Автор: Максимова Ольга Викторовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СШ №31
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Проектная деятельность"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска
«Средняя школа №31 имени Героев Свири»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«
Проектная деятельность
»
Автор: учитель технологии Максимова Ольга Викторовна
Ноябрь, 2018
1. Планируемые результаты внеурочной деятельности
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует
считать
не
столько
предметные
результаты,
сколько
интеллектуальное,
личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для
исследования
или
проекта
сфере,
формирование
умения
сотрудничать
и
самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской
и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности
(неуспешности) исследовательской деятельности.
Выпускник научится:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой
проблеме;
выбирать
и
использовать
методы,
ролевантные
рассматриваемой
проблеме;
распознавать
и
ставить
вопросы,
ответы
на
которые
могут
быть
получены
путем
научного
исследования;
отбирать
адекватные
методы
исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
применять такие математические методы и приемы, как абстракция и
идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательсво по
аналогии,
опровержение,
контрпример,
индуктивные
и
дедуктивные
рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
использовать
такие
естественно-научные
методы
и
приемы,
как
наблюдение,
постановка
проблемы,
выдвижение
«хорошей
гипотезы»,
эксперимент,
моделирование,
использование
математических
моделей,
теоретическое
обоснование,
установление
границ
применимости
модели/теории;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание,
сравнительное
историческое
описание,
объяснение,
использование
статистических данных, интерпретация фактов;
ясно,
логично
и
точно
излагать
свою
точку
зрения,
использовать
языковые средств, адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться
суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть
и
комментировать
связь
научного
знания
и
ценностных
установок,
моральных
суждений
при
получении,
распространении
и
применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно
задумывать,
планировать
и
выполнять
учебное
исследование, учебный и социальный проекты;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать
такие
математические
методы
и
приемы,
как
перебор
логиче ских
возможно стей,
м ат е м ат и ч е с ко е
моделирование;
использовать такие естественно-научные методы и приемы, как
абстрагирование
от
приводящих
факторов,
проверка
на
совместимость с другими известными фактами;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные
для
социальных
и
исторических
наук:
анкетирование,
моделирование, поиск исторических образцов;
использовать некоторые приемы художественного познания мира:
целостное
отображение
мира,
образность,
художественный
вымысел, органическое единство общего особенного (типичного)
и единичного, оригинальность;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные
способности, осваивать новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных
знаний, за качество выполненного проекта.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
1 . Введение. Актуальность (1 час).
Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура
проекта. Типология проектов.
2-4. Исследовательский проект (3 часа).
Понятие исследовательского проекта. Особенности исследовательского
проекта. Основные понятия, необходимые для выполнения
исследовательского проекта: гипотеза, аргумент, аспект, концепция, объект
исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, факт,
методы научного познания (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент,
анализ и синтез и т. д.).
Алгоритм выполнения исследовательского проекта:
I. Исследовательский этап.
1. Осознание и обоснование актуальности темы: поиск и выбор темы
проекта, определение потребности.
2. Формулировка проблемы исследования.
3. Выделение предмета и объекта исследования.
4. Обозначение задач исследования.
5. Определение методов исследования.
6. Определение источников информации: сбор, изучение и обработка
необходимой информации об объекте.
7. Выдвижение гипотез решения обозначенной задачи.
II. Технологический этап.
1. Разработка путей решения проблемы.
2. Поиск и обработка информации.
3. Аналитическая работа над собранными фактами.
4. Выводы.
5. Корректировка первоначального направления (при необходимости).
6. Дальнейший поиск информации по уточненным направлениям.
7. Анализ новых фактов.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
1. Обобщение и обсуждение полученных результатов.
2. Выводы по результатам исследования.
3. Обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Общие правила оформления исследовательского проекта.
Представление результатов проектной работы. Критерии оценки
исследовательского проекта.
5-6. Прикладной проект (2 часа).
Понятие прикладного проекта. Особенности прикладного проекта. Основные
этапы выполнения прикладного проекта.
I. Поисково-конструкторский этап.
1. Поиск и выбор темы проекта, определение потребности в том или ином
изделии или услуге.
2. Сбор, изучение и обработка необходимой информации об объекте труда и
процессе его изготовления.
3. Проектирование изделия: изучение вариантов конструкции изделия с
учетом предъявляемых к нему требований; выбор оптимального варианта
конструкции и технологии изготовления изделия с учетом имеющегося
оборудования и других условий; рассмотрение вопросов эколого-
экономической экспертизы, связанных с изготовлением и применением
изделия.
4. Составление конструкторской и технологической документации:
выполнение эскиза и рабочих чертежей деталей; разработка технологии
изготовления элементов и всего изделия в целом; составление
технологических карт.
