Напоминание

Михаил Булгаков. Страницы писательской судьбы


Автор: Михалькова Ольга Геннадиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БПОУ "Чебоксарское УОР имени В.М.Краснова "
Населённый пункт: Республика Чувашия, город Чебоксары
Наименование материала: Презентация к занятию по биографии писателя
Тема: Михаил Булгаков. Страницы писательской судьбы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Автор:

Михалькова Ольга Геннадиевна,

преподаватель русского языка и литературы

БПОУ «Чебоксарское УОР

имени В.М.Краснова» Минспорта Чувашии

М.А.Булгаков

Страницы

писательской

судьбы

Михаил

Афанасьевич

Булгаков

известный

русский

писатель,

чья

жизнь

окутана

загадочной

мистикой

и

ореолом тайн. Выходец из семьи киевского профессора,

он родился 15 мая 1891 года, а имя свое получил в честь

архангела Михаила – хранителя города Киева.

Из воспоминаний сестры М.А.Булгакова

Надежды Афанасьевны Земской:

«1891

год.

В

Киеве

на

Госпитальной

улице,

которая

подобно

большинству

киевских улиц, шла в гору, в доме № 4» у

магистра Киевской духовной академии,

д о ц е н т а

п о

к а ф е д р е

д р е в н е й

гражданской истории родился первенец.

Мальчик рос, окруженный заботой. Отец

был

внимателен,

заботлив,

а

мать

жизнерадостная

и

очень

веселая

женщина.

Хохотунья.

И

вот

в

этой

обстановке начинает расти смышленый,

очень способный мальчик».

Буча. 1913 год. В верхнем ряду слева направо: Михаил, его мать, жена Татьяна

Семья Булгаковых

Афанасий Иванович Булгаков

(1859-1907)

Варвара Михайловна Булгакова

(Покровская) (1859-1907)

Родители М.А.Булгакова

Афанасий Иванович Булгаков, сын сельского

священника, закончил Орловскую семинарию,

а

потом

Киевскую

духовную

академию.

Он

был

прекрасным

лектором,

любимцем

студентов академии.

От отца у Булгакова воля, работоспособность,

неумение кривить душой. Афанасий Иванович

прожил

почти

столько

же,

сколько

и

его

старший сын, скончавшись на 49 году жизни от

той же самой болезни почек. Самому Михаилу

в ту пору было 16.

Отец – Афанасий Иванович

В памяти писателя останется образ: лампа под зеленым абажуром

и отец, засидевшийся допоздна над работой в кабинете.

Варвара

Михайловна,

дочь

соборного

протоиерея г. Карачева Орловской губернии

Михаила

Васильевича

Покровского

и

Анфисы Ивановны, в девичестве Турбиной.

Окончила

орловскую

гимназию

и

сама

затем

была

преподавательницей

женской

прогимназии.

Оказавшись одна, с семью детьми на руках,

Варвара Михайловна сначала растерялась,

но затем нашла в себе силы. Постепенно

смех,

веселье,

шутки,

игры

вернулись

в

семью.

Мать – Варвара Михайловна

В семье было семеро детей:

Михаил (1891-1940);

Вера (1892-1972);

Надежда (1893-1971);

Варвара (1895-1954);

Николай (1898-1966);

Иван (1900-1969);

Елена (1902-1954)

Семья Булгаковых

Как вспоминает брат писателя Николай, семья была

«большая,

дружная,

культурная,

музыкальная,

театральная».

Семья Булгаковых

Музыка

сопровождала

Булгакова

с

самого

раннего

детства.

В семье существовал даже

домашний

оркестр,

где

отец

играл

на

контрабаса,

брат

Николай

-

на

гитаре,

сестра

Варвара и мать – на двух роялях.

Да и сам Булгаков неплохо музицировал на фортепиано, имел

приятный баритон, знал наизусть целые оперы и 41 раз слушал

любимейшую из них – «Фауста» Гуно.

