Авторы: Сабуров Александр Владимирович, Витов Степан Михайлович
Должность: Учитель технологии, учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 65"
Населённый пункт: новокузнецк
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: «Мы за здоровый и безопасный образ жизни!» (социальная инициатива волонтеров в сфере профилактики наркомании и пропаганды здорового и безопасного образа жизни
Раздел: среднее образование
«Мы за здоровый и безопасный образ жизни!»
(социальная инициатива волонтеров в сфере профилактики
наркомании и пропаганды здорового и безопасного образа жизни
Авторы: Сабуров Александр Владимирович, учитель технологии, Витов
Степан Михайлович, учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 65»
г.Новокузнецк, Кемеровская область
Актуальность
проекта:
Современный
период
развития
российского
общества
характеризуется
существенными
изменениями:
постоянная
трансформация
общественных,
экономических,
социальных
отношений,
негативное
влияние
некоторых
деструктивных
аспектов
школьного
и
семейного воспитания, воздействия СМИ, разрастание сети компьютерных
игр,
доступность
в
условиях
интернета
информации,
стремительное
развитие
новых
технологий,
кризисность
социально-психологической
обстановки приводит к непрерывному возрастанию стрессовых ситуаций,
интенсивному и длительному психоэмоциональному напряжению.
В
обществе
сложились
опасные
для
подрастающего
поколения
тенденции: нарушение прав детей, рост ранней алкоголизации и наркомании
подростков,
который
ведёт
к
увеличению
преступлений,
совершённых
несовершеннолетними;
увеличение
числа
не совершеннолетних
правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Подростки
подвержены риску аутодеструктивного поведения в силу
возрастных особенностей – эмоциональной нестабильности, резкой смены
социальной
ситуации
развития
(от
них
начинают
т р е б о в ат ь
самостоятельности,
ответственности),
малого
жизненного
опыта,
а
также
воздействия
ряда
неблагоприятных
экологических,
экономических,
социальных факторов.
Проблема
состояния
здоровья
детей
и
подростков
в
последние
десятилетия
является
одной
из
ключевых;
большинство
современных
исследователей
указывает
на
его
критически
низкий
уровень
На
фоне
высокой общей заболеваемости подростков в возрасте 15-17 лет, ведущее
место
стали
занимать
социально
-
значимые
болезни,
психические
заболевания
и
нарушения
поведения.
Интенсивно
идет
распространение
наркологической патологии.
В РФ в конце последнего десятилетия отмечался интенсивный рост
употребления
подростками
различных
ПАВ;
увеличилось
количество
подростков,
страдающих
токсикоманией,
увеличилось
количество
подростков, состоящих на учете в связи с злоупотреблением алкоголя
Обоснование
антинаркотической
направленности: Употребление
психоактивных веществ (ПАВ) является глобальной медико-социальной и
экономической
проблемой,
поскольку
оказывает
негативное
влияние
на
здоровье
индивидов,
на
социально-экономические
основы
благополучия
семей, сообществ и государств во всем мире.
Среди факторов, связанных с образованием имеет значение высокие
учебные
нагрузки,
особенно
сочетающиеся
с
неуспеваемостью
и
конфликтностью в период обучения. В то время как спокойная школьная
обстановка,
проводимые
в
школах
спортивные
игровые,
творческие,
антинаркотические и профилактические мероприятия могут служить защитой
от употребления ПАВ и прогнозированию и устранению риска приобщения
подростков к употреблению ПАВ.
Успешной профилактике подобного поведения необходимы, проекты, планы
профилактики, такие формы работы с подростками, которые направлены на
сохранение психического, физического здоровья подростков, их личностное
развитие,
профессиональное
самоопределение,
развитие
интереса
и
способности к самопознанию и самоанализу, на мотивацию к здоровому
образу
жизни.
Предлагаем
вашему
вниманию социальную
инициативу
волонтеров
в
сфере профилактики наркомании и пропаганды здорового и
безопасного образа жизни- игру.
Цели и задачи инициативы-игры :
формирование
культуры
здорового
и
безопасного
образа
жизни
обучающихся, проявление командного взаимодействия
обеспечение
условий
для
организации
и
проведения
мероприятий,
направленных
на
формирование
у
учащихся
стремления
к
ведению
здорового
образа
жизни,
повышение
его
значимости
через
игровую
деятельность.
развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся,
способности противостоять негативному влиянию со стороны
развитие
нравственных
и
гражданских
установок,
воспитание
законопослушной
личности,
умеющей
защищать
свои
права,
анализировать свои поступки
создавать
условия
для
формирования
безопасного
и
ответственного
законопослушного поведения в социуме
Процесс разработки, создания и апробации социальной нициативы-
игры включает в себя следующее: социальный опрос, создание банка идей
– копилки, составление сценария, подбор атрибутов, подготовка вопросов и
ответов, подготовка раздаточного и дидактического материла, инструкций
игры, выбор организаторов игры, формирование команд игроков, оформление
помещения, реализация игры, подведение итогов инициативы.
