Напоминание

«Мы за здоровый и безопасный образ жизни!» (социальная инициатива волонтеров в сфере профилактики наркомании и пропаганды здорового и безопасного образа жизни


Авторы: Сабуров Александр Владимирович, Витов Степан Михайлович
Должность: Учитель технологии, учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 65"
Населённый пункт: новокузнецк
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: «Мы за здоровый и безопасный образ жизни!» (социальная инициатива волонтеров в сфере профилактики наркомании и пропаганды здорового и безопасного образа жизни
Раздел: среднее образование





Назад




«Мы за здоровый и безопасный образ жизни!»

(социальная инициатива волонтеров в сфере профилактики

наркомании и пропаганды здорового и безопасного образа жизни

Авторы: Сабуров Александр Владимирович, учитель технологии, Витов

Степан Михайлович, учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 65»

г.Новокузнецк, Кемеровская область

Актуальность

проекта:

Современный

период

развития

российского

общества

характеризуется

существенными

изменениями:

постоянная

трансформация

общественных,

экономических,

социальных

отношений,

негативное

влияние

некоторых

деструктивных

аспектов

школьного

и

семейного воспитания, воздействия СМИ, разрастание сети компьютерных

игр,

доступность

в

условиях

интернета

информации,

стремительное

развитие

новых

технологий,

кризисность

социально-психологической

обстановки приводит к непрерывному возрастанию стрессовых ситуаций,

интенсивному и длительному психоэмоциональному напряжению.

В

обществе

сложились

опасные

для

подрастающего

поколения

тенденции: нарушение прав детей, рост ранней алкоголизации и наркомании

подростков,

который

ведёт

к

увеличению

преступлений,

совершённых

несовершеннолетними;

увеличение

числа

не совершеннолетних

правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Подростки

подвержены риску аутодеструктивного поведения в силу

возрастных особенностей – эмоциональной нестабильности, резкой смены

социальной

ситуации

развития

(от

них

начинают

т р е б о в ат ь

самостоятельности,

ответственности),

малого

жизненного

опыта,

а

также

воздействия

ряда

неблагоприятных

экологических,

экономических,

социальных факторов.

Проблема

состояния

здоровья

детей

и

подростков

в

последние

десятилетия

является

одной

из

ключевых;

большинство

современных

исследователей

указывает

на

его

критически

низкий

уровень

На

фоне

высокой общей заболеваемости подростков в возрасте 15-17 лет, ведущее

место

стали

занимать

социально

-

значимые

болезни,

психические

заболевания

и

нарушения

поведения.

Интенсивно

идет

распространение

наркологической патологии.

В РФ в конце последнего десятилетия отмечался интенсивный рост

употребления

подростками

различных

ПАВ;

увеличилось

количество

подростков,

страдающих

токсикоманией,

увеличилось

количество

подростков, состоящих на учете в связи с злоупотреблением алкоголя

Обоснование

антинаркотической

направленности: Употребление

психоактивных веществ (ПАВ) является глобальной медико-социальной и

экономической

проблемой,

поскольку

оказывает

негативное

влияние

на

здоровье

индивидов,

на

социально-экономические

основы

благополучия

семей, сообществ и государств во всем мире.

Среди факторов, связанных с образованием имеет значение высокие

учебные

нагрузки,

особенно

сочетающиеся

с

неуспеваемостью

и

конфликтностью в период обучения. В то время как спокойная школьная

обстановка,

проводимые

в

школах

спортивные

игровые,

творческие,

антинаркотические и профилактические мероприятия могут служить защитой

от употребления ПАВ и прогнозированию и устранению риска приобщения

подростков к употреблению ПАВ.

Успешной профилактике подобного поведения необходимы, проекты, планы

профилактики, такие формы работы с подростками, которые направлены на

сохранение психического, физического здоровья подростков, их личностное

развитие,

профессиональное

самоопределение,

развитие

интереса

и

способности к самопознанию и самоанализу, на мотивацию к здоровому

образу

жизни.

