Автор: Агабабян Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ ФНВМУ (Севастопольское ПКУ)
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: Методика воспитания и обучения нахимовцев в повседневной деятельности с использованием карты наблюдения за развитием классного коллектива
Раздел: среднее образование
Методика воспитания и обучения нахимовцев в повседневной
деятельности с использованием карты наблюдения за развитием классного
коллектива
Агабабян Елена Николаевна, воспитатель 3 учебного курса,
филиал ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище
Министерства обороны Российской Федерации»
(Севастопольское президентское кадетское училище)
Профессия
воспитателя
сложна
и
многогранна.
Она
охватывает
самые
разнообразные сферы жизнедеятельности нахимовцев: здесь и организация быта
(расселение по комнатам, выдача вещевого довольствия, контроль порядка в жилых
блоках, стирка белья, мелкий ремонт и прочее), и организация учебного процесса
(мониторинг
успеваемости,
проведение
самоподготовки,
работа
с
отстающими
воспитанниками), и внеурочная деятельность, и практика, и строевая подготовка.
Кроме того, воспитатель контролирует прием пищи, следит за здоровьем детей, за
их взаимоотношениями – спектр обязанностей воспитателя действительно широк и
разнообразен. Как же все охватить, ничего не упустив и не пожертвовав качеством?
Возможно ли это в принципе? Из опыта работы можем утверждать: да, возможно.
Как и в любой сфере деятельности, здесь важна система, наладив и отрегулировав
которую можно добиться ожидаемых результатов.
Итак, первое условие успешной работы воспитателей, работающих на одном
классе,
это
их
психологическая
совместимость
друг
с
другом,
готовность
к
сотрудничеству и взаимопомощи. Сразу отметим, что речь не идет о каких-то
особых
условиях.
Два
человека,
настроенные
на
качественное
выполнение
возложенных на них обязанностей, всегда смогут договориться и сработаться.
Во-вторых,
налаживание
взаимоотношений
внутри
коллектива
воспитанников. Как правило, изначально расселение по комнатам и распределение
обязанностей
(в
том
числе
и
младших
командиров)
происходит
буквально
«вслепую». Нельзя сбрасывать со счетов интуицию и опыт воспитателей, которые
зачастую помогают им сразу выделить лидеров и определить пригодность вновь
прибывших нахимовцев для выполнения тех или иных общественных поручений,
однако, не стоит их переоценивать. По истечении времени (обычно это занимает
около двух месяцев), психологи проводят социометрические исследования и уже на
их
основании,
опираясь
на
свои
личные
наблюдения,
воспитатели
могут
корректировать
расселение
по
блокам,
рассадку
за
партами
и
распределение
общественной нагрузки. Неоценимую помощь в этой работе оказывает ведение
карты наблюдения за классным коллективом, при условии, что эта работа ведется не
формально. Этот документ в сжатом виде содержит в себе сведения о формировании
и развитии класса, перемещениях воспитанников, отражает мнение преподавателей
об учащихся. Из него можно почерпнуть знания о том, как проходил процесс
адаптации пятиклассников, и как осваивались в коллективе «новенькие», по какой
причине возникали и как регулировались конфликты между воспитанниками, как
складывались отношения с педагогами и с отдельными дисциплинами, как менялось
отношение к учебе от года к году. Круг интересов нахимовцев не ограничивается
стенами
учебного
заведения,
и
это
тоже
отражено
в
карте
наблюдения.
Сложившиеся
традиции,
училищные
и
курсовые
мероприятия,
проведенные
в
течение
года,
психологический
климат
в
классе,
работа
командиров
и
самоуправления
–
это
далеко
не
полный
перечень
сведений,
которые
можно
почерпнуть из карты наблюдений.
Дата записи
Записи
воспитателя
по
изучению,
формированию
и
становлению класса
ФИО
воспитателя,
сделавшего запись
15.10.2016
Поскольку
классный
коллектив
находится
в
стадии
формирования, говорить о сложившихся традициях несколько
преждевременно. Хотя некоторые из них уже можно отметить.
Например, в день рождения имениннику не только дарится
купленный
родителями
подарок,
но
и
нарисованная
собственными
руками
открытка,
газета
со
стихами
собственного сочинения. Если кто-либо из детей болеет, ему в
лазарет тоже передаются милые самодельные сувенирчики. К
традициям класса можно отнести и ежедневное подведение
итогов дня. После вечерней поверки класс на несколько минут
собирается
в
комнате
досуга
и
каждый
вспоминает
свои
поступки за день – те, которыми гордится, и те, за которые
стыдно. Это организует и дисциплинирует учащихся.
Агабабян Е.Н.
Гузиков В.Н.
Карта наблюдения за развитием классного коллектива содержит двенадцать
разделов: 1.Общие сведения о классе; 2.Обучение; 3.Жизнь класса вне учебных
занятий;
4.Участие
класса
в
общеучилищных
мероприятиях;
5.Общественно-
полезный труд и его место во внеклассной жизни; 6.Работа старшины, командиров
отделений
и
самоуправления
класса;
7.Взаимоотношения
внутри
коллектива;
8.Психологический климат в классе; 9.Индивидуальные и возрастные особенности
обучающихся класса; 10. Сложившиеся традиции класса; 11. Индивидуальные и
возрастные особенности обучающихся класса; 12.Общие выводы. С нашей точки
зрения, целесообразно работать с документом регулярно, внося записи по мере
необходимости.
Это
позволит
максимально объективно
охватить и
отобразить
основные этапы формирования и развития коллектива и сделать соответствующие
выводы в конце учебного периода.
Общие выводы (стадия развития коллектива (по А.Н. Лутошкину), определение основных недостатков в
организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления).
28.05.2017
Для
определения
стадии
развития
коллектива
была
использована методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас
коллектив». Нахимовцы самостоятельно оценили уровень
развития
своего
коллектива.
Разбившись
на
группы,
воспитанники обсудили следующие вопросы: на каком
этапе развития коллектива находится наш класс и почему;
что мешает подняться на более высокий уровень развития;
что поможет стать более сплоченными. Таким образом
была
получена
информация
о
состоянии
взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей
своим
классом,
видении
нахимовцами
перспектив
его
развития.
В
результате
выяснилось,
что
согласно
классификации
А.Н.
Лутошкина
коллектив
5-в
класса
находится на стадии «Мерцающий маяк»
Агабабян Е.Н.
Гузиков В.Н.
Этот документ окажет неоценимую помощь и вновь прибывшему воспитателю
при знакомстве с классным коллективом. Отдельные его разделы неплохо было бы
проработать
преподавателям
учебных
дисциплин.
Кроме
того,
на
него
можно
опираться
при
планировании
индивидуальной
и
групповой
работы
с
воспитанниками, при составлении психолого-педагогической характеристики, при
подготовке к различным мероприятиям воспитательной направленности. И наконец,
при
правильно
организованном
подходе,
он
поможет
систематизировать
и
упорядочить сведения о воспитанниках и классе в целом, чем существенно облегчит
и
что
особенно
важно
–
оптимизирует
и
улучшит
работу
воспитателей
преподавателей.