Напоминание

"Путешествие к царице Грамматике"


Автор: Мамедова Лейла Алтай Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №45 г. Ставрополя
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Путешествие к царице Грамматике"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №45 г. Ставрополя

Конспект интегрированного занятия в

подготовительной группе №11

по развитию речи

«Путешествие к царице Грамматике»

Воспитатель: Мамедова Л.А.

Тема: «В гости к царице Грамматике»

Задачи:

1) коррекционно-образовательной аспект:

- совершенствовать фонематический слух;

- упражнять в звуковом анализе и синтезе;

- упражнять в словообразовании родственных слов; закреплять понятие о

родственных словах, дифференцировать родственные и не родственные

слова;

- совершенствовать навык слогового чтения;

- закреплять материал, изучаемый на занятиях по лексическим темам

“Деревья”, “Сказки”;

- закреплять правила красивой речи;

2) коррекционно-развивающий аспект:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать зрительно-пространственное восприятие и пространную

ориентировку;

- развивать слуховое внимание и память;

- развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, координацию движений;

- развивать мышление, наблюдательность, внимание;

- развивать сенсорику, кинестетические ощущения;

3) коррекционно-воспитательный аспект:

- формировать положительную мотивацию детей через использование

игровых, логоритмических, музыкальных и занимательных упражнений;

- развивать умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;

- воспитывать любовь к русскому языку.

Педагогические технологии:

- коммуникативная технология;

- личностно-ориентированная технология;

- игровая технология;

- коррекционно-развивающая технология;

- информационно-коммуникационная технология

- здоровьесберегающие технологии

Дидактические средства:

- сигнальные карточки;

- слоговые таблицы;

- рисунки деревьев с родственными словами;

- “Кирпичики” с предметными картинками;

- картинки – рифмы;

- дидактическая игра “Чудесный мешочек”.

Ход:

1. Организационный момент, психологический настрой

Воспитатель:

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу слева,

И скорей вставайте в круг!

А теперь соседу справа

Вы кивните головой,

Друга по имени называй –

Утра доброго желай!

Ребята, сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть,

доброту и красоту, а выдохните через рот все обиды и огорчения…

2. Сюрпризный момент: Стук в дверь и заходит воспитатель в костюме

Царицы грамматики.

- Здесь ребята из подготовительной группы?

“Здравствуйте, ребята. Я – Царица грамматики, долгое время наблюдала за

вами, переживала ваши неудачи, радовалась вашим успехам в покорении азов

правильной речи. Вы очень прилежные ребята и достойны побывать в стране

Грамотной и красивой речи. Я приглашаю вас, но путь туда долг и опасен.

Ведь вам предстоит пройти Звучащую, перебраться через речку Звенящую,

пройти до Буквенного города, повстречаться со Слоговой гусеницей, собрать

слова в предложения. А там и мой дом. Удачи!” (рисунок 2)

- Да! - Ну что, ребята, согласны отправится в долгое путешествие?

Посмотрите, здесь карта, по которой мы будем ориентироваться.

- Отправляемся в дорогу! А на чем же мы поедем в сказочную страну?

Не забывайте, что транспорт, на котором мы можем добраться, тоже

волшебный (сапоги –скороходы, волшебные сани, летающий дракон, облака)

- Сегодня мы отправимся на ковре – самолете. (Дети садятся на расстеленный

плед)

- Сядьте поудобнее, представьте, что мы летим… (Звучит музыка)

- Вот мы уже и прилетели, но прежде чем выйти, вспомним правила

красивой речи

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

3. Речевая гимнастика

Воспитатель: Вот мы и прибыли к тому месту, где начинается страна

грамотной и красивой речи.

Мы под ветками прошли

В звучащую леса мы зашли,

А в лесу среди стволов,

Слышно много голосов:

Птица к дереву летит

Громко крыльями шуршит: ш-ш-ш.

Ветер что-то говорит

Тихо веточкам ракит: с-с-с.

И деревья всё скрипят…

И на нашем пути Звучащая. Почему она так называется?

Дети: Там звучат разные звуки

Воспитатель: А какие бывают звуки?

Дети: Звуки бывают от разных предметов и звуки, с помощью которых мы

разговариваем.

Воспитатель: Если Звучащая находится в волшебной стране речи – значит,

там звучат только правильные речевые звуки. А вы уже все звуки научились

произносить? Тогда покажите.

Чики-чики-чики-чок

Не стесняйся, язычок,

Не пугайся, не ленись,

Повторяй не ошибись:

Где-то собаки рычали: р-р-р.

В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.

В небе далёком гудел самолёт: л-л-л.

Свистели от ветра все провода с-с-с

Капала в кухне из крана вода к-к-к,

Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч,

Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.

А комары всё пели: з-з-з.

Непоседа мяч всю ночь: бум, бум…

Куклы кашляют в постели -

Днем мороженое ели: кха, кха…

Воспитатель: Молодцы!

