Напоминание

"Проектная деятельность"


Автор: Максимова Ольга Викторовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СШ №31
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Проектная деятельность"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска

«Средняя школа №31 имени Героев Свири»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«

Проектная деятельность

»

Автор: учитель технологии Максимова Ольга Викторовна

Ноябрь, 2018

1. Планируемые результаты внеурочной деятельности

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует

считать

не

столько

предметные

результаты,

сколько

интеллектуальное,

личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для

исследования

или

проекта

сфере,

формирование

умения

сотрудничать

и

самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской

и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности

(неуспешности) исследовательской деятельности.

Выпускник научится:

планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,

используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой

проблеме;

выбирать

и

использовать

методы,

ролевантные

рассматриваемой

проблеме;

распознавать

и

ставить

вопросы,

ответы

на

которые

могут

быть

получены

путем

научного

исследования;

отбирать

адекватные

методы

исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

применять такие математические методы и приемы, как абстракция и

идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательсво по

аналогии,

опровержение,

контрпример,

индуктивные

и

дедуктивные

рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

использовать

такие

естественно-научные

методы

и

приемы,

как

наблюдение,

постановка

проблемы,

выдвижение

«хорошей

гипотезы»,

эксперимент,

моделирование,

использование

математических

моделей,

теоретическое

обоснование,

установление

границ

применимости

модели/теории;

использовать некоторые методы получения знаний, характерные для

социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание,

сравнительное

историческое

описание,

объяснение,

использование

статистических данных, интерпретация фактов;

ясно,

логично

и

точно

излагать

свою

точку

зрения,

использовать

языковые средств, адекватные обсуждаемой проблеме;

отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться

суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

видеть

и

комментировать

связь

научного

знания

и

ценностных

установок,

моральных

суждений

при

получении,

распространении

и

применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться:

самостоятельно

задумывать,

планировать

и

выполнять

учебное

исследование, учебный и социальный проекты;

использовать догадку, озарение, интуицию;

использовать

такие

математические

методы

и

приемы,

как

перебор

логиче ских

возможно стей,

м ат е м ат и ч е с ко е

моделирование;

использовать такие естественно-научные методы и приемы, как

абстрагирование

от

приводящих

факторов,

проверка

на

совместимость с другими известными фактами;

использовать некоторые методы получения знаний, характерные

для

социальных

и

исторических

наук:

анкетирование,

моделирование, поиск исторических образцов;

использовать некоторые приемы художественного познания мира:

целостное

отображение

мира,

образность,

художественный

вымысел, органическое единство общего особенного (типичного)

и единичного, оригинальность;

целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные

способности, осваивать новые языковые средства;

осознавать свою ответственность за достоверность полученных

знаний, за качество выполненного проекта.

2.Содержание курса внеурочной деятельности

1 . Введение. Актуальность (1 час).

Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура

проекта. Типология проектов.

2-4. Исследовательский проект (3 часа).

Понятие исследовательского проекта. Особенности исследовательского

проекта. Основные понятия, необходимые для выполнения

исследовательского проекта: гипотеза, аргумент, аспект, концепция, объект

исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, факт,

методы научного познания (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент,

анализ и синтез и т. д.).

Алгоритм выполнения исследовательского проекта:

I. Исследовательский этап.

1. Осознание и обоснование актуальности темы: поиск и выбор темы

проекта, определение потребности.

2. Формулировка проблемы исследования.

3. Выделение предмета и объекта исследования.

4. Обозначение задач исследования.

5. Определение методов исследования.

6. Определение источников информации: сбор, изучение и обработка

необходимой информации об объекте.

7. Выдвижение гипотез решения обозначенной задачи.

II. Технологический этап.

1. Разработка путей решения проблемы.

2. Поиск и обработка информации.

3. Аналитическая работа над собранными фактами.

4. Выводы.

5. Корректировка первоначального направления (при необходимости).

6. Дальнейший поиск информации по уточненным направлениям.

7. Анализ новых фактов.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Обобщение и обсуждение полученных результатов.

2. Выводы по результатам исследования.

3. Обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Общие правила оформления исследовательского проекта.

Представление результатов проектной работы. Критерии оценки

исследовательского проекта.

5-6. Прикладной проект (2 часа).

Понятие прикладного проекта. Особенности прикладного проекта. Основные

этапы выполнения прикладного проекта.

I. Поисково-конструкторский этап.

1. Поиск и выбор темы проекта, определение потребности в том или ином

изделии или услуге.

2. Сбор, изучение и обработка необходимой информации об объекте труда и

процессе его изготовления.

3. Проектирование изделия: изучение вариантов конструкции изделия с

учетом предъявляемых к нему требований; выбор оптимального варианта

конструкции и технологии изготовления изделия с учетом имеющегося

оборудования и других условий; рассмотрение вопросов эколого-

экономической экспертизы, связанных с изготовлением и применением

изделия.