Оценка
эффективности
реализации
инициативы
базируется
на
достижении следующих планируемых результатов:
повышение
процента
занятости
детей,
активно
участвующих
в
общественной деятельности школы, в спортивных мероприятиях,
увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора
собственной
деятельности
в
активно-положительном
использовании
досуга;
повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и
предотвращение дезадаптации подростков;
уменьшение факторов риска употребления ПАВ;
увеличение
процента
учащихся
с
положительной
мотивацией
на
здоровый образ жизни;
Информация об игре:
Название игры
«Мы за здоровый и безопасный образ жизни!»
Возраст
участников
игры(от/до)
Учащиеся 7-10 классов
Игровая задача
выполнение всех элементов игры, в ходе которой создаются
у с л о в и я
д л я
и н т е л л е к т у а л ь н о й
и
т в о р ч е с ко й
самореализации обучающихся и популяризации физической
активности, а также мотивация на здоровый образ жизни и
установки негативное отношение к вредным привычкам
И н с т ру к ц и я
д л я
воспроизведения
игры
1.
Подготовка
карты
игры
и
маршрута
д ля
прохождения этапов- площадок
2.
Подготовка вопросов и ответов.
3.
Выбор организаторов игры, формирование команд
игроков
4.
Проведение инструктажа для участников игры.
5.
Проведение игры.
6.
Подведение итогов
К о л и ч е с т в о
участников
5-10 человек
Правила игры
Каждая
группа
получает
маршрут
(карту)
с
указанием
площадок. (Команды перемещаются по школе от площадки
к
площадке,
выполняя
тематические,
практические
и
интеллектуальные задания на каждой площадке.
На каждой из семи площадок за полностью выполненное
верное
задание
игроки
получают
по
1
букве
(буквы
-
элемент
пазла),
из
которых
к
концу
игры
складывается
разгадка
игры-
определенное
слово
(должно
получится
слово «ЧЕМПИОН» - 7 букв – семь площадок)
Необходимые
игровые атрибуты
Маршрутные
листы-карты,
чистые
листы
бумаги,
карандаши, ручки, карточки с заданиями, карточки ответов,
буквы-пазлы,
бланки-пазлы,
информационный
материал
ведущих, воздушные шарики, стакан с водой и ложками.
Необходимое
оборудование
Кабинеты-помещения,
спортзал,
мультимедийная
установка,
музыкальное
оформление,
художественное
оформление( плакаты, названия площадок,лозунги)
Содержание игры
«Мы за здоровый и безопасный образ жизни!»
Игра
направлена
на
формирование
культуры
здорового
и
безопасного
образа
жизни
у
подрастающего
поколения,
проявление
ответственности,
самостоятельности
и
командного
взаимодействия,
а
также
на
создание
условий для интеллектуальной и творческой самореализации обучающихся и
популяризацию физической активности и правовой грамотности.
План подготовки и проведения игры:
7.
Подготовка карты игры и маршрута для прохождения этапов.
8.
Подготовка вопросов и ответов.
9.
Выбор организаторов игры, формирование команд игроков
10.Проведение инструктажа для участников игры.
11.Проведение игры.
12.Подведение итогов.
Сценарий игры «Мы за здоровый и безопасный образ жизни!»
1.
Сбор всех участников.
2.
Вступительное слово одного из организаторов игры:
Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Здоровье не купишь ни
за какие деньги. Будучи больными, вы не сможете воплотить в жизнь свои
мечты, не сможете решать жизненно важные задачи. Все мы хотим вырасти
крепкими и здоровыми. Быть здоровым – естественное желание человека,
рано или поздно все задумываются о своем здоровье. Каждый из нас должен
осознавать, какой это бесценный клад, а законопослушное поведение каждого
человека делает здоровым все наше общество.
– Давайте сейчас вместе подумаем, что такое здоровье, здоровый образ
жизни и законопослушное поведение. (Ответы детей)
Наша сегодняшняя игра посвящена здоровому образу жизни.
3.
Старт
игры. Каждая
группа
получает
маршрут
(карту)
с
указанием
площадок.
(Команды
перемещаются
по
школе,
выполняя
тематические, практические и интеллектуальные задания.
1 площадка «Пословицы и поговорки»:
Команды игроков встречают организаторы-ведущие (2 чел.)
На этой площадке ребята называют пословицы и поговорки о здоровье
и здоровом образе жизни
Возможные пословицы и поговорки о здоровом образе жизни к 1 туру
игры «Мы за здоровый образ жизни!»