4. Работа с родственным словами

Воспитатель: Какие деревья вы знаете? А что такое чаща?

Ой, ребята, посмотрите, я вижу чудо- деревья, которые выросли из маленьких

слов. Из какого слова выросло первое дерево? (Гном) А второе? (Дом) И

листочки у них непростые, а волшебные…посмотрим на картинки и

произнесем эти слова. (Игра “Доскажи словечко”)

Гном и дом

Жил да был весёлый …Гном.

Он в лесу построил….. дом

Рядом жил поменьше …Гномик

Под кустом он сделал… домик

Самый маленький …Гномишко

Под грибом сложил ….домишко

Старый мудрый гном …Гномище

Выстроил большой… домище

Был он стар и был он сед

И большой был…домосед

А за печкой за трубой

Жил у Гнома ..домовой. И.С.Лопухина

А вы когда-нибудь встречались с такими чудо - деревьями?

Дети: Нет!

Воспитатель: Это деревья на которых растут родственные слова.

А как вы думаете ,что такое родственные слова?

Дети: Слова родные друг другу, с общим смыслом.

Ребята, а какие слова на листочках дерева лишние т.е. не родные словам

“гном” и “дом”. Почему вы так решили?

Дети:. У них другой смысл

6. Игра “Да - нет” в пространстве с игрушками в линейном ряду

Гном: мне скучно в лесу, поиграйте со мной. Дети выставляют игрушки в

линейный ряд слева направо, Гномик загадывает игрушку, а дети отгадывают

Цель: найти загаданную ведущим картинку, с помощью наименьшего

количества вопросов.

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы

сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти серединный объект.

Оборудование: слева направо выставлены картинки: машина – конфета -

помидор – чайник – карандаш - береза – цветок.

Игровое действие: угадать картинку (загадана картинка – карандаш).

Вопросы, на которые ведущий отвечает “да”:

Это справа от чайника? (Чайник - серединный объект)

Это слева от березы? (Береза – серединный объект в оставшейся части)

Это карандаш?

Нам пора отправляться дальше.

7. Логоритмические упражнения.

Воспитатель: Молодцы! Скорее в путь:

По сухой лесной дорожке

Топ-топ-топ топочут ножки.

На носочках осторожно

Перейти мосточек можно,

По извилистой тропинке

Постараемся пройти,

Что б с извилистой тропинки

Не сумели б мы сойти.

8. Выделение первого и последнего звука в слове. Игра “звуковая

цепочка”

Воспитатель: Перед нами река Звенящая. Здесь записка!

Река Звенящая вас ждет,

Но не пройти ее вам вброд.

Кирпичики сложите в мостик

И поспешите ко мне в гости.

Возьмите, ребята, каждый по кирпичику и подумайте как их можно сложить,

что бы получился хороший мост?

Дети: Нужно кирпичики сложить так, что бы последний звук в названии

картинок, нарисованных на кирпичиках, оказался первым в следующем

кирпичике-картинке (Дети складывают мостик и проходят по нему)

9. Закрепление навыка звукового и слогового анализа.

Воспитатель: Вот и город Буквенный:

Стоит за речкой звуковой

Город маленький такой.

Там, не ведая невзгод,

Весело живёт народ.

Кто в городе этом

Живёт, узнаешь,

Если загадки Чудесного мешочка

Ты разгадаешь!

Воспитатель: Давайте на ощупь угадаем что там.

Игра “Чудесный мешочек”.

Дети: Там буквы (дети по очереди угадывают и называют).

Воспитатель: Ребята давайте нашим гостям предложим поиграть с нами.

(Дети с Чудесным мешочком подходят к гостям и предлагают определить на

ощупь предмет)

10. Навыки слогового анализа

Ребята, а теперь нас встречает гусеница:

Я - гусеница не простая,

Гусеница слоговая.

Слоги могут

В слова превращаться,

Если с ними

Уметь обращаться.

Пропущу я тех вперед,

Кто слова во мне найдет.

Воспитатель: Ребята, возьмите каждый по кружку-слогу, который напечатан

на слоговой гусенице , и найдите свою пару, чтобы получилось слово. (Дети

складывают и читают слова)

11. Игра “Рифмовки”

Воспитатель: А теперь подберите слова – рифмы к картинкам в городе

Буквенном. (Козлёнок, мишка, лягушка). Ребята, а это родственные слова?

(Нет), составим предложения с данными словами.

12. Анализ предложений.

(Дети составляют предложения со словами и хлопками отсчитывают

количество слов в предложениях)

13.Рефлексия.

Царица подводит результаты работы , отмечает положительные результаты .

Потом достаёт шкатулку с подарками-маленькими книжками:

И девчонки и мальчишки

Могут всё узнать из книжки.

И такой подарок, дети,

Интересней всех на свете!

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Эти книжки - подарок

за ваше трудолюбие, старание и умение дружить.

А сейчас мы полетим в детский садик и расскажем остальным ребятам про

наше сказочное путешествие.



В раздел образования