Автор: Михалькова Ольга Геннадиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БПОУ "Чебоксарское УОР имени В.М.Краснова "
Населённый пункт: Республика Чувашия, город Чебоксары
Наименование материала: Презентация к занятию по биографии писателя
Тема: Михаил Булгаков. Страницы писательской судьбы
Раздел: среднее профессиональное
Автор:
Михалькова Ольга Геннадиевна,
преподаватель русского языка и литературы
БПОУ «Чебоксарское УОР
имени В.М.Краснова» Минспорта Чувашии
М.А.Булгаков
Страницы
писательской
судьбы
•
Михаил
Афанасьевич
Булгаков
–
известный
русский
писатель,
чья
жизнь
окутана
загадочной
мистикой
и
ореолом тайн. Выходец из семьи киевского профессора,
он родился 15 мая 1891 года, а имя свое получил в честь
архангела Михаила – хранителя города Киева.
•
Из воспоминаний сестры М.А.Булгакова
Надежды Афанасьевны Земской:
•
«1891
год.
В
Киеве
на
Госпитальной
улице,
которая
подобно
большинству
киевских улиц, шла в гору, в доме № 4» у
магистра Киевской духовной академии,
д о ц е н т а
п о
к а ф е д р е
д р е в н е й
гражданской истории родился первенец.
Мальчик рос, окруженный заботой. Отец
был
внимателен,
заботлив,
а
мать
–
жизнерадостная
и
очень
веселая
женщина.
Хохотунья.
И
вот
в
этой
обстановке начинает расти смышленый,
очень способный мальчик».
•
Буча. 1913 год. В верхнем ряду слева направо: Михаил, его мать, жена Татьяна
Семья Булгаковых
•
Афанасий Иванович Булгаков
•
(1859-1907)
•
Варвара Михайловна Булгакова
•
(Покровская) (1859-1907)
Родители М.А.Булгакова
•
Афанасий Иванович Булгаков, сын сельского
священника, закончил Орловскую семинарию,
а
потом
Киевскую
духовную
академию.
Он
был
прекрасным
лектором,
любимцем
студентов академии.
•
От отца у Булгакова воля, работоспособность,
неумение кривить душой. Афанасий Иванович
прожил
почти
столько
же,
сколько
и
его
старший сын, скончавшись на 49 году жизни от
той же самой болезни почек. Самому Михаилу
в ту пору было 16.
Отец – Афанасий Иванович
•
В памяти писателя останется образ: лампа под зеленым абажуром
и отец, засидевшийся допоздна над работой в кабинете.
•
Варвара
Михайловна,
дочь
соборного
протоиерея г. Карачева Орловской губернии
Михаила
Васильевича
Покровского
и
Анфисы Ивановны, в девичестве Турбиной.
Окончила
орловскую
гимназию
и
сама
затем
была
преподавательницей
женской
прогимназии.
•
Оказавшись одна, с семью детьми на руках,
Варвара Михайловна сначала растерялась,
но затем нашла в себе силы. Постепенно
смех,
веселье,
шутки,
игры
вернулись
в
семью.
Мать – Варвара Михайловна
В семье было семеро детей:
•
Михаил (1891-1940);
•
Вера (1892-1972);
•
Надежда (1893-1971);
•
Варвара (1895-1954);
•
Николай (1898-1966);
•
Иван (1900-1969);
•
Елена (1902-1954)
Семья Булгаковых
Как вспоминает брат писателя Николай, семья была
«большая,
дружная,
культурная,
музыкальная,
театральная».
Семья Булгаковых
Музыка
сопровождала
Булгакова
с
самого
раннего
детства.
В семье существовал даже
домашний
оркестр,
где
отец
играл
на
контрабаса,
брат
Николай
-
на
гитаре,
сестра
Варвара и мать – на двух роялях.
Да и сам Булгаков неплохо музицировал на фортепиано, имел
приятный баритон, знал наизусть целые оперы и 41 раз слушал
любимейшую из них – «Фауста» Гуно.