Предлагаем

вашему

вниманию социальную

инициативу

волонтеров

в

сфере профилактики наркомании и пропаганды здорового и

безопасного образа жизни- игру.

Цели и задачи инициативы-игры :

формирование

культуры

здорового

и

безопасного

образа

жизни

обучающихся, проявление командного взаимодействия

обеспечение

условий

для

организации

и

проведения

мероприятий,

направленных

на

формирование

у

учащихся

стремления

к

ведению

здорового

образа

жизни,

повышение

его

значимости

через

игровую

деятельность.

развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся,

способности противостоять негативному влиянию со стороны

развитие

нравственных

и

гражданских

установок,

воспитание

законопослушной

личности,

умеющей

защищать

свои

права,

анализировать свои поступки

создавать

условия

для

формирования

безопасного

и

ответственного

законопослушного поведения в социуме

Процесс разработки, создания и апробации социальной нициативы-

игры включает в себя следующее: социальный опрос, создание банка идей

– копилки, составление сценария, подбор атрибутов, подготовка вопросов и

ответов, подготовка раздаточного и дидактического материла, инструкций

игры, выбор организаторов игры, формирование команд игроков, оформление

помещения, реализация игры, подведение итогов инициативы.

Оценка

эффективности

реализации

инициативы

базируется

на

достижении следующих планируемых результатов:

повышение

процента

занятости

детей,

активно

участвующих

в

общественной деятельности школы, в спортивных мероприятиях,

увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора

собственной

деятельности

в

активно-положительном

использовании

досуга;

повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и

предотвращение дезадаптации подростков;

уменьшение факторов риска употребления ПАВ;

увеличение

процента

учащихся

с

положительной

мотивацией

на

здоровый образ жизни;

Информация об игре:

Название игры

«Мы за здоровый и безопасный образ жизни!»

Возраст

участников

игры(от/до)

Учащиеся 7-10 классов

Игровая задача

выполнение всех элементов игры, в ходе которой создаются

у с л о в и я

д л я

и н т е л л е к т у а л ь н о й

и

т в о р ч е с ко й

самореализации обучающихся и популяризации физической

активности, а также мотивация на здоровый образ жизни и

установки негативное отношение к вредным привычкам

И н с т ру к ц и я

д л я

воспроизведения

игры

1.

Подготовка

карты

игры

и

маршрута

д ля

прохождения этапов- площадок

2.

Подготовка вопросов и ответов.

3.

Выбор организаторов игры, формирование команд

игроков

4.

Проведение инструктажа для участников игры.

5.

Проведение игры.

6.

Подведение итогов

К о л и ч е с т в о

участников

5-10 человек

Правила игры

Каждая

группа

получает

маршрут

(карту)

с

указанием

площадок. (Команды перемещаются по школе от площадки

к

площадке,

выполняя

тематические,

практические

и

интеллектуальные задания на каждой площадке.

На каждой из семи площадок за полностью выполненное

верное

задание

игроки

получают

по

1

букве

(буквы

-

элемент

пазла),

из

которых

к

концу

игры

складывается

разгадка

игры-

определенное

слово

(должно

получится

слово «ЧЕМПИОН» - 7 букв – семь площадок)

Необходимые

игровые атрибуты

Маршрутные

листы-карты,

чистые

листы

бумаги,

карандаши, ручки, карточки с заданиями, карточки ответов,

буквы-пазлы,

бланки-пазлы,

информационный

материал

ведущих, воздушные шарики, стакан с водой и ложками.

Необходимое

оборудование

Кабинеты-помещения,

спортзал,

мультимедийная

установка,

музыкальное

оформление,

художественное

оформление( плакаты, названия площадок,лозунги)

Содержание игры

«Мы за здоровый и безопасный образ жизни!»