Бе ре ги
п л а т ь е
снову,а
здоровье
смолоду
В
здоровом
теле
здоровый дух!
Где здоровье, там
и красота.
Здоров
будешь–
все добудешь!
К т о
с п о р т о м
занимается – тот
силы набирается.
Солнце, воздух и
в о д а
–
н а ш и
лучшие друзья
Со
спортом
не
дружишь – не раз
о том потужишь
Крепок
телом
–
богат и делом
2 площадка «Загадки»:
Команды игроков встречают организаторы-ведущие (2 чел.)
–
Отгадайте
загадки
(за
пять
правильных
ответов
–
еще
одна
буква
итогового слова):
Загадки:
1.
Он лежать совсем не хочет.
Если бросить, он подскочит.
Чуть ударишь, сразу вскачь,
Ну, конечно – это... (Мяч)
2.
Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал)
3.
Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются. (Лыжи)
4.
На белом просторе две ровные строчки, а рядом бегут запятые да точки.
(Лыжня)
5.
Он
на
вид – одна
доска. Но зато
названьем
горд,
он зовется…
(Сноуборд)
6.
Есть ребята у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки)
7.
Палка в виде запятой гонит шайбу пред собой. (Клюшка)
8.
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» –
Там идёт игра ... (Хоккей)
9.
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
только лучше правь рулем. (Велосипед)
10.
Эстафета нелегка. Жду команду для рывка. (Старт)
11.
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (Шахматы)
3 площадка «Известные спортсмены»:
Команды
игроков
встречают
организаторы-ведущие
(2
чел.),
которые
показывают фотографии известных спортсменов, участники игры их должны
узнать (если узнают всех – еще одна буква итогового слова).
– Каких известных спортсменов вы знаете?
Спортсмены:
1.Евгений Плющенко – фигурист;
2.Елена Исинбаева – прыгунья с шестом;
3. Алексей Немов – гимнаст;
4.Андрей Аршавин – футболист;
5.Мария Шарапова – теннисистка;
6.Костантин Дзю – боксер;
7.Павел Буре – хоккеист.
4 площадка «Интересные вопросы»:
Команды игроков встречают организаторы-ведущие (2чел.).
1. Очень долгое время на Олимпийских играх в Древней Греции был один-
единственный вид легкой атлетики. Какой? (Бег)
2. Изобретатель этого предрекал своему детищу две области применения –
доставка почты и средство для похудения. Назовите современный прообраз
этого предмета? (Велосипед)
3. Вспомните девиз Олимпийского движения. (Быстрее, выше, сильнее!)
4. В русский язык это слово пришло в конце 18 века из французского
языка. Так первоначально называли срочную почту, доставлявшую письма,
донесение специальными посыльными, которые сменяли друг друга в пути в
определенных пунктах. Назовите это слово, которое в наши дни получило
иное значение? (Эстафета)
5.Что за спортивная игра, у которой мяч, сетка и две команды? (Волейбол)
6. При игре в теннис в нее нельзя попадать мячом.( Сетка)
7. Футбольная команда состоит, из какого количества игроков?
( Из 11 игроков).
8. Играют ли в хоккей на роликах? (Да)
9. В старину, надевая на ноги, их называли «скороходами». А как называют
их сейчас? ( Коньки).
10. Ручные ускорители байдарок, каноэ и других безмоторных лодок( Весла).
11. Начало дистанции – это «старт», а конец ее? (Финиш)
12. Для этой спортивной игры обязательно нужна корзина. (Для баскетбола)
13. Есть ли на эмблеме Олимпийских игр кольцо коричневого цвета? (Нет)
14.
Каким
видам
спорта
запрещено
участвовать
в
Олимпийских
играх?
(Техническим, например, автогонкам и мотогонкам)
15. Как называют молодых спортсменов? ( Юниоры)
16. Выступают ли мужчины в синхронном плавании? (Нет)
17. Как называется площадка для бокса?( Ринг)
18. Партия в теннисе. (Сет)
19. Что стремятся установить спортсмены на соревнованиях?
(Рекорды)
20. Какие три слова составляют девиз Олимпиады?( Быстрее, выше, сильнее)
21. Страна, подарившая миру дзюдо. (Япония)
22. Передача мяча в спортивных играх. (Пас)
23. Сколько дней длятся зимние Олимпийские игры?( Десять дней)
5 площадка – «Весёлая эстафета “Мы за здоровый образ жизни!”»
(место проведения – спортзал).
Команды игроков встречают организаторы-ведущие (3 чел.).
Проводятся веселые конкурсы. Каждый конкурс сопровождается музыкой.
За победу – победителю дается еще одна буква итогового слова.
1.Кто быстрее перельет ложкой воду из одного стакана в другой (в конкурсе
участвуют по одному человеку от команды).
