Напоминание

Методика воспитания и обучения нахимовцев в повседневной деятельности с использованием карты наблюдения за развитием классного коллектива


Автор: Агабабян Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ ФНВМУ (Севастопольское ПКУ)
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: Методика воспитания и обучения нахимовцев в повседневной деятельности с использованием карты наблюдения за развитием классного коллектива
Раздел: среднее образование





Назад




Методика воспитания и обучения нахимовцев в повседневной

деятельности с использованием карты наблюдения за развитием классного

коллектива

Агабабян Елена Николаевна, воспитатель 3 учебного курса,

филиал ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище

Министерства обороны Российской Федерации»

(Севастопольское президентское кадетское училище)

Профессия

воспитателя

сложна

и

многогранна.

Она

охватывает

самые

разнообразные сферы жизнедеятельности нахимовцев: здесь и организация быта

(расселение по комнатам, выдача вещевого довольствия, контроль порядка в жилых

блоках, стирка белья, мелкий ремонт и прочее), и организация учебного процесса

(мониторинг

успеваемости,

проведение

самоподготовки,

работа

с

отстающими

воспитанниками), и внеурочная деятельность, и практика, и строевая подготовка.

Кроме того, воспитатель контролирует прием пищи, следит за здоровьем детей, за

их взаимоотношениями – спектр обязанностей воспитателя действительно широк и

разнообразен. Как же все охватить, ничего не упустив и не пожертвовав качеством?

Возможно ли это в принципе? Из опыта работы можем утверждать: да, возможно.

Как и в любой сфере деятельности, здесь важна система, наладив и отрегулировав

которую можно добиться ожидаемых результатов.

Итак, первое условие успешной работы воспитателей, работающих на одном

классе,

это

их

психологическая

совместимость

друг

с

другом,

готовность

к

сотрудничеству и взаимопомощи. Сразу отметим, что речь не идет о каких-то

особых

условиях.

Два

человека,

настроенные

на

качественное

выполнение

возложенных на них обязанностей, всегда смогут договориться и сработаться.

Во-вторых,

налаживание

взаимоотношений

внутри

коллектива

воспитанников. Как правило, изначально расселение по комнатам и распределение

обязанностей

том

числе

и

младших

командиров)

происходит

буквально

«вслепую». Нельзя сбрасывать со счетов интуицию и опыт воспитателей, которые

зачастую помогают им сразу выделить лидеров и определить пригодность вновь

прибывших нахимовцев для выполнения тех или иных общественных поручений,

однако, не стоит их переоценивать. По истечении времени (обычно это занимает

около двух месяцев), психологи проводят социометрические исследования и уже на

их

основании,

опираясь

на

свои

личные

наблюдения,

воспитатели

могут

корректировать

расселение

по

блокам,

рассадку

за

партами

и

распределение

общественной нагрузки. Неоценимую помощь в этой работе оказывает ведение

карты наблюдения за классным коллективом, при условии, что эта работа ведется не

формально. Этот документ в сжатом виде содержит в себе сведения о формировании

и развитии класса, перемещениях воспитанников, отражает мнение преподавателей

об учащихся. Из него можно почерпнуть знания о том, как проходил процесс

адаптации пятиклассников, и как осваивались в коллективе «новенькие», по какой

причине возникали и как регулировались конфликты между воспитанниками, как

складывались отношения с педагогами и с отдельными дисциплинами, как менялось

отношение к учебе от года к году. Круг интересов нахимовцев не ограничивается

стенами

учебного

заведения,

и

это

тоже

отражено

в

карте

наблюдения.

Сложившиеся

традиции,

училищные

и

курсовые

мероприятия,

проведенные

в

течение

года,

психологический

климат

в

классе,

работа

командиров

и

самоуправления

это

далеко

не

полный

перечень

сведений,

которые

можно

почерпнуть из карты наблюдений.

Дата записи

Записи

воспитателя

по

изучению,

формированию

и

становлению класса

ФИО

воспитателя,

сделавшего запись

15.10.2016

Поскольку

классный

коллектив

находится

в

стадии

формирования, говорить о сложившихся традициях несколько

преждевременно. Хотя некоторые из них уже можно отметить.

Например, в день рождения имениннику не только дарится

купленный

родителями

подарок,

но

и

нарисованная

собственными

руками

открытка,

газета

со

стихами

собственного сочинения. Если кто-либо из детей болеет, ему в

лазарет тоже передаются милые самодельные сувенирчики. К

традициям класса можно отнести и ежедневное подведение

итогов дня. После вечерней поверки класс на несколько минут

собирается

в

комнате

досуга

и

каждый

вспоминает

свои

поступки за день – те, которыми гордится, и те, за которые

стыдно. Это организует и дисциплинирует учащихся.

Агабабян Е.Н.

Гузиков В.Н.

Карта наблюдения за развитием классного коллектива содержит двенадцать

разделов: 1.Общие сведения о классе; 2.Обучение; 3.Жизнь класса вне учебных

занятий;

4.Участие

класса

в

общеучилищных

мероприятиях;

5.Общественно-

полезный труд и его место во внеклассной жизни; 6.Работа старшины, командиров

отделений

и

самоуправления

класса;

7.Взаимоотношения

внутри

коллектива;

8.Психологический климат в классе; 9.Индивидуальные и возрастные особенности

обучающихся класса; 10. Сложившиеся традиции класса; 11. Индивидуальные и

возрастные особенности обучающихся класса; 12.Общие выводы. С нашей точки

зрения, целесообразно работать с документом регулярно, внося записи по мере

необходимости.

Это

позволит

максимально объективно

охватить и

отобразить

основные этапы формирования и развития коллектива и сделать соответствующие

выводы в конце учебного периода.

Общие выводы (стадия развития коллектива (по А.Н. Лутошкину), определение основных недостатков в

организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления).

28.05.2017

Для

определения

стадии

развития

коллектива

была

использована методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас

коллектив». Нахимовцы самостоятельно оценили уровень

развития

своего

коллектива.

Разбившись

на

группы,

воспитанники обсудили следующие вопросы: на каком

этапе развития коллектива находится наш класс и почему;

что мешает подняться на более высокий уровень развития;

что поможет стать более сплоченными. Таким образом

была

получена

информация

о

состоянии

взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей

своим

классом,

видении

нахимовцами

перспектив

его

развития.

В

результате

выяснилось,

что

согласно

классификации

А.Н.

Лутошкина

коллектив

5-в

класса

находится на стадии «Мерцающий маяк»

Агабабян Е.Н.

Гузиков В.Н.

Этот документ окажет неоценимую помощь и вновь прибывшему воспитателю

при знакомстве с классным коллективом. Отдельные его разделы неплохо было бы

проработать

преподавателям

учебных

дисциплин.

Кроме

того,

на

него

можно

опираться

при

планировании

индивидуальной

и

групповой

работы

с

воспитанниками, при составлении психолого-педагогической характеристики, при

подготовке к различным мероприятиям воспитательной направленности. И наконец,

при

правильно

организованном

подходе,

он

поможет

систематизировать

и

упорядочить сведения о воспитанниках и классе в целом, чем существенно облегчит

и

что

особенно

важно

оптимизирует

и

улучшит

работу

воспитателей

преподавателей.



В раздел образования