Игра

направлена

на

формирование

культуры

здорового

и

безопасного

образа

жизни

у

подрастающего

поколения,

проявление

ответственности,

самостоятельности

и

командного

взаимодействия,

а

также

на

создание

условий для интеллектуальной и творческой самореализации обучающихся и

популяризацию физической активности и правовой грамотности.

План подготовки и проведения игры:

7.

Подготовка карты игры и маршрута для прохождения этапов.

8.

Подготовка вопросов и ответов.

9.

Выбор организаторов игры, формирование команд игроков

10.Проведение инструктажа для участников игры.

11.Проведение игры.

12.Подведение итогов.

Сценарий игры «Мы за здоровый и безопасный образ жизни!»

1.

Сбор всех участников.

2.

Вступительное слово одного из организаторов игры:

Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Здоровье не купишь ни

за какие деньги. Будучи больными, вы не сможете воплотить в жизнь свои

мечты, не сможете решать жизненно важные задачи. Все мы хотим вырасти

крепкими и здоровыми. Быть здоровым – естественное желание человека,

рано или поздно все задумываются о своем здоровье. Каждый из нас должен

осознавать, какой это бесценный клад, а законопослушное поведение каждого

человека делает здоровым все наше общество.

– Давайте сейчас вместе подумаем, что такое здоровье, здоровый образ

жизни и законопослушное поведение. (Ответы детей)

Наша сегодняшняя игра посвящена здоровому образу жизни.

3.

Старт

игры. Каждая

группа

получает

маршрут

(карту)

с

указанием

площадок.

(Команды

перемещаются

по

школе,

выполняя

тематические, практические и интеллектуальные задания.

1 площадка «Пословицы и поговорки»:

Команды игроков встречают организаторы-ведущие (2 чел.)

На этой площадке ребята называют пословицы и поговорки о здоровье

и здоровом образе жизни

Возможные пословицы и поговорки о здоровом образе жизни к 1 туру

игры «Мы за здоровый образ жизни!»

Бе ре ги

п л а т ь е

снову,а

здоровье

смолоду

В

здоровом

теле

здоровый дух!

Где здоровье, там

и красота.

Здоров

будешь–

все добудешь!

К т о

с п о р т о м

занимается – тот

силы набирается.

Солнце, воздух и

в о д а

н а ш и

лучшие друзья

Со

спортом

не

дружишь – не раз

о том потужишь

Крепок

телом

богат и делом

2 площадка «Загадки»:

Команды игроков встречают организаторы-ведущие (2 чел.)

Отгадайте

загадки

(за

пять

правильных

ответов

еще

одна

буква

итогового слова):

Загадки:

1.

Он лежать совсем не хочет.

Если бросить, он подскочит.

Чуть ударишь, сразу вскачь,

Ну, конечно – это... (Мяч)

2.

Есть лужайка в нашей школе,

А на ней козлы и кони.

Кувыркаемся мы тут

Ровно сорок пять минут.

В школе – кони и лужайка?!

Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал)

3.

Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются. (Лыжи)

4.

На белом просторе две ровные строчки, а рядом бегут запятые да точки.

(Лыжня)

5.

Он

на

вид – одна

доска. Но зато

названьем

горд,

он зовется…

(Сноуборд)

6.

Есть ребята у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня? (Коньки)

7.

Палка в виде запятой гонит шайбу пред собой. (Клюшка)

8.

Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» –

Там идёт игра ... (Хоккей)

9.

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

только лучше правь рулем. (Велосипед)

10.

Эстафета нелегка. Жду команду для рывка. (Старт)

11.

На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков. (Шахматы)

3 площадка «Известные спортсмены»:

Команды

игроков

встречают

организаторы-ведущие

(2

чел.),

которые

показывают фотографии известных спортсменов, участники игры их должны

узнать (если узнают всех – еще одна буква итогового слова).

– Каких известных спортсменов вы знаете?