В семье преобладали интеллектуальные интересы.
Любимым
писателем,
нет,
можно
сказать,
богом
Михаила Афанасьевича был Н.В.Гоголь.
Увлекался он Салтыковым-Щедриным, Л. Толстым и,
конечно, Чеховым, который читался, перечитывался
и непрестанно цитировался.
•
В
1909
году
Михаил
Булгаков
окончил
Первую
киевскую
г и м н а з и ю
и
п о с т у п и л
н а
м е д и ц и н с к и й
ф а к у л ь т е т
Киевского университета.
•
Окончив
в
1914
г.медицинский
факультет
Киевского
университета,
Булгаков
работал
врачом
в
Саратове,
а
с
началом
Первой
мировой
войны
–
в
го с п и та ля х
прифронтовой
линии
под
присмотром
опытных
военных
хирургов.
•
31 октября 1916 года Михаил Булгаков получил диплом об
утверждении
«В
степени
лекаря
с
отличием
со
всеми
правами и преимуществами, законами Российской Империи
сей степени присвоенными»
•
Получив
диплом
«лекаря
с
отличием»,
Булгаков
начинает
работать
добровольцем
от
Красного
креста
во
фронтовых
госпиталях юго-западной Украины. Вместе с женой, Татьяной
Лаппа,
выучившейся
на
медсестру,
они
остаются
там
до
сентября,
когда
Булгакова,
офицера
резерва
русской
армии,
отзывают
в
Москву,
где
он
получает
назначение
в
деревню
Никольское
Смоленской
губернии,
а
с
конца
1917
г.
–
в
Вяземскую городскую земскую больницу.
•
Здесь, в глухой уездной России, Булгаков прошел суровую
жизненную школу и за короткий срок приобрел немалый
врачебный
опыт,
принимая
в
день
до
100
больных.
Именно тогда накапливается и откладывается в памяти
материал для «Записок юного врача» (1925-1927).
•
Роковой случай свел его с
мальчиком,
болевшим
дифтерией, и перевернул
жизнь писателя.
•
Спасая
ребенка
от
дифтерии,
Булгаков
заразился.
Введенная
противодифтерийная
сыворотка
вызвала
сильнейшую
аллергию,
проявившуюся нестерпимым зудом
и
сыпью
на
теле.
Облегчить
боль
помогла
инъекция
морфия,
а
п о в то р н ы е
у кол ы
п о з в о л и л и
справиться с аллергией, вызвав при
этом привыкание к «спасительному»
п р е п а р а т у .
В о з н и к ш а я
наркотическая зависимость рушила
на жизненном пути Булгакова все,
отнимала
духовное
и
физическое
здоровье.
•
Именно в этот период у Булгакова состоялась встреча с Гоголем, первая из
трех. В один из болевых приступов в съемном жилье Булгакова появился
Николай Васильевич, который быстрым шагом вошел в квартиру Михаила
Афанасьевича,
посмотрел
на
него
безумным
взглядом
и
пригрозил
пальцем. С того дня произошло поистине чудесное спасение от страшной
наркотической
зависимости
Булгакова.
Эту
историю
писатель
позже
расскажет в произведении «Морфий».
Встреча с Гоголем. Первая.
•
В
декабре
1917
г.
Булгаков
впервые
приехал
в
Москву,
остановившись у своего дяди,
известного московского врача
Н.М.Покровского,
ставшего
прототипом
п р о ф е с с о р а
Преображенского из повести
«Собачье сердце».
•
Весной
1918
г.
М и хаи л
Булгаков
возвращается
в
Киев,
где
начинает
частную
врачебную практику.
•
Во время гражданской войны, в феврале
1919 г., Булгаков был мобилизован как
военный
врач
в
армию
Украинской
Народной Республики. В конце августа
1919
г.,
по
одной
из
версий,
был
мобилизован
в
Красную
Армию
в
качестве военного врача. 14-16 октября
в
ходе
уличных
боев
перешел
на
сторону Вооруженных сил Юга России и
стал
военным
врачом
3-его
Терского
казачьего
полка.
