Напоминание

"Формирование исследовательской компетенции у обучающихся"


Авторы: Веригина Инна Ивановна, Тулинова Анджелика Александровна
Должность: учитель географии, учитель биологии
Учебное заведение: муниципальное общеобразовательное учреждение "Шелаевская средняя общеобразовательная школа" Валуйского района, Белгородской области
Населённый пункт: село Шелаево, Валуйский район, Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование исследовательской компетенции у обучающихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Формировании исследовательской компетенции у обучающихся.

Учебно-исследовательская

деятельность

э т о

д е я т е л ь н о с т ь ,

г л а в н о й

ц е л ь ю

ко т о р о й

я в л я е т с я

о б р а з о в а т е л ь н ы й

результат,

она

направлена

на

обучение

у ч а щ и х с я ,

р а з в и т и е

у

н и х

исследовательского типа мышления.

Н.П. Харитонов

Еще Сухомлинский отмечал: « Страшная эта опасность – безделие за партой,

безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и ... ничего не может

возместить

того,

что

упущено

в

самой

главной

сфере,

где

человек

должен

быть

тружеником – в сфере мысли».

Поэтому

одной

из

задач

учителя

в

его

педагогической

деятельности

на

современном

этапе

-

обеспечение

необходимого

и

достаточного

уровня

усвоения

систематизированных

знаний

по

биологии

через

развитие

познавательной

и

исследовательской

компетентности,

формирование

способностей

школьников

к

самообразованию.

Говоря об ожидаемых результатах: предполагается, что в результате реализации

системно- деятельностного подхода по формированию исследовательской компетенции

выпускник будет обладать следующими качествами личности: 1) уметь самостоятельно

приобретать

новые

знания,

эффективно

применять

их

на

практике;

2)

критически

и

творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать

новые идеи; 3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты,

анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности,

формулировать

аргументированные

выводы,

находить

решения;

4)

быть

коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; 5) самостоятельно

работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

Прогноз

положительных

результатов

по

формированию

исследовательской

компетенции включает: 1) повышение качества обучения за счёт: - увеличения количества

учащихся, занимающихся на "4" и "5"; - увеличения количества победителей олимпиад; -

увеличения

количества

победителей

и

участников

исследовательских

конференций,

конкурсов; - увеличения количества членов школьного научного общества; 2) создание

положительной

мотивации

обучения;

3)

формирование

культуры

мышления,

исследовательских умений; 4) поддержание отношений " учитель - ученик" в рамках

сотрудничества;

5)

формирование

умения

работать

с

информацией,

которое

может

проявляться: - в сознательном владении основами библиотечной грамотности;- в активном

применении

новых

информационных

технологий.

6)

самореализация

личности

обучающихся.

В формировании исследовательской компетенции можно выделить три этапа:

Подготовительный

Ф о р м и р о в а н и е

о с н о в

п р а кт и ч е с к и х

н а в ы ко в

н ау ч н о й

организации труда

Развивающий

Р а з в и т и е

т в о р ч е с к и х

способностей.

Формирование

основ

исследовательской деятельности

Завершающий

Развитие

умений

и

навыков

исследовательской деятельности

Как вы думаете, формирование каких исследовательских компетенций идет на

каждом из этих этапов?

Эффективным

средством,

позволяющим

развитие

познавательной

и

исследовательской компетентности является творческая деятельность.

Рассмотрим реализацию указанных методов в системе урочной формы организации

образовательного процесса в рамках школьного предмета "Биология".

Подготовительный

этап

«Формирование

основ

практических

навыков

научной

организации труда».

1.

Метод

«Работа

с

учебной

литературой».

Учим

хорошо

ориентироваться

в

учебной

литературе:

пользоваться

оглавлением,

указателем

терминов,

шрифтовыми

выделениями, вопросами, рисунками, изучать и излагать основное содержание, находить

ответы на вопросы и писать реферат.

2.

Метод

«Наблюдение»

-

целенаправленная

познавательная

деятельность

учащихся, основанная на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса.

Наблюдение

обусловливает

направленность

мыслительной

деятельности

школьников.

Наблюдения

проводятся

как

в

кабинете

биологии,

так

и

в

естественных

условиях

(экскурсии в природу). Во время экскурсии учебный процесс протекает вне кабинета,

преобладающую роль в обучении играют наблюдения и самостоятельная работа учащихся

по инструктивной карточке.

3. Учебный прием «Сравнение» чаще используется при установлении сходства и

различия.

4.

