Напоминание

Знакомство детей с родным краем в конструктивной деятельности


Автор: Белименко Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Знакомство детей с родным краем в конструктивной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Знакомство детей с родным краем в конструктивной деятельности.

Воспитатель Белименко Н.М.

МБДОУ «Детский сад №29»

г. Нижний Новгород

Конструктивная

деятельность

играет

немаловажную

роль

в

процессе

всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста.

Анализ теории и практики по интересующей меня проблеме позволил

выделить противоречие: конструктивная деятельность не возникает сама по

себе; без последовательного формирования конструктивных и творческих

умений она остается на манипуляторном уровне. Необходимость разрешения

названного противоречия обусловила выбор темы самообразования, через

какие

инновационные

технологии

и

методы

это

лучше

сделать

(проблемное обучение), какие задачи воспитания еще можно решить и какой

материал использовать (краеведческий).

Инновационные

процессы

на

современном

этапе

развития

общества

затрагивают

в

первую

очередь

систему

дошкольного

образования,

как

начальную ступень раскрытия потенциала способностей ребенка. Развитие

дошкольного образования, переход на новый

качественный уровень, не

может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Проблемное

обучение

одна

из

многих

инновационных

технологий

обучения

и

воспитания

в

детском

саду.

Как

технологию

проблемного

обучения

можно

использовать

в

конструктивной

деятельно сти

дошкольников?

Очень

часто

воспитатели

превращают

работу

по

конструированию

в

чисто механическую исполнительскую деятельность. Воспитатели должны

специально

соединить

сенсорный

опыт

ребенка

с

размышлениями

и

эмоциями. В данный момент и включаются проблемные ситуации, связанные

со сказочными героями, которые оказываются в трудном положении и им

необходима помощь со стороны детей в сооружении правильной конструкции

или

получении

конкретного

продукта.

Только

тогда

предметно

практическая

деятельность

по

воспроизведении

образа

будет

носить

развивающий характер, дает толчок для развития воображения, творчества,

самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Основное

условие

систематические

задачи

проблемного

характера,

задачи, требующие от детей соотнесения известных им способов действий с

новыми

условиями;

использование

этих

способов

при

решении

новых

конструктивных задач.

В

какой

форме

проводить

работу

с

детьми:

групповой

или

индивидуальной?

Чтобы

развивать

у

детей

способность

сомневаться,

критически

мыслить,

предпочтение

следует

отдавать

групповым

формам

работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам,

чем по отношению к взрослому. Общение и совместная деятельности со

взрослыми развивает у ребенка у ребенка умение ставить цель, действовать,

подражая

ему.

А

в

совместной

деятельности

со

сверстниками

ребёнок

начинает

использовать

формы

поведения

взрослых:

контролировать,

оценивать,

не

соглашаться,

спорить.

Познавательная

деятельность

организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми

в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность

отношений.

Для эффективного обучения конструированию была создана картотека

проблемных

ситуаций!

Но

источником

замысла

детей

в

конструктивной

деятельности

является

окружающая

жизнь,

ее

богатая

палитра:

разнообразный

природный

и

предметный

мир,

социальные

явления,

культурное наследие прошлого и настоящего родного края, страны, города,

художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь

игра

и

т.п.

Но

восприятие

окружающего

у

детей

часто

бывает

поверхностным,

они

схватывают

в

первую

очередь

внешние

стороны

предметов,

явлений,

которые

затем

и

воспроизводят

в

практической

деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы

жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для

более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения

видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи

и по – своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в

этом случае опирается на образные представления о реально существующих

или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится

основой детских замыслов.

И от того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его

воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности

и

историческом

прошлом

страны,

зависит

и

становление

личности

гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое

прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась

гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.

Дж.

Байрон

писал:

«Племя,

не

способное

воспитать

в

потомстве

стремление

сохранить

и

защитить

сложившуюся

культуру,

традиции,

обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитании е своих

граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».

Поэтому

выбор

материала,

источника

получения

информации,

впечатлений привел к использованию краеведческого материала, воспитанию

патриотических чувств у детей.

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного

возраста

актуальна

и

значима.

Патриотизм

важнейшее

нравственное

качество любого человека. Сущность патриотизма в глубокой осознанной

любви к родному краю, городу. Процесс познания Родины реализуется в

предметно – наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно

видит, слышит, осязает окружающий мир. Мир ребенка – это семья, дом,

улица, парк, куда он ходил гулять, ближайший лес, Кремль, реки Ока и Волга.

Детям необходимо показать, что город, в котором они живут, славен своей

историей,

традициями,

достопримечательностями,

памятниками,

интересными людьми, народными промыслами. Детям дошкольного возраста

доступно чувство любви к родному городу, родной природе, и своей Родине.

Это есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется

в процессе целенаправленного воспитания.

По

мере

обогащения

разных

видов

детской

деятельности

новым

содержанием,

способами

и

приёмами

у

детей

возникает

способность

к

построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно

сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой

детской деятельности, в том числе и конструировании.

