Автор: Толкачева Анна Викторовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №112 "Лисичка" комбинированного вида
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Особенности развития речи детей 6–7 лет."
Раздел: дошкольное образование
Консультация на тему: «Особенности развития
речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием
речи».
ОНР
–
речевое
нарушение
у
детей
с
нормальным
слухом
и
первично
сохранным
интеллектом,
при
котором
отстает
от
возрастной
нормы
формирование всех компонентов речи:
Фонетико – фонематических процессов и слоговой структуры слова:
звукопроизношения,
звуконаполняемости
слов,
фонематического
слуха
и
фонематического восприятия.
Общих
речевых
навыков:
темпа,
ритма,
интонации,
голосовых
характеристик, выразительности, тембра, речевого дыхания.
Лексико
–
грамматического
строя:
объема
и
качества
словаря,
словообразования,
словоизменения, согласования слов в предложении, употребления предлогов.
Связной речи: диалогической речи, монолога (пересказа, рассказа: по
сюжету,
серии
картин,
из
личного
опыта,
по
опорным
картинкам,
описательный, творческий и т.д.).
Важно помнить:
1.Речь бывает «пассивной» (понимание) и активной (собственно говорение).
Формирование, развитие и коррекция речи идет в направлении от понимания
к «разговору».
2.
Невербальные
средства
общения
-
мимика
и
жесты
-
при
речевом
нарушении могут
компенсировать трудности в речевом высказывании.
3.Особенности
речи
могут
провоцировать
нежелание
общаться:
дети
замкнуты, в речевом плане малоактивны, что затрудняет обучение, развитие и
коррекцию.
4. Речь – одна из сторон психического развития. Нельзя корректировать и
развивать речь изолированно от восприятия, внимания, памяти, мышления.
5.Пространственные
и
временные
представления
характеризуются
многочисленными ошибками в определении левой – правой стороны, путают
понятия вверху – внизу, спереди – сзади; утро – день – вечер – ночь; день
недели
–
месяц
–
часть
суток;
вчера
–
сегодня
–
завтра.
Им
трудно
сориентироваться при речевых оборотах, типа «возьми мяч под стулом справа
от дивана».
6.Такие
дети
отличаются
эмоциональной
неустойчивостью,
часто
неадекватностью поведения.
7. Прослеживается зависимость между развитием моторики пальцев рук и
уровнем сформированности речи.
Существует 4 уровня общего недоразвития речи:
От
лепетной
речи
до
развернутой
фразы
с
элементами
фонетико
–
фонематического
недоразвития.
Каждый
уровень
требует
разработки
индивидуальной
программы
коррекции.
Существует
педагогическая
и
медицинская
классификация
речевых
нарушений.
В
заключении
ПМПК
(психолого – медико – педагогической комиссии) фиксируется, например,
«ОНР
(II
уровень
речевого
развития).
Дизартрия».
Таким
образом,
отражается
специфика
органических
нарушений
и
определяется
набор
специальных
методов
и
приемов
коррекции.
Алалия,
дизартрия
–
часто
встречающиеся патологии. Так что же это такое?
При дизартрии нарушается
звукопроизношение
и
просодика
речи
(голосовые характеристики, тембр, темп, ритм, интонация и т.д.), в результате
органической
недостаточности
«снабжения,
питания»
речевого
аппарата.
Может
наблюдаться
нечленораздельное
звучание
речи
(«каша
во
рту»).
Степень
нарушения
зависит
от
«места»
поражения
в
центральной
или
периферической нервной системе.
Алалия –
отсутствие
или
системное
недоразвитие
речи
вследствие
органического
поражения
речевых
зон
коры
головного
мозга.
Часто
при
общении речь таких детей не понятна. Дизартрия и алалия могут быть
разных форм и степени выраженности и требуют длительной коррекции.
Причины речевых нарушений:
- Инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы,
родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-
фактору или групповой принадлежности крови, заболевания ЦНС и травмы
мозга в первые годы жизни ребенка.
-
Заболевания
в
первые
годы
жизни
ребенка:
вирусные
инфекционные,
особенно следующие друг за другом.
- Неблагоприятная наследственность с речевой патологией.
- Неблагоприятные условия окружения и воспитания.
- Употребление алкоголя и никотина во время беременности и др.
Специфика логопедической группы.
- Работа осуществляется по коррекционной программе.
-
В
группе
работают
учитель
–
логопед,
два
воспитателя,
помощник
воспитателя.
Ежедневно проводится фронтальные, подгрупповые и индивидуальные
коррекционно
–
развивающие
занятия
в
соответствии
с
перспективным
планом и заключениями ПМПК.
Количество детей ограниченно, на каждого заполняется речевая карта
(по итогам обследования) и составляется индивидуальный план коррекции,
развития и воспитания.
Во спит ательские
занятия
ориентированы
на
речевые
и
психологические особенности детей.
Коррекционный
год
условно
разделен
на три
периода
обучения,
каждый со своими задачами.
По их завершению проводятся мини педсоветы с подведением кратких итогов
и
определяется
необходимость
дальнейших
действий
индивидуально
с
каждым ребенком и в целом с группой.
Ежедневно
воспитатели
проводят
коррекционно
–
развивающую
деятельность
по
рекомендациям
учителя
–
логопеда.
(Существует
«логопедический час» и тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателей).
Требуется
систематический
контроль
за
поставленными
звуками
и
грамматической
правильностью
речи
детей.
Для
этого
есть
тетради
методических рекомендаций учителя – логопеда родителям.
Каждую неделю по пятницам вы будете получать тетрадь с записью тех
упражнений
и
игр,
которые
необходимо
закрепить
дома.
Старайтесь
не
пропускать ни одного задания. Важно, чтобы Ваш ребёнок воспринимал
материал в системе, а не обрывочно. Даже если ребёнок не посещает детский
сад по болезни, рекомендации в его тетрадь будут вписаны своевременно,
следовательно, Вам необходимо прийти в группу и получить их.
В понедельник тетрадь необходимо принести в группу. Именно в этот день
начинается
индивидуальная
и
подгрупповая
совместная
деятельность
с
ребенком
по
материалам
домашних
рекомендаций.
За
старательное
выполнение упражнений дети получают поощрение.
Только при таком системном подходе можно добиться высоких результатов
коррекции. (Часто 80% успеха – это предел возможного). Нельзя забывать,
что помимо речевого заключения у детей «присутствуют» сопутствующие
диагнозы. Они требуют единства усилий логопеда, воспитателей и родителей.
Один день в неделю учитель - логопед вечером проводит индивидуальные
консультации
с
родителями
воспитанников.
Каждый
родитель
будет
ознакомлен с результатами индивидуального обследования.
Индивидуальные занятия проходят в логопедическом кабинете 2 -3 раза в
неделю.
Надеемся на взаимную родительскую потребность активно участвовать в
жизни детского сада и логопедической группы.
Спасибо за внимание!