Автор: Белименко Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Знакомство детей с родным краем в конструктивной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Знакомство детей с родным краем в конструктивной деятельности.
Воспитатель Белименко Н.М.
МБДОУ «Детский сад №29»
г. Нижний Новгород
Конструктивная
деятельность
играет
немаловажную
роль
в
процессе
всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста.
Анализ теории и практики по интересующей меня проблеме позволил
выделить противоречие: конструктивная деятельность не возникает сама по
себе; без последовательного формирования конструктивных и творческих
умений она остается на манипуляторном уровне. Необходимость разрешения
названного противоречия обусловила выбор темы самообразования, через
какие
инновационные
технологии
и
методы
—
это
лучше
сделать
(проблемное обучение), какие задачи воспитания еще можно решить и какой
материал использовать (краеведческий).
Инновационные
процессы
на
современном
этапе
развития
общества
затрагивают
в
первую
очередь
систему
дошкольного
образования,
как
начальную ступень раскрытия потенциала способностей ребенка. Развитие
дошкольного образования, переход на новый
качественный уровень, не
может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Проблемное
обучение
–
одна
из
многих
инновационных
технологий
обучения
и
воспитания
в
детском
саду.
Как
технологию
проблемного
обучения
можно
использовать
в
конструктивной
деятельно сти
дошкольников?
Очень
часто
воспитатели
превращают
работу
по
конструированию
в
чисто механическую исполнительскую деятельность. Воспитатели должны
специально
соединить
сенсорный
опыт
ребенка
с
размышлениями
и
эмоциями. В данный момент и включаются проблемные ситуации, связанные
со сказочными героями, которые оказываются в трудном положении и им
необходима помощь со стороны детей в сооружении правильной конструкции
или
получении
конкретного
продукта.
Только
тогда
предметно
–
практическая
деятельность
по
воспроизведении
образа
будет
носить
развивающий характер, дает толчок для развития воображения, творчества,
самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Основное
условие
–
систематические
задачи
проблемного
характера,
задачи, требующие от детей соотнесения известных им способов действий с
новыми
условиями;
использование
этих
способов
при
решении
новых
конструктивных задач.
В
какой
форме
проводить
работу
с
детьми:
групповой
или
индивидуальной?
Чтобы
развивать
у
детей
способность
сомневаться,
критически
мыслить,
предпочтение
следует
отдавать
групповым
формам
работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам,
чем по отношению к взрослому. Общение и совместная деятельности со
взрослыми развивает у ребенка у ребенка умение ставить цель, действовать,
подражая
ему.
А
в
совместной
деятельности
со
сверстниками
ребёнок
начинает
использовать
формы
поведения
взрослых:
контролировать,
оценивать,
не
соглашаться,
спорить.
Познавательная
деятельность
организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми
в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность
отношений.
Для эффективного обучения конструированию была создана картотека
проблемных
ситуаций!
Но
источником
замысла
детей
в
конструктивной
деятельности
является
окружающая
жизнь,
ее
богатая
палитра:
разнообразный
природный
и
предметный
мир,
социальные
явления,
культурное наследие прошлого и настоящего родного края, страны, города,
художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь
игра
и
т.п.
Но
восприятие
окружающего
у
детей
часто
бывает
поверхностным,
они
схватывают
в
первую
очередь
внешние
стороны
предметов,
явлений,
которые
затем
и
воспроизводят
в
практической
деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы
жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для
более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения
видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи
и по – своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в
этом случае опирается на образные представления о реально существующих
или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится
основой детских замыслов.
И от того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его
воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности
и
историческом
прошлом
страны,
зависит
и
становление
личности
гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое
прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась
гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.
Дж.
Байрон
писал:
«Племя,
не
способное
воспитать
в
потомстве
стремление
сохранить
и
защитить
сложившуюся
культуру,
традиции,
обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитании е своих
граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».
Поэтому
выбор
материала,
источника
получения
информации,
впечатлений привел к использованию краеведческого материала, воспитанию
патриотических чувств у детей.
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного
возраста
актуальна
и
значима.
Патриотизм
–
важнейшее
нравственное
качество любого человека. Сущность патриотизма в глубокой осознанной
любви к родному краю, городу. Процесс познания Родины реализуется в
предметно – наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно
видит, слышит, осязает окружающий мир. Мир ребенка – это семья, дом,
улица, парк, куда он ходил гулять, ближайший лес, Кремль, реки Ока и Волга.
Детям необходимо показать, что город, в котором они живут, славен своей
историей,
традициями,
достопримечательностями,
памятниками,
интересными людьми, народными промыслами. Детям дошкольного возраста
доступно чувство любви к родному городу, родной природе, и своей Родине.
Это есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется
в процессе целенаправленного воспитания.
По
мере
обогащения
разных
видов
детской
деятельности
новым
содержанием,
способами
и
приёмами
у
детей
возникает
способность
к
построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно
сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой
детской деятельности, в том числе и конструировании.
