьми перышко, поскреби да помети по полочкам в амбаре, может и
наскребешь муки стаканчик. Очень уж мне хочется чай попить с колобком.
Собралась Бабушка в амбар, взяла стаканчик под муку да перышко. Пришла в
амбар, где муку хранят. Стала перышком остатки муки сметать с полочек. Намела
целых два стаканчика. Забежала в сарай к курочке Рябушке, попросила у нее
яичко
рябенькое
для
теста,
а
у
коровушки
Буренушки
попросила
молочка
немножечко.
Пришла домой, тесто замесила. Поставила тесто на теплую печку. Поднялось
тесто, из кастрюльки лезет. Пышное да мягкое. Стала бабушка колобок лепить.
Кругленький да толстенький колобок получился. Носик колобку прилепила из
теста, вместо глаз ягодки-смородинки вставила. А ротик из кусочков морковки
сделала.
В печку поставила Бабушка колобок.
А Дедушка все спрашивает:
- Ну, когда уже колобок готов будет, не могу больше терпеть!
Наконец-то готов колобок! Достала Бабушка колобок из печки, на окошко
остужаться положила, на тарелочку красивую.
Дедушка сидит на лавочке и волнуется: не убежит ли колобок в лес?!
Смотрел-смотрел он на колобок и говорит Бабушке:
- А давай не будем колобок есть?! Жалко! Нет у нас с тобой ни сыночка, ни
дочки. Вот и будет колобок у нас вместо сыночка. И назовем мы его не Колобок, а
КОБОЛОК! Уж очень я волнуюсь, чтобы он не убежал в лес, как в сказке.
- Делай, как хочешь, - говорит Бабушка. Только я никогда не слышала, чтобы
пирожки или булочки вместо сыночка или дочки были.
- А у нас будет, - говорит Дедушка.
Так и остался Коболок жить у Бабушки с Дедушкой.
А ночью встал Дедушка да в лес пошел. Набрал смолы с елок, соку березового,
трав разных целебных. Принес домой, перемешал все, поколдовал… Получилось
зелье непонятное.
Стал Дедушка Коболка поить. Приоткроет ротик ножичком и нальет лекарство.
Поил-поил, а Коболок вдруг одним глазиком моргнул, потом – другим. А потом и
вовсе спрыгнул с лавки да по полу бегать стал, а Дедушка за ним.
Вот так и появился сыночек у Дедушки с Бабушкой.
Да такой понятливый! Помощник Дедушке и Бабушке. Дедушке дрова колоть
помогает, да в дом их носить. Бабушке – обед варить помогает, да пол подметает.
Не нарадуются старички своему сыночку.
11
Так и стал Коболок жить да поживать у Дедушки с Бабушкой.
Однажды утром говорит Коболок:
- А пойду-ка я в лес, схожу за грибами да за ягодами. Зима скоро, а у нас даже
дров не припасено. Как жить-то зимой будем? Холодно! Да и печку топить надо,
кашу варить.
- Что ты! Что ты! – говорит Бабушка. И не думай даже. Никуда я тебя не
отпущу!
- Что ты! Что ты! – говорит Дедушка. И думать про это – не думай!
- Чего вы так испугались?! – спрашивает Коболок.
- У нас в лесу: и лисы, и волки, и медведи водятся. А ты еще такой маленький.
Вот возьмут тебя и съедят! – говорит Дедушка.
- Или в лесу заблудишься! – говорит Бабушка.
- Да я сам кого хочешь съем! А в лес я компас возьму. На всякий случай!
Как не уговаривали Коболка старики, ничего не вышло. Взял он две огромные
корзины в амбаре, помахал ручкой своим родителям и … покатился по дорожке.
Чтобы быстрее было.
Идет по лесу. Грибы в одно лукошко складывает, а ягодки – в другое. Сухие
ветки от деревьев возле кочки складывает. Все примечает да запоминает.
Вышел на большу-ущую полянку. А там … Цветов видимо – не видимо!
- Вот здорово! – думает Коболок. Бабушке любимой букет наберу.
Только стал букет собирать, откуда не возьмись – заяц Косой, хвостик куцый.
Увидел Косой пришельца – испугался. Но вдруг почувствовал запах нежный да
приятный. Подбежал и спрашивает:
- Ты кто такой?
- Я – Коболок!
- Откуда в нашем лесу взялся? Небось от Дедушки с Бабушкой убежал?!
- Очень мне надо – убегать! Я сам в лес пошел, за грибами да за ягодами.
- Ишь, какой храбрый! А если я тебЯ съем?
- Не ешь, Косой! Ты трусишка! Да и не так-то просто меня съесть.
- Ну, коли так … Давай дружить.
- Давай!
И стал зайчишка Коболку помогать: цветы для Бабушки собирать. Кра-а-асивый
букет получился.
Вдруг,
откуда
не
возьмись,
Мишка
Косолапый
идет
себе,
бредет!
Злой
да
сердитый. Меда в лесу не нашел, малинку не увидел. Зато зайца увидел с кем-то
странным. Подошел и спрашивает:
- Эй, Косой, кто это с тобой?
- Друг мой – Коболок!
- Что еще за Коболок? Не слыхивал я век про такого!
- Как это не слыхал? – спрашивает Коболок. А чей дедушка съесть хотел моего
братишку Коболка?
- Ой, говорит медведь Косолапый, твоя правда. Слышал я от Деда, как в нашем
лесу
давно-давно
Колобок
катился-катился
…
А
потом
лиса
Патрикеевна
обманула его да и съела.