II. Технологический этап.
1. Материальная реализация проекта: подбор необходимых конструкционных
материалов, инструментов, приспособлений и оборудования, исходя из
реальных возможностей учебной мастерской.
2. Выполнение запланированных обработочных, сборочных и отделочных
операций по изготовлению изделия.
3. Текущий контроль качества выполнения технологических операций.
4. Соблюдение в работе технологической и трудовой дисциплины, культуры
труда, техники безопасности.
5. Внесение изменений в конструкцию изделия и технологию его
изготовления при необходимости.
III. Заключительный этап.
1. Контроль изготовленного изделия и его испытание (при необходимости).
2. Изучение возможностей использования результатов проектной
деятельности и их реализация.
3. Общий анализ работы, проведенной над прикладным проектом, и
вытекающие из него выводы.
4. Защита проекта.
7. Творческий проект (1 час).
Понятие творческого проекта. Особенности творческого проекта. Основные
этапы выполнения творческого проекта:
Проработка структуры совместной деятельности участников творческого
проекта. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы
праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты,
альманаха, альбома и пр.
8-9. Информационный проект. Использование интернет ресурсов (2
часа).
Понятие информационного проекта. Особенности информационного проекта.
Основные этапы выполнения информационного проекта:
1. Определение цели проекта.
2. Выделение предмета информационного поиска.
3. Поиск источников информации (СМИ, базы данных, в т. ч. электронные,
интервью, анкетирование, в т. ч. и зарубежных партнеров, проведение
«мозговой атаки»).
4. Обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными
фактами, аргументированные выводы).
5. Оформление результатов информационного поиска (статья, аннотация,
реферат, доклад, видеоматериал).
6. Презентация (публикация, в т. ч. в сети Интернет, на обсуждение
телеконференции).
10-11. Оформление проекта. Самоанализ - оценка проекта (2 часа).
Оформление результатов проектной деятельности. Требования к оформлению
пояснительной записки. Оформление списка литературы и приложений.
Критерии оценки выполненных проектов. Возможные критерии оценки
исследовательского, прикладного, творческого и информационного проектов.
Защита проекта. Критерии оценивания защиты выполненного проекта.
12-15. Разработка презентации проекта. Защита проекта (4 часа).
Разработка и оформление презентации к проектной деятельности.
Требования к оформлению презентации. Использование интернет ресурсов.
Защита проекта. Критерии оценивания защиты выполненного проекта.
16. Планирование публичного выступления.(1 час)
Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. Что такое дискуссия?
17-24. Творческий проект по выбору учащихся (8час.).
Оформление результатов проектной деятельности. Оформление списка
литературы и приложений. Изготовление конструкторской и технической
документации. Изготовление изделия. Презентация и защита проекта.
25-33. Научно-исследовательская работа по выбору (9час.).
Оформление результатов научно-исследовательской деятельности.
Оформление списка литературы и приложений. Исследование актуальной
проблемы по выбору обучающегося. Презентация и защита исследования.
34. Выставка проектов (1 час.).
Выставка работ обучающихся: творческих проектов и исследовательских
работ.
Формы проведения занятий – теоретические, практические, активные и
интерактивные формы; проектная деятельность.
Используемые методы обучения:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
частично-поисковый,
метод проекта.
активные и интерактивные
3.Тематическое планирование
№п/п
Содержание
Кол-во часов
Теория
Практи
ка
Всего
1
Введение.
Актуальность. Основные этапы работы над проектом.
Виды проектов.
1
1
2-4
Исследовательский проект.
Представление исследования. Защита
исследовательского проекта.
3
3
5-6
Прикладной проект.
Изготовление изделия по инструкционным картам.
2
2
7
Творческий проект.
1
1
8-9
Информационный проект.
Использование интернет ресурсов.
2
2
10-11
Оформление проекта.
Самоанализ - оценка проекта.
2
2
12-15
Подготовка презентации.
1
3
4
Разработка презентации и дизайн оформления. Защита
проекта.
16
Планирование публичного выступления.
Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. Что
такое дискуссия?
1
1
17-24
Творческий проект по выбору учащихся.
Актуальность. Поисковый этап. Конструкторский этап.
Технологический этап. Разработки и оформление
инструкционных карт. Изготовление изделия.
Самоанализ. Оформление презентации. Защита
проекта.
8
8
25-33
Научно-исследовательская работа по выбору.
Актуальность. Поисковый этап. Исследовательский
этап, изучение литературных источников.
Использование интернет ресурсов. Оформление
исследования. Самоанализ. Оформление презентации.
Защита исследования. Экспертиза деятельности.
9
9
34
Выставка проектов.
1
1
Итого:
34 часа