Метод

«Описание

биологического

объекта»

-

составление

устного

или

письменного рассказа об объекте на основе чувственного восприятия .

5. При изучении живых объектов от школьников требуется умение анализировать,

т.е. мысленно выделять части объекта, их соподчиненность. Начинаем формирование

этого

умения

с

внешнего

материального

действия

-

расчленения

объекта.

Выполняя

лабораторные работы по изучению органов цветкового растения, строения семян, плодов и

пр. учащиеся сначала рассматривают натуральные объекты целиком, расчленяют на части,

а

затем

составляют

схему.

Схема

отражает

только

наиболее

существенные

признаки

изучаемого объекта и их соподчиненность.

Пример исследовательского урока по теме "Лист. Внешнее строение листа. Форма

листьев", 6 класс. На этом уроке обучающиеся не самостоятельно решают поставленную

перед ними проблему, а делают это вместе с учителем. Прием "Учимся вместе" помогает

учителю показать основные приемы исследования.

6. Биологическая наука в основе своей экспериментальна. Эксперимент требует

более сложной работы школьников, чем наблюдение. Он включает в себя постановку

опытов с живыми объектами, наблюдения за биологическими явлениями и процессами.

7.

Метод

«Решение

исследовательских

задач»,

в

зависимости

от

объема

содержащегося

экспериментального

материала,

степени

включения

математического

аппарата

для

обработки

данных,

можно

разделить

на

задачи

практикума,

исследовательские задачи и научные задачи.

Первые два типа задач чаще всего решаются в ходе урока - лаборатории, урока -

практикума и являются его составной частью (лабораторный опыт) или его основой

(лабораторная, практическая работа).

Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае

изменяется один параметр и исследуется связанное с этим изменение. В прошлом учебном

году велся практикум «основы общей биологии»

Исследовательские

учебные

задачи

на

элементарном

уровне

решаются

при

выполнении лабораторных работ. Как правило, перед началом работ учащиеся получают

на руки специальную инструкцию, которая исполняет роль ориентированной основы их

действий. Такие инструктивные карточки состоят из следующих друг за другом указаний к

действию, которые должен выполнить ученик и обычно содержат вопросы к учащимся,

которые придают работе проблемный характер и исследовательскую направленность.

Научные задачи решаются, как правило, в ходе внеурочной исследовательской

деятельности. Анализ таких задач требует широкого кругозора, научной интуиции.

В ходе реализации метода решения исследовательских задач формируются навыки

обучающихся по подбору методик исследования и практическому овладению ими.

Развивающий

этап

"Развитие

творческих

способностей.

Формирование

основ

исследовательской деятельности".

Проблемный

метод

наиболее

разнообразен

по

своим

формам

и

возможностям

использования. В том или ином случае он, в первую очередь, направлен на формирование

у

обучающихся

способности

вычленить

проблему,

выдвинуть

гипотезу,

предложить

методы решения проблемы, обобщить полученные результаты и сформулировать выводы.

Высший

уровень

проблемности,

когда

преднамеренно

создается

проблемная

ситуация

и

организуется

поисковая

деятельность

обучающихся

по

самостоятельной

подготовке учебных проблем и их решение. Например, при изучении темы "Плоды. Типы

плодов"

(6

класс)

обучающимся

предлагается

набор

самых

различных

ботанических

объектов

(клубень

картофеля,

луковица,

кочан

капусты,

боб

фасоли,

перец,

морковь,

зерновка пшеницы, семя гороха, семя подсолнечника помидор, яблоко). Задание: Какое

понятие объединяет все эти объекты. Используя ботанические знания об этих объектах,

разделите их на группы, объясните, почему вы сделали это именно так. С каким органом

растения мы не знакомились в этом учебном году? Какими признаками обладает этот

орган растения? Какое определение слову "плод" мы можем дать. для того, чтобы дать

определение, нужно знать из каких составных частей состоит плод. Что необходимо

сделать?

Какой

вывод

мы

можем

сделать

исходя

из

этой

работы?

Данная

проблема

решается через комплекс теоретических и практических (экспериментальных) средств.

Проблемный

метод

может

использоваться

на

одном

из

этапов

урока:

мотивационном, основном (изучение нового материала); или составлять основу всему

занятию. На основе системы форм организации обучения биологии с опорой на активные

методы обучения, широко используются в педагогической практике академические формы

(проблемная лекция, семинар, зачет); инновационные (исследовательский урок, семинар

"круглый стол", "мозговой штурм").

Вот некоторые приемы, которые рекомендую использовать на уроках.