Спортсмены:

1.Евгений Плющенко – фигурист;

2.Елена Исинбаева – прыгунья с шестом;

3. Алексей Немов – гимнаст;

4.Андрей Аршавин – футболист;

5.Мария Шарапова – теннисистка;

6.Костантин Дзю – боксер;

7.Павел Буре – хоккеист.

4 площадка «Интересные вопросы»:

Команды игроков встречают организаторы-ведущие (2чел.).

1. Очень долгое время на Олимпийских играх в Древней Греции был один-

единственный вид легкой атлетики. Какой? (Бег)

2. Изобретатель этого предрекал своему детищу две области применения –

доставка почты и средство для похудения. Назовите современный прообраз

этого предмета? (Велосипед)

3. Вспомните девиз Олимпийского движения. (Быстрее, выше, сильнее!)

4. В русский язык это слово пришло в конце 18 века из французского

языка. Так первоначально называли срочную почту, доставлявшую письма,

донесение специальными посыльными, которые сменяли друг друга в пути в

определенных пунктах. Назовите это слово, которое в наши дни получило

иное значение? (Эстафета)

5.Что за спортивная игра, у которой мяч, сетка и две команды? (Волейбол)

6. При игре в теннис в нее нельзя попадать мячом.( Сетка)

7. Футбольная команда состоит, из какого количества игроков?

( Из 11 игроков).

8. Играют ли в хоккей на роликах? (Да)

9. В старину, надевая на ноги, их называли «скороходами». А как называют

их сейчас? ( Коньки).

10. Ручные ускорители байдарок, каноэ и других безмоторных лодок( Весла).

11. Начало дистанции – это «старт», а конец ее? (Финиш)

12. Для этой спортивной игры обязательно нужна корзина. (Для баскетбола)

13. Есть ли на эмблеме Олимпийских игр кольцо коричневого цвета? (Нет)

14.

Каким

видам

спорта

запрещено

участвовать

в

Олимпийских

играх?

(Техническим, например, автогонкам и мотогонкам)

15. Как называют молодых спортсменов? ( Юниоры)

16. Выступают ли мужчины в синхронном плавании? (Нет)

17. Как называется площадка для бокса?( Ринг)

18. Партия в теннисе. (Сет)

19. Что стремятся установить спортсмены на соревнованиях?

(Рекорды)

20. Какие три слова составляют девиз Олимпиады?( Быстрее, выше, сильнее)

21. Страна, подарившая миру дзюдо. (Япония)

22. Передача мяча в спортивных играх. (Пас)

23. Сколько дней длятся зимние Олимпийские игры?( Десять дней)

5 площадка – «Весёлая эстафета “Мы за здоровый образ жизни!”»

(место проведения – спортзал).

Команды игроков встречают организаторы-ведущие (3 чел.).

Проводятся веселые конкурсы. Каждый конкурс сопровождается музыкой.

За победу – победителю дается еще одна буква итогового слова.

1.Кто быстрее перельет ложкой воду из одного стакана в другой (в конкурсе

участвуют по одному человеку от команды).

2.Кто дольше без помощи рук продержит воздушный шарик в воздухе, дуя на

него (участвуют по одному человеку от команды).

3.Какая

пара

из

каждой

команды

присядет,

стоя

спинами

друг

к

другу,

зацепившись руками за спиной, большее количество раз (2 участника от

команды).

6

площадка

«Мы

против

общественного

беспорядка» (место

проведения – спортзал). За верно выполненное задание выдается еще одна

буква итогового слова.

Команды игроков встречают организаторы-ведущие (2 чел.).

Ребята, различают две формы отклоняющегося поведения:

1.

положительное

(оказывающее

благотворное

влияние

на

развитие

общества

в

целом,

его

социальную,

научно-техниче скую,

экономическую и другие сферы, повышающие её организованность и

стимулирующее её прогрессивное развитие);

2.

негативное

(провоцирующее

дисфункцию

общественного

порядка,

провоцирующие

дезорганизацию

системы

и

деградацию

всех

сфер

общественного развития).