В семье преобладали интеллектуальные интересы.

Любимым

писателем,

нет,

можно

сказать,

богом

Михаила Афанасьевича был Н.В.Гоголь.

Увлекался он Салтыковым-Щедриным, Л. Толстым и,

конечно, Чеховым, который читался, перечитывался

и непрестанно цитировался.

В

1909

году

Михаил

Булгаков

окончил

Первую

киевскую

г и м н а з и ю

и

п о с т у п и л

н а

м е д и ц и н с к и й

ф а к у л ь т е т

Киевского университета.

Окончив

в

1914

г.медицинский

факультет

Киевского

университета,

Булгаков

работал

врачом

в

Саратове,

а

с

началом

Первой

мировой

войны

в

го с п и та ля х

прифронтовой

линии

под

присмотром

опытных

военных

хирургов.

31 октября 1916 года Михаил Булгаков получил диплом об

утверждении

«В

степени

лекаря

с

отличием

со

всеми

правами и преимуществами, законами Российской Империи

сей степени присвоенными»

Получив

диплом

«лекаря

с

отличием»,

Булгаков

начинает

работать

добровольцем

от

Красного

креста

во

фронтовых

госпиталях юго-западной Украины. Вместе с женой, Татьяной

Лаппа,

выучившейся

на

медсестру,

они

остаются

там

до

сентября,

когда

Булгакова,

офицера

резерва

русской

армии,

отзывают

в

Москву,

где

он

получает

назначение

в

деревню

Никольское

Смоленской

губернии,

а

с

конца

1917

г.

в

Вяземскую городскую земскую больницу.

Здесь, в глухой уездной России, Булгаков прошел суровую

жизненную школу и за короткий срок приобрел немалый

врачебный

опыт,

принимая

в

день

до

100

больных.

Именно тогда накапливается и откладывается в памяти

материал для «Записок юного врача» (1925-1927).

Роковой случай свел его с

мальчиком,

болевшим

дифтерией, и перевернул

жизнь писателя.

Спасая

ребенка

от

дифтерии,

Булгаков

заразился.

Введенная

противодифтерийная

сыворотка

вызвала

сильнейшую

аллергию,

проявившуюся нестерпимым зудом

и

сыпью

на

теле.

Облегчить

боль

помогла

инъекция

морфия,

а

п о в то р н ы е

у кол ы

п о з в о л и л и

справиться с аллергией, вызвав при

этом привыкание к «спасительному»

п р е п а р а т у .

В о з н и к ш а я

наркотическая зависимость рушила

на жизненном пути Булгакова все,

отнимала

духовное

и

физическое

здоровье.

Именно в этот период у Булгакова состоялась встреча с Гоголем, первая из

трех. В один из болевых приступов в съемном жилье Булгакова появился

Николай Васильевич, который быстрым шагом вошел в квартиру Михаила

Афанасьевича,

посмотрел

на

него

безумным

взглядом

и

пригрозил

пальцем. С того дня произошло поистине чудесное спасение от страшной

наркотической

зависимости

Булгакова.

Эту

историю

писатель

позже

расскажет в произведении «Морфий».

Встреча с Гоголем. Первая.

В

декабре

1917

г.

Булгаков

впервые

приехал

в

Москву,

остановившись у своего дяди,

известного московского врача

Н.М.Покровского,

ставшего

прототипом

п р о ф е с с о р а

Преображенского из повести

«Собачье сердце».

Весной

1918

г.

М и хаи л

Булгаков

возвращается

в

Киев,

где

начинает

частную

врачебную практику.

Во время гражданской войны, в феврале

1919 г., Булгаков был мобилизован как

военный

врач

в

армию

Украинской

Народной Республики. В конце августа

1919

г.,

по

одной

из

версий,

был

мобилизован

в

Красную

Армию

в

качестве военного врача. 14-16 октября

в

ходе

уличных

боев

перешел

на

сторону Вооруженных сил Юга России и

стал

военным

врачом

3-его

Терского

казачьего

полка.