В
составе
это
полка
воевал на Северном Кавказе. Активно
п е ч а т а л с я
в
г а з е т а х .
В о
в р е м я
отступления Добровольческой армии в
начале 1920 г. заболел тифом и из-за
этого не смог уйти в Грузию, оставшись
во Владикавказе.
•
В
конце
сентября
1921
г.
Булгаков переехал в Москву и
н а ч а л
с о т р уд н и ч а т ь
к а к
фельетонист
со
столичными
газетами («Гудок», «Рабочий»)
и
журналами
(«Медицинский
работник», «Россия» и др.).
•
В 1923 г. вступил во
Всероссийский Союз
писателей.
•
С октября 1926 г. во МХАТе с большим успехом
прошла
пьеса
«Дни
Турбиных».
Ее
постановка
была разрешена на год, но позже несколько раз
продлевалась,
поскольку
пьеса
понравилась
И.Сталину,
несколько
раз
посещавшему
ее
представления.
•
В своих выступлениях Сталин то соглашался с тем,
что
«Дни
Турбиных»
-
«антисоветская
штука,
и
Булгаков не наш», то утверждал, что впечатление
от
« Д н е й
Ту р б и н ы х »
в
ко н е ч н о м
с ч е т е
положительное для коммунистов.
•
Одновременно
в
советской
прессе
проходит
интенсивная
и
крайне
р е з к а я
к р и т и к а
т в о р ч е с т в а
Булгакова.
По
его
собственным
подсчетам, за 10 лет появилось 298
р у г а т е л ь н ы х
р е ц е н з и й
и
3
благожелательных.
•
В конце октября 1926 г. в театре им.
Вахтангова
с
большим
успехом
прошла
премьера
спектакля
по
пьесе «Зойкина квартира».
Михаил
Булгаков,
биография
и
творчество
которого
тесно
переплетались, в личной жизни имел успех и был женат трижды.
По пророчеству киевской цыганки, над которым писатель в свое
время посмеялся, в жизни ему достанется три жены: одна – от
Бога, вторая – от людей, третья – от дьявола.
Личная жизнь Булгакова
•
Татьяна Лаппа ездила с мужем везде,
п о м о г а я
е м у
в о
в р а ч е б н о й
деятельности
и
в
н е в е р о я т н о м
исцелении от роковой привязанности к
м о р ф и ю .
П е р в а я
м и р о в а я
и
гражданская войны мотали Булгакова
по
стране
беспощадно:
мобилизация
петлюровцами,
побег,
мобилизация
деникинцами,
тиф,
прекращение
врачебной
деятельности,
нищета,
голод…
•
И всегда была рядом она – верная Тася.
Татьяна Лаппа
•
Любовь
Белозерская
стала
второй
ж е н о й
п и с а т е л я .
К о р е н н а я
москвичка,
она
во
всем
помогала
мужу:
разносила
по
редакциям
рукописи,
помогала
преодолевать
провинциальную
стеснительность,
подбирала
материалы
для
его
творений.
Именно
с
ее
помощью
были
созданы
пьесы
«Кабала
святош», «Бег».
Любовь Белозерская
•
В
1928
г.
Михаил
Булгаков
ездил
с
женой,
Любовью
Белозерской, на Кавказ, посетил Тифлис, Батум, Зеленый Мыс,
Владикавказ,
Гудермес.
В
Москве
прошла
премьера
пьесы
«Багровый остров». У М.А.Булгакова возник замысел романа,
позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также
начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»)
•
Елена Шиловская – третья жена Михаила Булгакова. Однажды, студеной
весной 1927 г., писатель шел по улицам Москвы, и неожиданно на него
налетел остроносый низенький человек, до боли похожий на квартирного
гостя в период увлечения Булгакова морфием. Гоголь (а это, судя по всему,
был он) посмотрел в глаза Михаила Афанасьевича и взглядом указал на
один из расположенных рядом домов. Именно там жила Елена Сергеевна.