Поэтому одним из направлений патриотического воспитания является

формирование

у

дошкольников

представлений

о

родном

городе

и

его

достопримечательностях, которое предполагает:

- включение материала о родном крае в целостный образовательный

процесс;

-

введение

краеведческого

материала

в

работу

с

детьми,

с

учётом

принципа

постепенного

перехода

от

более

близкого

ребенка,

личностно

значимого, к менее близкому – культурно – историческим фактам;

- осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории,

культуре,

природе

родного

города,

то

есть

выбор

ими

самими

той

деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления

об

увиденном

и

услышанном

(конструирование,

творческая

игра,

строительная игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение

загадок, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству

детского сада, города, охране природы и т.п.);

- привлечение детей к участию в фольклорных народных праздниках (см.

конспект

физкультурно–музыкального

развлечения

с

фольклорным

содержанием «Троицкие гуляния»), в городских праздниках с тем, чтобы они

имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья;

- осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом

(метод

проектов),

прежде

всего

повышающих

их

познавательную

и

эмоциональную активность; (это отражено в планировании календарном на 2

недели)

-

создание

такой

развивающей

среды

в

группе

и

МБДОУ,

которая

способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры

с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта – изба,

предметы декоративно – прикладного искусства, макеты зоопарка, кремля,

стадиона (позволила бы удовлетворить потребность в познании окружающего

мира, преобразовании его по законам добра и красоты);

- организацию работы с родителями под девизом: их знания и любовь к

родному краю должны передаваться и детям!

А

чтобы

осуществлялся

комплексный

подход

к

воспитанию

в

духе

п ат р и от и зма

п р и

о з н а ком л е н и и

д о ш кол ь н и ко в

( с т а р ш и х )

с

достопримечательностями родного края использовался метод проектов. Его

предложила

Миловидова

Н.А.

Целью

проекта

является

приобщение

дошкольников

к

истории

культуре

родного

города,

м е стным

достопримечательностям,

воспитание

любви

и

привязанности

к

родному

краю.

А также методы, повышающие познавательную активность:

- сравнение,

- моделирование и конструирование;

- экспериментирование и опыты.

Методы, стимулирующие эмоциональную активность:

-

игровые:

воображаемые

ситуации,

придумывание

сказок,

игры-

драматизации;

- сюрпризные моменты.

Методы обучения и развития творчества:

- мотивирование детской деятельности;

- исследование предметов;

- проблемные ситуации и задачи4

- детское экспериментирование;

- вопросы, задаваемые детьми;

- догадки, предположения.

Но воспитание патриотизма невозможно без привлечения родителей. В

настоящее время актуальна и, особенно, трудна работа с родителями, требует

большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания

патриотизма,

гражданственность

не

считаются

важными,

и

зачастую

вызывают

лишь

негодование.

А

в

семье

ребенок

усваивает

основные

социальные

знания,

приобретает

нравственные

ценности

и

идеалы,

необходимые ему для жизни в данном обществе.

Сотрудничество

с

родителями

одно

из

важнейших

направлений

в

работе. Роль семьи как изначального Отечества переоценить невозможно. Да

и формирование представлений о достопримечательностях родного города

невозможно без установления тесной связи с семьёй.

Я использую следующие формы и методы работы с родителями:

- творческие домашние задания: придумывания и изображение герба

своей семьи, создание фотоальбома «Мой город, и я»,

-

консультации

на

тему

«Семейный

маршрут

выходного

дня»,

«как

познакомить

детей

с

выдающимися

земляками»,

«учим

детей

беречь

и

любить свой город»,

- разработать экскурсионный маршрут «отдыхаем всей семьей».

Изучив теоретический материал по конструированию из строительного

материала с детьми 3-7 лет, который оказался наиболее изученным.

Однако,

как

ни

парадоксально,

целенаправленное

и

систематическое

обучение именно этому виду конструирование в практике отсутствует. В

основном оно используется во взаимосвязи с игрой в обучении детей раннего

и младшего дошкольного возраста. Что же

касается более старших детей

(после 5 лет), то с ними, как правило, никакого обучения не производится.

Дети сами, в свободное от занятий время, создают разные постройки, и в

основном

для

игры.

При

этом

сама

деятельность

конструирования

большинства детей находится на крайнем низком уровне.

По-

видимому,

это

можно

объяснить

двумя

причинами:

во-первых,

сформировавшимися

у

педагогов

отношением

к

конструированию

из

строительного материала как к игре (об этом говорит и такая укрепившаяся в

практике

категория,

как

и

строительные

игры)

и,

во

–вторых,

не

разработанностью

развивающей

системы

обучения

этому

виду

конструирования и его содержания для детей разных дошкольных возрастов

(хотя частично, по отношению к старшим дошкольникам, это было сделано в

работе А.Н.Давидчук).

Поэтому

современные

подходы

ставят

перед

педагогами

дошкольных

образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству

продуктивной деятельностью детей.



В раздел образования