В

составе

это

полка

воевал на Северном Кавказе. Активно

п е ч а т а л с я

в

г а з е т а х .

В о

в р е м я

отступления Добровольческой армии в

начале 1920 г. заболел тифом и из-за

этого не смог уйти в Грузию, оставшись

во Владикавказе.

В

конце

сентября

1921

г.

Булгаков переехал в Москву и

н а ч а л

с о т р уд н и ч а т ь

к а к

фельетонист

со

столичными

газетами («Гудок», «Рабочий»)

и

журналами

(«Медицинский

работник», «Россия» и др.).

В 1923 г. вступил во

Всероссийский Союз

писателей.

С октября 1926 г. во МХАТе с большим успехом

прошла

пьеса

«Дни

Турбиных».

Ее

постановка

была разрешена на год, но позже несколько раз

продлевалась,

поскольку

пьеса

понравилась

И.Сталину,

несколько

раз

посещавшему

ее

представления.

В своих выступлениях Сталин то соглашался с тем,

что

«Дни

Турбиных»

-

«антисоветская

штука,

и

Булгаков не наш», то утверждал, что впечатление

от

« Д н е й

Ту р б и н ы х »

в

ко н е ч н о м

с ч е т е

положительное для коммунистов.

Одновременно

в

советской

прессе

проходит

интенсивная

и

крайне

р е з к а я

к р и т и к а

т в о р ч е с т в а

Булгакова.

По

его

собственным

подсчетам, за 10 лет появилось 298

р у г а т е л ь н ы х

р е ц е н з и й

и

3

благожелательных.

В конце октября 1926 г. в театре им.

Вахтангова

с

большим

успехом

прошла

премьера

спектакля

по

пьесе «Зойкина квартира».

Михаил

Булгаков,

биография

и

творчество

которого

тесно

переплетались, в личной жизни имел успех и был женат трижды.

По пророчеству киевской цыганки, над которым писатель в свое

время посмеялся, в жизни ему достанется три жены: одна – от

Бога, вторая – от людей, третья – от дьявола.

Личная жизнь Булгакова

Татьяна Лаппа ездила с мужем везде,

п о м о г а я

е м у

в о

в р а ч е б н о й

деятельности

и

в

н е в е р о я т н о м

исцелении от роковой привязанности к

м о р ф и ю .

П е р в а я

м и р о в а я

и

гражданская войны мотали Булгакова

по

стране

беспощадно:

мобилизация

петлюровцами,

побег,

мобилизация

деникинцами,

тиф,

прекращение

врачебной

деятельности,

нищета,

голод…

И всегда была рядом она – верная Тася.

Татьяна Лаппа

Любовь

Белозерская

стала

второй

ж е н о й

п и с а т е л я .

К о р е н н а я

москвичка,

она

во

всем

помогала

мужу:

разносила

по

редакциям

рукописи,

помогала

преодолевать

провинциальную

стеснительность,

подбирала

материалы

для

его

творений.

Именно

с

ее

помощью

были

созданы

пьесы

«Кабала

святош», «Бег».

Любовь Белозерская

В

1928

г.

Михаил

Булгаков

ездил

с

женой,

Любовью

Белозерской, на Кавказ, посетил Тифлис, Батум, Зеленый Мыс,

Владикавказ,

Гудермес.

В

Москве

прошла

премьера

пьесы

«Багровый остров». У М.А.Булгакова возник замысел романа,

позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также

начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»)

Елена Шиловская – третья жена Михаила Булгакова. Однажды, студеной

весной 1927 г., писатель шел по улицам Москвы, и неожиданно на него

налетел остроносый низенький человек, до боли похожий на квартирного

гостя в период увлечения Булгакова морфием. Гоголь (а это, судя по всему,

был он) посмотрел в глаза Михаила Афанасьевича и взглядом указал на

один из расположенных рядом домов. Именно там жила Елена Сергеевна.