Встреча с Гоголем. Вторая.
•
На одной из вечеринок, где
они
познакомились,
Елена
С е р г е е в н а
п о п р о с и л а
Михаила
Булгакова
завязать
ей на рукаве тесемку и таким
образом
«привязала»
его
к
себе.
•
Генерал Шиловский дал жене
развод
после
мучительных
сомнений и страданий обоих.
Елена Шиловская
•
Именно с появлением Елены Булгаков рьяно стал
продолжать свой знаменитый роман «Мастер и
Маргарита», начатый в 1929 г. Елена помогала
ему
во
всем:
вела
дом,
печатала
рукописи,
писала
под
диктовку,
понимая,
что
читать
Булгакова смогут только будущие поколения.
•
Свое
детище,
роман
о
Мастере
и
тайной
его
возлюбленной, о Христе и дьяволе, Булгаков создавал в
условиях полного безденежья и безнадежности. Елена
влюбилась в это творение, узнавая в Маргарите себя,
понимая, что это самая главная книга в жизни писателя.
•
В
1930
г.
произведения
Булгакова
п е р е с т а л и
п е ч а т а т ь с я ,
п ь е с ы
изымались
из
репертуара
театров.
Были запрещены к постановке пьесы
« Б е г » ,
« З о й к и н а
к в а р т и р а » ,
«Багровый остров», спектакль «Дни
Турбиных» снят с репертуара.
•
В
1930
г.
Булгаков
писал
брату
Николаю в Париж о неблагоприятной
для
себя
литературно-театральной
ситуации
и
тяжелом
материальном
положении.
Тогда
же
он
написал
п и с ь м о
П р а в и т е л ь с т в у
С С С Р,
датированное 28 марта 1930 г.
•
Я обращаюсь к Правительству СССР со следующим письмом.
•
После того, как все мои произведения были запрещены, среди
многих граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться
голоса, подающие мне один и тот же совет.
•
Сочинить
"коммунистическую
пьесу"
(в
кавычках
я
привожу
цитаты), а кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным
письмом,
содержащим
в
себе
отказ
от
прежних
моих
взглядов,
высказанных мною в литературных произведениях, и уверения в том,
что
отныне
я
буду
работать,
как
преданный
идее
коммунизма
писатель-попутчик.
•
Цель: спастись от гонений, нищеты и неизбежной гибели в финале.
•
Этого совета я не послушался. Навряд ли мне удалось бы предстать
перед
Правительством
СССР
в
выгодном
свете,
написав
лживое
письмо,
представляющее
собой
неопрятный
и
к
тому
же
наивный
политический курбет. Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я
даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет.
•
•
Созревшее во мне желание прекратить мои писательские мучения заставляет
меня обратиться к Правительству СССР с письмом правдивым.
•
Произведя анализ моих альбомов вырезок, я обнаружил в прессе СССР за
десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных
было 3, враждебно-ругательных - 298.
•
Последние
298
представляют
собой
зеркальное
отражение
моей
писательской жизни.
•
Я
прошу
принять
во
внимание,
что
невозможность
писать
для
меня
равносильна погребению заживо.
•
ПРОШУ ПРАВИТЕЛЬСТВО СССР ПРИКАЗАТЬ МНЕ В СРОЧНОМ ПОРЯДКЕ ПОКИНУТЬ
ПРЕДЕЛЫ
СССР
В
СОПРОВОЖДЕНИИ
МОЕЙ
ЖЕНЫ
ЛЮБОВИ
ЕВГЕНЬЕВНЫ
БУЛГАКОВОЙ.
•
Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который
не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу.
•
Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут на пожизненное
молчание
в
СССР,
я
прошу
Советское
Правительство
дать
мне
работу
по
специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного
режиссера.
•
•
•
Я именно и точно и подчеркнуто прошу о категорическом приказе о командировании, потому
что все мои попытки найти работу в той единственной области, где я могу быть полезен СССР как
исключительно
квалифицированный
специалист,
потерпели
полное
фиаско.