Прием «Мозговой штурм» - это хороший способ включения в работу всех членов

группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество

идей. Каждый в группе имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает

самооценку. В группе действуют правила работы "Не оценивай! Не критикуй! Не выноси

информацию из группы! Здесь и сегодня!" Задается тема, формируется вопрос, дается

время для обсуждения и каждый высказывает свое мнение по кругу. Учитель "погружает"

учащихся в проблему. В ходе работы учитель записывает всё, что предлагают ученики.

Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо

без

нумерации

-

по

мере

их

поступления,

в

краткой

форме,

без

исправлений

и

комментариев или интерпретаций. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным

или групповым.

Прием "Ассоциация".

В самом начале урока учащимся предлагается записать все ассоциации, которые

возникают у них на слово "Селекция". 1 этап: Учащиеся записывают все возникшие у них

ассоциации на листе бумаги или в тетради.2 этап: Объединяют эти ассоциации в паре. 3

этап: Объединят ассоциации в группе. 4 этап: Работая в группе, составляют рассказ "Что

мы знаем о селекции", используя все ассоциации группы. 5 этап: Работая в группе,

выполняют задание: Представьте, что вы селекционеры. Какой новый сорт томата вы бы

хотели получить? Какими качествами он должен обладать и почему? 6 этап: Работа в

группе продолжается. Вопрос: "Как вы будете получать новый сорт томата? Какие приемы

будете использовать?" 7 этап: Задание: "Вам необходимо вывести сорт томата, пригодный

для машинной уборки плодов. Подумайте, какими качествами он должен обладать и

почему?"

ПОПС - формула - метод, используемый при обсуждении дискуссионных проблем,

при

выполнении

упражнений,

в

которых

нужно

занять

определенную

позицию.

Это

простая форма работы на занятии, когда нужно выработать аргументы, позволяющая

сформулировать

и

представить

свое

мнение

в

четкой

и

сжатой

форме.

Наиболее

результативно данный метод применяется на уроках изучения нового материала.

Прием

«Инсерт». Учащимся

необходимо

прочесть

текст

и

сделать

в

нем

определенные пометки в соответствии со своими знаниями и пониманием. Дополняю

работу

заданием-

составить

вопросы,

расширяющие

знания

(прямые

ответы

на

эти

вопросы в тексте отсутствуют и требуют дополнительной информации), а также вопросы

проблемного характера.

Завершающий этап "Развитие умений и навыков исследовательской деятельности".

Цель

исследовательской

деятельности,

осуществляемой

во

внеурочное

время:

развитие у учащихся навыков исследовательской работы, приобретение ими опыта работы

с

источниками,

расширение

кругозора

школьников,

формирование

их

научно-

исследовательских предпочтений и выбор сферы научных интересов; расширение опытно-

экспериментальных навыков. В ходе работы над учебным исследованием возможно и

целесообразно

развитие

следующих

исследовательских

умений:

понимание

сущности

проблемы

и

формулирование

проблемного

вопроса,

формулирование

и

обоснование

гипотезы,

определение

задач

исследования,

отбор

и

анализ

литературных

данных,

проведение

эксперимента

или

наблюдения,

фиксирование

и

обработка

результатов,

формулирование

выводов,

оформление

отчета

о

выполнении

исследования.

А

также

развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового

сотрудничества,

совместная

выработка

способов

действий,

публичная

презентация

работы.

Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать,

познать. Учиться – значит исследовать мир.

Современный мир выводит исследовательскую деятельность на первое место.

Библиографический список

1. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской

деятельности учащихся // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 63-71.

2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению:

Учебное пособие. М.: Ось-89, 2006. 480 с.

3 . Меерович

М.И.,

Шрагина

Л.И.

Технология

творческого

мышления:

Практическое

пособие. - Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 432 с.

4. Мухамбетова А.Б. Методика развития исследовательских умений на уроках биологии

раздела

«Человек»:

Автореферат

дис.

...

канд.

пед.

наук.

Астрахань:

Астраханский

г о с у д а р с т в е н н ы й

у н и в е р с и т е т ,

2 0 0 9 .

2 1

с .

5.

Комаров

Б.А.,

Шишкина

М.Н.

Методы

научного

познания

в

современном

образовательном процессе: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 195

с.

6

.

Лебедева

О.В.,

Гребенев

И.В.

Проектирование

и

организация

исследовательской

деятельности

учащихся

в

учебном

процессе

//

Педагогика.

2013.

8.

С.

52-58.



В раздел образования