Встреча с Гоголем. Вторая.

На одной из вечеринок, где

они

познакомились,

Елена

С е р г е е в н а

п о п р о с и л а

Михаила

Булгакова

завязать

ей на рукаве тесемку и таким

образом

«привязала»

его

к

себе.

Генерал Шиловский дал жене

развод

после

мучительных

сомнений и страданий обоих.

Елена Шиловская

Именно с появлением Елены Булгаков рьяно стал

продолжать свой знаменитый роман «Мастер и

Маргарита», начатый в 1929 г. Елена помогала

ему

во

всем:

вела

дом,

печатала

рукописи,

писала

под

диктовку,

понимая,

что

читать

Булгакова смогут только будущие поколения.

Свое

детище,

роман

о

Мастере

и

тайной

его

возлюбленной, о Христе и дьяволе, Булгаков создавал в

условиях полного безденежья и безнадежности. Елена

влюбилась в это творение, узнавая в Маргарите себя,

понимая, что это самая главная книга в жизни писателя.

В

1930

г.

произведения

Булгакова

п е р е с т а л и

п е ч а т а т ь с я ,

п ь е с ы

изымались

из

репертуара

театров.

Были запрещены к постановке пьесы

« Б е г » ,

« З о й к и н а

к в а р т и р а » ,

«Багровый остров», спектакль «Дни

Турбиных» снят с репертуара.

В

1930

г.

Булгаков

писал

брату

Николаю в Париж о неблагоприятной

для

себя

литературно-театральной

ситуации

и

тяжелом

материальном

положении.

Тогда

же

он

написал

п и с ь м о

П р а в и т е л ь с т в у

С С С Р,

датированное 28 марта 1930 г.

Я обращаюсь к Правительству СССР со следующим письмом.

После того, как все мои произведения были запрещены, среди

многих граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться

голоса, подающие мне один и тот же совет.

Сочинить

"коммунистическую

пьесу"

кавычках

я

привожу

цитаты), а кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным

письмом,

содержащим

в

себе

отказ

от

прежних

моих

взглядов,

высказанных мною в литературных произведениях, и уверения в том,

что

отныне

я

буду

работать,

как

преданный

идее

коммунизма

писатель-попутчик.

Цель: спастись от гонений, нищеты и неизбежной гибели в финале.

Этого совета я не послушался. Навряд ли мне удалось бы предстать

перед

Правительством

СССР

в

выгодном

свете,

написав

лживое

письмо,

представляющее

собой

неопрятный

и

к

тому

же

наивный

политический курбет. Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я

даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет.

Созревшее во мне желание прекратить мои писательские мучения заставляет

меня обратиться к Правительству СССР с письмом правдивым.

Произведя анализ моих альбомов вырезок, я обнаружил в прессе СССР за

десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных

было 3, враждебно-ругательных - 298.

Последние

298

представляют

собой

зеркальное

отражение

моей

писательской жизни.

Я

прошу

принять

во

внимание,

что

невозможность

писать

для

меня

равносильна погребению заживо.

ПРОШУ ПРАВИТЕЛЬСТВО СССР ПРИКАЗАТЬ МНЕ В СРОЧНОМ ПОРЯДКЕ ПОКИНУТЬ

ПРЕДЕЛЫ

СССР

В

СОПРОВОЖДЕНИИ

МОЕЙ

ЖЕНЫ

ЛЮБОВИ

ЕВГЕНЬЕВНЫ

БУЛГАКОВОЙ.

Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который

не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу.

Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут на пожизненное

молчание

в

СССР,

я

прошу

Советское

Правительство

дать

мне

работу

по

специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного

режиссера.

Я именно и точно и подчеркнуто прошу о категорическом приказе о командировании, потому

что все мои попытки найти работу в той единственной области, где я могу быть полезен СССР как

исключительно

квалифицированный

специалист,

потерпели

полное

фиаско.