Поэтому одним из направлений патриотического воспитания является
формирование
у
дошкольников
представлений
о
родном
городе
и
его
достопримечательностях, которое предполагает:
- включение материала о родном крае в целостный образовательный
процесс;
-
введение
краеведческого
материала
в
работу
с
детьми,
с
учётом
принципа
постепенного
перехода
от
более
близкого
ребенка,
личностно
значимого, к менее близкому – культурно – историческим фактам;
- осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории,
культуре,
природе
родного
города,
то
есть
выбор
ими
самими
той
деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления
об
увиденном
и
услышанном
(конструирование,
творческая
игра,
строительная игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение
загадок, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству
детского сада, города, охране природы и т.п.);
- привлечение детей к участию в фольклорных народных праздниках (см.
конспект
физкультурно–музыкального
развлечения
с
фольклорным
содержанием «Троицкие гуляния»), в городских праздниках с тем, чтобы они
имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья;
- осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом
(метод
проектов),
прежде
всего
повышающих
их
познавательную
и
эмоциональную активность; (это отражено в планировании календарном на 2
недели)
-
создание
такой
развивающей
среды
в
группе
и
МБДОУ,
которая
способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры
с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта – изба,
предметы декоративно – прикладного искусства, макеты зоопарка, кремля,
стадиона (позволила бы удовлетворить потребность в познании окружающего
мира, преобразовании его по законам добра и красоты);
- организацию работы с родителями под девизом: их знания и любовь к
родному краю должны передаваться и детям!
А
чтобы
осуществлялся
комплексный
подход
к
воспитанию
в
духе
п ат р и от и зма
п р и
о з н а ком л е н и и
д о ш кол ь н и ко в
( с т а р ш и х )
с
достопримечательностями родного края использовался метод проектов. Его
предложила
Миловидова
Н.А.
Целью
проекта
является
приобщение
дошкольников
к
истории
культуре
родного
города,
м е стным
достопримечательностям,
воспитание
любви
и
привязанности
к
родному
краю.
А также методы, повышающие познавательную активность:
- сравнение,
- моделирование и конструирование;
- экспериментирование и опыты.
Методы, стимулирующие эмоциональную активность:
-
игровые:
воображаемые
ситуации,
придумывание
сказок,
игры-
драматизации;
- сюрпризные моменты.
Методы обучения и развития творчества:
- мотивирование детской деятельности;
- исследование предметов;
- проблемные ситуации и задачи4
- детское экспериментирование;
- вопросы, задаваемые детьми;
- догадки, предположения.
Но воспитание патриотизма невозможно без привлечения родителей. В
настоящее время актуальна и, особенно, трудна работа с родителями, требует
большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания
патриотизма,
гражданственность
не
считаются
важными,
и
зачастую
вызывают
лишь
негодование.
А
в
семье
ребенок
усваивает
основные
социальные
знания,
приобретает
нравственные
ценности
и
идеалы,
необходимые ему для жизни в данном обществе.
Сотрудничество
с
родителями
–
одно
из
важнейших
направлений
в
работе. Роль семьи как изначального Отечества переоценить невозможно. Да
и формирование представлений о достопримечательностях родного города
невозможно без установления тесной связи с семьёй.
Я использую следующие формы и методы работы с родителями:
- творческие домашние задания: придумывания и изображение герба
своей семьи, создание фотоальбома «Мой город, и я»,
-
консультации
на
тему
«Семейный
маршрут
выходного
дня»,
«как
познакомить
детей
с
выдающимися
земляками»,
«учим
детей
беречь
и
любить свой город»,
- разработать экскурсионный маршрут «отдыхаем всей семьей».
Изучив теоретический материал по конструированию из строительного
материала с детьми 3-7 лет, который оказался наиболее изученным.
Однако,
как
ни
парадоксально,
целенаправленное
и
систематическое
обучение именно этому виду конструирование в практике отсутствует. В
основном оно используется во взаимосвязи с игрой в обучении детей раннего
и младшего дошкольного возраста. Что же
касается более старших детей
(после 5 лет), то с ними, как правило, никакого обучения не производится.
Дети сами, в свободное от занятий время, создают разные постройки, и в
основном
для
игры.
При
этом
сама
деятельность
конструирования
большинства детей находится на крайнем низком уровне.
По-
видимому,
это
можно
объяснить
двумя
причинами:
во-первых,
сформировавшимися
у
педагогов
отношением
к
конструированию
из
строительного материала как к игре (об этом говорит и такая укрепившаяся в
практике
категория,
как
и
строительные
игры)
и,
во
–вторых,
не
разработанностью
развивающей
системы
обучения
этому
виду
конструирования и его содержания для детей разных дошкольных возрастов
(хотя частично, по отношению к старшим дошкольникам, это было сделано в
работе А.Н.Давидчук).
Поэтому
современные
подходы
ставят
перед
педагогами
дошкольных
образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству
продуктивной деятельностью детей.