Автор: Крючкова Марина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1286, ДО "Семицветик"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект НОД в средней группе
Тема: "Знакомство с русской народной игрушкой"
Раздел: дошкольное образование
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Москвы № 1286
дошкольное отделение «Сказка»
Северо-Западного окружного управления образования
Конспект открытого
интегрированного занятия
на тему:
«Знакомство с русской
народной игрушкой»
Провела: воспитатель
Крючкова М.В.
Москва, 2015-2016 учебный год
Конспект интегрированного занятия по
ознакомлению с окружающим миром
для
детей подготовительной группы
«Знакомство с русской народной игрушкой»
Целью
занятия является ознакомление и приобщение детей
старшего дошкольного возраста к традициям народной культуры.
Задачи
:
-
Дать
представление
о
неоднозначности
куклы
в
народной
традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег).
-
Через
игрушку
продолжать
знакомить
с
историей
Руси,
традициями.
- Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы –
пеленашки».
- Развивать мелкую моторику рук.
-Развивать внимание, творческие способности детей.
- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.
-Воспитывать
любовь
к
Родине,
через
изучение
традиций
народной культуры.
-Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.
-Обогащать словарный запас речи.
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:
безликая, скатка, оберег.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение
сказки
«Василиса
Премудрая»,
рассматривание
иллюстраций о русской народной кукле, заучивание старинных
колыбельных песен дома.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
Сундучок, куклы современные и тряпичные; заготовки из ткани
для изготовления куклы.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими
словами мы встречаем гостей?
Ответы детей: Здравствуйте.
- А теперь: Уши слушают – и все слышат.
Глаза смотрят – и всё видят.
Ноги – руки не мешают.
А голова хорошо думает.
- О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Я живу у Тани дома
С Танечкой хожу гулять
С Танечкой ложусь в кровать.
И сама без всякой сказки
Закрываю сразу глазки. Что это? (кукла)
Основная часть.
- Из какого материала сделана эта кукла? (пластмасса)
-Что есть у этой куклы?
- Что же такое кукла? (Игрушка, с которой играют).
-
Я
заметила,
что
тут
сундучок
стоит,
да
не
простой,
а
волшебный... И указание есть, как его открыть:
Сундучок, сундучок,
Открывай свой бочок!
- Что-то сундучок не хочет открываться.
- Кто запомнил заветные слова?
-
Давайте
с
вами
вместе
скажем,
ласково,
как
в
старину
разговаривали с вещами.
- Как вы думаете, что у меня в сундуке? (Да, это куклы).
-
Открываю
сундучок
(достаю
несколько
кукол:
тряпичные,
соломенные, глиняные, деревянные).
- Скажите, а такие куклы у вас есть?
- Из чего они сделаны? (ответы детей)
-
Посмотрите
на
современную
куклу
и
на
эти...
Чем
они
похожи? А чем - отличаются друг от друга?
Ответы
детей
(есть
лицо,
волосы,
сделаны
из
разных
материалов)
- Где делают современные куклы? (на кукольной фабрике)
- А эти? (своими руками)
- Таких кукол НЕ ПОКУПАЛИ, их родители сами мастерили
своим детям из подручного материала:
тряпочек, соломы, бересты,
глины, дерева и наряжали.
- Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?
Правильно, который всегда под рукой.
- А для чего нужны куклы?
Игра «Какая кукла».
- А сейчас поиграем в игру «Какая кукла»
Дети стоят на ковре полукругом, воспитатель бросает мяч и
говорит:
-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)
-из резины...
- из дерева...
- из ткани...
- из соломы...
- из фарфора…
- из бересты...
- из пластмассы...
- из бумаги...
- из картона…
- из меха…
- Поиграли, отдохнули, а сейчас садитесь на свои места, да меня
послушайте...
Презентация.
- ДАВНЫМ давно на Руси была такая присказка:
В каждом доме, в каждой хате,
на крылечке, на полатях
кукла сидит, во все стороны глядит.
И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол
было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в
сундуках. А в крестьянских семьях было иногда очень много.
Почему их было много, я вам расскажу. Сейчас родители покупают
детям 1-2 куклы для игры, а раньше мастерили не только игровые
куклы,
но
и
куклы
обереги.
Все
тряпичные
куклы
на
Руси
делались без лица. Вот и обережные куклы наряжали, но лицо не
рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее
мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла
была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли
«берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ.
- Как называли такую куклу?
- Почему у куклы не было лица?
-Ребята, сейчас я вам расскажу о нескольких обережных куклах.
ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела
два лица. Рано утром поворачивали светлой
стороной на «день»,
а вечером – тёмной «на
ночь», приговаривали: «День прошёл
спокойно, слава
богу, пусть ночь так же пройдёт»
ТРАВНИЦА
–
мешочек
из
разных
лечебных
трав.
Ребёнок
играл,
такая кукла излечивала от болезней.
ЗЕРНУШКА
–
наполняли
куклу
зерном
свежего
урожая
и
хранили до
нового посева. Считалось, что такая игрушка сберегает
силы МАТУШКИ ЗЕМЛИ.
ДЕСЯТИРУЧКА
–
многорукая
куклы
из
соломы
или
лыка
всегда находилась в комнате, где работали русские мастерицы и
оберегала их труд.
БАБОЧКА
–
эту
куклу
подвешивали
над
колыбелькой,
ею
играли и девочки, и мальчики. Кукла игровая, ее могли изготовить
своими руками даже маленькие дети.
- С какими обережными куклами мы с вами познакомились?
- Для чего делались эти куклы?
Физкультминутка.
А ещё на Руси любили играть, встаньте, пожалуйста, у своих мест,
и повторяйте за мной слова и движения:
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными
руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками)
Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)
На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая
пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (показать любое движение).
- А теперь давайте вспомним в какой русской народной сказке
говорится про куклу оберег (Василиса Прекрасная).
- Вспомните, что дала матушка Василисе?
- Зачем она дала куколку?
- Какой совет дала, чтобы правильно обращаться?
(Никому не показывать, прежде чем попросить ее о чем-то,
покормить куколку).
-
Получив
по
наследству
куклу,
Василиса
приобрела
помощницу, которая всегда выручала из беды.
-А вы хотели бы попробовать сделать обережную куклу своими
руками?
- Посмотрите какая интересная куколка, свёрнутая в маленький
кулёчек (пеленочку). Это кукла ПЕЛЕНАШКА. В старину, чтобы
сбить злых духов с толку такую куклу подкладывали младенцу в
колыбель, чтобы она принимала на себя все напасти.
- Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже
в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам.
Я думаю, и у вас получится.
- А теперь я вам покажу, как сделать куклу – пеленашку.
- Берем лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)
- Скручиваем его вот так, трубочкой.
Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем
её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (квадратной).
- Кладем Пеленашку на одеяло посередине и заворачиваем вот
так: сначала с одного бока, потом ноги, потом с другого бока.
- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?
- У нас ещё есть полоска ткани, которой я завязываю одеяло
кукле.
Вы
можете
завязать,
как
вам
нравится:
перекрещивая,
бантом, узелком и помочь друг другу.
- Теперь вспомним, что надо сделать, чтобы получилась кукла
Пеленашка?
(Скрутить лоскут ткани)
- Что вы сделаете потом? (нужно запеленать куклу в одеяло и
завязать)
- Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя,
подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите
её подарить какому-нибудь малышу как оберег.
Самостоятельная работа детей.
ИТОГ:
- А теперь давайте возьмем наших замечательных кукол. Они
получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую
куколку тепло своих рук. В группе поиграете с ними и подарите
тем, кому задумали.