12
- Я не такой! – говорит Коболок! Никто меня не съест! Я сам кого хошь съем!
Вон какие зубки у меня острые. Бррр …
- Твоя правда, Коболушка! С таким лучше не связываться, - молвил медведь. А
чем это вы тут на поляне занимаетесь?
- К зиме готовимся! – отвечает Коболок.
- Как это – к зиме?
- Да так! Грибы, ягоды, дрова запасаем. Цветы собираем.
- Ну грибы да ягоды понятно зачем. А дрова зачем?
- Чтобы печку топить, тепло в доме было. Завоет вьюга зимой, холодно в доме.
А печку затопишь и тепло. Кашу варить можно, пироги печь, - отвечает Коболок.
- Гляди, какой ты умный! Все знаешь! – говорит медведь. Почесал Косолапый за
ухом и говорит:
- А давайте и я вам помогать буду. Только в толк не возьму, а цветы-то вам на
что?!
- Цветы Бабуле моей: для души, для красоты! – поясняет Коболок. Поставит
Бабушка их в вазочку и смотреть будет, а по дому … запах приятный от них!
Красота! И лесом пахнет.
- Не знал я, про такое чудо! Надо и мне, своей Настасьюшке насобирать.
- Вот это – отлично! Помоги нам, а потом и Медведице своей соберешь.
Стали они работать: Коболок и Косой цветы собирают, а Косолапый дрова в
вязанку увязывает, чтобы нести легче да удобней было.
Тут откуда-то издалека песня донеслась.
- Опять лиса Патрикеевна с Серым гуляют, работать не хотят, тлолько песни
поют, - говорит медведь.
Тут на полянку выходят волк и лиса. Лиса в новом красном сарафанчике, на шее
яркая желтая косыночка повязана, на ножках сапожки сафьяновые. А у волка
рубаха белая, вышитая, ремешком подпоясана. Штаны-галифе цвета неба летнего,
а сапоги на солнце блеском отливаются. Под ручку идут да песни поют.
Вышли на полянку, увидели зайца Косого, медведя Косолапого да еще кого-то –
не понять кого.
Спрашивает Серый у Патрикеевны:
- Ты не знаешь, кто это?
- Понятия не имею. Но кого-то он мне напоминает, - отвечает лисица. А вот кого
– не припомню!
- Как же – не припомню! – говорит Коболок. Съела моего братца названого, а
теперь – в кусты. Сейчас я с тобой разбираться буду.
- Ой, кто это? Что ему от меня надо? – говорит лиса. Может уйти нам поскорее.
- Никуда вы не уйдете, - говорит Коболок. Бери, лисица, корзину с грибами, а
ты, волк, - с ягодами. В деревню понесете, помогать мне будете. А не то разозлюсь
– мало не покажется.
- Давай, Патрикеевна, поможем ему, - говорит Серый, а то и правда странный он
какой-то, боязно мне. Смотри, даже медведь ему помогает. А он-то у нас в лесу
никого не боится.
- Твоя правда, волк. Давай поможем, - отвечает лисица. Кто он такой – не
понятно. Откуда только и взялся, не иначе как с Луны упал к нам в лес.
13
- Ни с какой Луны я не падал. Из деревни я пришел. А зовут меня – Коболок!
Уяснили?! А уяснили – так работайте. Хватит прохлаждаться.
Пришлось и лисе, и волку поднапрячься, поработать. Идут они в деревню:
впереди медведь Косолапый с вязанкой дров на спине, за ним волк Серый с
лукошком ягод, за волком лиса Патрикеевна прихрамывает с лукошком грибов.
Следом за ним заяц с букетом цветов. А самым последним – Коболок. Песни
распевает да с ножки на ножку прыгает.
А Дедушка с Бабушкой волнуются уже: давно ушел в лес Коболок, утром еще,
да нет его до сих пор. Дед даже бинокль свой старый достал и смотрит вдаль: не
идет ли их Коболочек. А Бабушка из бумаги трубу подзорную сделала и тоже
пытается Коболка высматривать. Вдруг Дед говорит:
- Ой, что это за процессия к нашему дому подруливает?
- Где, где, дай посмотрю, - говорит Бабуля.
- И правда, целая делегация идет! А где же сыночек наш – Коболочек?
- Не знаю, - говорит Дед.
Тут,
к
самому
дому
выходят:
медведь,
волк,
лиса,
заяц,
а
ними
следом
Дружочек-Колобочек. Песни распевает да посвистывает.
- Привет, Бабулечка! Привет, Дедулечка! А вот и я – Коболок!
Обрадовались старички. А Коболок и говорит:
- Знакомьтесь Дедушка и Бабушка – это друзья мои, помощники. Вон сколько
всего мы из лесу принесли. Варенье из ягод варить будем, чай зимой с вареньем
пить. Грибы засолим да засушим. Дровами печку топить будем. А друзей моих,
давай Бабушка, чайком угостим.
- И то верно! «У меня и пирожки поспели», - говорит Бабушка.
Обрадовались звери, да за стол скорее торопятся. А Коболок говорит:
- Ишь, какие шустрые, а лапы кто мыть будет? Никакой культуры нет в вашем
лесу. Теперь Я учить вас буду.
14
Приложение №3
15
Приложение №4
16
17
Приложение №5
Сказка «Курочка Ряба» с фразеологизмами
18
Приложение №6
19
20
21