Автор: Бурляева Наталья Петровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа–интернат АОП с. Родничок"
Населённый пункт: с Родничок Балашовский район Саратовская область
Наименование материала: Конспект урока по чтению и развитию речи (2 класс)
Тема: Урок обобщение "Ежели вы вежливы..."
Раздел: начальное образование
КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ВО 2 КЛАССЕ
Обобщение по теме «Ежели вы вежливы…»
Бурляева Н.П.
учитель начальных классов
Задачи урока:
1.
Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Ежели вы
вежливы…», работать над совершенствованием техники правильного и
осознанного чтения; закрепить правила и нормы этического поведения в
обществе;
2.
Коррегировать аналитико – синтетическую деятельность, на основе
развития операций обобщения; эмоционально – волевую сферу при чтении
по ролям, чтении стихотворения, инсценировки рассказа; обогащать и
активизировать словарный запас обучающихся;
3.
Воспитывать нравственные качества личности, нравственное поведение;
развивать навыки самооценки, прививать интерес к предмету.
Оборудование:
карточки для дидактической игры «Словарь вежливых слов».
буквы разрезной азбуки
Физ. минутка
Ход урока:
1 Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Мы с вами
покажем, готовы ли вы начать урок.
Посмотрите-ка на нас! Вот какой хороший класс! Приготовились учиться, ни
минутки не лениться, не скучать, не отвлекаться, а стараться и стараться
2. Разминка.
- Но прежде чем начать работать, давайте вспомним дыхательные
упражнения:
- вдох через рот, выдох через нос и наоборот;
- задуть свечи;
Артикуляционная зарядка:
(Данная зарядка развивает артикуляцию и фонематический слух)
- Как пищат птенчики? (пи-пи-пи)
- Как гогочет гусь? (га-га-га)
- Почему тигры рычат: р-р-р
- вороны кричат: кар-р-р
- Ставни скрипят: скр-р-р
- Летит вертолёт: др-р-р
- Чтобы научить всех ребят
Выговаривать трудную р-р-р
Чистоговорка:(направлена на развитие чёткости произношения)
Ра-ра-ра – начинается игра
Ры-ры-ры – у мальчиков шары
Ро-ро-ро – у нас новое ведро
Ре-ре-ре – стоит домик на горе
Ри-ри-ри – на ветках снегири
Ир-ир-ир – наш папа командир
Играем в «Эхо». Услышал, повтори.(развитие фонематического слуха)
Ра-ро-ра ра-ры-ри
Ро-ру-ро ри-ри-ру
Ра-ру-ро ра-ре-ру
4 Обобщение по теме «Ежели вы вежливы…»
Мы с вами закончили изучать тему «Ежели вы вежливы…», а сегодня подведем
итоги, вспомним рассказы, стихотворения, которые изучали.
- Составить из букв разрезной азбуки слово ВЕЖЛИВОСТЬ.
- Вводная беседа «Что такое вежливость?»
- Как дети понимают, что такое вежливость.
- Какого человека называют вежливым?
- Обобщение учителя: Вежливость - одно из важнейших качеств культурного
человека. Понятие вежливости включает в себя не только проявление уважения к
людям, но и речевой этикет.
(Открыть учебник «Чтение» 2 класс ).
Работа по стихотворению Н. Красильникова «Доброе утро».
- Чтение стихотворения учащимся наизусть ( Богдан.)
- Что люди говорят друг другу при встрече?
- Как называется стихотворение, в котором это описывается?
- Ответьте на второй вопрос после текста
- Обобщение учителя: «Волшебное слово «здравствуйте» мы произносим чаще
всего. Каждому человеку приятно слышать слово «здравствуйте». Как Вы
думаете, почему? (Когда мы говорим «здравствуйте», мы желаем человеку
здоровья).
Что такое «здравствуй?» – лучшее из слов.
Потому что «здравствуй» – значит будь здоров.
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит слово «здравствуй» – говорить пора
.
Игра «Словарь вежливых слов».
- А сейчас представьте, что каждый из вас – это цветок. Каждый человек
нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но, посмотрите, наш
великолепный цветок завял, и у него осыпались все лепестки! Как же возродить
его?
- Назовите как можно больше вежливых слов и оживите цветок. (Дети называют
вежливые слова, получают лепестки и прикрепляют их к сердцевине цветка)
(Здравствуйте!Будь здоров!Будьте добры!Будьте любезны!Спасибо!Благодарю!
Пожалуйста! Доброе утро!Добрый день!Добрый вечер! До встречи!До свидания!
Доброй ночи!Пока!Прощайте!Счастливо! Извините, пожалуйста!Не сердитесь,
пожалуйста!Я виноват перед тобой!Я приношу свои извинения!)
- Ребята, посмотрите, какой замечательный цветок вы взрастили, благодаря своей
вежливости! Вежливые люди, подобно цветам, украшают нашу Землю.
Работа по рассказу Л. Каминского «Как Маша яблоко ела».
1 Прочитайте рассказ "цепочкой»
2 Найдите и прочитайте правило вежливости.
3 Как называют человека, если он поступает также, как Маша?
5 Физкультминутка
Работа по рассказу В. Голышкина «Удивительное превращение».
- В каком рассказе говорится о том, что мальчик превратился в поросенка?
- Чтение рассказа по ролям.
- Ответьте на третий вопрос после рассказа «Удивительное превращение»
Работа по рассказу Я. Пинясова «Кто грамотней?»
Инсценировка.
6 Обобщающая беседа.
- Как вы думаете, что значит «быть вежливым в душе, а не для вида»?
- Почему нужно быть вежливым человеком?
- О каких правилах вежливого поведения вы повторили сегодня на уроке?
Какие ещё «волшебные, вежливые слова» Вы знаете? (Спасибо, пожалуйста,
извините, до свидания, приятного аппетита, простите).
Для чего нужны «волшебные слова», в чём они помогают нам? (Помогают
сохранить добрые отношения, дарят радость. Те, кто умеет их говорить – не знают
ссор и обид, дарят хорошее настроение другим людям). Волшебные слова всегда
присутствуют в речи воспитанного, вежливого человека.
7 Домашнее задание. Запомнить памятки культуры поведения.
8 Итог урока.
1 Урок заканчивается. Сегодня вы ребята показали хорошие знания. Но самое
главное, чтобы вы применяли эти знания в своей жизни. Доказывали и словами, и
делами.
2. Выставление оценок
3 Рефлексия
Итак, сегодня мы говорили о «вежливости». Вежливость – это уважение к
людям, добрые отношения между людьми.
- Наш УРОК подошёл к концу. Но завтра настанет новый день. Я улыбнусь Вам, а
Вы улыбнётесь мне и друг другу. Мы пожелаем друг другу здоровья, сказав слово
«здравствуйте». Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг
к другу.
Спасибо за урок!