Мое

имя

сделано

настолько одиозным, что предложения работы с моей стороны встретили испуг, несмотря на то, что

в Москве громадному количеству актеров и режиссеров, а с ними и директорам театров, отлично

известно мое виртуозное знание сцены. Я прошу о назначении меня лаборантом-режиссером в 1-

й Художественный Театр - в лучшую школу, возглавляемую мастерами К. С. Станиславским и В. И.

Немировичем-Данченко.

Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом

нельзя - я прошусь на должность рабочего сцены.

Если же и это невозможно, я прошу Советское Правительство поступить со мной как оно найдет

нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в

СССР и за границей, налицо, в данный момент,- нищета, улица и гибель.

Москва, 28 марта 1930 года

В

1930

г.

Михаил

Булгаков

работал

в

качестве

режиссера

в

Центральном

театре

рабочей

молодежи. С 1930 по 1936 г.г. – во МХАТе в качестве

режиссера-ассистента. В 1935 г. выступил на сцене

МХАТа

как

актер

в

роли

Судьи

в

спектакле

«Пиквикский

клуб»

по

Диккенсу.

Опыт

работы

отразился в «Театральном романе».

В январе 1932 г. И.Сталин (формально – А.Енукидзе)

вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до

войны она больше не запрещалась. Однако ни на

один

театр,

кроме

МХАТ,

это

разрешение

не

распространялось.

Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 г., почти после 5

лет

репетиций.

После

7

представлений

постановка

была

запрещена, а в «Правде» помещена разгромная статья об этой

«фальшивой

и

негодной

пьесе».

После

статьи

в

«Правде»

Булгаков ушел из МХАТ и стал работать в Большом театре как

либреттист и переводчик. Был дружен с Исааком Дунаевским.

Написал либретто «Минин и Пожарский» и «Петр I».

В 1939 г. Михаил Булгаков работал над пьесой об Иосифе Сталине

(«Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и

коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла

телеграмма

об

отмене

спектакля.

Сталин

счел

неуместной

остановку

пьесы

о

себе.

С

этого

момента

здоровье

М.

Булгакова

стало

резко

ухудшаться,

он

стал

терять

зрение.

Врачи

диагностировали

у

него

гипертонический

нефросклероз.

Булгаков

продолжал

употреблять

морфий с целью снятия болевых симптомов. В это же период писатель

стал диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

С февраля 1940 г. друзья и родные постоянно дежурили

у постели Михаила Булгакова. 10 марта 1940 г. Михаил

Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась

гражданская

панихида

в

здании

Союза

Советских

писателей.

В истории жизни Булгакова имеет место такой факт. На могиле Н.В.Гоголя

на

Монастырском

кладбище

находился

камень,

прозванный

из-за

сходства с Иерусалимской горой Голгофой. При перезахоронении Гоголя

на другое место на его могилу установили бюст, а камень впоследствии

установила на могиле Булгакова его жена. И тут вспоминается фраза

писателя, которую он адресовал во сне Гоголю, когда тот пришел к нему в

третий раз: «Учитель, укрой меня своей шинелью».

Встреча с Гоголем. Третья.

Сохранилась интереснейшая булгаковская мысль: «Мы должны оценить человека во

всей

совокупности

его

существа,

человека

как

человека,

даже

если

он

грешен,

несимпатичен, озлоблен или заносчив. Нужно искать сердцевину, самое глубокое

средоточие человеческого в этом человеке». Ведь это, в сущности великий завет всей

русской литературы от Пушкина до Чехова – «при полном реализме найти в человеке

человека».

Михаил

Булгаков

всегда

был

верен

этому

завету.

Именно

таковы

историческое назначение и смысл требовательного булгаковского гуманизма. Таковы

итоги и уроки этой незаурядной и поучительной писательской судьбы.

Наследие Булгакова



В раздел образования