2.Кто дольше без помощи рук продержит воздушный шарик в воздухе, дуя на
него (участвуют по одному человеку от команды).
3.Какая
пара
из
каждой
команды
присядет,
стоя
спинами
друг
к
другу,
зацепившись руками за спиной, большее количество раз (2 участника от
команды).
6
площадка
–
«Мы
против
общественного
беспорядка» (место
проведения – спортзал). За верно выполненное задание выдается еще одна
буква итогового слова.
Команды игроков встречают организаторы-ведущие (2 чел.).
Ребята, различают две формы отклоняющегося поведения:
1.
положительное
(оказывающее
благотворное
влияние
на
развитие
общества
в
целом,
его
социальную,
научно-техниче скую,
экономическую и другие сферы, повышающие её организованность и
стимулирующее её прогрессивное развитие);
2.
негативное
(провоцирующее
дисфункцию
общественного
порядка,
провоцирующие
дезорганизацию
системы
и
деградацию
всех
сфер
общественного развития).
Ребята,
найдите
на
бланках
–
пазлах
черты положительного
и
отрицательного отклонения в поведении человека
Девиантное
поведение отрицательное:самовольный
уход
и з
дома;бродяжничество;совершение
административных
правонарушений,
совершение
уголовных
правонарушений,
суицид;
приверженность
к
а н т и с о ц и а л ь н ы м
и
к р и м и н а л ь н ы м
н е ф о рма л ь н ы м
г р у п п а м .
Девиантное поведение положительное: героизм,нобелевский лауреат,
чемпион олимпийских игр,волонтер,гениальность,новаторство
7 площадка – «Я знаю закон»
Команды игроков встречают организаторы-ведущие (2 чел.).
Ребята,
вы
знаете,
что
существуют
поступки
в
виде
нарушений
и
преступлений.
Вы должны выбрать особо опасные действия (уголовные правонарушения)
на
бланках
и
выложить
их
в
отдельную
стопку,
а проступки
(административные) в другую (за все верно выполненные задания – еще одна
буква)
совершение
административных
правонарушений
(мелкие
кражи,
употребление наркотических средств, употребление спиртных и табачных
средств, драки без нанесения тяжкого вреда здоровью);
совершение
уголовных
правонарушений
(грабеж,
разбой,
нанесение
тяжкого
вреда
здоровью,
хранение
и
распространение
наркотических
средств);
4 Подведение итогов игры. Команды складывают общее слово, если
они прошли все станции игры успешно – получится слово из семи букв,
так в игре было семь станций
(ЧЕМПИОН). Определяется команда-
победитель.
Организаторы-ведущие (3-5 чел.):
− Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из
нас присуще желание быть сильным, здоровым, сохранять как можно дольше
бодрость, энергию и достичь долголетия. Мы надеемся, что сегодняшний
день не прошел даром и вы многое для себя подчеркнули. Ведь «здоров
будешь – все добудешь».
Жизнь – это благо! Это дар, который даётся человеку лишь однажды.
И от нас самих зависит, каким содержанием наполним мы свою жизнь.
Здорово, когда человек стремится к исполнению своей мечты!
Здорово, когда светит солнце и щебечут птицы!
Здорово, когда у тебя есть настоящие друзья и когда тебя любят и ждут
дома!
Здорово, когда тебя окружают счастливые и здоровые люди!
Здорово, когда в твоей душе горит огонь добра и веры в лучшее!
− Так будьте все здоровы!
Список литературы
1.Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа
жизни субъектов образовательного процесса «Школа-вуз»: Монография Н.П.
Абаскалова.- Новосибирск, 2001
2.Громова О.Е. Спортивные игры для детей.- М.: Сфера, 2002. -121с.
3.Доскин В.А., Голубева Л.Г.Растем здоровыми.- М.: Просвещение, 2002.-
108с.
4.Данилюк А.Я.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.( текст)/А.Я.Данилюк,
А.М.Кондаков,В.А.Тишков.-3-е изд.-М.,2012
5.Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного
процесса / Под ред.Э.М.Казина._ Кемерово, 2005.
6.Качан Л.Г. Формирование современных знаний о здоровье и здоровом
образе жизни. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. 76с.
7. Куликов В.П.Потребность в двигательной активности. (Физиология,
валеология, реабилитация)/В.П.Куликов, В.И.Киселев.- Новосибирск,1998.
8. Маврова В.М. и др. Комплексы физических упражнений для динамических
пауз на уроке/В. М. Маврова, А.А.Федоров, В. Г. Шакаров.- Казань: РИЦ
«Школа»,2000,-32с.
9.Трушкина Л.Ю.и др. Гигиена и экология человека: Учебное пособие/Л.
Ю.Трушкина, А.Г.Трушкин, Л.М.Демьянова.- Ростов н/Д.:Феникс,2003.-198с.