Ребята,

найдите

на

бланках

пазлах

черты положительного

и

отрицательного отклонения в поведении человека

Девиантное

поведение отрицательное:самовольный

уход

и з

дома;бродяжничество;совершение

административных

правонарушений,

совершение

уголовных

правонарушений,

суицид;

приверженность

к

а н т и с о ц и а л ь н ы м

и

к р и м и н а л ь н ы м

н е ф о рма л ь н ы м

г р у п п а м .

Девиантное поведение положительное: героизм,нобелевский лауреат,

чемпион олимпийских игр,волонтер,гениальность,новаторство

7 площадка – «Я знаю закон»

Команды игроков встречают организаторы-ведущие (2 чел.).

Ребята,

вы

знаете,

что

существуют

поступки

в

виде

нарушений

и

преступлений.

Вы должны выбрать особо опасные действия (уголовные правонарушения)

на

бланках

и

выложить

их

в

отдельную

стопку,

а проступки

(административные) в другую (за все верно выполненные задания – еще одна

буква)

совершение

административных

правонарушений

(мелкие

кражи,

употребление наркотических средств, употребление спиртных и табачных

средств, драки без нанесения тяжкого вреда здоровью);

совершение

уголовных

правонарушений

(грабеж,

разбой,

нанесение

тяжкого

вреда

здоровью,

хранение

и

распространение

наркотических

средств);

4 Подведение итогов игры. Команды складывают общее слово, если

они прошли все станции игры успешно – получится слово из семи букв,

так в игре было семь станций

(ЧЕМПИОН). Определяется команда-

победитель.

Организаторы-ведущие (3-5 чел.):

− Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из

нас присуще желание быть сильным, здоровым, сохранять как можно дольше

бодрость, энергию и достичь долголетия. Мы надеемся, что сегодняшний

день не прошел даром и вы многое для себя подчеркнули. Ведь «здоров

будешь – все добудешь».

Жизнь – это благо! Это дар, который даётся человеку лишь однажды.

И от нас самих зависит, каким содержанием наполним мы свою жизнь.

Здорово, когда человек стремится к исполнению своей мечты!

Здорово, когда светит солнце и щебечут птицы!

Здорово, когда у тебя есть настоящие друзья и когда тебя любят и ждут

дома!

Здорово, когда тебя окружают счастливые и здоровые люди!

Здорово, когда в твоей душе горит огонь добра и веры в лучшее!

− Так будьте все здоровы!

Список литературы

1.Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа

жизни субъектов образовательного процесса «Школа-вуз»: Монография Н.П.

Абаскалова.- Новосибирск, 2001

2.Громова О.Е. Спортивные игры для детей.- М.: Сфера, 2002. -121с.

3.Доскин В.А., Голубева Л.Г.Растем здоровыми.- М.: Просвещение, 2002.-

108с.

4.Данилюк А.Я.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России.( текст)/А.Я.Данилюк,

А.М.Кондаков,В.А.Тишков.-3-е изд.-М.,2012

5.Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного

процесса / Под ред.Э.М.Казина._ Кемерово, 2005.

6.Качан Л.Г. Формирование современных знаний о здоровье и здоровом

образе жизни. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. 76с.

7. Куликов В.П.Потребность в двигательной активности. (Физиология,

валеология, реабилитация)/В.П.Куликов, В.И.Киселев.- Новосибирск,1998.

8. Маврова В.М. и др. Комплексы физических упражнений для динамических

пауз на уроке/В. М. Маврова, А.А.Федоров, В. Г. Шакаров.- Казань: РИЦ

«Школа»,2000,-32с.

9.Трушкина Л.Ю.и др. Гигиена и экология человека: Учебное пособие/Л.

Ю.Трушкина, А.Г.Трушкин, Л.М.Демьянова.- Ростов н/Д.:Феникс,2003.-198с.



В раздел образования