4. Составление конструкторской и технологической документации:

выполнение эскиза и рабочих чертежей деталей; разработка технологии

изготовления элементов и всего изделия в целом; составление

технологических карт.

II. Технологический этап.

1. Материальная реализация проекта: подбор необходимых конструкционных

материалов, инструментов, приспособлений и оборудования, исходя из

реальных возможностей учебной мастерской.

2. Выполнение запланированных обработочных, сборочных и отделочных

операций по изготовлению изделия.

3. Текущий контроль качества выполнения технологических операций.

4. Соблюдение в работе технологической и трудовой дисциплины, культуры

труда, техники безопасности.

5. Внесение изменений в конструкцию изделия и технологию его

изготовления при необходимости.

III. Заключительный этап.

1. Контроль изготовленного изделия и его испытание (при необходимости).

2. Изучение возможностей использования результатов проектной

деятельности и их реализация.

3. Общий анализ работы, проведенной над прикладным проектом, и

вытекающие из него выводы.

4. Защита проекта.

7. Творческий проект (1 час).

Понятие творческого проекта. Особенности творческого проекта. Основные

этапы выполнения творческого проекта:

Проработка структуры совместной деятельности участников творческого

проекта. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы

праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты,

альманаха, альбома и пр.

8-9. Информационный проект. Использование интернет ресурсов (2

часа).

Понятие информационного проекта. Особенности информационного проекта.

Основные этапы выполнения информационного проекта:

1. Определение цели проекта.

2. Выделение предмета информационного поиска.

3. Поиск источников информации (СМИ, базы данных, в т. ч. электронные,

интервью, анкетирование, в т. ч. и зарубежных партнеров, проведение

«мозговой атаки»).

4. Обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными

фактами, аргументированные выводы).

5. Оформление результатов информационного поиска (статья, аннотация,

реферат, доклад, видеоматериал).

6. Презентация (публикация, в т. ч. в сети Интернет, на обсуждение

телеконференции).

10-11. Оформление проекта. Самоанализ - оценка проекта (2 часа).

Оформление результатов проектной деятельности. Требования к оформлению

пояснительной записки. Оформление списка литературы и приложений.

Критерии оценки выполненных проектов. Возможные критерии оценки

исследовательского, прикладного, творческого и информационного проектов.

Защита проекта. Критерии оценивания защиты выполненного проекта.

12-15. Разработка презентации проекта. Защита проекта (4 часа).

Разработка и оформление презентации к проектной деятельности.

Требования к оформлению презентации. Использование интернет ресурсов.

Защита проекта. Критерии оценивания защиты выполненного проекта.

16. Планирование публичного выступления.(1 час)

Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. Что такое дискуссия?

17-24. Творческий проект по выбору учащихся (8час.).

Оформление результатов проектной деятельности. Оформление списка

литературы и приложений. Изготовление конструкторской и технической

документации. Изготовление изделия. Презентация и защита проекта.

25-33. Научно-исследовательская работа по выбору (9час.).

Оформление результатов научно-исследовательской деятельности.

Оформление списка литературы и приложений. Исследование актуальной

проблемы по выбору обучающегося. Презентация и защита исследования.

34. Выставка проектов (1 час.).

Выставка работ обучающихся: творческих проектов и исследовательских

работ.

Формы проведения занятий – теоретические, практические, активные и

интерактивные формы; проектная деятельность.

Используемые методы обучения:

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный,

частично-поисковый,

метод проекта.

активные и интерактивные

3.Тематическое планирование

№п/п

Содержание

Кол-во часов

Теория

Практи

ка

Всего

1

Введение.

Актуальность. Основные этапы работы над проектом.

Виды проектов.

1

1

2-4

Исследовательский проект.

Представление исследования. Защита

исследовательского проекта.

3

3

5-6

Прикладной проект.

Изготовление изделия по инструкционным картам.

2

2

7

Творческий проект.

1

1

8-9

Информационный проект.

Использование интернет ресурсов.

2

2

10-11

Оформление проекта.

Самоанализ - оценка проекта.

2

2

12-15

Подготовка презентации.

1

3

4

Разработка презентации и дизайн оформления. Защита

проекта.

16

Планирование публичного выступления.

Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. Что

такое дискуссия?

1

1

17-24

Творческий проект по выбору учащихся.

Актуальность. Поисковый этап. Конструкторский этап.

Технологический этап. Разработки и оформление

инструкционных карт. Изготовление изделия.

Самоанализ. Оформление презентации. Защита

проекта.

8

8

25-33

Научно-исследовательская работа по выбору.

Актуальность. Поисковый этап. Исследовательский

этап, изучение литературных источников.

Использование интернет ресурсов. Оформление

исследования. Самоанализ. Оформление презентации.

Защита исследования. Экспертиза деятельности.

9

9

34

Выставка проектов.

1

1

Итого:

34 часа



В раздел образования