Напоминание

"Знакомство с русской народной игрушкой"


Автор: Крючкова Марина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1286, ДО "Семицветик"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект НОД в средней группе
Тема: "Знакомство с русской народной игрушкой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Москвы № 1286

дошкольное отделение «Сказка»

Северо-Западного окружного управления образования

Конспект открытого

интегрированного занятия

на тему:

«Знакомство с русской

народной игрушкой»

Провела: воспитатель

Крючкова М.В.

Москва, 2015-2016 учебный год

Конспект интегрированного занятия по

ознакомлению с окружающим миром

для

детей подготовительной группы

«Знакомство с русской народной игрушкой»

Целью

занятия является ознакомление и приобщение детей

старшего дошкольного возраста к традициям народной культуры.

Задачи

:

-

Дать

представление

о

неоднозначности

куклы

в

народной

традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег).

-

Через

игрушку

продолжать

знакомить

с

историей

Руси,

традициями.

- Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы –

пеленашки».

- Развивать мелкую моторику рук.

-Развивать внимание, творческие способности детей.

- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

-Воспитывать

любовь

к

Родине,

через

изучение

традиций

народной культуры.

-Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.

-Обогащать словарный запас речи.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:

безликая, скатка, оберег.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение

сказки

«Василиса

Премудрая»,

рассматривание

иллюстраций о русской народной кукле, заучивание старинных

колыбельных песен дома.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

Сундучок, куклы современные и тряпичные; заготовки из ткани

для изготовления куклы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

-Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими

словами мы встречаем гостей?

Ответы детей: Здравствуйте.

- А теперь: Уши слушают – и все слышат.

Глаза смотрят – и всё видят.

Ноги – руки не мешают.

А голова хорошо думает.

- О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку:

Я живу у Тани дома

С Танечкой хожу гулять

С Танечкой ложусь в кровать.

И сама без всякой сказки

Закрываю сразу глазки. Что это? (кукла)

Основная часть.

- Из какого материала сделана эта кукла? (пластмасса)

-Что есть у этой куклы?

- Что же такое кукла? (Игрушка, с которой играют).

-

Я

заметила,

что

тут

сундучок

стоит,

да

не

простой,

а

волшебный... И указание есть, как его открыть:

Сундучок, сундучок,

Открывай свой бочок!

- Что-то сундучок не хочет открываться.

- Кто запомнил заветные слова?

-

Давайте

с

вами

вместе

скажем,

ласково,

как

в

старину

разговаривали с вещами.

- Как вы думаете, что у меня в сундуке? (Да, это куклы).

-

Открываю

сундучок

(достаю

несколько

кукол:

тряпичные,

соломенные, глиняные, деревянные).

- Скажите, а такие куклы у вас есть?

- Из чего они сделаны? (ответы детей)

-

Посмотрите

на

современную

куклу

и

на

эти...

Чем

они

похожи? А чем - отличаются друг от друга?

Ответы

детей

(есть

лицо,

волосы,

сделаны

из

разных

материалов)

- Где делают современные куклы? (на кукольной фабрике)

- А эти? (своими руками)

- Таких кукол НЕ ПОКУПАЛИ, их родители сами мастерили

своим детям из подручного материала:

тряпочек, соломы, бересты,

глины, дерева и наряжали.

- Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?

Правильно, который всегда под рукой.

- А для чего нужны куклы?

Игра «Какая кукла».

- А сейчас поиграем в игру «Какая кукла»

Дети стоят на ковре полукругом, воспитатель бросает мяч и

говорит:

-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)

-из резины...

- из дерева...

- из ткани...

- из соломы...

- из фарфора…

- из бересты...

- из пластмассы...

- из бумаги...

- из картона…

- из меха…

- Поиграли, отдохнули, а сейчас садитесь на свои места, да меня

послушайте...

Презентация.

- ДАВНЫМ давно на Руси была такая присказка:

В каждом доме, в каждой хате,

на крылечке, на полатях

кукла сидит, во все стороны глядит.

И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол

было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в

сундуках. А в крестьянских семьях было иногда очень много.

Почему их было много, я вам расскажу. Сейчас родители покупают

детям 1-2 куклы для игры, а раньше мастерили не только игровые

куклы,

но

и

куклы

обереги.

Все

тряпичные

куклы

на

Руси

делались без лица. Вот и обережные куклы наряжали, но лицо не

рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее

мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла

была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли

«берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ.

- Как называли такую куклу?

- Почему у куклы не было лица?

-Ребята, сейчас я вам расскажу о нескольких обережных куклах.

ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела

два лица. Рано утром поворачивали светлой

стороной на «день»,

а вечером – тёмной «на

ночь», приговаривали: «День прошёл

спокойно, слава

богу, пусть ночь так же пройдёт»

ТРАВНИЦА

мешочек

из

разных

лечебных

трав.

Ребёнок

играл,

такая кукла излечивала от болезней.

ЗЕРНУШКА

наполняли

куклу

зерном

свежего

урожая

и

хранили до

нового посева. Считалось, что такая игрушка сберегает

силы МАТУШКИ ЗЕМЛИ.

ДЕСЯТИРУЧКА

многорукая

куклы

из

соломы

или

лыка

всегда находилась в комнате, где работали русские мастерицы и

оберегала их труд.

БАБОЧКА

эту

куклу

подвешивали

над

колыбелькой,

ею

играли и девочки, и мальчики. Кукла игровая, ее могли изготовить

своими руками даже маленькие дети.

- С какими обережными куклами мы с вами познакомились?

- Для чего делались эти куклы?

Физкультминутка.

А ещё на Руси любили играть, встаньте, пожалуйста, у своих мест,

и повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными

руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками)

Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)

На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая

пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (показать любое движение).

- А теперь давайте вспомним в какой русской народной сказке

говорится про куклу оберег (Василиса Прекрасная).

- Вспомните, что дала матушка Василисе?

- Зачем она дала куколку?

- Какой совет дала, чтобы правильно обращаться?

(Никому не показывать, прежде чем попросить ее о чем-то,

покормить куколку).

-

Получив

по

наследству

куклу,

Василиса

приобрела

помощницу, которая всегда выручала из беды.

-А вы хотели бы попробовать сделать обережную куклу своими

руками?

- Посмотрите какая интересная куколка, свёрнутая в маленький

кулёчек (пеленочку). Это кукла ПЕЛЕНАШКА. В старину, чтобы

сбить злых духов с толку такую куклу подкладывали младенцу в

колыбель, чтобы она принимала на себя все напасти.

- Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже

в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам.

Я думаю, и у вас получится.

- А теперь я вам покажу, как сделать куклу – пеленашку.

- Берем лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)

- Скручиваем его вот так, трубочкой.

Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем

её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (квадратной).

- Кладем Пеленашку на одеяло посередине и заворачиваем вот

так: сначала с одного бока, потом ноги, потом с другого бока.

- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?

- У нас ещё есть полоска ткани, которой я завязываю одеяло

кукле.

Вы

можете

завязать,

как

вам

нравится:

перекрещивая,

бантом, узелком и помочь друг другу.

- Теперь вспомним, что надо сделать, чтобы получилась кукла

Пеленашка?

(Скрутить лоскут ткани)

- Что вы сделаете потом? (нужно запеленать куклу в одеяло и

завязать)

- Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя,

подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите

её подарить какому-нибудь малышу как оберег.

Самостоятельная работа детей.

ИТОГ:

- А теперь давайте возьмем наших замечательных кукол. Они

получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую

куколку тепло своих рук. В группе поиграете с ними и подарите

тем, кому задумали.



В раздел образования