Мое
имя
сделано
настолько одиозным, что предложения работы с моей стороны встретили испуг, несмотря на то, что
в Москве громадному количеству актеров и режиссеров, а с ними и директорам театров, отлично
известно мое виртуозное знание сцены. Я прошу о назначении меня лаборантом-режиссером в 1-
й Художественный Театр - в лучшую школу, возглавляемую мастерами К. С. Станиславским и В. И.
Немировичем-Данченко.
•
Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом
нельзя - я прошусь на должность рабочего сцены.
•
Если же и это невозможно, я прошу Советское Правительство поступить со мной как оно найдет
нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в
СССР и за границей, налицо, в данный момент,- нищета, улица и гибель.
•
Москва, 28 марта 1930 года
В
1930
г.
Михаил
Булгаков
работал
в
качестве
режиссера
в
Центральном
театре
рабочей
молодежи. С 1930 по 1936 г.г. – во МХАТе в качестве
режиссера-ассистента. В 1935 г. выступил на сцене
МХАТа
как
актер
–
в
роли
Судьи
в
спектакле
«Пиквикский
клуб»
по
Диккенсу.
Опыт
работы
отразился в «Театральном романе».
В январе 1932 г. И.Сталин (формально – А.Енукидзе)
вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до
войны она больше не запрещалась. Однако ни на
один
театр,
кроме
МХАТ,
это
разрешение
не
распространялось.
Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 г., почти после 5
лет
репетиций.
После
7
представлений
постановка
была
запрещена, а в «Правде» помещена разгромная статья об этой
«фальшивой
и
негодной
пьесе».
После
статьи
в
«Правде»
Булгаков ушел из МХАТ и стал работать в Большом театре как
либреттист и переводчик. Был дружен с Исааком Дунаевским.
Написал либретто «Минин и Пожарский» и «Петр I».
В 1939 г. Михаил Булгаков работал над пьесой об Иосифе Сталине
(«Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и
коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла
телеграмма
об
отмене
спектакля.
Сталин
счел
неуместной
остановку
пьесы
о
себе.
С
этого
момента
здоровье
М.
Булгакова
стало
резко
ухудшаться,
он
стал
терять
зрение.
Врачи
диагностировали
у
него
гипертонический
нефросклероз.
Булгаков
продолжал
употреблять
морфий с целью снятия болевых симптомов. В это же период писатель
стал диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита».
С февраля 1940 г. друзья и родные постоянно дежурили
у постели Михаила Булгакова. 10 марта 1940 г. Михаил
Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась
гражданская
панихида
в
здании
Союза
Советских
писателей.
В истории жизни Булгакова имеет место такой факт. На могиле Н.В.Гоголя
на
Монастырском
кладбище
находился
камень,
прозванный
из-за
сходства с Иерусалимской горой Голгофой. При перезахоронении Гоголя
на другое место на его могилу установили бюст, а камень впоследствии
установила на могиле Булгакова его жена. И тут вспоминается фраза
писателя, которую он адресовал во сне Гоголю, когда тот пришел к нему в
третий раз: «Учитель, укрой меня своей шинелью».
Встреча с Гоголем. Третья.
Сохранилась интереснейшая булгаковская мысль: «Мы должны оценить человека во
всей
совокупности
его
существа,
человека
как
человека,
даже
если
он
грешен,
несимпатичен, озлоблен или заносчив. Нужно искать сердцевину, самое глубокое
средоточие человеческого в этом человеке». Ведь это, в сущности великий завет всей
русской литературы от Пушкина до Чехова – «при полном реализме найти в человеке
человека».
Михаил
Булгаков
всегда
был
верен
этому
завету.
Именно
таковы
историческое назначение и смысл требовательного булгаковского гуманизма. Таковы
итоги и уроки этой незаурядной и поучительной писательской судьбы.
Наследие Булгакова